Интеграционным процессам между Россией и Белоруссией нет альтернативы - «ДНР и ЛНР»

  • 12:32, 11-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Thorndike
  • 0

Заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о возможности ввести общую валюту с Россией вызвало большой резонанс в республике и за ее пределами. О том, что это будет за валюта и как будут развиваться экономические отношения России и Беларуси, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал проректор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей ЗУБЕЦ.




— Г-н Зубец, в начале марта президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что в свое время предлагал создать единую валюту Союзного государства России и Беларуси. На Ваш взгляд, реален ли переход России и Беларуси на общую валюту, и по какому сценарию это будет происходить?


— Это было несколько лет назад, когда речь шла о создании единой валюты, переходе на рубль. Но при этом белорусская сторона хотела получить право голоса в российской финансовой системе, в вопросах эмиссионной политики, управления финансовыми потоками (соглашение «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства» было подписано в ноябре 2000 года, однако договоренности остались нереализованными, так как белорусское руководство выдвинуло ряд требований, в том числе получить право самостоятельно проводить эмиссию российского рубля — прим. RuBaltic.Ru).


Тогда российские власти на это не пошли. Посчитали, что российская финансовая система должна быть суверенна от внешнего вмешательства.


Если говорить о том, что происходит сегодня, то Александр Григорьевич пытается немного поторговаться с Россией.


Кроме того, понятно, что альтернативы интеграции с Россией у Беларуси нет. Вне этой интеграции белорусская модель экономики и политическая система существовать не могут.


Когда Лукашенко говорит, что Беларусь толкают в НАТО, надо расценивать это как элемент политического торга. Ведь белорусский лидер прекрасно понимает, что с ним лично будет, если он сдастся Альянсу. Судьба Милошевича, Каддафи, Хусейна, Януковича у всех на глазах.


Так что никакой интеграции с Западом не будет. Будут условия торга в части дальнейшей интеграции с Россией.


Речь не идет о переходе на общую валюту, речь идет о создании третьей валюты.


Будут белорусский рубль, российский рубль и другая валюта на основании российского рубля, которая будет приниматься в межгосударственных расчетах.


В белорусской экономике существует достаточно много рисков, которые могут поставить под удар ее дальнейший рост. Необходимо помнить, что внешняя торговля Беларуси дефицитная — есть довольно заметное отрицательное сальдо торгового баланса. Она спасается за счет внешних инвестиций, в том числе и из Китая.


Если негативный экономический сценарий будет реализован, то интеграция с Россией пойдет быстрее. Если правительству удастся сбалансировать бюджет и сохранять нормальный уровень благополучия населения, то Лукашенко не будет спешить с интеграцией.


— В июне прошлого года, на заседании Высшего госсовета Союзного государства президент России Владимир Путин высказал мнение, что товарооборот между Россией и Беларусью может вырасти до 50 млрд долларов в год. Реалистична ли эта цифра?


— Да, вполне. Это вопрос российских инвестиций. В какой степени российский бизнес, российские предприятия будут заинтересованы в том, чтобы инвестировать деньги в Беларусь, покупать белорусские предприятия, модернизировать их и использовать для торговли с Европой или реэкспорта произведенной продукции в Россию.


Если Беларусь будет открытой и сможет предоставить российскому бизнесу нормальные условия для работы, если там будут создаваться дополнительные бизнесы и предприятия, то нет никаких препятствий для расширения белорусского экспорта в Россию или российского в Беларусь.


Это вопрос политической открытости и тех преференций, которые могут быть предоставлены российскому бизнесу на территории Беларуси.


На сегодняшний день белорусскую политику по отношению к российским инвестициям следует рассматривать как осторожную. В Беларуси не всегда российский бизнес и российские деньги встречают с распростертыми объятиями.


— Каковы ближайшие и стратегические перспективы развития экономических отношений между Россией и Беларусью?


— Россия без Беларуси может существовать совершенно свободно. При этом, безусловно, Россия заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с дальнейшим выходом на белорусский рынок, в развитии открытых и понятных инвестиций, транспортных коридоров, в том числе топливно-энергетических и логистических коридоров.


Россия заинтересована в доступе на белорусский рынок, в инвестициях в белорусскую экономику, в развитии коммуникаций, а с точки зрения политики — в неучастии в антироссийских проектах.


Беларусь, в свою очередь, критически нуждается в доступе на российский рынок своей пищевой, машиностроительной, текстильной и другой продукции — всего, что они продают в России. Большая часть белорусской экономики изначально рассчитана на то, чтобы производимую продукцию продавать именно на территории России. Западные инвестиции Беларусь привлекала именно с этой целью. Строится завод, который гонит свою продукцию, основной рынок для которой — это Россия.


Для Беларуси дальнейшее поддержание нормальных торгово-экономических отношений с Россией — вопрос критического выживания.


Я считаю, что интеграционным процессам между Россией и Беларусью нет альтернативы по чисто объективным соображениям. Здесь вопрос скорости. Если будет добрая политическая воля со стороны Беларуси, эти процессы пойдут быстрее, если она будет не слишком доброй и с оговорками — медленнее. Но уже сейчас можно говорить о том, что нынешняя зависимость белорусской экономики никуда не денется.


Россия и Беларусь — это такие близнецы, у которых нет шансов разойтись.


Этот экономический фундамент будет прививкой от всякого рода политических провокаций, которые мы наблюдаем последнее время. Наши «западные партнеры» пытаются создать там оппозицию, которая будет русофобской и попытается провести в Беларуси историю, похожую на ту, что была на Украине.


Однако серьезной почвы для антироссийского национализма в Беларуси нет. Население там достаточно аполитично. Средний класс занимается торговлей и бизнесом, а основная часть населения работает в производстве.


— Существует ли риск серьезного ухудшения российско-белорусских отношений в экономической сфере?


— Важно помнить, что Беларусь — это сразу несколько экономик.


Есть государственный сектор: колхозы, совхозы, крупные государственные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по производству удобрений и так далее. Наряду с этим существует сектор малого и среднего бизнеса, который очень часто занимается торговлей, связанной с Польшей и Литвой.


Есть достаточно серьезный бизнес с Россией, когда белорусы создают на территории России предприятия, которые они используют для экономического взаимодействия с Беларусью.


Данный сектор весьма велик и является стабилизатором для белорусской экономики.


Те финансовые потоки, которые генерирует малый и средний бизнес, являются дополнительной поддержкой. Те связи, которые есть у данного сектора с Россией, являются стабилизатором для экономических отношений между двумя странами.


Я полностью убежден, что перспектива развития отношений между Россией и Беларусью позитивная. В отличии от других стран, где могут возникнуть конфликты, я не вижу перспектив для ухудшения российско-белорусских экономических отношений.


Сергей Половинец, RuBaltic.Ru


Заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о возможности ввести общую валюту с Россией вызвало большой резонанс в республике и за ее пределами. О том, что это будет за валюта и как будут развиваться экономические отношения России и Беларуси, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал проректор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей ЗУБЕЦ. — Г-н Зубец, в начале марта президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что в свое время предлагал создать единую валюту Союзного государства России и Беларуси. На Ваш взгляд, реален ли переход России и Беларуси на общую валюту, и по какому сценарию это будет происходить? — Это было несколько лет назад, когда речь шла о создании единой валюты, переходе на рубль. Но при этом белорусская сторона хотела получить право голоса в российской финансовой системе, в вопросах эмиссионной политики, управления финансовыми потоками (соглашение «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства» было подписано в ноябре 2000 года, однако договоренности остались нереализованными, так как белорусское руководство выдвинуло ряд требований, в том числе получить право самостоятельно проводить эмиссию российского рубля — прим. RuBaltic.Ru). Тогда российские власти на это не пошли. Посчитали, что российская финансовая система должна быть суверенна от внешнего вмешательства. Если говорить о том, что происходит сегодня, то Александр Григорьевич пытается немного поторговаться с Россией. Кроме того, понятно, что альтернативы интеграции с Россией у Беларуси нет. Вне этой интеграции белорусская модель экономики и политическая система существовать не могут. Когда Лукашенко говорит, что Беларусь толкают в НАТО, надо расценивать это как элемент политического торга. Ведь белорусский лидер прекрасно понимает, что с ним лично будет, если он сдастся Альянсу. Судьба Милошевича, Каддафи, Хусейна, Януковича у всех на глазах. Так что никакой интеграции с Западом не будет. Будут условия торга в части дальнейшей интеграции с Россией. Речь не идет о переходе на общую валюту, речь идет о создании третьей валюты. Будут белорусский рубль, российский рубль и другая валюта на основании российского рубля, которая будет приниматься в межгосударственных расчетах. В белорусской экономике существует достаточно много рисков, которые могут поставить под удар ее дальнейший рост. Необходимо помнить, что внешняя торговля Беларуси дефицитная — есть довольно заметное отрицательное сальдо торгового баланса. Она спасается за счет внешних инвестиций, в том числе и из Китая. Если негативный экономический сценарий будет реализован, то интеграция с Россией пойдет быстрее. Если правительству удастся сбалансировать бюджет и сохранять нормальный уровень благополучия населения, то Лукашенко не будет спешить с интеграцией. — В июне прошлого года, на заседании Высшего госсовета Союзного государства президент России Владимир Путин высказал мнение, что товарооборот между Россией и Беларусью может вырасти до 50 млрд долларов в год. Реалистична ли эта цифра? — Да, вполне. Это вопрос российских инвестиций. В какой степени российский бизнес, российские предприятия будут заинтересованы в том, чтобы инвестировать деньги в Беларусь, покупать белорусские предприятия, модернизировать их и использовать для торговли с Европой или реэкспорта произведенной продукции в Россию. Если Беларусь будет открытой и сможет предоставить российскому бизнесу нормальные условия для работы, если там будут создаваться дополнительные бизнесы и предприятия, то нет никаких препятствий для расширения белорусского экспорта в Россию или российского в Беларусь. Это вопрос политической открытости и тех преференций, которые могут быть предоставлены российскому бизнесу на территории Беларуси. На сегодняшний день белорусскую политику по отношению к российским инвестициям следует рассматривать как осторожную. В Беларуси не всегда российский бизнес и российские деньги встречают с распростертыми объятиями. — Каковы ближайшие и стратегические перспективы развития экономических отношений между Россией и Беларусью? — Россия без Беларуси может существовать совершенно свободно. При этом, безусловно, Россия заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с дальнейшим выходом на белорусский рынок, в развитии открытых и понятных инвестиций, транспортных коридоров, в том числе топливно-энергетических и логистических коридоров. Россия заинтересована в доступе на белорусский рынок, в инвестициях в белорусскую экономику, в развитии коммуникаций, а с точки зрения политики — в неучастии в антироссийских проектах. Беларусь, в свою очередь, критически нуждается в доступе на российский рынок своей пищевой, машиностроительной, текстильной и другой продукции — всего, что они продают в России. Большая часть белорусской экономики изначально рассчитана на то, чтобы производимую продукцию продавать именно на территории России. Западные инвестиции Беларусь привлекала именно с этой целью. Строится завод, который гонит свою продукцию, основной рынок для которой — это Россия. Для Беларуси дальнейшее поддержание нормальных торгово-экономических отношений с Россией — вопрос критического выживания. Я считаю, что интеграционным процессам между Россией и Беларусью нет альтернативы по чисто объективным соображениям. Здесь вопрос скорости. Если будет добрая политическая воля со стороны Беларуси, эти процессы пойдут быстрее, если она будет не слишком доброй и с оговорками — медленнее. Но уже сейчас можно говорить о том, что нынешняя зависимость белорусской экономики никуда не денется. Россия и Беларусь — это такие близнецы, у которых нет шансов разойтись. Этот экономический фундамент будет прививкой от всякого рода политических провокаций, которые мы наблюдаем последнее время. Наши «западные партнеры» пытаются создать там оппозицию, которая будет русофобской и попытается провести в Беларуси историю, похожую на ту, что была на Украине. Однако серьезной почвы для антироссийского национализма в Беларуси нет. Население там достаточно аполитично. Средний класс занимается торговлей и бизнесом, а основная часть населения работает в производстве. — Существует ли риск серьезного ухудшения российско-белорусских отношений в экономической сфере? — Важно помнить, что Беларусь — это сразу несколько экономик. Есть государственный сектор: колхозы, совхозы, крупные государственные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по производству удобрений и так далее. Наряду с этим существует сектор малого и среднего бизнеса, который очень часто занимается торговлей, связанной с Польшей и Литвой. Есть достаточно серьезный бизнес с Россией, когда белорусы создают на территории России предприятия, которые они используют для экономического взаимодействия с Беларусью. Данный сектор весьма велик и является стабилизатором для белорусской экономики. Те финансовые потоки, которые генерирует малый и средний бизнес, являются дополнительной поддержкой. Те связи, которые есть у данного сектора с Россией, являются стабилизатором для экономических отношений между двумя странами. Я полностью убежден, что перспектива развития отношений между Россией и Беларусью позитивная. В отличии от других стран, где могут возникнуть конфликты, я не вижу перспектив для ухудшения российско-белорусских экономических отношений. Сергей Половинец, RuBaltic.Ru


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!