С 1 января 2023 года американские частные компании больше не смогут пользоваться российскими ракетами, чтобы выводить на орбиту спутники связи, — Пентагон запретил. То же касается и китайских, северокорейских, сирийских, иранских и суданских ракет. Насколько это серьёзный запрет, что теперь будет и почему он начнёт действовать лишь спустя три года?
Внимание! _Автор статьи уверен, что читатели и так всё прекрасно знают и понимают политику принимаемых решений, а потому притворился, что её не существует, и сосредоточился исключительно на экономических последствиях.
Запрещаю запрещать
Как вообще Пентагон может запрещать что-то частным компаниям? А вот так! В запрете идёт речь о безопасности, и изначально говорится исключительно о том, что «новые ограничения вводятся относительно спутников и средств выведения на орбиту для оказания услуг спутниковой связи». Значит, это касается космических аппаратов по обеспечению спутниковой связи. С другой стороны, любой спутник можно при необходимости и желании подтянуть под такой запрет.
Насколько это серьёзная доля рынка? У американских коммерческих спутников, на самом деле, очень солидная — едва ли не половина от всех коммерческих космических аппаратов в мире. Проблема лишь в том, что Россия за последние несколько лет и без запрета стала гораздо меньше запускать американские аппараты. За последние три года их количество было очень невелико (кроме внезапного 2018 года с большим количеством спутников «Лемур»), и причина тут не только в различных табу.
Американский спутник «Лемур» на орбите Чаще всего крупные спутниковые аппараты сразу создаются под конкретную ракету-носитель, а способ запуска контрактуется ещё на этапе подписания договора. После того как у США появилась компания SpaceX, туда едва ли не автоматом утекло множество коммерческих заказов. И дело даже не столько в цене запуска, сколько в удобстве, простоте логистики, проверок и прочего. Понятно, что запрет Пентагона снизит количество запускаемых Россией американских космических аппаратов до нуля, но назвать это серьёзным решением, способным изменить ситуацию на рынке, нельзя.
Побочные действия
Вот тут всё сложнее и менее предсказуемо. Например, как быть с совместными проектами, такими как российский «Морской старт»? Будет ли его касаться запрет — притом, что в настоящее время сам «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса? Что делать с международными проектами, в которых участвуют американские акционеры? Возьмём тот же «УанВеб», что будет выводиться во многом при помощи российских «союзов» и «протонов». Изначально проект британский, но и американские инвесторы в нём поучаствовали. И как теперь быть?
Скорее всего, подобные случаи будут трактоваться не в пользу России. И вот тут подсчитать возможную упущенную прибыль гораздо сложнее, да и объёмы её будут гораздо больше.
Старт ракеты-носителя «Союз» с космодрома во Французской Гвиане со спутниками «УанВеб» на борту Вполне вероятно, что и часть европейских компаний поспешит действовать по примеру США, и тогда это окажется совсем неприятным. России останется запускать свои проекты и редкие контракты африканских и азиатских компаний.
Как это повлияет на «Роскосмос» в целом? Станет хуже с деньгами, придётся ещё немного ужать реализуемые проекты из программы ФКП (федеральная космическая программа. — Прим. ред.), и, скорее всего, опять под раздачу попадёт наука. Увы, но хорошего в этой ситуации практически нет.
Трёхлетняя страховка
А почему выбран именно такой срок? Почему бы не заняться безопасностью США прямо сейчас, раз уж она так важна? Если убрать политические причины, то это своеобразная страховка американской космонавтики, которая в настоящее время зависит от российской по нескольким вопросам. Самый главный из них — двигатели РД-180, производимые российским «Энергомашем» и продаваемые в США для тяжёлой ракеты-носителя «Атлас V». Несмотря на усиленные работы по замене, пока аналогов российских РД-180 нет — и вряд ли они появятся в ближайший год-два. Над этим работает «Блу Ориджин» миллиардера Джеффа Безоса — но готово всё будет не очень скоро, плюс надо учитывать достаточно длительный срок испытаний.
Кроме того, США считают, что в ближайшие три года на рынке появятся новые ракеты-носители, способные полностью закрыть все ниши по запускам. «Вулкан», «Нью Гленн», «ОмегА» без российских двигателей — платите и пользуйтесь.
Ракета-носитель «Вулкан» При этом надо понимать, что подобный запрет не отразится на сотрудничестве России и США по Международной космической станции и другим проектам NASA-«Роскосмос». Там взаимодействие идёт на межгосударственном уровне между двумя государственными ведомствами, и запрет Пентагона добавит больше напряжённости в диалогах, но не более того.
Космос без политики
Увы, как бы нам ни хотелось верить в существование космоса без политики — это утопия. США в очередной раз показывают, как можно применять космонавтику в качестве международного политического инструмента. Тот же Китай уже много лет остаётся «парией», отлучённой от возможности нормального взаимодействия с США в космической сфере. Судя по всему, мы тоже в ближайшее время окажемся в этой же компании.
Впрочем, такой запрет, особенно учитывая длительную отсрочку, более чем прозрачно показывает, что его истинная цель — вовсе не внутренняя безопасность США и не забота о коммерческих компаниях, а лишь очередной аргумент для политического и экономического давления в переговорах различного уровня, на который нам ответить, увы, пока особо нечем.
Михаил Котов
С 1 января 2023 года американские частные компании больше не смогут пользоваться российскими ракетами, чтобы выводить на орбиту спутники связи, — Пентагон запретил. То же касается и китайских, северокорейских, сирийских, иранских и суданских ракет. Насколько это серьёзный запрет, что теперь будет и почему он начнёт действовать лишь спустя три года? Внимание! _Автор статьи уверен, что читатели и так всё прекрасно знают и понимают политику принимаемых решений, а потому притворился, что её не существует, и сосредоточился исключительно на экономических последствиях. Запрещаю запрещать Как вообще Пентагон может запрещать что-то частным компаниям? А вот так! В запрете идёт речь о безопасности, и изначально говорится исключительно о том, что «новые ограничения вводятся относительно спутников и средств выведения на орбиту для оказания услуг спутниковой связи». Значит, это касается космических аппаратов по обеспечению спутниковой связи. С другой стороны, любой спутник можно при необходимости и желании подтянуть под такой запрет. Насколько это серьёзная доля рынка? У американских коммерческих спутников, на самом деле, очень солидная — едва ли не половина от всех коммерческих космических аппаратов в мире. Проблема лишь в том, что Россия за последние несколько лет и без запрета стала гораздо меньше запускать американские аппараты. За последние три года их количество было очень невелико (кроме внезапного 2018 года с большим количеством спутников «Лемур»), и причина тут не только в различных табу. Американский спутник «Лемур» на орбите Чаще всего крупные спутниковые аппараты сразу создаются под конкретную ракету-носитель, а способ запуска контрактуется ещё на этапе подписания договора. После того как у США появилась компания SpaceX, туда едва ли не автоматом утекло множество коммерческих заказов. И дело даже не столько в цене запуска, сколько в удобстве, простоте логистики, проверок и прочего. Понятно, что запрет Пентагона снизит количество запускаемых Россией американских космических аппаратов до нуля, но назвать это серьёзным решением, способным изменить ситуацию на рынке, нельзя. Побочные действия Вот тут всё сложнее и менее предсказуемо. Например, как быть с совместными проектами, такими как российский «Морской старт»? Будет ли его касаться запрет — притом, что в настоящее время сам «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса? Что делать с международными проектами, в которых участвуют американские акционеры? Возьмём тот же «УанВеб», что будет выводиться во многом при помощи российских «союзов» и «протонов». Изначально проект британский, но и американские инвесторы в нём поучаствовали. И как теперь быть? Скорее всего, подобные случаи будут трактоваться не в пользу России. И вот тут подсчитать возможную упущенную прибыль гораздо сложнее, да и объёмы её будут гораздо больше. Старт ракеты-носителя «Союз» с космодрома во Французской Гвиане со спутниками «УанВеб» на борту Вполне вероятно, что и часть европейских компаний поспешит действовать по примеру США, и тогда это окажется совсем неприятным. России останется запускать свои проекты и редкие контракты африканских и азиатских компаний. Как это повлияет на «Роскосмос» в целом? Станет хуже с деньгами, придётся ещё немного ужать реализуемые проекты из программы ФКП (федеральная космическая программа. — Прим. ред.), и, скорее всего, опять под раздачу попадёт наука. Увы, но хорошего в этой ситуации практически нет. Трёхлетняя страховка А почему выбран именно такой срок? Почему бы не заняться безопасностью США прямо сейчас, раз уж она так важна? Если убрать политические причины, то это своеобразная страховка американской космонавтики, которая в настоящее время зависит от российской по нескольким вопросам. Самый главный из них — двигатели РД-180, производимые российским «Энергомашем» и продаваемые в США для тяжёлой ракеты-носителя «Атлас V». Несмотря на усиленные работы по замене, пока аналогов российских РД-180 нет — и вряд ли они появятся в ближайший год-два. Над этим работает «Блу Ориджин» миллиардера Джеффа Безоса — но готово всё будет не очень скоро, плюс надо учитывать достаточно длительный срок испытаний. Кроме того, США считают, что в ближайшие три года на рынке появятся новые ракеты-носители, способные полностью закрыть все ниши по запускам. «Вулкан», «Нью Гленн», «ОмегА» без российских двигателей — платите и пользуйтесь. Ракета-носитель «Вулкан» При этом надо понимать, что подобный запрет не отразится на сотрудничестве России и США по Международной космической станции и другим проектам NASA-«Роскосмос». Там взаимодействие идёт на межгосударственном уровне между двумя государственными ведомствами, и запрет Пентагона добавит больше напряжённости в диалогах, но не более того. Космос без политики Увы, как бы нам ни хотелось верить в существование космоса без политики — это утопия. США в очередной раз показывают, как можно применять космонавтику в качестве международного политического инструмента. Тот же Китай уже много лет остаётся «парией», отлучённой от возможности нормального взаимодействия с США в космической сфере. Судя по всему, мы тоже в ближайшее время окажемся в этой же компании. Впрочем, такой запрет, особенно учитывая длительную отсрочку, более чем прозрачно показывает, что его истинная цель — вовсе не внутренняя безопасность США и не забота о коммерческих компаниях, а лишь очередной аргумент для политического и экономического давления в переговорах различного уровня, на который нам ответить, увы, пока особо нечем. Михаил Котов
Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды....
01-дек-2025
Новости дня / США / Происшествия и криминал / Здоровье / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Политика / Технологии / Видео / Большой Кавказ / Бизнес / Мир / Культура / ЖКХ / Недвижимость / Европа / Ростов-на-Дону / Транспорт / Спорт / Военные действия
Как только мир в конфликте с Украиной будет подписан и пушки замолчат, судьба Приднестровья окажется в руках Брюсселя....
01-дек-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Россия / Мир / Военные действия / Украина / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Спорт / Бизнес / Технологии / Экономика / Европа / Большой Кавказ
Латвия, Литва и Эстония вместе с главой дипломатии ЕС Каей Каллас заняли наиболее непримиримую позицию в отношении...
01-дек-2025
Новости дня / Здоровье / Политика / Чемпионат / Россия / Видео / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Европа / Бизнес / ДНР и ЛНР / Мир / Судьи / Технологии / Латинская Америка / Военные действия / США / Велоспорт / Казань / Интервью звёзд / ЖКХ / Недвижимость / Власть / Культура / Общество / Мероприятия / Армения / Статистика / Украина
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Технологии / Спорт / ЖКХ / Политика / Власть / Бизнес / Культура / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Европа / Видео / Чемпионат / Большой Кавказ / Армения
Новости дня / США / Происшествия и криминал / Здоровье / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Политика / Технологии / Видео / Большой Кавказ / Бизнес / Мир / Культура / ЖКХ / Недвижимость / Европа / Ростов-на-Дону / Транспорт / Спорт / Военные действия
Владилена
0
Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды. Строительство серии будет прекращено. В чем была роковая...
Новости дня / Политика / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Россия / Мир / Военные действия / Украина / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Спорт / Бизнес / Технологии / Экономика / Европа / Большой Кавказ
Carter
0
Как только мир в конфликте с Украиной будет подписан и пушки замолчат, судьба Приднестровья окажется в руках Брюсселя. И тут уже ни Молдавию, ни само Приднестровье никто...
Новости дня / Здоровье / Политика / Чемпионат / Россия / Видео / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Европа / Бизнес / ДНР и ЛНР / Мир / Судьи / Технологии / Латинская Америка / Военные действия / США / Велоспорт / Казань / Интервью звёзд / ЖКХ / Недвижимость / Власть / Культура / Общество / Мероприятия / Армения / Статистика / Украина
Анастасия
0
Латвия, Литва и Эстония вместе с главой дипломатии ЕС Каей Каллас заняли наиболее непримиримую позицию в отношении перспектив мира на Украине. Кроме того, они настаивают...
Комментарии (0)