Перемены в тюремной системе Казахстана давно назрели - «ДНР и ЛНР»

  • 16:09, 30-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Gimson
  • 0

С удивлением узнал, что представители КУИС МВД пригласили меня в Нур-Султан на круглый стол, посвященный реформированию пенитенциарной системы, который состоялся 29 мая. Правда, приглашали меня неизвестные лица приехать в столицу через фейковые аккаунты в фейсбуке, как-то уж «по-шпионски». В тот момент я подумал, что это издёвка или провокация, но оказалось, что действительно, вдруг моё имя оказалось в списке участников этого мероприятия


Приехать я не смог бы даже если всерьез воспринял это приглашение, так как находясь под угрозой репрессий по сфабрикованному полицией Алматы уголовному делу еще в 2011 году, получил давно политическое убежище в Греции. Конечно, у меня было и есть, что сказать, но те, кто пригласил меня, должны были понимать, что присутствовать я на данном круглом столе априори не мог.

Если чиновники МВД и правительства хотят узнать мое мнение или другие общественные активисты, то я с удовольствием выскажу их тут в письменном виде. Тем более, необходимость радикальных реформ как тюремной, так и всей правоохранительной системы Казахстана назрели давно. Общественность в стране давно жаждет перемен и ослабления тисков полицейского государства.

Сразу оговорюсь, что выскажу идеи и мысли, которые вполне выполнимы даже сейчас, хотя в рамках только одного МВД невыполнимы и нужны комплексные меры в рамках всей машины. Эти программные тезисы, безусловно, которые надо вводить сразу же, и они должны стать прологом более серьезных изменений. И тут надо начинать с либеральных мер и послаблений

Во-первых, необходимо возвратить всю пенитенциарную систему обратно в лоно Министерства юстиции. Понятно, что и прошлая передача тюрем и колоний не искоренила произвола, насилия и незаконных действий со стороны сотрудников администраций исправительных учреждений в отношении заключенных, но это всё равно это лучше, чем нахождение в том же полицейском ведомстве. Возвращение тюрем и колоний обратно в ведение МВД в 2011 году не только не изменило ситуацию в позитивном ключе, но наоборот усугубило ситуацию и создало нетерпимую ситуацию, способную привести к серьезным выступлениям заключенных, права которых нарушаются уже повсеместно.

Во-вторых, необходимо допустить к контролю над ситуацией в местах лишения свободы как можно большее число общественных организаций, а не только тех, кого подбирают полицейские из числа лояльных и искусственно созданных объединений. Примером может служить деятельность Елены Семеновой из Павлодарской области, в отношении которой были инициированы уголовные дела и иски со стороны как раз местных сотрудников КУИС МВД РК. В противовес нее даже создавалась подконтрольная общественная наблюдательная комиссия (ОНК).

То есть нужна не профанация и имитация контроля, а реальный и свободный доступ всем желающим общественным деятелям и правозащитникам. Я даже считаю, что в число наблюдателей могут быть включены и родственники осужденных, которые могли бы убедиться, как в условиях содержания, так и в отсутствии пыток и издевательств со стороны сотрудников администраций учреждений.

В-третьих, предоставления определенного статуса тем заключенным, которых общественность и правозащитники считают политическими. В частности, речь идет о тех, кого осудили по статьям за разжигание «социальной розни», за призывы к участию в незаконных забастовках или за участие в «массовых беспорядках». Изменение их статуса, даст возможность улучшить их положение, отделить от рецидивистов. Подобные статусы в отношении представителей партий и профсоюзов практиковались и используются в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Раз посадили людей за их политические убеждения и их деятельность, то будьте добры создать соответствующие условия для них. Так как мы наслышаны об издевательствах и усиленной изоляции Арона Атабека, не предоставления помощи Масксу Бокаеву, об отношении к осужденным нефтяникам Жанаозена, которые, правда уже вышли из заключения.

В-четвертых, общественным организациям, правозащитникам и оппозиции надо постоянно требовать декриминализации профсоюзной и политической деятельности, и в частности, отмены ряда статей Уголовного Кодекса, карающих за участие в незарегистрированных партиях и профсоюзах, за участие и призывы к проведению «незаконных забастовок», за участие в несанкционированных акциях протеста, и наконец, статьи за «разжигание социальной розни». Эти статьи УК явно противоречат нормам Конституции и пакту о гражданских и политических свободах, подписанных правительством Казахстана.

Понятно, что этими мерами невозможно ограничиться и они не решат сразу проблемы, но создадут условия и основу для дальнейшей либерализации так называемой исправительной системы. Я также остаюсь сторонником немедленного освобождения всех осужденных по политически мотивированным делам и радикальных изменений в судебной системе, которые подразумевают выборность судей, более широкого применения суда присяжных, усиления роли и статуса адвокатов и возвращения права общественным организациям, профсоюзам и партиям защищать своих членов в административных и уголовных судах.

Существует необходимость и пересмотра ряда дел, вынесенных судами без достаточных доказательств вины осужденных. Наличие таких неправосудных решений уже признаны и омбудсменом, и председателем Верховного суда РК. Соответственно важно заново приступать к рассмотрению этих судебных решений в апелляционных инстанциях и пересмотреть сроки наказания или закрыть их за недоказанностью вины осужденных. В СССР в судах до 30% от общего числа рассматриваемых дел об уголовных делах заканчивались оправдательными приговорами в отношении обвиняемых граждан из-за недостатка улик, собранных следствием. В современном Казахстане мы видим обратную картину, когда в качестве доказательства вины обвиняемых суды оперируют лишь их признаниями, выбитых во время следствия угрозами или пытками.

Не обойтись и без полной реорганизации МВД и тут можно согласиться со многими предложениями, озвученными активистами гражданской инициативы за реформу казахстанской полиции. Соответственно на национальном уровне, чтобы добиться коренных изменений в тюремной системе необходимы масштабные реформы всей правоохранительной системы, внесение поправок в Уголовный Кодекс в сторону гуманизации и смягчения наказания в отношении преступлений малой и средней тяжести, а также декриминализации профсоюзной и политической деятельности.

В целом перемены давно назрели и одними войсковыми операциями в отношении недовольных заключенных, подвергаемых постоянным пыткам и издевательствам, проблему не решить, но напротив можно создать почву для серьезных выступлений и даже восстаний в будущем. Наступил момент, когда нужно отказаться от силовых решений и практики постоянных репрессий, пойти по пути либерализации системы и отказаться от модели полицейского государства. Иной вариант будет только порождать новые очаги конфликтов и новых недовольных, которые в радикальной форме будут выражать свой протест.

Айнур Курманов, Сопредседатель Социалисчтиского Движения Казахстана


С удивлением узнал, что представители КУИС МВД пригласили меня в Нур-Султан на круглый стол, посвященный реформированию пенитенциарной системы, который состоялся 29 мая. Правда, приглашали меня неизвестные лица приехать в столицу через фейковые аккаунты в фейсбуке, как-то уж «по-шпионски». В тот момент я подумал, что это издёвка или провокация, но оказалось, что действительно, вдруг моё имя оказалось в списке участников этого мероприятия Приехать я не смог бы даже если всерьез воспринял это приглашение, так как находясь под угрозой репрессий по сфабрикованному полицией Алматы уголовному делу еще в 2011 году, получил давно политическое убежище в Греции. Конечно, у меня было и есть, что сказать, но те, кто пригласил меня, должны были понимать, что присутствовать я на данном круглом столе априори не мог. Если чиновники МВД и правительства хотят узнать мое мнение или другие общественные активисты, то я с удовольствием выскажу их тут в письменном виде. Тем более, необходимость радикальных реформ как тюремной, так и всей правоохранительной системы Казахстана назрели давно. Общественность в стране давно жаждет перемен и ослабления тисков полицейского государства. Сразу оговорюсь, что выскажу идеи и мысли, которые вполне выполнимы даже сейчас, хотя в рамках только одного МВД невыполнимы и нужны комплексные меры в рамках всей машины. Эти программные тезисы, безусловно, которые надо вводить сразу же, и они должны стать прологом более серьезных изменений. И тут надо начинать с либеральных мер и послаблений Во-первых, необходимо возвратить всю пенитенциарную систему обратно в лоно Министерства юстиции. Понятно, что и прошлая передача тюрем и колоний не искоренила произвола, насилия и незаконных действий со стороны сотрудников администраций исправительных учреждений в отношении заключенных, но это всё равно это лучше, чем нахождение в том же полицейском ведомстве. Возвращение тюрем и колоний обратно в ведение МВД в 2011 году не только не изменило ситуацию в позитивном ключе, но наоборот усугубило ситуацию и создало нетерпимую ситуацию, способную привести к серьезным выступлениям заключенных, права которых нарушаются уже повсеместно. Во-вторых, необходимо допустить к контролю над ситуацией в местах лишения свободы как можно большее число общественных организаций, а не только тех, кого подбирают полицейские из числа лояльных и искусственно созданных объединений. Примером может служить деятельность Елены Семеновой из Павлодарской области, в отношении которой были инициированы уголовные дела и иски со стороны как раз местных сотрудников КУИС МВД РК. В противовес нее даже создавалась подконтрольная общественная наблюдательная комиссия (ОНК). То есть нужна не профанация и имитация контроля, а реальный и свободный доступ всем желающим общественным деятелям и правозащитникам. Я даже считаю, что в число наблюдателей могут быть включены и родственники осужденных, которые могли бы убедиться, как в условиях содержания, так и в отсутствии пыток и издевательств со стороны сотрудников администраций учреждений. В-третьих, предоставления определенного статуса тем заключенным, которых общественность и правозащитники считают политическими. В частности, речь идет о тех, кого осудили по статьям за разжигание «социальной розни», за призывы к участию в незаконных забастовках или за участие в «массовых беспорядках». Изменение их статуса, даст возможность улучшить их положение, отделить от рецидивистов. Подобные статусы в отношении представителей партий и профсоюзов практиковались и используются в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Раз посадили людей за их политические убеждения и их деятельность, то будьте добры создать соответствующие условия для них. Так как мы наслышаны об издевательствах и усиленной изоляции Арона Атабека, не предоставления помощи Масксу Бокаеву, об отношении к осужденным нефтяникам Жанаозена, которые, правда уже вышли из заключения. В-четвертых, общественным организациям, правозащитникам и оппозиции надо постоянно требовать декриминализации профсоюзной и политической деятельности, и в частности, отмены ряда статей Уголовного Кодекса, карающих за участие в незарегистрированных партиях и профсоюзах, за участие и призывы к проведению «незаконных забастовок», за участие в несанкционированных акциях протеста, и наконец, статьи за «разжигание социальной розни». Эти статьи УК явно противоречат нормам Конституции и пакту о гражданских и политических свободах, подписанных правительством Казахстана. Понятно, что этими мерами невозможно ограничиться и они не решат сразу проблемы, но создадут условия и основу для дальнейшей либерализации так называемой исправительной системы. Я также остаюсь сторонником немедленного освобождения всех осужденных по политически мотивированным делам и радикальных изменений в судебной системе, которые подразумевают выборность судей, более широкого применения суда присяжных, усиления роли и статуса адвокатов и возвращения права общественным организациям, профсоюзам и партиям защищать своих членов в административных и уголовных судах. Существует необходимость и пересмотра ряда дел, вынесенных судами без достаточных доказательств вины осужденных. Наличие таких неправосудных решений уже признаны и омбудсменом, и председателем Верховного суда РК. Соответственно важно заново приступать к рассмотрению этих судебных решений в апелляционных инстанциях и пересмотреть сроки наказания или закрыть их за недоказанностью вины осужденных. В СССР в судах до 30% от общего числа рассматриваемых дел об уголовных делах заканчивались оправдательными приговорами в отношении обвиняемых граждан из-за недостатка улик, собранных следствием. В современном Казахстане мы видим обратную картину, когда в качестве доказательства вины обвиняемых суды оперируют лишь их признаниями, выбитых во время следствия угрозами или пытками. Не обойтись и без полной реорганизации МВД и тут можно согласиться со многими предложениями, озвученными активистами гражданской инициативы за реформу казахстанской полиции. Соответственно на национальном уровне, чтобы добиться коренных изменений в тюремной системе необходимы масштабные реформы всей правоохранительной системы, внесение поправок в Уголовный Кодекс в сторону гуманизации и смягчения наказания в отношении преступлений малой и средней тяжести, а также декриминализации профсоюзной и политической деятельности. В целом перемены давно назрели и одними войсковыми операциями в отношении недовольных заключенных, подвергаемых постоянным пыткам и издевательствам, проблему не решить, но напротив можно создать почву для серьезных выступлений и даже восстаний в будущем. Наступил момент, когда нужно отказаться от силовых решений и практики постоянных репрессий, пойти по пути либерализации системы и отказаться от модели полицейского государства. Иной вариант будет только порождать новые очаги конфликтов и новых недовольных, которые в радикальной форме будут выражать свой протест. Айнур Курманов, Сопредседатель Социалисчтиского Движения Казахстана


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!