Ветхий Завет полон убийств, кровной мести, войн и осад. Согласно ему, во время осады Иерусалима ассирийцами с неба спустился ангел и уничтожил врагов Иудеи. Но что о произошедшем скажет современная наука?Божественная победа?И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч.В Ветхом Завете царю Иудеи Езекии уделено много места. Он провёл реформы, боролся с идолопоклонничеством, восстановил службы в Иерусалимском храме и вёл успешные войны с филистимлянами. Как говорит нам вторая книга Паралипоменон:
«И действовал успешно Езекия во всяком деле своём».
Но главное, при нём иудеи в Иерусалиме успешно отбились от нашествия ассирийцев, которые огнём и мечом прошлись по Палестине, уничтожая всё на своём пути.
Эта война в Библии упоминается в разных подробностях во множестве мест (четвёртая книга Царств, вторая книга Паралипоменон, Книга Пророка Исаии, Сирах) и рисует примерно следующую картину. Пока ассирийцы осаждали город Лахиш, иудейские послы обратились к их царю Синаххерибу с просьбой о мире. Тот повелел принести ему 300 талантов серебра и 30 талантов золота.
Иудеи вынесли не только всё из царской сокровищницы, но и были вынуждены отдать все сокровища Храма и даже снять с него золотые двери и позолоту со столбов. Но это не помогло, и вскоре возле города появилась огромная ассирийская армия во главе с телохранителем царя Рабсаком. Тот издевательски спросил у иудеев, что они будут делать теперь, ведь ничто их не спасёт: ни неверные египетские союзники, ни, тем более, их Бог.
Никто и ничто не может устоять перед мощью ассирийцев!
В ответ на это царь Езекия, обрядившись в траурный наряд, долго молился и просил защиты у Бога, после чего на землю сошёл Ангел Господень и умертвил чуть ли не всю ассирийскую армию,
«всех храбрых и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского».
Синаххериб был вынужден убраться от спасённого города.
Хэппи-энд и полная победа, дарованная Богом.
Библейский взглядДаже Библия говорит, что помимо надежды на Всевышнего царь Езекия перед приходом ассирийцев принимал вполне земные меры.
«После таких дел и верности пришёл Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укреплённые города, и думал отторгнуть их себе.
Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему.
И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды.
И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял её до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов.
И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского».Современные археологи нашли в Иерусалиме так называемую «Широкую стену» — массивное укрепление, датируемое как раз временами Езекии.
Помимо укрепления города крайне предусмотрительным было уничтожение источников воды, чтобы они не достались противнику. Серьёзные проблемы с питьевой водой в безводных окрестностях Иерусалима будут отмечать и все последующие поколения завоевателей, включая римлян, крестоносцев и даже британцев времён Первой мировой.
Об обеспечении самого города водой Езекия беспокоился отдельно, и об этом Библия тоже рассказывает в нескольких местах.
«Езекия укрепил город свой и провёл внутрь его воду, пробил железом скалу и устроил хранилища для воды».
«Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда».С этими отрывками, как правило, соотносят так называемый «Силоамский тоннель»: 533-метровый тоннель, который шёл от источника Гион к специальному бассейну внутри городских стен, обеспечивая город свежей водой и отрезая от врага единственный доступный источник.
В самом тоннеле удалось найти так называемую «Силоамскую надпись» — одну из древнейших надписей на иврите, посвящённых строительству этого тоннеля. Современные исследователи, однако, считают, что этот тоннель построили задолго до царя Езекии, и на основании ещё более древней системы.
Вероятно, царь провёл какие-то дополнительные работы, прекрасно понимая важность водоснабжения в осаждённом городе. Езекия повёл себя как опытный и разумный военачальник, готовящийся к трудной войне с превосходящим противником.
Ассирийский взглядУдивительно, но Библия не единственный источник о походе царя Ассирии Синаххериба на отделившиеся от его державы земли с целью напомнить, кто в доме хозяин.
Осада Лахиша во всех подробностях изображена на огромном (12 метров в ширину и пять в длину) барельефе, который находился в одном из залов ассирийского царского дворца в Ниневии. Ассирийцы, видимо, очень гордились этим достижением, а современная археология подтверждает большую часть изображённого.
Что касается осады Иерусалима Синаххерибом, то в нашем распоряжении так называемые «Анналы Синаххериба» — глиняная призма, исписанная клинописью и повествующая о славных делах царя.
До нас дошли три таких призмы, и все они рассказывают другую историю — отличную от того, что написано Библии.
Согласно ассирийскому источнику, Езекию поймали в Иерусалиме «как птицу в клетке», город подвергся долгой осаде, причём ассирийцы подвели под стены и ворота свои укрепления, наёмники и арабы Езекии разбежались, а сам он был вынужден сдаться, выплатив огромную сумму.
С явным удовольствием древний хронист перечисляет тридцать талантов золота и восемьсот серебра, ювелирные украшения, мебель из слоновой кости и дорогого дерева, а также прочую добычу, включая гарем, дочерей и музыкантов Езекии. Кроме того, Синаххериб отрезал от его царства огромные территории, раздав их соседним царям, а Иудею вернул в состояние данника — с чем Езекия и смирился. И никаких записей о поражении или огромных потерях.
Записи соседних с Иудей царств подтверждают потерю иудеями многих городов, а археологи находят следы многочисленных пожаров и запустений в ближайших к Иерусалиму сельских районах. Как минимум несколько десятков лет многие земли оставались невозделанными, а посёлки — разрушенными.
Что в итоге?Мы знаем множество примеров, когда по итогам войны обе стороны торжественно приписывали себе полную победу и заносили это в свои анналы. Судя по всему, здесь произошло то же самое.
Вполне возможно, ассирийцы действительно подвергли осаде хорошо подготовленный Иерусалим. История знает много примеров, когда болезни и голод выкашивали осаждающие армии, а иудеи сделали всё, чтобы осложнить врагу жизнь.
Тот же недостаток свежей воды мог привести к эпидемии в ассирийском лагере, что объяснили божественным вмешательством. Но иудеи всё равно были вынуждены пойти на мир, выплатив огромную дань, на которую пошли сокровища и даже двери Храма, после чего ассирийцы удалились, не взяв и не разорив город.
Вероятно, царство Езекии действительно сильно уменьшилось, но нет худа без добра. Ассирийцы практически полностью уничтожили окрестные центры, что позволило Иерусалиму утвердиться в качестве монопольной религиозной столицы и экономического центра.
Борьба за Палестину перешла в следующую стадию.
Кирилл Копылов
Ветхий Завет полон убийств, кровной мести, войн и осад. Согласно ему, во время осады Иерусалима ассирийцами с неба спустился ангел и уничтожил врагов Иудеи. Но что о произошедшем скажет современная наука? Божественная победа? И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. В Ветхом Завете царю Иудеи Езекии уделено много места. Он провёл реформы, боролся с идолопоклонничеством, восстановил службы в Иерусалимском храме и вёл успешные войны с филистимлянами. Как говорит нам вторая книга Паралипоменон: «И действовал успешно Езекия во всяком деле своём». Но главное, при нём иудеи в Иерусалиме успешно отбились от нашествия ассирийцев, которые огнём и мечом прошлись по Палестине, уничтожая всё на своём пути. Эта война в Библии упоминается в разных подробностях во множестве мест (четвёртая книга Царств, вторая книга Паралипоменон, Книга Пророка Исаии, Сирах) и рисует примерно следующую картину. Пока ассирийцы осаждали город Лахиш, иудейские послы обратились к их царю Синаххерибу с просьбой о мире. Тот повелел принести ему 300 талантов серебра и 30 талантов золота. Иудеи вынесли не только всё из царской сокровищницы, но и были вынуждены отдать все сокровища Храма и даже снять с него золотые двери и позолоту со столбов. Но это не помогло, и вскоре возле города появилась огромная ассирийская армия во главе с телохранителем царя Рабсаком. Тот издевательски спросил у иудеев, что они будут делать теперь, ведь ничто их не спасёт: ни неверные египетские союзники, ни, тем более, их Бог. Никто и ничто не может устоять перед мощью ассирийцев! В ответ на это царь Езекия, обрядившись в траурный наряд, долго молился и просил защиты у Бога, после чего на землю сошёл Ангел Господень и умертвил чуть ли не всю ассирийскую армию, «всех храбрых и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского». Синаххериб был вынужден убраться от спасённого города. Хэппи-энд и полная победа, дарованная Богом. Библейский взгляд Даже Библия говорит, что помимо надежды на Всевышнего царь Езекия перед приходом ассирийцев принимал вполне земные меры. «После таких дел и верности пришёл Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укреплённые города, и думал отторгнуть их себе. Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял её до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского». Современные археологи нашли в Иерусалиме так называемую «Широкую стену» — массивное укрепление, датируемое как раз временами Езекии. Помимо укрепления города крайне предусмотрительным было уничтожение источников воды, чтобы они не достались противнику. Серьёзные проблемы с питьевой водой в безводных окрестностях Иерусалима будут отмечать и все последующие поколения завоевателей, включая римлян, крестоносцев и даже британцев времён Первой мировой. Об обеспечении самого города водой Езекия беспокоился отдельно, и об этом Библия тоже рассказывает в нескольких местах. «Езекия укрепил город свой и провёл внутрь его воду, пробил железом скалу и устроил хранилища для воды». «Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда». С этими отрывками, как правило, соотносят так называемый «Силоамский тоннель»: 533-метровый тоннель, который шёл от источника Гион к специальному бассейну внутри городских стен, обеспечивая город свежей водой и отрезая от врага единственный доступный источник. В самом тоннеле удалось найти так называемую «Силоамскую надпись» — одну из древнейших надписей на иврите, посвящённых строительству этого тоннеля. Современные исследователи, однако, считают, что этот тоннель построили задолго до царя Езекии, и на основании ещё более древней системы. Вероятно, царь провёл какие-то дополнительные работы, прекрасно понимая важность водоснабжения в осаждённом городе. Езекия повёл себя как опытный и разумный военачальник, готовящийся к трудной войне с превосходящим противником. Ассирийский взгляд Удивительно, но Библия не единственный источник о походе царя Ассирии Синаххериба на отделившиеся от его державы земли с целью напомнить, кто в доме хозяин. Осада Лахиша во всех подробностях изображена на огромном (12 метров в ширину и пять в длину) барельефе, который находился в одном из залов ассирийского царского дворца в Ниневии. Ассирийцы, видимо, очень гордились этим достижением, а современная археология подтверждает большую часть изображённого. Что касается осады Иерусалима Синаххерибом, то в нашем распоряжении так называемые «Анналы Синаххериба» — глиняная призма, исписанная клинописью и повествующая о славных делах царя. До нас дошли три таких призмы, и все они рассказывают другую историю — отличную от того, что написано Библии. Согласно ассирийскому источнику, Езекию поймали в Иерусалиме «как птицу в клетке», город подвергся долгой осаде, причём ассирийцы подвели под стены и ворота свои укрепления, наёмники и арабы Езекии разбежались, а сам он был вынужден сдаться, выплатив огромную сумму. С явным удовольствием древний хронист перечисляет тридцать талантов золота и восемьсот серебра, ювелирные украшения, мебель из слоновой кости и дорогого дерева, а также прочую добычу, включая гарем, дочерей и музыкантов Езекии. Кроме того, Синаххериб отрезал от его царства огромные территории, раздав их соседним царям, а Иудею вернул в состояние данника — с чем Езекия и смирился. И никаких записей о поражении или огромных потерях. Записи соседних с Иудей царств подтверждают потерю иудеями многих городов, а археологи находят следы многочисленных пожаров и запустений в ближайших к Иерусалиму сельских районах. Как минимум несколько десятков лет многие земли оставались невозделанными, а посёлки — разрушенными. Что в итоге? Мы знаем множество примеров, когда по итогам войны обе стороны торжественно приписывали себе полную победу и заносили это в свои анналы. Судя по всему, здесь произошло то же самое. Вполне возможно, ассирийцы действительно подвергли осаде хорошо подготовленный Иерусалим. История знает много примеров, когда болезни и голод выкашивали осаждающие армии, а иудеи сделали всё, чтобы осложнить врагу жизнь. Тот же недостаток свежей воды мог привести к эпидемии в ассирийском лагере, что объяснили божественным вмешательством. Но иудеи всё равно были вынуждены пойти на мир, выплатив огромную дань, на которую пошли сокровища и даже двери Храма, после чего ассирийцы удалились, не взяв и не разорив город. Вероятно, царство Езекии действительно сильно уменьшилось, но нет худа без добра. Ассирийцы практически полностью уничтожили окрестные центры, что позволило Иерусалиму утвердиться в качестве монопольной религиозной столицы и экономического центра. Борьба за Палестину перешла в следующую стадию. Кирилл Копылов
Комментарии (0)