Девятое мая стало днём нации и днём предков - «ДНР и ЛНР»
- 01:04, 10-май-2019
- ДНР и ЛНР
- Tracey
- 0
Как единственный всенародно переживаемый государственный праздник, связанный с историей, а не календарем, — перестал быть днем живых ветеранов и стал днем нации. И — что особенно трогательно и значимо — днем предков
В начале двадцать первого века этот уникальный советский праздник — единственный день, когда миллионы незаметных вроде бы дядек и отчасти теток, а позже дедушек и отчасти бабушек вдруг чувствовали себя свободными, чувствовали свое самостояние, отделенность от вечной бедности, казенщины и беспросвета, потому что можно было выйти на улицу не просто так, с авоськой и бидоном, а в орденах, выйти и стать королями и королевами момента, — так вот, в начале двадцать первого века этот освобождающий и расправляющий русские плечи праздник начал стремительно таять.
Дядьки сделались дедушками, а дедушки исчезали.
Казалось бы, еще лет десять поупрямится, помарширует государство с оставшимися стариками, а потом все, глава в учебнике и забыли.
Тем более, что и страшная цена 1945 года давно перестала быть запрещенной.
И тут что-то произошло.
Девятое мая воскресло.
Единственный всенародно переживаемый государственный праздник, связанный с историей, а не календарем, — перестал быть днем живых ветеранов и стал днем нации, четвертым или четырнадцатым июля на русский лад.
И — что особенно трогательно и значимо — днем предков.
Частных, собственных предков каждого.
«Бессмертный полк», помимо прочего, замечателен именно этим — как после советской абстрактной безличности празднуется соединение в одно шествие, в одно торжество отдельных лиц и имен.
Поэтому современное девятое мая — вопреки глупым и пустым крикам «милитаризм!» — это день восстановления русской личности и русской судьбы в правах, день повышения цены жизни, день воспоминания о том, что война — это не просто «неизвестный солдат» и «никто не забыт, ничто не забыто» (о, как двадцатый век тяготел к этому «неизвестному ничто»), а конкретный Василий Петрович, Иван Михайлович и Мария Терентьевна.
Конечно, встречается много картинок и рассказов со ссылками на кажущийся перебор, пересол. На «детский сад, где трехлетние в военной форме» и «стриптиз для воинов-победителей».
Но и тут надо понимать две вещи.
Во-первых, этот массовый карнавал не имеет никакого отношения к настоящей «пропаганде войны».
Подлинная пропаганда войны в нынешнем мире делается не с помощью красноармейской формы, а совсем иначе, с разговорами про свободу от русских варваров и европейский якобы выбор. А это — всего лишь историческая декорация как способ поддержания связей, парад-маскарад узнаваемых символов как способ сказать: жизнь продолжается.
А во-вторых, жизнь продолжается. Дети играют в войнушку, девушки раздеваются, а главную военную победу страны вопреки смене поколений празднуют мирные и ничего не понимающие в вопросах насилия и голода люди. Так и должно быть.
Именно для того и воевали все те, кто воевали когда-то, — чтобы после них цвела, шумела, пьяно пела и даже иногда делала глупости и плохо себя вела новая жизнь.
Дмитрий Ольшанский, Комсомольская правда
Комментарии (0)