Из жизни зомби. Тяжёлая судьба украинского машиностроения - «ДНР и ЛНР»

  • 19:12, 01-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Russel
  • 0


Из жизни зомби. Тяжёлая судьба украинского машиностроения - «ДНР и ЛНР»

Ровно 95 лет назад, 1 мая 1924 года, в Харькове был выпущен первый советский гусеничный трактор. Этот юбилей стал для издания Украина.ру поводом разобраться, что происходит в украинском машиностроении сегодня
В 1990 году машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР: в отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР.

Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов) была практически монопольным производителем. За годы независимости машиностроительная отрасль претерпела множество изменений.

Вследствие экономического кризиса 90-х годов, повлекшего за собой коренные изменения структуры экономики и ориентации спроса в целом, доля машиностроительной отрасли в структуре промышленного производства Украины сократилась более чем вдвое. В 2010 году он составил лишь 12%. Только за 20 лет независимости количество занятых в секторе уменьшилось практически вчетверо — до 600 тысяч.

Не всем отраслям удалось сохранить конкурентоспособность своей продукции и позиции на рынке. Украина практически утратила производства в наиболее наукоемких и высокотехнологичных секторах машиностроения, находившихся в зародышевом состоянии на момент развала СССР, таких как производство вычислительной техники, средств автоматизации, роботов и т.п.

Также, к сожалению, утратили свои позиции приборостроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, уступив рынок зарубежным аналогам.

Упущенный шанс

Тем не менее, на протяжении 2003–2010 годов машиностроение уверенно набирало обороты: в 2010 году производство сектора превысило объемы 2000 года в 2,5 раза, и это несмотря на неутешительные результаты 2009 года, когда вследствие кризиса объемы производства обвалились на 45%.

Рост сектора был обеспечен в основном ростом транспортного и энергетического машиностроения: Украине удалось сохранить свои лидирующие позиции на региональном рынке в секторе железнодорожного транспорта, энергетического машиностроения (производство турбин и трансформаторов, продукции для нефтегазового сектора), производства авиационных двигателей.

В 2010 году машиностроительный сектор был третьим по величине экспортируемой продукции (18% от общего объема экспорта) после горно-металлургического комплекса и сельского хозяйства. Основными потребителями продукции украинского машиностроения традиционно выступали предприятия России и других стран СНГ.

Одной из главных проблем отрасли оставалась изношенность основных фондов, по некоторым данным, она составляет более 80%. Тем не менее, еще до недавнего времени специалисты считали, что в целом машиностроительная отрасль Украины имела неплохой потенциал роста. В 2010 году Минпромполитики инициировало разработку концепции развития машиностроительного сектора на 2012–2017 гг. в целях увеличить долю отрасли в ВВП страны до 30% к 2017 году (к уровню 1990-го).

Этой цели достичь не удалось. Сегодня такие традиционные ключевые отрасли украинской промышленности, как машиностроение, самолетостроение, космическая и оборонная промышленность, далеки от прежних объемов производства. Причины падения заключаются в конфликте с Россией, в потере промышленных территорий на востоке Украины, а также в потере рынков сбыта на постсоветском пространстве. К этому надо добавить низкую конкурентоспособность отраслей после подписания Соглашения о создании полной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Следует напомнить, что в декабре 2013 года, когда протестующие на майдане Независимости в Киеве требовали немедленного подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, президент Виктор Янукович подписал в Москве несколько документов. Они давали новые возможности для украинских высокотехнологичных отраслей.

Среди них — межправительственное соглашение о реализации мер государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями, межправительственный протокол о поставках товаров по производственной кооперации, меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством промышленной политики Украины.

Однако всему этому не суждено было воплотиться в жизнь.

Жертвою пали в борьбе роковой…

Машиностроение стало главной жертвой «реформ», проводимых на Украине после смены власти в 2014 году. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства страны по состоянию на середину 2016 года составил всего 5,8%, тогда как в 2013-м данный показатель был более 10%.

Причина очевидна — разрыв кооперационных цепочек с Россией.

В сентябре 2017 года в Харькове премьер-министр Владимир Гройсман на совещании по стратегическим вопросам развития машиностроения заявил, что машиностроительный комплекс Украины должен стать одним из лидеров экспорта и выходить на новые рынки сбыта при поддержке правительства.

Однако украинское машиностроение так и не смогло переориентироваться с направления РФ. Более того, статистика показывает, что экспорт в Россию продукции машиностроения в 2018 году падал. При этом и те поставки, что еще есть, осуществляются по старым контрактам. Новые контракты не заключаются. Если сравнивать с 2013 годом, экспорт продукции машиностроения в Россию упал на $11 млрд.

Если говорить о рынке ЕС в контексте поставок продукции машиностроения, то востребованным является разве что производство подшипников, кабелей и различных комплектующих по давальческим схемам из европейских стран.

Впрочем, для подобных производств не требуются большие заводы, обеспечивающие работой тысячи людей, со многими заказами в данном случае может справиться даже мелкий бизнес на уровне кустарного производства.

Дефицит кадров и пустые обещания

Не найдя достойной работы и оплаты своего труда, каждую минуту в поисках лучшей доли Украину оставляет двое украинцев. В прошлом году работать за границу выехало более миллиона человек. Такую статистику обнародовала Федерация работодателей Украины (ФРУ).

Таким образом, украинская промышленность испытывает острейший дефицит работников. В частности, по данным ФРУ, машиностроению не хватает несколько сотен тысяч людей. Например, Украина ежегодно вынуждена закупать за рубежом от 1,5 до 2 тысяч комбайнов, и урон от недостатка этой техники на рынке страны — от 7 до 11 млн тонн зерна.

Неудивительно, что объемы производства в секторе машиностроения на Украине продолжают падать. Только за первые три месяца нынешнего года, согласно официальной статистике, это падение в годовом исчислении составило 5,4%.

Премьер-министр Гройсман неоднократно заявлял, что поддержка машиностроителей — в приоритетах Кабмина. В декабре прошлого года в Киеве даже состоялась конференция «Новая индустриализация: совместные действия правительства и бизнеса», которую почтил присутствием премьер-министр.

Как следовало из выступления премьера, чтобы обеспечить устойчивый рост украинской экономики, стране необходимо отказаться от аграрной модели и вернуться к модели индустриальной, к производству машин и оборудования с высокой добавленной стоимостью. Однако в реальности государство ничего не сделало для помощи украинским промышленным предприятиям: программы стимулирования экспорта на Украине так и не заработали, в том числе и в рамках экспортных кредитных инструментов.

По факту, в 2018 году украинская экономика выезжала на трех китах: аграрной отрасли, металлургии, а также денежных переводах от трудовых мигрантов. Достичь заметного перелома системных негативных тенденций, которые из года в год тянут Украину ко дну, не удалось.

Финансовые зомби

Экономический аналитик Александр Рябоконь подчеркивает, что украинское машиностроение является одной из наиболее пострадавших отраслей. И причиной тому — утрата рынка сбыта в РФ и ряде стран СНГ в связи с крайне непростыми межгосударственными отношениями, длящимися уже более 5 лет.

«После наиболее глубокого падения промышленного производства в 2014-16 гг. украинское машиностроение пребывало в стагнации практически до осени 2018 года. Падение объемов промышленного производства в этом секторе составило около 25% от уровня 2013 года. Падение экспорта продукции в РФ измеряется в $7–13 млрд в год (2015–2018). Этот сектор украинской экономики очень быстро остался без живых денег, получаемых от экспорта продукции, и с высоким уровнем долгов по кредитам, которые многие предприятия машиностроения не смогли обслуживать», — сказал Александр Рябоконь.

Статистика в целом показывает, что экспорт в Россию продукции машиностроения по 2018 год не прекращался полностью, но неуклонно падали его объемы.

«При этом львиная доля остававшейся торговли осуществлялась по старым контрактам, в то время как новые контракты почти не заключались. Даже крайние редкие исключения, например, в виде договора S7 Space с «Южмашем» претерпевают неудачу по вполне ясным причинам.

С осени прошлого года машиностроение на Украине вновь показывает возобновившее резкое падение объемов производства продукции, вследствие обострившейся «санкционной войны» с Российской Федерацией. Все эти годы основными двигателями балансирования и относительного роста в машиностроении являлись государственные заказы в оборонно-промышленном комплексе и небольшое оживление спроса на горно-металлургическое оборудование.

В остальном — были малозначимые разовые заказы. Поиск других рынков сбыта для предприятий машиностроения длится до сих пор, и преимущественно безуспешно», — заключил аналитик.

Фёдор Тихий, Украина.ру


Ровно 95 лет назад, 1 мая 1924 года, в Харькове был выпущен первый советский гусеничный трактор. Этот юбилей стал для издания Украина.ру поводом разобраться, что происходит в украинском машиностроении сегодня В 1990 году машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР: в отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР. Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов) была практически монопольным производителем. За годы независимости машиностроительная отрасль претерпела множество изменений. Вследствие экономического кризиса 90-х годов, повлекшего за собой коренные изменения структуры экономики и ориентации спроса в целом, доля машиностроительной отрасли в структуре промышленного производства Украины сократилась более чем вдвое. В 2010 году он составил лишь 12%. Только за 20 лет независимости количество занятых в секторе уменьшилось практически вчетверо — до 600 тысяч. Не всем отраслям удалось сохранить конкурентоспособность своей продукции и позиции на рынке. Украина практически утратила производства в наиболее наукоемких и высокотехнологичных секторах машиностроения, находившихся в зародышевом состоянии на момент развала СССР, таких как производство вычислительной техники, средств автоматизации, роботов и т.п. Также, к сожалению, утратили свои позиции приборостроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, уступив рынок зарубежным аналогам. Упущенный шанс Тем не менее, на протяжении 2003–2010 годов машиностроение уверенно набирало обороты: в 2010 году производство сектора превысило объемы 2000 года в 2,5 раза, и это несмотря на неутешительные результаты 2009 года, когда вследствие кризиса объемы производства обвалились на 45%. Рост сектора был обеспечен в основном ростом транспортного и энергетического машиностроения: Украине удалось сохранить свои лидирующие позиции на региональном рынке в секторе железнодорожного транспорта, энергетического машиностроения (производство турбин и трансформаторов, продукции для нефтегазового сектора), производства авиационных двигателей. В 2010 году машиностроительный сектор был третьим по величине экспортируемой продукции (18% от общего объема экспорта) после горно-металлургического комплекса и сельского хозяйства. Основными потребителями продукции украинского машиностроения традиционно выступали предприятия России и других стран СНГ. Одной из главных проблем отрасли оставалась изношенность основных фондов, по некоторым данным, она составляет более 80%. Тем не менее, еще до недавнего времени специалисты считали, что в целом машиностроительная отрасль Украины имела неплохой потенциал роста. В 2010 году Минпромполитики инициировало разработку концепции развития машиностроительного сектора на 2012–2017 гг. в целях увеличить долю отрасли в ВВП страны до 30% к 2017 году (к уровню 1990-го). Этой цели достичь не удалось. Сегодня такие традиционные ключевые отрасли украинской промышленности, как машиностроение, самолетостроение, космическая и оборонная промышленность, далеки от прежних объемов производства. Причины падения заключаются в конфликте с Россией, в потере промышленных территорий на востоке Украины, а также в потере рынков сбыта на постсоветском пространстве. К этому надо добавить низкую конкурентоспособность отраслей после подписания Соглашения о создании полной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Следует напомнить, что в декабре 2013 года, когда протестующие на майдане Независимости в Киеве требовали немедленного подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, президент Виктор Янукович подписал в Москве несколько документов. Они давали новые возможности для украинских высокотехнологичных отраслей. Среди них — межправительственное соглашение о реализации мер государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями, межправительственный протокол о поставках товаров по производственной кооперации, меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством промышленной политики Украины. Однако всему этому не суждено было воплотиться в жизнь. Жертвою пали в борьбе роковой… Машиностроение стало главной жертвой «реформ», проводимых на Украине после смены власти в 2014 году. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства страны по состоянию на середину 2016 года составил всего 5,8%, тогда как в 2013-м данный показатель был более 10%. Причина очевидна — разрыв кооперационных цепочек с Россией. В сентябре 2017 года в Харькове премьер-министр Владимир Гройсман на совещании по стратегическим вопросам развития машиностроения заявил, что машиностроительный комплекс Украины должен стать одним из лидеров экспорта и выходить на новые рынки сбыта при поддержке правительства. Однако украинское машиностроение так и не смогло переориентироваться с направления РФ. Более того, статистика показывает, что экспорт в Россию продукции машиностроения в 2018 году падал. При этом и те поставки, что еще есть, осуществляются по старым контрактам. Новые контракты не заключаются. Если сравнивать с 2013 годом, экспорт продукции машиностроения в Россию упал на $11 млрд. Если говорить о рынке ЕС в контексте поставок продукции машиностроения, то востребованным является разве что производство подшипников, кабелей и различных комплектующих по давальческим схемам из европейских стран. Впрочем, для подобных производств не требуются большие заводы, обеспечивающие работой тысячи людей, со многими заказами в данном случае может справиться даже мелкий бизнес на уровне кустарного производства. Дефицит кадров и пустые обещания Не найдя достойной работы и оплаты своего труда, каждую минуту в поисках лучшей доли Украину оставляет двое украинцев. В прошлом году работать за границу выехало более миллиона человек. Такую статистику обнародовала Федерация работодателей Украины (ФРУ). Таким образом, украинская промышленность испытывает острейший дефицит работников. В частности, по данным ФРУ, машиностроению не хватает несколько сотен тысяч людей. Например, Украина ежегодно вынуждена закупать за рубежом от 1,5 до 2 тысяч комбайнов, и урон от недостатка этой техники на рынке страны — от 7 до 11 млн тонн зерна. Неудивительно, что объемы производства в секторе машиностроения на Украине продолжают падать. Только за первые три месяца нынешнего года, согласно официальной статистике, это падение в годовом исчислении составило 5,4%. Премьер-министр Гройсман неоднократно заявлял, что поддержка машиностроителей — в приоритетах Кабмина. В декабре прошлого года в Киеве даже состоялась конференция «Новая индустриализация: совместные действия правительства и бизнеса», которую почтил присутствием премьер-министр. Как следовало из выступления премьера, чтобы обеспечить устойчивый рост украинской экономики, стране необходимо отказаться от аграрной модели и вернуться к модели индустриальной, к производству машин и оборудования с высокой добавленной стоимостью. Однако в реальности государство ничего не сделало для помощи украинским промышленным предприятиям: программы стимулирования экспорта на Украине так и не заработали, в том числе и в рамках экспортных кредитных инструментов. По факту, в 2018 году украинская экономика выезжала на трех китах: аграрной отрасли, металлургии, а также денежных переводах от трудовых мигрантов. Достичь заметного перелома системных негативных тенденций, которые из года в год тянут Украину ко дну, не удалось. Финансовые зомби Экономический аналитик Александр Рябоконь подчеркивает, что украинское машиностроение является одной из наиболее пострадавших отраслей. И причиной тому — утрата рынка сбыта в РФ и ряде стран СНГ в связи с крайне непростыми межгосударственными отношениями, длящимися уже более 5 лет. «После наиболее глубокого падения промышленного производства в 2014-16 гг. украинское машиностроение пребывало в стагнации практически до осени 2018 года. Падение объемов промышленного производства в этом секторе составило около 25% от уровня 2013 года. Падение экспорта продукции в РФ измеряется в $7–13 млрд в год (2015–2018). Этот сектор украинской экономики очень быстро остался без живых денег, получаемых от экспорта продукции, и с высоким уровнем долгов по кредитам, которые многие предприятия машиностроения не смогли обслуживать», — сказал Александр Рябоконь. Статистика в целом показывает, что экспорт в Россию продукции машиностроения по 2018 год не прекращался полностью, но неуклонно падали его объемы. «При этом львиная доля остававшейся торговли осуществлялась по старым контрактам, в то время как новые контракты почти не заключались. Даже крайние редкие исключения, например, в виде договора S7 Space с «Южмашем» претерпевают неудачу по вполне ясным причинам. С осени прошлого года машиностроение на Украине вновь показывает возобновившее резкое падение объемов производства продукции, вследствие обострившейся «санкционной войны» с Российской Федерацией. Все эти годы основными двигателями балансирования и относительного роста в машиностроении являлись государственные заказы в оборонно-промышленном комплексе и небольшое оживление спроса на горно-металлургическое оборудование. В остальном — были малозначимые разовые заказы. Поиск других рынков сбыта для предприятий машиностроения длится до сих пор, и преимущественно безуспешно», — заключил аналитик. Фёдор Тихий, Украина.ру


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!