С 1 января 2023 года американские частные компании больше не смогут пользоваться российскими ракетами, чтобы выводить на орбиту спутники связи, — Пентагон запретил. То же касается и китайских, северокорейских, сирийских, иранских и суданских ракет. Насколько это серьёзный запрет, что теперь будет и почему он начнёт действовать лишь спустя три года?Внимание! _Автор статьи уверен, что читатели и так всё прекрасно знают и понимают политику принимаемых решений, а потому притворился, что её не существует, и сосредоточился исключительно на экономических последствиях.Запрещаю запрещатьКак вообще Пентагон может запрещать что-то частным компаниям? А вот так! В запрете идёт речь о безопасности, и изначально говорится исключительно о том, что
«новые ограничения вводятся относительно спутников и средств выведения на орбиту для оказания услуг спутниковой связи». Значит, это касается космических аппаратов по обеспечению спутниковой связи. С другой стороны, любой спутник можно при необходимости и желании подтянуть под такой запрет.
Насколько это серьёзная доля рынка? У американских коммерческих спутников, на самом деле, очень солидная — едва ли не половина от всех коммерческих космических аппаратов в мире. Проблема лишь в том, что Россия за последние несколько лет и без запрета стала гораздо меньше запускать американские аппараты. За последние три года их количество было очень невелико (кроме внезапного 2018 года с большим количеством спутников «Лемур»), и причина тут не только в различных табу.
Американский спутник «Лемур» на орбитеЧаще всего крупные спутниковые аппараты сразу создаются под конкретную ракету-носитель, а способ запуска контрактуется ещё на этапе подписания договора. После того как у США появилась компания SpaceX, туда едва ли не автоматом утекло множество коммерческих заказов.
И дело даже не столько в цене запуска, сколько в удобстве, простоте логистики, проверок и прочего. Понятно, что запрет Пентагона снизит количество запускаемых Россией американских космических аппаратов до нуля, но назвать это серьёзным решением, способным изменить ситуацию на рынке, нельзя.
Побочные действияВот тут всё сложнее и менее предсказуемо. Например, как быть с совместными проектами, такими как российский «Морской старт»? Будет ли его касаться запрет — притом, что в настоящее время сам «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса?
Что делать с международными проектами, в которых участвуют американские акционеры? Возьмём тот же «УанВеб», что будет выводиться во многом при помощи российских «союзов» и «протонов». Изначально проект британский, но и американские инвесторы в нём поучаствовали. И как теперь быть?
Скорее всего, подобные случаи будут трактоваться не в пользу России. И вот тут подсчитать возможную упущенную прибыль гораздо сложнее, да и объёмы её будут гораздо больше.
Старт ракеты-носителя «Союз» с космодрома во Французской Гвиане со спутниками «УанВеб» на бортуВполне вероятно, что и часть европейских компаний поспешит действовать по примеру США, и тогда это окажется совсем неприятным. России останется запускать свои проекты и редкие контракты африканских и азиатских компаний.
Как это повлияет на «Роскосмос» в целом? Станет хуже с деньгами, придётся ещё немного ужать реализуемые проекты из программы ФКП (федеральная космическая программа. — Прим. ред.), и, скорее всего, опять под раздачу попадёт наука. Увы, но хорошего в этой ситуации практически нет.
Трёхлетняя страховкаА почему выбран именно такой срок? Почему бы не заняться безопасностью США прямо сейчас, раз уж она так важна? Если убрать политические причины, то это своеобразная страховка американской космонавтики, которая в настоящее время зависит от российской по нескольким вопросам. Самый главный из них — двигатели РД-180, производимые российским «Энергомашем» и продаваемые в США для тяжёлой ракеты-носителя «Атлас V».
Несмотря на усиленные работы по замене, пока аналогов российских РД-180 нет — и вряд ли они появятся в ближайший год-два. Над этим работает «Блу Ориджин» миллиардера Джеффа Безоса — но готово всё будет не очень скоро, плюс надо учитывать достаточно длительный срок испытаний.
Кроме того, США считают, что в ближайшие три года на рынке появятся новые ракеты-носители, способные полностью закрыть все ниши по запускам. «Вулкан», «Нью Гленн», «ОмегА» без российских двигателей — платите и пользуйтесь.
Ракета-носитель «Вулкан»При этом надо понимать, что подобный запрет не отразится на сотрудничестве России и США по Международной космической станции и другим проектам NASA-«Роскосмос». Там взаимодействие идёт на межгосударственном уровне между двумя государственными ведомствами, и запрет Пентагона добавит больше напряжённости в диалогах, но не более того.
Космос без политикиУвы, как бы нам ни хотелось верить в существование космоса без политики — это утопия. США в очередной раз показывают, как можно применять космонавтику в качестве международного политического инструмента. Тот же Китай уже много лет остаётся «парией», отлучённой от возможности нормального взаимодействия с США в космической сфере. Судя по всему, мы тоже в ближайшее время окажемся в этой же компании.
Впрочем, такой запрет, особенно учитывая длительную отсрочку, более чем прозрачно показывает, что его истинная цель — вовсе не внутренняя безопасность США и не забота о коммерческих компаниях, а лишь очередной аргумент для политического и экономического давления в переговорах различного уровня, на который нам ответить, увы, пока особо нечем.
Михаил Котов
С 1 января 2023 года американские частные компании больше не смогут пользоваться российскими ракетами, чтобы выводить на орбиту спутники связи, — Пентагон запретил. То же касается и китайских, северокорейских, сирийских, иранских и суданских ракет. Насколько это серьёзный запрет, что теперь будет и почему он начнёт действовать лишь спустя три года? Внимание! _Автор статьи уверен, что читатели и так всё прекрасно знают и понимают политику принимаемых решений, а потому притворился, что её не существует, и сосредоточился исключительно на экономических последствиях. Запрещаю запрещать Как вообще Пентагон может запрещать что-то частным компаниям? А вот так! В запрете идёт речь о безопасности, и изначально говорится исключительно о том, что «новые ограничения вводятся относительно спутников и средств выведения на орбиту для оказания услуг спутниковой связи». Значит, это касается космических аппаратов по обеспечению спутниковой связи. С другой стороны, любой спутник можно при необходимости и желании подтянуть под такой запрет. Насколько это серьёзная доля рынка? У американских коммерческих спутников, на самом деле, очень солидная — едва ли не половина от всех коммерческих космических аппаратов в мире. Проблема лишь в том, что Россия за последние несколько лет и без запрета стала гораздо меньше запускать американские аппараты. За последние три года их количество было очень невелико (кроме внезапного 2018 года с большим количеством спутников «Лемур»), и причина тут не только в различных табу. Американский спутник «Лемур» на орбите Чаще всего крупные спутниковые аппараты сразу создаются под конкретную ракету-носитель, а способ запуска контрактуется ещё на этапе подписания договора. После того как у США появилась компания SpaceX, туда едва ли не автоматом утекло множество коммерческих заказов. И дело даже не столько в цене запуска, сколько в удобстве, простоте логистики, проверок и прочего. Понятно, что запрет Пентагона снизит количество запускаемых Россией американских космических аппаратов до нуля, но назвать это серьёзным решением, способным изменить ситуацию на рынке, нельзя. Побочные действия Вот тут всё сложнее и менее предсказуемо. Например, как быть с совместными проектами, такими как российский «Морской старт»? Будет ли его касаться запрет — притом, что в настоящее время сам «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса? Что делать с международными проектами, в которых участвуют американские акционеры? Возьмём тот же «УанВеб», что будет выводиться во многом при помощи российских «союзов» и «протонов». Изначально проект британский, но и американские инвесторы в нём поучаствовали. И как теперь быть? Скорее всего, подобные случаи будут трактоваться не в пользу России. И вот тут подсчитать возможную упущенную прибыль гораздо сложнее, да и объёмы её будут гораздо больше. Старт ракеты-носителя «Союз» с космодрома во Французской Гвиане со спутниками «УанВеб» на борту Вполне вероятно, что и часть европейских компаний поспешит действовать по примеру США, и тогда это окажется совсем неприятным. России останется запускать свои проекты и редкие контракты африканских и азиатских компаний. Как это повлияет на «Роскосмос» в целом? Станет хуже с деньгами, придётся ещё немного ужать реализуемые проекты из программы ФКП (федеральная космическая программа. — Прим. ред.), и, скорее всего, опять под раздачу попадёт наука. Увы, но хорошего в этой ситуации практически нет. Трёхлетняя страховка А почему выбран именно такой срок? Почему бы не заняться безопасностью США прямо сейчас, раз уж она так важна? Если убрать политические причины, то это своеобразная страховка американской космонавтики, которая в настоящее время зависит от российской по нескольким вопросам. Самый главный из них — двигатели РД-180, производимые российским «Энергомашем» и продаваемые в США для тяжёлой ракеты-носителя «Атлас V». Несмотря на усиленные работы по замене, пока аналогов российских РД-180 нет — и вряд ли они появятся в ближайший год-два. Над этим работает «Блу Ориджин» миллиардера Джеффа Безоса — но готово всё будет не очень скоро, плюс надо учитывать достаточно длительный срок испытаний. Кроме того, США считают, что в ближайшие три года на рынке появятся новые ракеты-носители, способные полностью закрыть все ниши по запускам. «Вулкан», «Нью Гленн», «ОмегА» без российских двигателей — платите и пользуйтесь. Ракета-носитель «Вулкан» При этом надо понимать, что подобный запрет не отразится на сотрудничестве России и США по Международной космической станции и другим проектам NASA-«Роскосмос». Там взаимодействие идёт на межгосударственном уровне между двумя государственными ведомствами, и запрет Пентагона добавит больше напряжённости в диалогах, но не более того. Космос без политики Увы, как бы нам ни хотелось верить в существование космоса без политики — это утопия. США в очередной раз показывают, как можно применять космонавтику в качестве международного политического инструмента. Тот же Китай уже много лет остаётся «парией», отлучённой от возможности нормального взаимодействия с США в космической сфере. Судя по всему, мы тоже в ближайшее время окажемся в этой же компании. Впрочем, такой запрет, особенно учитывая длительную отсрочку, более чем прозрачно показывает, что его истинная цель — вовсе не внутренняя безопасность США и не забота о коммерческих компаниях, а лишь очередной аргумент для политического и экономического давления в переговорах различного уровня, на который нам ответить, увы, пока особо нечем. Михаил Котов
Комментарии (0)