У границ Калининградской области с высокой частотой фиксируется появление самолетов-разведчиков блока НАТО. Летом Североатлантический альянс планирует крупные военно-морские учения по соседству с военным эксклавом, а Польша тем временем строит канал через Балтийскую косу — предположительно для прохода военных кораблей НАТО в Калининградский залив. О современных угрозах безопасности в регионе Балтийского моря рассказал военный эксперт, заведующий кафедрой Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Юрий Зверев.
— Г-н Зверев, летом этого года в Балтийском море состоятся военные учения Baltic Protector. Они будут носить оборонительный характер, исходя из названия, или, напротив, наступательный?
— Официально все учения НАТО и отдельных стран НАТО носят оборонительный характер и не направлены против какой-либо страны (хотя отдельные политики, СМИ и эксперты четко указывают, что врагом считается Россия — это своего рода «секрет Полишинеля»).
Лукавство — и оборонительный характер учений. На любом учении отрабатываются как оборонительные, так и наступательные операции. В конце концов, за «агрессоров» играют не инопланетяне, а войска тех же стран НАТО. А потом контрнаступление отрабатывают уже ранее оборонявшиеся силы.
Юрий Зверев — Считаете ли Вы, что планы Польши по созданию канала на Балтийской косе имеют военную составляющую?
— Я так не думаю. Конечно, в Эльблонге находится штаб многонациональной дивизии НАТО «Северо-Восток», которому подчиняются все четыре многонациональные боевые группы усиленного передового присутствия НАТО в Польше и Прибалтике. Но для его материально-технического обеспечения вполне достаточно автомобильных и железных дорог и близлежащего портового комплекса Гданьск — Гдыня, крупнейшего в Польше.
Показательно, что против строительства канала из экологических соображений выступает Евросоюз, который отвечает за адаптацию своей транспортной инфраструктуры для военных нужд НАТО.
Строящийся поляками канал слишком мелок для прохождения серьезных военных кораблей. К тому же средняя глубина Вислинского (Калининградского) залива составляет 2,7 метра, что маловато даже для современных ракетных катеров, не говоря уже о более крупных военных кораблях.
К тому же загонять ракетные катера в залив не имеет военного смысла — гораздо проще нанести ракетный удар из открытого моря.
— Регион Балтийского моря неоднократно называется в качестве одного из наиболее взрывоопасных. Насколько вероятно военное столкновение на морских просторах региона?
— Я не думаю, что НАТО решится на сознательную провокацию, подобную той, которую предприняли ВМС США в далеком 1988 году, когда кораблям Черноморского флота пришлось идти на таран, чтобы вытеснить американские военные корабли из советских территориальных вод у полуострова Крым.
СКР-6 наваливается на корму эсминца Кэрон (фото с борта Беззаветный) В то же время ситуация, когда корабли и самолеты двух сторон, находящихся далеко не в дружественных отношениях, внимательно отслеживают действия друг друга, причем в условиях, когда прямые контакты между политиками и военными сведены к минимуму, всегда потенциально опасна.
Поэтому очень важно, чтобы и Россия, и НАТО принимали все необходимые меры по предотвращению инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.
— Предпринимаются ли Россией и НАТО какие-либо усилия в этом направлении?
— Соответствующее соглашение СССР и США заключили еще в 1972 году, и оно действует до сих пор (Россия выступает данном соглашении в качестве правопреемника СССР).
В 2015 году представители ВМС США и ВМФ России провели переговоры в Италии, на которых осуждались меры по предупреждению столкновений на море и в воздухе.
В 2016 году Россия предложила США план по предотвращению инцидентов в море и воздухе. В том же году власти Польши выдвинули инициативу повышения роли ОБСЕ в предотвращении инцидентов на море и в воздухе.
Если сторонам удастся наладить диалог и постоянные контакты, а также договориться о соблюдении определенных правил, то риск случайных инцидентов можно свести к минимуму.
Интервью провел Михаил Кришталь
У границ Калининградской области с высокой частотой фиксируется появление самолетов-разведчиков блока НАТО. Летом Североатлантический альянс планирует крупные военно-морские учения по соседству с военным эксклавом, а Польша тем временем строит канал через Балтийскую косу — предположительно для прохода военных кораблей НАТО в Калининградский залив. О современных угрозах безопасности в регионе Балтийского моря рассказал военный эксперт, заведующий кафедрой Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Юрий Зверев. — Г-н Зверев, летом этого года в Балтийском море состоятся военные учения Baltic Protector. Они будут носить оборонительный характер, исходя из названия, или, напротив, наступательный? — Официально все учения НАТО и отдельных стран НАТО носят оборонительный характер и не направлены против какой-либо страны (хотя отдельные политики, СМИ и эксперты четко указывают, что врагом считается Россия — это своего рода «секрет Полишинеля»). Лукавство — и оборонительный характер учений. На любом учении отрабатываются как оборонительные, так и наступательные операции. В конце концов, за «агрессоров» играют не инопланетяне, а войска тех же стран НАТО. А потом контрнаступление отрабатывают уже ранее оборонявшиеся силы. Юрий Зверев — Считаете ли Вы, что планы Польши по созданию канала на Балтийской косе имеют военную составляющую? — Я так не думаю. Конечно, в Эльблонге находится штаб многонациональной дивизии НАТО «Северо-Восток», которому подчиняются все четыре многонациональные боевые группы усиленного передового присутствия НАТО в Польше и Прибалтике. Но для его материально-технического обеспечения вполне достаточно автомобильных и железных дорог и близлежащего портового комплекса Гданьск — Гдыня, крупнейшего в Польше. Показательно, что против строительства канала из экологических соображений выступает Евросоюз, который отвечает за адаптацию своей транспортной инфраструктуры для военных нужд НАТО. Строящийся поляками канал слишком мелок для прохождения серьезных военных кораблей. К тому же средняя глубина Вислинского (Калининградского) залива составляет 2,7 метра, что маловато даже для современных ракетных катеров, не говоря уже о более крупных военных кораблях. К тому же загонять ракетные катера в залив не имеет военного смысла — гораздо проще нанести ракетный удар из открытого моря. — Регион Балтийского моря неоднократно называется в качестве одного из наиболее взрывоопасных. Насколько вероятно военное столкновение на морских просторах региона? — Я не думаю, что НАТО решится на сознательную провокацию, подобную той, которую предприняли ВМС США в далеком 1988 году, когда кораблям Черноморского флота пришлось идти на таран, чтобы вытеснить американские военные корабли из советских территориальных вод у полуострова Крым. СКР-6 наваливается на корму эсминца Кэрон (фото с борта Беззаветный) В то же время ситуация, когда корабли и самолеты двух сторон, находящихся далеко не в дружественных отношениях, внимательно отслеживают действия друг друга, причем в условиях, когда прямые контакты между политиками и военными сведены к минимуму, всегда потенциально опасна. Поэтому очень важно, чтобы и Россия, и НАТО принимали все необходимые меры по предотвращению инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. — Предпринимаются ли Россией и НАТО какие-либо усилия в этом направлении? — Соответствующее соглашение СССР и США заключили еще в 1972 году, и оно действует до сих пор (Россия выступает данном соглашении в качестве правопреемника СССР). В 2015 году представители ВМС США и ВМФ России провели переговоры в Италии, на которых осуждались меры по предупреждению столкновений на море и в воздухе. В 2016 году Россия предложила США план по предотвращению инцидентов в море и воздухе. В том же году власти Польши выдвинули инициативу повышения роли ОБСЕ в предотвращении инцидентов на море и в воздухе. Если сторонам удастся наладить диалог и постоянные контакты, а также договориться о соблюдении определенных правил, то риск случайных инцидентов можно свести к минимуму. Интервью провел Михаил Кришталь
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Здоровье / Новости дня / Политика / Мнения / Происшествия и криминал / Ростов-на-Дону / Спорт
Lewis
0
Большая игра за кошельки покупателей выходит на новый уровень: крупнейшие маркетплейсы и ведущие банки страны вступили в открытый конфликт из-за скидок. Программы...
Новости дня / Политика / Видео / Транспорт / Красноярск / Происшествия и криминал
Adrian
0
Мужик в Красноярске, решивший зафиксировать нарушение ПДД водителем городского автобуса, неожиданно получил три штрафа на сумму 4500 рублей. Он снял на видео, как, по...
Купянск (в Харьковской области) освобождён от украинских формирований. Более 80% территории Волчанска и 70% Красноармейска (Покровска) также находятся под контролем...
Новости дня / Политика / Здоровье / Большой Кавказ / ДНР и ЛНР / ЖКХ / Технологии / Европа / Происшествия и криминал / Видео / Недвижимость / Аналитика / Украина / Военные действия / Скандалы / Россия / Общество / Чемпионат / Ростов-на-Дону / Мир / Бизнес
Garrison
0
На железных дорогах Украины коллапс, пишет украинское издание «Страна». «Укрзализница» терпит огромные убытки из-за резкого обвала грузовых перевозок, отсутствия...
Комментарии (0)