С 1 января 2023 года американские частные компании больше не смогут пользоваться российскими ракетами, чтобы выводить на орбиту спутники связи, — Пентагон запретил. То же касается и китайских, северокорейских, сирийских, иранских и суданских ракет. Насколько это серьёзный запрет, что теперь будет и почему он начнёт действовать лишь спустя три года?
Внимание! _Автор статьи уверен, что читатели и так всё прекрасно знают и понимают политику принимаемых решений, а потому притворился, что её не существует, и сосредоточился исключительно на экономических последствиях.
Запрещаю запрещать
Как вообще Пентагон может запрещать что-то частным компаниям? А вот так! В запрете идёт речь о безопасности, и изначально говорится исключительно о том, что «новые ограничения вводятся относительно спутников и средств выведения на орбиту для оказания услуг спутниковой связи». Значит, это касается космических аппаратов по обеспечению спутниковой связи. С другой стороны, любой спутник можно при необходимости и желании подтянуть под такой запрет.
Насколько это серьёзная доля рынка? У американских коммерческих спутников, на самом деле, очень солидная — едва ли не половина от всех коммерческих космических аппаратов в мире. Проблема лишь в том, что Россия за последние несколько лет и без запрета стала гораздо меньше запускать американские аппараты. За последние три года их количество было очень невелико (кроме внезапного 2018 года с большим количеством спутников «Лемур»), и причина тут не только в различных табу.
Американский спутник «Лемур» на орбите Чаще всего крупные спутниковые аппараты сразу создаются под конкретную ракету-носитель, а способ запуска контрактуется ещё на этапе подписания договора. После того как у США появилась компания SpaceX, туда едва ли не автоматом утекло множество коммерческих заказов. И дело даже не столько в цене запуска, сколько в удобстве, простоте логистики, проверок и прочего. Понятно, что запрет Пентагона снизит количество запускаемых Россией американских космических аппаратов до нуля, но назвать это серьёзным решением, способным изменить ситуацию на рынке, нельзя.
Побочные действия
Вот тут всё сложнее и менее предсказуемо. Например, как быть с совместными проектами, такими как российский «Морской старт»? Будет ли его касаться запрет — притом, что в настоящее время сам «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса? Что делать с международными проектами, в которых участвуют американские акционеры? Возьмём тот же «УанВеб», что будет выводиться во многом при помощи российских «союзов» и «протонов». Изначально проект британский, но и американские инвесторы в нём поучаствовали. И как теперь быть?
Скорее всего, подобные случаи будут трактоваться не в пользу России. И вот тут подсчитать возможную упущенную прибыль гораздо сложнее, да и объёмы её будут гораздо больше.
Старт ракеты-носителя «Союз» с космодрома во Французской Гвиане со спутниками «УанВеб» на борту Вполне вероятно, что и часть европейских компаний поспешит действовать по примеру США, и тогда это окажется совсем неприятным. России останется запускать свои проекты и редкие контракты африканских и азиатских компаний.
Как это повлияет на «Роскосмос» в целом? Станет хуже с деньгами, придётся ещё немного ужать реализуемые проекты из программы ФКП (федеральная космическая программа. — Прим. ред.), и, скорее всего, опять под раздачу попадёт наука. Увы, но хорошего в этой ситуации практически нет.
Трёхлетняя страховка
А почему выбран именно такой срок? Почему бы не заняться безопасностью США прямо сейчас, раз уж она так важна? Если убрать политические причины, то это своеобразная страховка американской космонавтики, которая в настоящее время зависит от российской по нескольким вопросам. Самый главный из них — двигатели РД-180, производимые российским «Энергомашем» и продаваемые в США для тяжёлой ракеты-носителя «Атлас V». Несмотря на усиленные работы по замене, пока аналогов российских РД-180 нет — и вряд ли они появятся в ближайший год-два. Над этим работает «Блу Ориджин» миллиардера Джеффа Безоса — но готово всё будет не очень скоро, плюс надо учитывать достаточно длительный срок испытаний.
Кроме того, США считают, что в ближайшие три года на рынке появятся новые ракеты-носители, способные полностью закрыть все ниши по запускам. «Вулкан», «Нью Гленн», «ОмегА» без российских двигателей — платите и пользуйтесь.
Ракета-носитель «Вулкан» При этом надо понимать, что подобный запрет не отразится на сотрудничестве России и США по Международной космической станции и другим проектам NASA-«Роскосмос». Там взаимодействие идёт на межгосударственном уровне между двумя государственными ведомствами, и запрет Пентагона добавит больше напряжённости в диалогах, но не более того.
Космос без политики
Увы, как бы нам ни хотелось верить в существование космоса без политики — это утопия. США в очередной раз показывают, как можно применять космонавтику в качестве международного политического инструмента. Тот же Китай уже много лет остаётся «парией», отлучённой от возможности нормального взаимодействия с США в космической сфере. Судя по всему, мы тоже в ближайшее время окажемся в этой же компании.
Впрочем, такой запрет, особенно учитывая длительную отсрочку, более чем прозрачно показывает, что его истинная цель — вовсе не внутренняя безопасность США и не забота о коммерческих компаниях, а лишь очередной аргумент для политического и экономического давления в переговорах различного уровня, на который нам ответить, увы, пока особо нечем.
С 1 января 2023 года американские частные компании больше не смогут пользоваться российскими ракетами, чтобы выводить на орбиту спутники связи, — Пентагон запретил. То же касается и китайских, северокорейских, сирийских, иранских и суданских ракет. Насколько это серьёзный запрет, что теперь будет и почему он начнёт действовать лишь спустя три года? Внимание! _Автор статьи уверен, что читатели и так всё прекрасно знают и понимают политику принимаемых решений, а потому притворился, что её не существует, и сосредоточился исключительно на экономических последствиях. Запрещаю запрещать Как вообще Пентагон может запрещать что-то частным компаниям? А вот так! В запрете идёт речь о безопасности, и изначально говорится исключительно о том, что «новые ограничения вводятся относительно спутников и средств выведения на орбиту для оказания услуг спутниковой связи». Значит, это касается космических аппаратов по обеспечению спутниковой связи. С другой стороны, любой спутник можно при необходимости и желании подтянуть под такой запрет. Насколько это серьёзная доля рынка? У американских коммерческих спутников, на самом деле, очень солидная — едва ли не половина от всех коммерческих космических аппаратов в мире. Проблема лишь в том, что Россия за последние несколько лет и без запрета стала гораздо меньше запускать американские аппараты. За последние три года их количество было очень невелико (кроме внезапного 2018 года с большим количеством спутников «Лемур»), и причина тут не только в различных табу. Американский спутник «Лемур» на орбите Чаще всего крупные спутниковые аппараты сразу создаются под конкретную ракету-носитель, а способ запуска контрактуется ещё на этапе подписания договора. После того как у США появилась компания SpaceX, туда едва ли не автоматом утекло множество коммерческих заказов. И дело даже не столько в цене запуска, сколько в удобстве, простоте логистики, проверок и прочего. Понятно, что запрет Пентагона снизит количество запускаемых Россией американских космических аппаратов до нуля, но назвать это серьёзным решением, способным изменить ситуацию на рынке, нельзя. Побочные действия Вот тут всё сложнее и менее предсказуемо. Например, как быть с совместными проектами, такими как российский «Морской старт»? Будет ли его касаться запрет — притом, что в настоящее время сам «Морской старт» находится в порту Лос-Анджелеса? Что делать с международными проектами, в которых участвуют американские акционеры? Возьмём тот же «УанВеб», что будет выводиться во многом при помощи российских «союзов» и «протонов». Изначально проект британский, но и американские инвесторы в нём поучаствовали. И как теперь быть? Скорее всего, подобные случаи будут трактоваться не в пользу России. И вот тут подсчитать возможную упущенную прибыль гораздо сложнее, да и объёмы её будут гораздо больше. Старт ракеты-носителя «Союз» с космодрома во Французской Гвиане со спутниками «УанВеб» на борту Вполне вероятно, что и часть европейских компаний поспешит действовать по примеру США, и тогда это окажется совсем неприятным. России останется запускать свои проекты и редкие контракты африканских и азиатских компаний. Как это повлияет на «Роскосмос» в целом? Станет хуже с деньгами, придётся ещё немного ужать реализуемые проекты из программы ФКП (федеральная космическая программа. — Прим. ред.), и, скорее всего, опять под раздачу попадёт наука. Увы, но хорошего в этой ситуации практически нет. Трёхлетняя страховка А почему выбран именно такой срок? Почему бы не заняться безопасностью США прямо сейчас, раз уж она так важна? Если убрать политические причины, то это своеобразная страховка американской космонавтики, которая в настоящее время зависит от российской по нескольким вопросам. Самый главный из них — двигатели РД-180, производимые российским «Энергомашем» и продаваемые в США для тяжёлой ракеты-носителя «Атлас V». Несмотря на усиленные работы по замене, пока аналогов российских РД-180 нет — и вряд ли они появятся в ближайший год-два. Над этим работает «Блу Ориджин» миллиардера Джеффа Безоса — но готово всё будет не очень скоро, плюс надо учитывать достаточно длительный срок испытаний. Кроме того, США считают, что в ближайшие три года на рынке появятся новые ракеты-носители, способные полностью закрыть все ниши по запускам. «Вулкан», «Нью Гленн», «ОмегА» без российских двигателей — платите и пользуйтесь. Ракета-носитель «Вулкан» При этом надо понимать, что подобный запрет не отразится на сотрудничестве России и США по Международной космической станции и другим проектам NASA-«Роскосмос». Там взаимодействие идёт на межгосударственном уровне между двумя государственными ведомствами, и запрет Пентагона добавит больше напряжённости в диалогах, но не более того. Космос без политики Увы, как бы нам ни хотелось верить в существование космоса без политики — это утопия. США в очередной раз показывают, как можно применять космонавтику в качестве международного политического инструмента. Тот же Китай уже много лет остаётся «парией», отлучённой от возможности нормального взаимодействия с США в космической сфере. Судя по всему, мы тоже в ближайшее время окажемся в этой же компании. Впрочем, такой запрет, особенно учитывая длительную отсрочку, более чем прозрачно показывает, что его истинная цель — вовсе не внутренняя безопасность США и не забота о коммерческих компаниях, а лишь очередной аргумент для политического и экономического давления в переговорах различного уровня, на который нам ответить, увы, пока особо нечем. Михаил Котов
Новости дня / Россия / Мнения / Законы / ЖКХ / Технологии / Спорт / Видео / Власть / Бизнес / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Чемпионат / Латинская Америка / Здоровье / Большой Кавказ / Мобильные технологии
Новости дня / Мир / Спорт / Политика / Мероприятия / ЖКХ / Латинская Америка / Бизнес / Интервью звёзд / Общество / Украина / Большой Кавказ / Видео / Здоровье / Происшествия и криминал / Матчи / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Происшествия и криминал / Политика / ДНР и ЛНР / Крым / Россия / Армения / Видео / Скандалы / Технологии / ЖКХ / Красноярск / Бокс / Украина / Чемпионат / Военные действия / Спорт / Мир / Общество / Латинская Америка
Новости дня / Военные действия / ДНР и ЛНР / Политика / Европа / Здоровье / Транспорт
Аполлон
0
Украинские специалисты по противовоздушной обороне прибыли в Данию для участия в совместной операции «Крылья обороны» — недельных учениях, направленных на...
Московский суд приговорил 14-летнего Муслима Мурдиева к 1 году и 11 месяцам колонии, ещë четверо его подельников получили от 1 года 11 месяцев до 3,5 лет тюрьмы. История...
Новости дня / Украина / Бизнес / Политика / Видео / Спорт / Происшествия и криминал / Мнения / Экономика / Общество / ЖКХ / Военные действия
Aldridge
0
Издание Politico со ссылкой на европейских дипломатов и чиновников сообщило, что председатель Европейского совета Антониу Кошта продвигает инициативу по изменению...
Комментарии (0)