Во время Первой мировой войны немцы считали, что оставлять противника в покое никак нельзя даже на «спокойных» участках фронта. Дерзкие и хорошо подготовленные рейды в чужие окопы были их своеобразной «визитной карточкой». Как они проходили — в нашей статье.
На Западном фронте без перемен
Позиционная война учила терпению и кропотливой работе. Днём по обе стороны жизнь по возможности замирала, но с закатом солнца все развивали лихорадочную деятельность. Под покровом темноты ремонтировались позиции и отрывались новые, сменялись подразделения, на передовую доставлялись припасы. Активность выходила и за собственные передовые окопы: на нейтральной полосе появлялись патрули и дозоры, ремонтировались и обновлялись проволочные заграждения, в направлении противника копались новые сапы и траншеи.
Ночь была временем смелых, но осторожных. Время от времени на нейтральной полосе вспыхивали стычки с самым непредсказуемым результатом, где всё решали секунды, а порой и одна вовремя брошенная граната.
Но главное — ночь была самым удобным временем, чтобы большой компанией заглянуть на позиции противника.
Хороший план — половина дела
К весне 1916-го года немцы по праву считали себя мастерами рейдов и ночной охоты, превосходящими в этом как противников, так и союзников. Главным их преимуществом было сочетание разумной инициативы и тщательной подготовки.
Жизнь не стояла на месте, и противники учились на своих ошибках. В прошлом остались отчаянные вылазки полудюжины смельчаков за вражескими часовыми — плотность войск повышалась и укрепления становились все лучше, теперь такие предприятия были верным самоубийством.
К началу 1916 года метод захвата пленных, которым немцы с успехом пользовались весь 1915 год, признали устаревшим. Они специально обстреливали артиллерией вражеские проволочные заграждения, а когда ночью противник выходил из своих окопов для их починки, устраивали засады. Но теперь противник сопровождал свои рабочие партии многочисленным охранением, заранее выбрасывая на нейтралку группы гранатомётчиков и пулемётчиков, что сделало такие операции слишком затратными для немцев.
Для каждого рейда во вражеские окопы, предпринимаемого, как гласило немецкое наставление, «с целью нанесения потерь, захвата пленных и трофеев, деморализации противника и подъёма духа наших войск», требовалась тщательная подготовка. Место рейда выбиралось на основе внимательных наблюдений за передовой противника; требовался участок, куда можно было подойти и отойти как можно более скрытно, с повреждёнными или уничтоженными проволочными заграждениями, а также непростреливаемый с флангов.
Главной новинкой 16-го года стала возрастающая роль артиллерии в таких рейдах, в них задействовали по несколько десятков батарей и шесть-десять тысяч снарядов.
Артиллеристы должны были сначала смести шрапнелью вражеские секреты на нейтральной полосе, добить проволочные заграждения, загнать вражеских бойцов в укрытия, а затем изолировать цель рейда от подкреплений, окаймив её огнём. Кроме того, от них требовалось давить известные артбатареи противника, чтобы те не помешали рейду. Чтобы запутать врага, такие артиллерийские программы проводились сразу на нескольких участках.
Число участников рейда варьировалось от 20 до 120 человек (хотя бывало и больше) — в зависимости от обстановки. Все они были добровольцами, и число желающих всегда превышало имеющиеся вакансии. Быть взятым в такой рейд считалось большой честью, это было признанием твоего мужества и опыта. Кроме того, немецкие наставления прямо говорили, что «каждый участник успешного рейда должен был отмечен тем или иным образом».
К примеру, за успешный рейд 29-го декабря 1915-го года два офицера и один унтер получили по Железному Кресту первого класса, а 39 других участников рейда — второго класса. Все они получили по внеочередному отпуску домой.
Прыжок на валлийцев
Рейд на английские окопы в районе деревни Бомон-Амель штаб немецкого 119-го резервного пехотного полка начал планировать с середины февраля 1916 года, а в начале марта три группы по 25 человек приступили в тылу к тренировкам.
Рейд должна была открывать сорокаминутная артподготовка с участием миномётов, полевых орудий, тяжёлых и лёгких гаубиц. Причём помимо самого участка рейда, такие же обстрелы проводились ещё в четырёх местах. На атакуемый участок английских окопов длиной в 200 метров и глубиной в 150 должно было упасть по три сотни тяжёлых и лёгких снарядов, после чего артиллерия переключалась на окаймление и обстрел тыловых позиций.
Немецкие траншейные рейдеры Каждый немецкий боец оставлял дома все знаки различия, солдатские книжки, письма и прочее. На левую и правую руки надевали белые повязки, а командирам дополнительно полагались небольшие жёлтые вымпелы. Каждый боец должен был нести по восемь ручных гранат — четыре знаменитых немецких «колотушки» и четыре «лимонки». Винтовки полагались лишь нескольким бойцам в каждой группе, остальные вооружались пистолетами «Люгер» M. 1908, а также устрашающим набором ножей, дубин, кинжалов и прочего холодного оружия для ближнего боя (воспетыми Ремарком заточенными сапёрными лопатами в реальности не пользовались).
От момента выхода из своих окопов до возвращения в них должно было пройти всего 15 минут. Для контроля времени каждому унтер-офицеру выдавали часы.
Рейд начался в 11 вечера, в ночь с 6 на 7 апреля 1916 года. Немцы вышли из своих окопов ещё до окончания собственной артподготовки и, пользуясь небольшим возвышением между позициями, скрытно подошли к английским окопам и ворвались через считанные секунды после падения последнего снаряда. Сюрприз был полным.
Англичане укрылись от обстрела в блиндажах, которые немцы начали закидывать гранатами, почти не встречая сопротивления. Лишь одна группа, которая продвинулась по коммуникационной траншее до третьей линии британских окопов, встретила сопротивление и после короткого гранатного боя, оставив трёх убитых и забрав одного раненого, отступила.
Через установленные 15 минут немцы без проблем вернулись в свои окопы.
Немецкие бойцы окопного фронта 29-я британская дивизия по итогам этой ночи потеряла 112 человек. Девятнадцать немцы увели в плен, 43 погибли, 50 получили ранения. Основные потери понёс 2-й батальон южно-валлийских пограничников, на чьи позиции пришёлся основной удар.
Вечная игра
На каждое действие есть противодействие. В ответ на удар англичане попробовали нанести свой — увы, безуспешный. Немцам удалось зафиксировать подготовку ответного рейда, обнаружив проделанные в проволоке проходы и разметку на земле, ведущую в сторону немецких окопов (чтобы не заблудиться в темноте). Когда 30 апреля англичане начали артподготовку, немцы выбросили на нейтралку несколько групп для встречи, а затем вызвали огонь своей артиллерии, полностью сорвав британский рейд.
Но так было далеко не всегда. Двадцать четвёртого апреля в нескольких километрах к югу англичане поймали два немецких батальона на пересменке и ушли с 13 пленными. А в начале июня британцы успешно отбили немецкий рейд: немцы потеряли более 20 убитыми и ранеными, а один из «рейдеров» попал в плен.
В этой игре обе стороны постоянно учились друг у друга.
Во время Первой мировой войны немцы считали, что оставлять противника в покое никак нельзя даже на «спокойных» участках фронта. Дерзкие и хорошо подготовленные рейды в чужие окопы были их своеобразной «визитной карточкой». Как они проходили — в нашей статье. На Западном фронте без перемен Позиционная война учила терпению и кропотливой работе. Днём по обе стороны жизнь по возможности замирала, но с закатом солнца все развивали лихорадочную деятельность. Под покровом темноты ремонтировались позиции и отрывались новые, сменялись подразделения, на передовую доставлялись припасы. Активность выходила и за собственные передовые окопы: на нейтральной полосе появлялись патрули и дозоры, ремонтировались и обновлялись проволочные заграждения, в направлении противника копались новые сапы и траншеи. Ночь была временем смелых, но осторожных. Время от времени на нейтральной полосе вспыхивали стычки с самым непредсказуемым результатом, где всё решали секунды, а порой и одна вовремя брошенная граната. Но главное — ночь была самым удобным временем, чтобы большой компанией заглянуть на позиции противника. Хороший план — половина дела К весне 1916-го года немцы по праву считали себя мастерами рейдов и ночной охоты, превосходящими в этом как противников, так и союзников. Главным их преимуществом было сочетание разумной инициативы и тщательной подготовки. Жизнь не стояла на месте, и противники учились на своих ошибках. В прошлом остались отчаянные вылазки полудюжины смельчаков за вражескими часовыми — плотность войск повышалась и укрепления становились все лучше, теперь такие предприятия были верным самоубийством. К началу 1916 года метод захвата пленных, которым немцы с успехом пользовались весь 1915 год, признали устаревшим. Они специально обстреливали артиллерией вражеские проволочные заграждения, а когда ночью противник выходил из своих окопов для их починки, устраивали засады. Но теперь противник сопровождал свои рабочие партии многочисленным охранением, заранее выбрасывая на нейтралку группы гранатомётчиков и пулемётчиков, что сделало такие операции слишком затратными для немцев. Для каждого рейда во вражеские окопы, предпринимаемого, как гласило немецкое наставление, «с целью нанесения потерь, захвата пленных и трофеев, деморализации противника и подъёма духа наших войск», требовалась тщательная подготовка. Место рейда выбиралось на основе внимательных наблюдений за передовой противника; требовался участок, куда можно было подойти и отойти как можно более скрытно, с повреждёнными или уничтоженными проволочными заграждениями, а также непростреливаемый с флангов. Главной новинкой 16-го года стала возрастающая роль артиллерии в таких рейдах, в них задействовали по несколько десятков батарей и шесть-десять тысяч снарядов. Артиллеристы должны были сначала смести шрапнелью вражеские секреты на нейтральной полосе, добить проволочные заграждения, загнать вражеских бойцов в укрытия, а затем изолировать цель рейда от подкреплений, окаймив её огнём. Кроме того, от них требовалось давить известные артбатареи противника, чтобы те не помешали рейду. Чтобы запутать врага, такие артиллерийские программы проводились сразу на нескольких участках. Число участников рейда варьировалось от 20 до 120 человек (хотя бывало и больше) — в зависимости от обстановки. Все они были добровольцами, и число желающих всегда превышало имеющиеся вакансии. Быть взятым в такой рейд считалось большой честью, это было признанием твоего мужества и опыта. Кроме того, немецкие наставления прямо говорили, что «каждый участник успешного рейда должен был отмечен тем или иным образом». К примеру, за успешный рейд 29-го декабря 1915-го года два офицера и один унтер получили по Железному Кресту первого класса, а 39 других участников рейда — второго класса. Все они получили по внеочередному отпуску домой. Прыжок на валлийцев Рейд на английские окопы в районе деревни Бомон-Амель штаб немецкого 119-го резервного пехотного полка начал планировать с середины февраля 1916 года, а в начале марта три группы по 25 человек приступили в тылу к тренировкам. Рейд должна была открывать сорокаминутная артподготовка с участием миномётов, полевых орудий, тяжёлых и лёгких гаубиц. Причём помимо самого участка рейда, такие же обстрелы проводились ещё в четырёх местах. На атакуемый участок английских окопов длиной в 200 метров и глубиной в 150 должно было упасть по три сотни тяжёлых и лёгких снарядов, после чего артиллерия переключалась на окаймление и обстрел тыловых позиций. Немецкие траншейные рейдеры Каждый немецкий боец оставлял дома все знаки различия, солдатские книжки, письма и прочее. На левую и правую руки надевали белые повязки, а командирам дополнительно полагались небольшие жёлтые вымпелы. Каждый боец должен был нести по восемь ручных гранат — четыре знаменитых немецких «колотушки» и четыре «лимонки». Винтовки полагались лишь нескольким бойцам в каждой группе, остальные вооружались пистолетами «Люгер» M. 1908, а также устрашающим набором ножей, дубин, кинжалов и прочего холодного оружия для ближнего боя (воспетыми Ремарком заточенными сапёрными лопатами в реальности не пользовались). От момента выхода из своих окопов до возвращения в них должно было пройти всего 15 минут. Для контроля времени каждому унтер-офицеру выдавали часы. Рейд начался в 11 вечера, в ночь с 6 на 7 апреля 1916 года. Немцы вышли из своих окопов ещё до окончания собственной артподготовки и, пользуясь небольшим возвышением между позициями, скрытно подошли к английским окопам и ворвались через считанные секунды после падения последнего снаряда. Сюрприз был полным. Англичане укрылись от обстрела в блиндажах, которые немцы начали закидывать гранатами, почти не встречая сопротивления. Лишь одна группа, которая продвинулась по коммуникационной траншее до третьей линии британских окопов, встретила сопротивление и после короткого гранатного боя, оставив трёх убитых и забрав одного раненого, отступила. Через установленные 15 минут немцы без проблем вернулись в свои окопы. Немецкие бойцы окопного фронта 29-я британская дивизия по итогам этой ночи потеряла 112 человек. Девятнадцать немцы увели в плен, 43 погибли, 50 получили ранения. Основные потери понёс 2-й батальон южно-валлийских пограничников, на чьи позиции пришёлся основной удар. Вечная игра На каждое действие есть противодействие. В ответ на удар англичане попробовали нанести свой — увы, безуспешный. Немцам удалось зафиксировать подготовку ответного рейда, обнаружив проделанные в проволоке проходы и разметку на земле, ведущую в сторону немецких окопов (чтобы не заблудиться в темноте). Когда 30 апреля англичане начали артподготовку, немцы выбросили на нейтралку несколько групп для встречи, а затем вызвали огонь своей артиллерии, полностью сорвав британский рейд. Но так было далеко не всегда. Двадцать четвёртого апреля в нескольких километрах к югу англичане поймали два немецких батальона на пересменке и ушли с 13 пленными. А в начале июня британцы успешно отбили немецкий рейд: немцы потеряли более 20 убитыми и ранеными, а один из «рейдеров» попал в плен. В этой игре обе стороны постоянно учились друг у друга. Кирилл Копылов
Сколько продлится эта настоящая транспортная беда для ВСУ? Никто не знает. Потому что, как стало известно, только для...
09-сен-2025
Новости дня / Политика / ДНР и ЛНР / Здоровье / ЖКХ / Украина / Бизнес / Технологии / Чемпионат / Россия / Европа / Военные действия / Видео / Судьи / Транспорт / Общество / Мнения / Спорт
Депутат Михаил Матвеев сообщил, что сегодня Мамедов принял решение добровольно выйти из политической гонки....
09-сен-2025
Новости дня / Происшествия и криминал / Азербайджан / Выборы / Скандалы / Военные действия / Политика / Видео / Чемпионат / Технологии / Россия / Спорт
Новости дня / Видео / Фото репортаж / Армения / Мир / Интернет / Красноярск / Происшествия и криминал / ЖКХ / Россия / Большой Кавказ / Технологии / Общество / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Видео / Технологии / Мир / Большой Кавказ / Власть / Здоровье / Армения / Европа / Россия / Ростов-на-Дону / Экономика / Происшествия и криминал / Мнения / США
Новости дня / Россия / Чемпионат / Технологии / Политика / Бизнес / ЖКХ / Здоровье / Мир / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Украина / Статистика / Транспорт / Интернет / Видео / Общество / Культура / Европа / Наука / Латинская Америка / Спорт
Новости дня / Политика / Россия / Наука / Бизнес / Мир / ДНР и ЛНР / Спорт / Технологии / Власть / Военные действия
Morris
0
В регионах России нарастает тревожная тенденция: представители диаспор, традиционно занимавшиеся общественной работой, теперь активно стремятся получить прямую...
Новости дня / Политика / ДНР и ЛНР / Здоровье / ЖКХ / Украина / Бизнес / Технологии / Чемпионат / Россия / Европа / Военные действия / Видео / Судьи / Транспорт / Общество / Мнения / Спорт
Warren
0
Сколько продлится эта настоящая транспортная беда для ВСУ? Никто не знает. Потому что, как стало известно, только для экспертной оценки тяжести нанесенного мосту ущерба...
Новости дня / Происшествия и криминал / Азербайджан / Выборы / Скандалы / Военные действия / Политика / Видео / Чемпионат / Технологии / Россия / Спорт
Бронислава
0
Депутат Михаил Матвеев сообщил, что сегодня Мамедов принял решение добровольно выйти из политической гонки....
Новости дня / США / Политика / Здоровье / Бизнес / Технологии / Латинская Америка / ЖКХ / Происшествия и криминал / Мир / Спорт / Мероприятия / Скандалы / ДНР и ЛНР / Аналитика / Выборы / Видео
Роман
0
Ирина Алкснис Среди вечных вопросов, неизменно вызывающих бурные споры, особое место занимает следующий: способен ли человек переломить исторический процесс? Может ли...
Комментарии (0)