Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.Бомбардировочная «Игра престолов»История этой машины полнится скандалами, интригами и даже заговорами. По одной из версий, именно с заговора и начался весь проект.
В 1960 году правительство СССР приняло судьбоносное решение о сворачивании работ над обычной авиацией в пользу ракет. По сей день о его пользе или вреде ломают копья историки, но появления будущего Т-4 иначе просто не случилось бы. Были закрыты все работы по межконтинентальным бомбардировщикам, прошёл через «геноцид» лишь один проект — туполевский «135».
Он представлял собой сверхзвуковой стратегический ракетоносец, в чьи задачи входила борьба с авианосцами США в относительно отдалённых акваториях вроде Индийского океана и Средиземного моря. Также он мог заниматься разведкой и ударами по наземным объектам в Европе. Дополнительные топливные баки позволяли достигать и межконтинентальной дальности.
Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца «135»Как гласит одна из легенд, Хрущёв был бы рад закрыть и «135», но Туполев имел слишком большой вес в промышленности и у военных. Тогда родился хитрый план — провести конкурс на ракетоносец, сделав всё, чтобы Туполев проиграл. В качестве оппонентов выбрали «истребительные» КБ (конструкторские бюро) Сухого и Яковлева, ведь если бы один из них победил, можно было бы с лёгкостью закрыть проект, сославшись на недостаток опыта.
Существует и менее конспирологическая версия: решить задачу борьбы с авианосцами только ракетами на тот моменты не имелось возможности, а после разгрома КБ Мясищева Туполев остался монополистом в этой отрасли — поэтому и привлекли конструкторов истребителей.
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Як-35Как бы то ни было, к 1962 году все три КБ подготовили свои проекты. Самолёты Сухого и Яковлева по характеристикам походили друг на друга. Дальность в четыре тысячи километров с боевой нагрузкой, взлётная масса около 110 тонн, максимальная скорость в три тысячи километров в час — всё по требованиям заказчика. Разница была в размещении двигателей и форме крыла.
Вариант стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Т-4/«100», представленный в 1962 годуТуполевская машина серьёзно отличалась от конкурентов: была меньше скорость, всего 2500 километров в час. Это объяснялось тем, что бомбардировщик сделали не из стали с титаном, как другие проекты, а в основном из алюминия. Это снижало допустимую максимальную скорость, но упрощало и удешевляло проект: строить самолёты из стали с титаном было очень сложно и невообразимо дорого.
Туполев считал, что разница в скорости в 500 километров в час в данном случае несущественна. Кроме того, «135» весил под 190 тонн — исключительно из желания сэкономить. За счёт веса бомбардировщик имел запас топлива для межконтинентальных перелётов, а значит, был универсальнее своих конкурентов.
Финальный внешний вид бомбардировщика-ракетоносца Т-4Слишком дорого, слишком поздноПосле череды скандалов, споров на повышенных тонах и других неприглядных эпизодов победителем конкурса признали проект Сухого «100» (от того и название «Сотка»). Попытка Туполева на переправе сменить лошадей и выставить на конкурс новый более быстрый и лёгкий самолёт «125» не помогла, а бомбардировщик Яковлева был менее удачным в сравнении с будущим Т-4. Правда, победивший проект совсем не походил на полетевший самолёт.
Потребовалось ещё шесть лет напряжённых работ, чтобы завершить проектирование и подготовку промышленности к производству Т-4. За это время мир успел измениться.
Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца «125»Постройку первых четырёх прототипов начали в 1968 году, а первый полёт Т-4 совершил лишь в 1972 году. Бомбардировщик выполнили по самым передовым технологиям, доступным Союзу. Получился настоящий технический шедевр — но до серии он не дожил.
В СССР был единственный завод, который мог справиться с массовым выпуском подобных машин — Казанский авиационный. В 1972 году там предполагалось развернуть производство нового бомбардировщика Ту-22М, и справиться с ещё одной, более сложной машиной там бы не смогли.
Военные тоже потеряли интерес к «Сотке» — даже несмотря на продвигаемую разработчиками многозадачность самолёта, вплоть до возможности использовать его в качестве перехватчика. Всё это привело сначала к сокращению программы испытаний Т-4, а в 1976 году — к закрытию всей программы.
Размещение контейнеров с ракетами «воздух-воздух» на барражирующем перехватчике Т-4ПМногие обвиняют в крахе Т-4 КБ Туполева. Якобы они погубили революционную машину обманом. Ту-22М, который продвигали как достаточно умеренную по цене модификацию Ту-22, на деле был новым самолётом, в котором от изначальной машины осталась лишь передняя стойка шасси, а доведение первого серийного варианта Ту-22М2 до ума затянулось до 1976 года. Но подобная критика Ту-22 не отменяет факта, что, несмотря на всю революционность, к 1972 году Т-4 устарел.
Скорость в три тысячи километров в час перестала быть хорошей защитой от современных ракетных комплексов ПВО и перехватчиков. Для новейшего F-14 было без разницы, кого сбивать, — Т-4 или Ту-22М. Но последний был многорежимным самолётом, способным на дозвуковых скоростях летать на малых высотах, а «Сотка» не могла и этого.
Интересная особенность Т-4: в отличие от ХВ-70, при подъёме носовой части обзор пилотам закрывался полностью, и пилотирование продолжалось только по приборамСерьёзным аргументом «против» была и цена Т-4 — самолёт из титана и стали стоил огромные деньги. Переоборудование промышленности под требования таких машин стоило бы ещё больше. Да и надежды, что в серии цена стала бы ниже, чем у Ту-22М2, не было — как позже показала практика титанового МиГ-31, серьёзного удешевления достичь так и не вышло.
В итоге серийный выпуск «Сотки» со скрипом наладили бы лишь к концу 70-х, как раз под договор ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений). Ту-22М2 смогли протащить через него в кастрированном виде, но у Т-4 шансов бы не было — все усилия промышленности пропали бы даром.
Ту-22М2 в результате исполнения договора ОСВ-2 лишился штанги дозаправки и был ограничен в серийном выпускеНаследники «Сотки»Понимали проблемы своей машины и в КБ Сухого — недаром ещё с 1967 года шли работы над многорежимным вариантом бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Т-4М. Уже в 70-х годах появился проект межконтинентального бомбардировщика интегральной схемы Т-4МС — конкурента будущего Ту-160.
Хотя представителям КБ Сухого удалось составить серьёзную конкуренцию конструкторским бюро Туполева и Мясищева — и даже взять первое место в конкурсе, стало ясно: доводка МС снова затянется. «Суховцы» решили сосредоточиться на разработке истребителя Су-27.
Многорежимный стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидностиКонечно, Т-4 мог принести пользу — в случае мелкосерийного выпуска «Сотки» в качестве разведчика, эдакого советского аналога А-12/SR-71. Но военные СССР не слишком уделяли внимание воздушной разведке и предпочитали не специально спроектированные машины, а куда более дешёвые варианты из серийных самолётов. Да и большая скорость для разведчика совсем не главное — куда важнее бортовая электроника и камеры, а с этим у СССР было не очень весело.
Стратегический бомбардировщик Т-4МС. Во многом его конструкция повлияла на Ту-160 и Су-27История Т-4 служит отличным примером ситуации, когда передовая машина создаётся слишком поздно и стоит слишком дорого. История знает множество таких примеров. И то, что Т-4 не попытались затащить в серию, — большая удача, которая сэкономила огромное количество денег и ресурсов. А многие решения, отработанные на «Сотке», в дальнейшем пригодились во многих других проектах — от Су-27 до Ту-160.
Юрий Кужелев
Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались. Бомбардировочная «Игра престолов» История этой машины полнится скандалами, интригами и даже заговорами. По одной из версий, именно с заговора и начался весь проект. В 1960 году правительство СССР приняло судьбоносное решение о сворачивании работ над обычной авиацией в пользу ракет. По сей день о его пользе или вреде ломают копья историки, но появления будущего Т-4 иначе просто не случилось бы. Были закрыты все работы по межконтинентальным бомбардировщикам, прошёл через «геноцид» лишь один проект — туполевский «135». Он представлял собой сверхзвуковой стратегический ракетоносец, в чьи задачи входила борьба с авианосцами США в относительно отдалённых акваториях вроде Индийского океана и Средиземного моря. Также он мог заниматься разведкой и ударами по наземным объектам в Европе. Дополнительные топливные баки позволяли достигать и межконтинентальной дальности. Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца «135» Как гласит одна из легенд, Хрущёв был бы рад закрыть и «135», но Туполев имел слишком большой вес в промышленности и у военных. Тогда родился хитрый план — провести конкурс на ракетоносец, сделав всё, чтобы Туполев проиграл. В качестве оппонентов выбрали «истребительные» КБ (конструкторские бюро) Сухого и Яковлева, ведь если бы один из них победил, можно было бы с лёгкостью закрыть проект, сославшись на недостаток опыта. Существует и менее конспирологическая версия: решить задачу борьбы с авианосцами только ракетами на тот моменты не имелось возможности, а после разгрома КБ Мясищева Туполев остался монополистом в этой отрасли — поэтому и привлекли конструкторов истребителей. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Як-35 Как бы то ни было, к 1962 году все три КБ подготовили свои проекты. Самолёты Сухого и Яковлева по характеристикам походили друг на друга. Дальность в четыре тысячи километров с боевой нагрузкой, взлётная масса около 110 тонн, максимальная скорость в три тысячи километров в час — всё по требованиям заказчика. Разница была в размещении двигателей и форме крыла. Вариант стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Т-4/«100», представленный в 1962 году Туполевская машина серьёзно отличалась от конкурентов: была меньше скорость, всего 2500 километров в час. Это объяснялось тем, что бомбардировщик сделали не из стали с титаном, как другие проекты, а в основном из алюминия. Это снижало допустимую максимальную скорость, но упрощало и удешевляло проект: строить самолёты из стали с титаном было очень сложно и невообразимо дорого. Туполев считал, что разница в скорости в 500 километров в час в данном случае несущественна. Кроме того, «135» весил под 190 тонн — исключительно из желания сэкономить. За счёт веса бомбардировщик имел запас топлива для межконтинентальных перелётов, а значит, был универсальнее своих конкурентов. Финальный внешний вид бомбардировщика-ракетоносца Т-4 Слишком дорого, слишком поздно После череды скандалов, споров на повышенных тонах и других неприглядных эпизодов победителем конкурса признали проект Сухого «100» (от того и название «Сотка»). Попытка Туполева на переправе сменить лошадей и выставить на конкурс новый более быстрый и лёгкий самолёт «125» не помогла, а бомбардировщик Яковлева был менее удачным в сравнении с будущим Т-4. Правда, победивший проект совсем не походил на полетевший самолёт. Потребовалось ещё шесть лет напряжённых работ, чтобы завершить проектирование и подготовку промышленности к производству Т-4. За это время мир успел измениться. Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца «125» Постройку первых четырёх прототипов начали в 1968 году, а первый полёт Т-4 совершил лишь в 1972 году. Бомбардировщик выполнили по самым передовым технологиям, доступным Союзу. Получился настоящий технический шедевр — но до серии он не дожил. В СССР был единственный завод, который мог справиться с массовым выпуском подобных машин — Казанский авиационный. В 1972 году там предполагалось развернуть производство нового бомбардировщика Ту-22М, и справиться с ещё одной, более сложной машиной там бы не смогли. Военные тоже потеряли интерес к «Сотке» — даже несмотря на продвигаемую разработчиками многозадачность самолёта, вплоть до возможности использовать его в качестве перехватчика. Всё это привело сначала к сокращению программы испытаний Т-4, а в 1976 году — к закрытию всей программы. Размещение контейнеров с ракетами «воздух-воздух» на барражирующем перехватчике Т-4П Многие обвиняют в крахе Т-4 КБ Туполева. Якобы они погубили революционную машину обманом. Ту-22М, который продвигали как достаточно умеренную по цене модификацию Ту-22, на деле был новым самолётом, в котором от изначальной машины осталась лишь передняя стойка шасси, а доведение первого серийного варианта Ту-22М2 до ума затянулось до 1976 года. Но подобная критика Ту-22 не отменяет факта, что, несмотря на всю революционность, к 1972 году Т-4 устарел. Скорость в три тысячи километров в час перестала быть хорошей защитой от современных ракетных комплексов ПВО и перехватчиков. Для новейшего F-14 было без разницы, кого сбивать, — Т-4 или Ту-22М. Но последний был многорежимным самолётом, способным на дозвуковых скоростях летать на малых высотах, а «Сотка» не могла и этого. Интересная особенность Т-4: в отличие от ХВ-70, при подъёме носовой части обзор пилотам закрывался полностью, и пилотирование продолжалось только по приборам Серьёзным аргументом «против» была и цена Т-4 — самолёт из титана и стали стоил огромные деньги. Переоборудование промышленности под требования таких машин стоило бы ещё больше. Да и надежды, что в серии цена стала бы ниже, чем у Ту-22М2, не было — как позже показала практика титанового МиГ-31, серьёзного удешевления достичь так и не вышло. В итоге серийный выпуск «Сотки» со скрипом наладили бы лишь к концу 70-х, как раз под договор ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений). Ту-22М2 смогли протащить через него в кастрированном виде, но у Т-4 шансов бы не было — все усилия промышленности пропали бы даром. Ту-22М2 в результате исполнения договора ОСВ-2 лишился штанги дозаправки и был ограничен в серийном выпуске Наследники «Сотки» Понимали проблемы своей машины и в КБ Сухого — недаром ещё с 1967 года шли работы над многорежимным вариантом бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Т-4М. Уже в 70-х годах появился проект межконтинентального бомбардировщика интегральной схемы Т-4МС — конкурента будущего Ту-160. Хотя представителям КБ Сухого удалось составить серьёзную конкуренцию конструкторским бюро Туполева и Мясищева — и даже взять первое место в конкурсе, стало ясно: доводка МС снова затянется. «Суховцы» решили сосредоточиться на разработке истребителя Су-27. Многорежимный стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Конечно, Т-4 мог принести пользу — в случае мелкосерийного выпуска «Сотки» в качестве разведчика, эдакого советского аналога А-12/SR-71. Но военные СССР не слишком уделяли внимание воздушной разведке и предпочитали не специально спроектированные машины, а куда более дешёвые варианты из серийных самолётов. Да и большая скорость для разведчика совсем не главное — куда важнее бортовая электроника и камеры, а с этим у СССР было не очень весело. Стратегический бомбардировщик Т-4МС. Во многом его конструкция повлияла на Ту-160 и Су-27 История Т-4 служит отличным примером ситуации, когда передовая машина создаётся слишком поздно и стоит слишком дорого. История знает множество таких примеров. И то, что Т-4 не попытались затащить в серию, — большая удача, которая сэкономила огромное количество денег и ресурсов. А многие решения, отработанные на «Сотке», в дальнейшем пригодились во многих других проектах — от Су-27 до Ту-160. Юрий Кужелев
Комментарии (0)