Конец февраля — начало марта 2019 года прошли под знаменем беспилотных помощников для обычных самолётов. Сначала в «Боинге» анонсировали подобный проект для Австралии, а потом совершил свой первый полёт беспилотник XQ-58A. Попробуем разобраться, что это за машины и правда ли за ними будущее.Беспилотные новинкиАвстралия не очень ассоциируется с современной армией и высокими военными технологиями, но на деле «антиподы» тратят неплохие деньги для оснащения своих войск если не передовым, то хотя бы современным оружием. Чего только стоит программа перспективной австралийской БМП, участие в которой сейчас принимают большинство крупных западных танкостроителей. Постепенно поступают в Австралию и первые F-35 из ста заказанных. Именно их помощником станет новый беспилотник.
«Боинг Эйрпауэр Тиминг Систем»Проект с говорящим названием «Лоял Вингмэн» (Loyal Wingman — «Преданный ведомый») представили 27 февраля 2019 года. В его рамках предполагается создать беспилотник размером с полноценный истребитель. Проект является ответвлением программы «Боинг» «Эйр Пауэр Тиминг Систем» (Air power Teaming System), разрабатываемой среди прочего и в интересах ВВС США.
Главная задача — создать беспилотного ведомого для обычных истребителей. Подобный дрон, размером с полноценный самолёт, сможет выступить дополнительной огневой мощью при истребителях пятого поколения, которые не способны взять много ракет «воздух-воздух», ведь объём внутренних отсеков вооружения ограничен. Кроме того, «Лоял Вингмэн» может подчиняться истребителями четвёртого поколения, а также сопровождать невооружённые самолёты.
Механический ведомыйИдея беспилотного ведомого для истребителя или бомбардировщика далеко не новая. Обычный самолёт не способен взять десяток тонн бомб или под полсотни ракет, хотя иногда это могло бы сильно помочь. А ведь сделать беспилотник, который будет просто летать за своим «командиром» и по его наведению пускать ракеты или кидать бомбы, казалось не такой уж и сложной задачей. С 70-х годов подобные проекты появлялись то в одной, то в другой стране, но существующий уровень электроники не позволял их реализовать.
Один из проектов британского беспилотного ведомого для истребителей. Середина 80-х годовВновь к идее подобного беспилотника вернулись уже в начале 90-х. К тому времени и дроны серьёзно развились, и появились истребители пятого поколения, запас вооружения которых был ограничен ещё больше, чем у обычных самолётов. Кроме создания беспилотных помощников, этот вопрос пытались решить, сделав специальные радионезаметные подвесные контейнеры для ракет.
Но в планы, как обычно, вмешалась экономика — денег на создание специальных дронов не хватило, да и работы над стелс-контейнерами шли очень медленно, и первые результаты появились лишь в конце нулевых.
Реконструкция размещения подвесных оружейных контейнеров «Энклоузд Вепонс Под» на F-22И вот — новый подход к вопросу. Такая упорность инженеров объясняется не только привлекательностью идеи для существующих машин, но и тем, что она должна лечь в основу шестого поколения истребителей, которые задумываются опционально пилотируемыми.
Беспилотные самолёты будут помогать и усиливать единственную машину с пилотом в звене, при случае даже жертвуя собой ради защиты человека. Понятно, что, прежде чем строить новое поколение по огромной цене, военным хочется отработать все решения на более дешёвых машинах.
Опционально пилотируемый британский истребитель поколения 5+ FOASА нужен ли робот?Но у этой идеи есть противники, и аргументы у них вполне серьёзные. Стоит подобный робот-ведомый хоть и меньше, чем обычный самолёт, но всё равно слишком много, чтобы разбрасываться им просто так. В почти суицидных миссиях в зоне работы вражеского ПВО выгоднее использовать рой максимально дешёвых беспилотников, а против неприкрытой цели нормально сработает и обычный дрон.
Если же противнику удастся нащупать пилотируемый самолёт, то боеспособность потеряет сразу всё звено, в то время как машины с пилотами продолжат бой в похожей ситуации. Серьёзной проблемой может быть и противодействие РЭБ — противник может просто заглушить канал связи между ведущим и его ведомыми, и последние останутся без наведения.
В DARPA предлагают сделать максимально дешёвый дрон, способный лишь лететь за самолётом и пускать ракеты. Он настолько дешёвый, что даже не предусмотрена посадкаВ том же «Боинге» предпочитают не складывать все яйца в одну корзину и в качестве альтернативной идеи предлагают использовать модернизированные F-15, способные нести до 22 ракет «воздух-воздух». Такие самолёты могут действовать из-за спин собратьев пятого поколения, пуская по их наведению ракеты с большого расстояния. Несколько таких «ракетоносцев» способны перегрузить даже самый вёрткий истребитель с лучшими системами противодействия — одна ракета из десятков да попадёт.
F-15XРано или поздно дроны всё же научатся взаимодействовать с авиацией, но будут ли это специальные машины, созданные именно для этого, или скорее нынешние ударные беспилотники дорастут до таких задач — сказать сложно. Остаётся лишь с интересом наблюдать.
Юрий Кужелев
Конец февраля — начало марта 2019 года прошли под знаменем беспилотных помощников для обычных самолётов. Сначала в «Боинге» анонсировали подобный проект для Австралии, а потом совершил свой первый полёт беспилотник XQ-58A. Попробуем разобраться, что это за машины и правда ли за ними будущее. Беспилотные новинки Австралия не очень ассоциируется с современной армией и высокими военными технологиями, но на деле «антиподы» тратят неплохие деньги для оснащения своих войск если не передовым, то хотя бы современным оружием. Чего только стоит программа перспективной австралийской БМП, участие в которой сейчас принимают большинство крупных западных танкостроителей. Постепенно поступают в Австралию и первые F-35 из ста заказанных. Именно их помощником станет новый беспилотник. «Боинг Эйрпауэр Тиминг Систем» Проект с говорящим названием «Лоял Вингмэн» (Loyal Wingman — «Преданный ведомый») представили 27 февраля 2019 года. В его рамках предполагается создать беспилотник размером с полноценный истребитель. Проект является ответвлением программы «Боинг» «Эйр Пауэр Тиминг Систем» (Air power Teaming System), разрабатываемой среди прочего и в интересах ВВС США. Главная задача — создать беспилотного ведомого для обычных истребителей. Подобный дрон, размером с полноценный самолёт, сможет выступить дополнительной огневой мощью при истребителях пятого поколения, которые не способны взять много ракет «воздух-воздух», ведь объём внутренних отсеков вооружения ограничен. Кроме того, «Лоял Вингмэн» может подчиняться истребителями четвёртого поколения, а также сопровождать невооружённые самолёты. Механический ведомый Идея беспилотного ведомого для истребителя или бомбардировщика далеко не новая. Обычный самолёт не способен взять десяток тонн бомб или под полсотни ракет, хотя иногда это могло бы сильно помочь. А ведь сделать беспилотник, который будет просто летать за своим «командиром» и по его наведению пускать ракеты или кидать бомбы, казалось не такой уж и сложной задачей. С 70-х годов подобные проекты появлялись то в одной, то в другой стране, но существующий уровень электроники не позволял их реализовать. Один из проектов британского беспилотного ведомого для истребителей. Середина 80-х годов Вновь к идее подобного беспилотника вернулись уже в начале 90-х. К тому времени и дроны серьёзно развились, и появились истребители пятого поколения, запас вооружения которых был ограничен ещё больше, чем у обычных самолётов. Кроме создания беспилотных помощников, этот вопрос пытались решить, сделав специальные радионезаметные подвесные контейнеры для ракет. Но в планы, как обычно, вмешалась экономика — денег на создание специальных дронов не хватило, да и работы над стелс-контейнерами шли очень медленно, и первые результаты появились лишь в конце нулевых. Реконструкция размещения подвесных оружейных контейнеров «Энклоузд Вепонс Под» на F-22 И вот — новый подход к вопросу. Такая упорность инженеров объясняется не только привлекательностью идеи для существующих машин, но и тем, что она должна лечь в основу шестого поколения истребителей, которые задумываются опционально пилотируемыми. Беспилотные самолёты будут помогать и усиливать единственную машину с пилотом в звене, при случае даже жертвуя собой ради защиты человека. Понятно, что, прежде чем строить новое поколение по огромной цене, военным хочется отработать все решения на более дешёвых машинах. Опционально пилотируемый британский истребитель поколения 5 FOAS А нужен ли робот? Но у этой идеи есть противники, и аргументы у них вполне серьёзные. Стоит подобный робот-ведомый хоть и меньше, чем обычный самолёт, но всё равно слишком много, чтобы разбрасываться им просто так. В почти суицидных миссиях в зоне работы вражеского ПВО выгоднее использовать рой максимально дешёвых беспилотников, а против неприкрытой цели нормально сработает и обычный дрон. Если же противнику удастся нащупать пилотируемый самолёт, то боеспособность потеряет сразу всё звено, в то время как машины с пилотами продолжат бой в похожей ситуации. Серьёзной проблемой может быть и противодействие РЭБ — противник может просто заглушить канал связи между ведущим и его ведомыми, и последние останутся без наведения. В DARPA предлагают сделать максимально дешёвый дрон, способный лишь лететь за самолётом и пускать ракеты. Он настолько дешёвый, что даже не предусмотрена посадка В том же «Боинге» предпочитают не складывать все яйца в одну корзину и в качестве альтернативной идеи предлагают использовать модернизированные F-15, способные нести до 22 ракет «воздух-воздух». Такие самолёты могут действовать из-за спин собратьев пятого поколения, пуская по их наведению ракеты с большого расстояния. Несколько таких «ракетоносцев» способны перегрузить даже самый вёрткий истребитель с лучшими системами противодействия — одна ракета из десятков да попадёт. F-15X Рано или поздно дроны всё же научатся взаимодействовать с авиацией, но будут ли это специальные машины, созданные именно для этого, или скорее нынешние ударные беспилотники дорастут до таких задач — сказать сложно. Остаётся лишь с интересом наблюдать. Юрий Кужелев
Комментарии (0)