В США рассказали, за чем охотились западные разведки на советских парадах - «ДНР и ЛНР»
- 01:44, 12-май-2019
- ДНР и ЛНР
- Мира
- 0
Парад на Красной площади для советских граждан всегда был праздником и символом мощи Вооруженных сил, а для иностранных разведок — источником информации о новейших вооружениях, разработанных в СССР. В 1950-1970-е годы, когда Советский Союз активно разрабатывал новые ракеты, такие парады зачастую становились единственным способом получить изображения этих ракет с близкого расстояния, что в годы холодной войны было ценно для стран западного блока.
В конце 2018 года проект "Архив национальной безопасности" опубликовал документы, дающие некоторое представление о такой работе западных спецслужб. Куратор отдела истории космоса в вашингтонском Национальном музее авиации и космонавтики Джеймс Дэвид, который проанализировал эти документы, рассказал РИА Новости, почему парады представляли особый интерес для разведки.
Космоса мало
Сбор данных о расположении советских ракет, аэродромов и других объектов в 1960-е годы активно шел с воздуха. Сначала лучшие изображения мог предоставить самолет-разведчик U-2, однако с его помощью удалось совершить всего 24 успешных миссии над СССР. Двадцать пятая стала последней: советские военные сбили машину пилота Гэри Пауэрса, что стало неожиданностью для американцев. Тогда в получении фотографий с воздуха акцент сместился в сторону космоса. К тому времени U-2 успели сфотографировать около 15 процентов территории Советского Союза.
"Наша первая успешная миссия спутниковой фоторазведки, конечно, была CORONA. Это было 18 августа 1960-го. Он сфотографировал больше территории Советского Союза, чем все 24 успешных полета U-2, правда, с гораздо менее высоким разрешением. Это было разрешение всего около 30-35 футов (11-12 метров) по сравнению с U-2, который максимально мог сделать до двух футов (60 сантиметров). И у CORONA были многочисленные проблемы, хотя черед пару лет она стала очень и очень успешной системой", — рассказал Джеймс Дэвид РИА Новости.
По его словам, основной задачей системы CORONA была съемка больших территорий для определения местонахождения разных объектов.
В 1963 году США запустили спутник GAMBIT-1, который был оборудован более совершенной оптикой и давал снимки более высокого разрешения, сопоставимые по качеству с U-2.
"Затем был GAMBIT-3 с 1966 по 1986 год. Все снимки и разведданные, полученные с его помощью, до сих пор засекречены. Они были очень-очень высокого разрешения. GAMBIT-3 снимал гораздо меньшие участки земной поверхности. Может, 10 на 10 миль (примерно 16 на 16 километров. — Прим. ред.), но с гораздо большим разрешением", — рассказывает Дэвид. По его мнению, речь может идти о разрешении менее 30 сантиметров.
Преемником проекта CORONA стал HEXAGON в 1971 году. Он тоже давал разрешение до 60 сантиметров и нес гораздо больше фотопленки.
"Наша первая система с цифровыми данными поднялась в декабре 1976 года под кодовым названием KENNEN. И это все, что мы об этом знаем. Они так и не раскрыли никакой информации о ней", — говорит Дэвид.
Однако, несмотря на постоянное совершенствование средств космической разведки, им редко удавалось снять советские межконтинентальные баллистические ракеты, которые можно было запечатлеть только в момент испытательных пусков. В то время сделать такой снимок было просто большим везением. Кроме того, спутники даже с самой совершенной оптикой не имели возможность снять военную технику в деталях. Именно эти пробелы старались восполнить на военных парадах.
Атташе с фотоаппаратом
По словам Дэвида, съемка велась на всех парадах военной техники не только в Москве, Ленинграде и других городах Советского Союза, но и в Восточном Берлине, Праге и в Китае.
"На этих парадах мы могли получить очень подробные снимки, которые служили целям и запросам научно-технической разведки об этих вооружениях, которые другим путем добыть было нельзя", — говорит он.
По словам эксперта, такие снимки в совокупности с телеметрией полета межконтинентальной баллистической ракеты и "информацией из других источников", могли сказать, сколько ступеней у ракеты, на каком топливе она работает, какую боевую массу может нести и на какое расстояние. "Фотоохоту" за советскими разработками вели не только американцы, но и их союзники.
"Я не могу подтвердить это, но это были сотрудники ЦРУ, они были атташе. И мы работали с французами и британцами. Потом пленку проявляли и, полагаю, что мы с британцами и французами делились друг с другом фотографиями, но не знаю наверняка", — сказал он.
Советский источник
На сайте Архива национальной безопасности опубликованы рассекреченные фотографии с парадов 1 Мая и 7 ноября разных лет, сделанные на Красной площади. Некоторые сняты со стороны Кремлевской стены, некоторые — от ГУМа. Один снимок явно сделан сверху на одной из улиц, но место по нему определить невозможно.
Все фотографии маркированы грифом "СЕКРЕТНО" и подписаны. В подписи указаны название боевой техники, место и дата съемки. Ряд снимков, сделанных в непосредственной близости от техники, — из первого ряда зрителей со стороны Кремля, — подписаны: "Советский источник".
По нескольким снимкам с парада 1 мая 1960 года можно сделать вывод, что съемку вели несколько человек, включая "советский источник". В частности, на фото есть баллистическая ракета средней дальности Р-12 (SS-4 по западной классификации), баллистическая ракета Р-17 (SS-1 Scud), самоходные артиллерийские установки, подвижные зенитные ракетные комплексы С-75 "Десна" (SA-2 Guideline).
На снимках парадов других лет запечатлены двухступенчатая баллистическая ракета ГР-1 (SCRAG), межконтинентальная баллистическая ракета РТ-20 (Scrooge), ракета тяжелого класса с разделяющейся головной частью Р-36 (SS-9) и другие.
Снимали и другую технику, в частности самолеты, пролетавшие на низкой высоте.
Не только оружие
Среди рассекреченных документов, хотя некоторые рассекречены не полностью, есть отчеты, сделанные на основе полученных изображений. В них также много фотографий, которые свидетельствуют, что фотосъемка активно велась из окон зданий по пути следования колонн с разных ракурсов и с длиннофокусной оптикой.
"Важно постараться снять с разных позиций: сверху, сбоку и так далее. Я предполагаю, что у нас были люди на всех важных точках и они планировали все это, хотя и не могу найти упоминаний об этом", — говорит об этом Дэвид.
По его словам, в начале 1970-х количество снимков с парадов достигало уже тысяч.
Один из опубликованных отчетов посвящен противоракете А-350 (Galosh по классификации НАТО), которая была частью системы противоракетной обороны Москвы.
На многочисленных снимках сама ракета закрыта кожухом, однако при анализе американцы уделяют пристальное внимание видимой задней части, которая позволяет судить о двигателях. Весь отчет представляет собой документ на 11 страницах, одна из которых полностью засекречена, а большую часть остальных занимают фотографии.
Само описание, текст которого занимает менее страницы, по сути, говорит о размерах видимых элементов и их возможном предназначении (с оговорками). Кроме того, в документ включена тщательно прорисованная схема ракеты и тягача, который ее везет, с указанием всех размеров.
По словам Дэвида, сегодня спутниковые технологии и доступность качественных снимков уже иные. Но все равно наземная фотосъемка на парадах наверняка остается частью сбора информации о вооружениях, считает он.
Судя по другим документам, в ЦРУ тщательно подсчитывали, сколько единиц боевой техники принимало участие в параде и что именно это было. О том, как проходил парад в Москве, информировали и Национальный совет безопасности США. И не всегда главным в этом было оружие.
Например, по итогам парада 1 мая 1956 года в Белом доме было доложено следующее:
"Мероприятия Первомая в Москве полностью отражали нынешнюю советскую "политику мира": было еще меньше демонстрации военной техники и воинственности в главной речи, произнесенной министром обороны Жуковым. Оформление парада еще больше отражало новую кампанию Кремля на развенчание мифа Сталина". Последнее, в частности, выражалось в том, что во всей Москве был замечен только один портрет Иосифа Сталина.
Михаил Тургиев
Комментарии (0)