Мечтаете о временах Средневековья, когда мужи были мужественными, дамы — женственными, и во всём царил приятный дуализм? Увы, мы часто принимаем на веру идеал, хотя реальность была гораздо грубее. Доведись вам встретиться со средневековой дамой, она, вполне вероятно, скрутила бы вас в бараний рог — и не только в переносном смысле.До девушки с веслом была девушка с мечомВ «Вальпургиевом манускрипте», созданном приблизительно в начале XIV века, можно увидеть неожиданные иллюстрации. На одной женщина стоит в защитной позиции, блокируя удар мечом, на другой — умело контратакует ударом меча по голове.
Фрагмент манускрипта I.33Сам манускрипт — это мануал по искусству боя холодным оружием. Приёмы женщины и то, как она наносит удары, изображены со знанием дела. Учтены и особенности анатомии, ведь женщины, как правило, слабее и ниже мужчин. Автор манускрипта старался не зря. В Средневековье женщины часто брали в руки оружие, а им ещё надо было уметь пользоваться.
Женственность — хорошо, а собственность — лучшеСамым простым способом помахать мечом и пострелять из лука было родиться в семье феодала. Мы привыкли считать, что в Средневековье женщинам отводилась пассивная роль в семейных и общественных отношениях. Однако реальность постоянно вносила уточнения в эту христианскую идиллию.
Женщины из аристократических и дворянских семейств должны были служить «надёжным тылом» для своих мужей. Особенно в их отсутствие. Это подразумевало заботу о замке, челяди, вассалах. Сбор оброка, финансовые дела, переписка с королевскими чиновниками и судьями — вся эта рутина нередко полностью ложилась на отнюдь не хрупкие плечи женщин из дворянского сословия.
Бывало и хуже. Муж отъедет по важным делам: ко двору короля, в паломничество к святым местам или в крестовый поход, — а тут крестьяне устроят бунт или на замок нападут соседи. Что тут делать даме? Ясное дело — меч в руки, доспехи на тело и крепким словцом гнать вассалов и челядь в атаку. А то и вставать во главе — надо же собственным примером показывать, кто в феоде хозяин.
Иногда отсутствие главы семьи было только на руку. Матильда де Браоз, представительница одного из самых могущественных феодальных семейств уэльского пограничья в 13 веке, увеличила в несколько раз владения своей семьи, воюя с валлийцами. Супруг Матильды, будучи хорошим другом Иоанна Безземельного, в это время безвылазно сидел при его дворе или сопровождал короля во время экспедиции в Ирландию.
Надо сказать, бароны англо-валлийского пограничья были закалёнными бойцами и вели бесконечные войны с валлийскими королями, пытаясь полностью подчинить себе Уэльс. В плане воинственности Матильда ничем не отличалась от мужчин свой семьи. Её слава как прекрасного полководца порвала в клочки все гендерные стереотипы.
Пока муж «где-то шлялся», Матильда фактически завоевала большую часть Уэльса.
Фландрский хронист 13 века без обиняков ставил Матильду в пример мужчинам.
Справка. Дальнейшая судьба Матильды была печальной. Семья де Браоз рассорилась с Иоанном Безземельным, и вражда с королём кончилась тем, что воительницу вместе с сыном заточили в темницу и уморили голодом. Их гибель повлияла на содержание Великой хартии вольностей, в той части, которая касается гарантий подданным от произвола.
Однако гораздо чаще женщинам приходилось держать оборону. Так, в 1148 году графиня Фландрии Сибилла отражала во главе собранных ею войск вторжение Болдуина IV, графа Эно. Тот решил, что пока муж Сибиллы кормит вшей в крестовом походе, самое время поживиться его собственностью. Не тут-то было — бравый завоеватель отступил не солоно хлебавши.
Тем не менее, в битвах женщины принимали участие нечасто. Но и тут ситуации бывали разные. Известный хронист Ордерик Виталий описывает, как в 1119 году английский король Генрих I осадил замок Бретей во Франции. И немедленно схлопотал арбалетный болт от защитницы замка — собственной дочери Юлианы.
Как говорится, семейные отношения — хорошо, но своя феодальная собственность — лучше. К слову, замок Юлианы всё же пал, и Генрих лишил незаконнорожденную дочь большей части собственности в Нормандии.
Принадлежность к феодальному сословию всегда несла опасность получить удар мечом по голове, и для этого не обязательно было рождаться мужчиной. Междинастические и феодальные разборки постоянно вовлекали высокородных женщин в войны едва ли не с «эпохи Нибелунгов». Императрица Матильда против Матильды Булонской во время гражданской войны в Англии (12 век), Мария Стюарт против Елизаветы Тюдор (16 век)… и так далее.
Во славу Господа, чёрт вас дери!Хотя церковь смотрела на кровопролитие с неодобрением, она же подкинула обществу и прекрасный пример обратного — Императрицу Ада.
Не стоит думать, что речь идёт о каком-то демоне. Напротив, это один из титулов Девы Марии. Несмотря на широко пропагандируемый образ кормящей матери, второй её ипостасью была дева-воительница. Она описывалась как могущественный воин, который одним ударом вышибает дух у Сатаны.
Её голос подобен трубному гласу, а во владении мечом и копьём Дева ничем не уступает собратьям-мужчинам.
В этом христианская святая скорее напоминала валькирию: полностью облачённая в доспехи, она вела вечную и, что важнее, успешную битву с ордами Тьмы.
Подобная пропаганда открывала дамам прямой путь в крестовые походы. Правда, церковь обязывала жён, которые участвовали в походах, сначала обзавестись согласием своих мужей. Как свидетельствуют хронисты, включая мусульманских, некоторой части женщин это удавалось.
Во время осады крестоносцами Акры в 1189–1192 годах женщины охраняли лагерь и пленных-мусульман, а также копали траншеи вокруг крепости. Согласно мусульманским хронистам Имад аль-Дину и Баха аль-Дину, «слабый пол» принимал участие в атаке крестоносцев на лагерь Салаха ад-Дина 25 июля 1190 года. Атаку отбили, после чего на поле боя обнаружили несколько женских трупов в боевом облачении. Во время атаки мусульман на лагерь крестоносцев в июле 1191 года женщины-лучники отражали атаку наравне с мужчинами.
Мусульманские хроники, описывающие Третий крестовый поход, пестрят упоминаниями женщин самого разного происхождения, принимавших активное участие в боевых действиях. Их захватывали в плен, находили среди убитых на поле боя или же просто видели в бою.
В 1982 году в Кесарии Палестинской археологи отрыли скелет крестоносца в боевом облачении. Исследование показало, что это женщина.
Защита Родины требует участия всехВойна в Средние века была страшным бедствием для женщин. Но экстремальные обстоятельства зачастую переворачивают вверх тормашками старый порядок.
Веком ранее никто бы не прислушался к словам крестьянской девочки Жанны, что ей суждено освободить Орлеан от английской осады, короновать дофина Карла и изгнать из страны английских захватчиков. В лучшем случае будущую французскую святую определили бы в ближайший монастырь. Но случилась Столетняя война.
Некогда самое могущественное королевство Средневековья лежало в руинах. Короля изгнали из столицы, аристократия фактически запилила из своих феодальных владений независимые королевства. Герцогу Бургундскому не было дела до будущего короля Франции. За годы до этих событий он вступил в союз с англичанам и теперь радостно делил с ними страну.
Грядущая катастрофа заставила прислушаться к Жанне.
А женщин во главе войск местные феодалы видели уже не раз…
Хотя война послужила трамплином для превращения блаженной в национальную героиню, в целом Франция не знала женской мобилизации в армию. Зато по ту сторону Пиренеев женщины массово брались за оружие, сражаясь… против французов.
В 1284 году французский король Филипп III получил у папы добро на крестовый поход против королевства Арагон. Причиной послужила дикая свара за контроль над Сицилией — крупным торговым хабом.
Хроника Рамона Мунтанера красочно описывает разные случаи. Например, в 1285 году женщина из каталонского города Пералада, вооружённая копьём и щитом, сумела пленить вражеского рыцаря во время французской осады. К слову, вторжение закончилось для французов ничем.
Хроники эпохи альбигойских походов также часто упоминают женщин Лангедока, бьющихся насмерть с крестоносцами. По легенде, Симон де Монфор погиб под Тулузой от выстрела катапульты, расчёт которой был полностью женским.
Длинные и катастрофичные войны вовлекали в боевые действия буквально всех. Война из узкосословного дела становилась делом всеобщим.
И ещё сотня причин брать в руки оружиеЖенщины брались за оружие в Средние века по разным причинам. Как феодальные сеньоры, они могли отстаивать свои права и права семьи. Могли участвовать в сражении, защищая дом, родину или религиозные идеалы. Даже простые женщины могли участвовать в судебных поединках, отстаивая свою честь, что уж говорить про дворянок.
Церковь и общество не поощряли женскую воинственность — женщина должна была сидеть дома, заниматься семьёй и ублажать мужа. Однако постоянные войны и лишения требовали совершенно иного — решительности, напористости, ожесточённой работы кулаками.
Так что приходилось им и рыцарюг из седла выбивать, и замки поджигать, и вассалов строить, и государство защищать.
Фарид Мамедов
Мечтаете о временах Средневековья, когда мужи были мужественными, дамы — женственными, и во всём царил приятный дуализм? Увы, мы часто принимаем на веру идеал, хотя реальность была гораздо грубее. Доведись вам встретиться со средневековой дамой, она, вполне вероятно, скрутила бы вас в бараний рог — и не только в переносном смысле. До девушки с веслом была девушка с мечом В «Вальпургиевом манускрипте», созданном приблизительно в начале XIV века, можно увидеть неожиданные иллюстрации. На одной женщина стоит в защитной позиции, блокируя удар мечом, на другой — умело контратакует ударом меча по голове. Фрагмент манускрипта I.33 Сам манускрипт — это мануал по искусству боя холодным оружием. Приёмы женщины и то, как она наносит удары, изображены со знанием дела. Учтены и особенности анатомии, ведь женщины, как правило, слабее и ниже мужчин. Автор манускрипта старался не зря. В Средневековье женщины часто брали в руки оружие, а им ещё надо было уметь пользоваться. Женственность — хорошо, а собственность — лучше Самым простым способом помахать мечом и пострелять из лука было родиться в семье феодала. Мы привыкли считать, что в Средневековье женщинам отводилась пассивная роль в семейных и общественных отношениях. Однако реальность постоянно вносила уточнения в эту христианскую идиллию. Женщины из аристократических и дворянских семейств должны были служить «надёжным тылом» для своих мужей. Особенно в их отсутствие. Это подразумевало заботу о замке, челяди, вассалах. Сбор оброка, финансовые дела, переписка с королевскими чиновниками и судьями — вся эта рутина нередко полностью ложилась на отнюдь не хрупкие плечи женщин из дворянского сословия. Бывало и хуже. Муж отъедет по важным делам: ко двору короля, в паломничество к святым местам или в крестовый поход, — а тут крестьяне устроят бунт или на замок нападут соседи. Что тут делать даме? Ясное дело — меч в руки, доспехи на тело и крепким словцом гнать вассалов и челядь в атаку. А то и вставать во главе — надо же собственным примером показывать, кто в феоде хозяин. Иногда отсутствие главы семьи было только на руку. Матильда де Браоз, представительница одного из самых могущественных феодальных семейств уэльского пограничья в 13 веке, увеличила в несколько раз владения своей семьи, воюя с валлийцами. Супруг Матильды, будучи хорошим другом Иоанна Безземельного, в это время безвылазно сидел при его дворе или сопровождал короля во время экспедиции в Ирландию. Надо сказать, бароны англо-валлийского пограничья были закалёнными бойцами и вели бесконечные войны с валлийскими королями, пытаясь полностью подчинить себе Уэльс. В плане воинственности Матильда ничем не отличалась от мужчин свой семьи. Её слава как прекрасного полководца порвала в клочки все гендерные стереотипы. Пока муж «где-то шлялся», Матильда фактически завоевала большую часть Уэльса. Фландрский хронист 13 века без обиняков ставил Матильду в пример мужчинам. Справка. Дальнейшая судьба Матильды была печальной. Семья де Браоз рассорилась с Иоанном Безземельным, и вражда с королём кончилась тем, что воительницу вместе с сыном заточили в темницу и уморили голодом. Их гибель повлияла на содержание Великой хартии вольностей, в той части, которая касается гарантий подданным от произвола. Однако гораздо чаще женщинам приходилось держать оборону. Так, в 1148 году графиня Фландрии Сибилла отражала во главе собранных ею войск вторжение Болдуина IV, графа Эно. Тот решил, что пока муж Сибиллы кормит вшей в крестовом походе, самое время поживиться его собственностью. Не тут-то было — бравый завоеватель отступил не солоно хлебавши. Тем не менее, в битвах женщины принимали участие нечасто. Но и тут ситуации бывали разные. Известный хронист Ордерик Виталий описывает, как в 1119 году английский король Генрих I осадил замок Бретей во Франции. И немедленно схлопотал арбалетный болт от защитницы замка — собственной дочери Юлианы. Как говорится, семейные отношения — хорошо, но своя феодальная собственность — лучше. К слову, замок Юлианы всё же пал, и Генрих лишил незаконнорожденную дочь большей части собственности в Нормандии. Принадлежность к феодальному сословию всегда несла опасность получить удар мечом по голове, и для этого не обязательно было рождаться мужчиной. Междинастические и феодальные разборки постоянно вовлекали высокородных женщин в войны едва ли не с «эпохи Нибелунгов». Императрица Матильда против Матильды Булонской во время гражданской войны в Англии (12 век), Мария Стюарт против Елизаветы Тюдор (16 век)… и так далее. Во славу Господа, чёрт вас дери! Хотя церковь смотрела на кровопролитие с неодобрением, она же подкинула обществу и прекрасный пример обратного — Императрицу Ада. Не стоит думать, что речь идёт о каком-то демоне. Напротив, это один из титулов Девы Марии. Несмотря на широко пропагандируемый образ кормящей матери, второй её ипостасью была дева-воительница. Она описывалась как могущественный воин, который одним ударом вышибает дух у Сатаны. Её голос подобен трубному гласу, а во владении мечом и копьём Дева ничем не уступает собратьям-мужчинам. В этом христианская святая скорее напоминала валькирию: полностью облачённая в доспехи, она вела вечную и, что важнее, успешную битву с ордами Тьмы. Подобная пропаганда открывала дамам прямой путь в крестовые походы. Правда, церковь обязывала жён, которые участвовали в походах, сначала обзавестись согласием своих мужей. Как свидетельствуют хронисты, включая мусульманских, некоторой части женщин это удавалось. Во время осады крестоносцами Акры в 1189–1192 годах женщины охраняли лагерь и пленных-мусульман, а также копали траншеи вокруг крепости. Согласно мусульманским хронистам Имад аль-Дину и Баха аль-Дину, «слабый пол» принимал участие в атаке крестоносцев на лагерь Салаха ад-Дина 25 июля 1190 года. Атаку отбили, после чего на поле боя обнаружили несколько женских трупов в боевом облачении. Во время атаки мусульман на лагерь крестоносцев в июле 1191 года женщины-лучники отражали атаку наравне с мужчинами. Мусульманские хроники, описывающие Третий крестовый поход, пестрят упоминаниями женщин самого разного происхождения, принимавших активное участие в боевых действиях. Их захватывали в плен, находили среди убитых на поле боя или же просто видели в бою. В 1982 году в Кесарии Палестинской археологи отрыли скелет крестоносца в боевом облачении. Исследование показало, что это женщина. Защита Родины требует участия всех Война в Средние века была страшным бедствием для женщин. Но экстремальные обстоятельства зачастую переворачивают вверх тормашками старый порядок. Веком ранее никто бы не прислушался к словам крестьянской девочки Жанны, что ей суждено освободить Орлеан от английской осады, короновать дофина Карла и изгнать из страны английских захватчиков. В лучшем случае будущую французскую святую определили бы в ближайший монастырь. Но случилась Столетняя война. Некогда самое могущественное королевство Средневековья лежало в руинах. Короля изгнали из столицы, аристократия фактически запилила из своих феодальных владений независимые королевства. Герцогу Бургундскому не было дела до будущего короля Франции. За годы до этих событий он вступил в союз с англичанам и теперь радостно делил с ними страну. Грядущая катастрофа заставила прислушаться к Жанне. А женщин во главе войск местные феодалы видели уже не раз… Хотя война послужила трамплином для превращения блаженной в национальную героиню, в целом Франция не знала женской мобилизации в армию. Зато по ту сторону Пиренеев женщины массово брались за оружие, сражаясь… против французов. В 1284 году французский король Филипп III получил у папы добро на крестовый поход против королевства Арагон. Причиной послужила дикая свара за контроль над Сицилией — крупным торговым хабом. Хроника Рамона Мунтанера красочно описывает разные случаи. Например, в 1285 году женщина из каталонского города Пералада, вооружённая копьём и щитом, сумела пленить вражеского рыцаря во время французской осады. К слову, вторжение закончилось для французов ничем. Хроники эпохи альбигойских походов также часто упоминают женщин Лангедока, бьющихся насмерть с крестоносцами. По легенде, Симон де Монфор погиб под Тулузой от выстрела катапульты, расчёт которой был полностью женским. Длинные и катастрофичные войны вовлекали в боевые действия буквально всех. Война из узкосословного дела становилась делом всеобщим. И ещё сотня причин брать в руки оружие Женщины брались за оружие в Средние века по разным причинам. Как феодальные сеньоры, они могли отстаивать свои права и права семьи. Могли участвовать в сражении, защищая дом, родину или религиозные идеалы. Даже простые женщины могли участвовать в судебных поединках, отстаивая свою честь, что уж говорить про дворянок. Церковь и общество не поощряли женскую воинственность — женщина должна была сидеть дома, заниматься семьёй и ублажать мужа. Однако постоянные войны и лишения требовали совершенно иного — решительности, напористости, ожесточённой работы кулаками. Так что приходилось им и рыцарюг из седла выбивать, и замки поджигать, и вассалов строить, и государство защищать. Фарид Мамедов
Комментарии (0)