Военные встали на защиту Севморпути - «ДНР и ЛНР»

  • 09:28, 11-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Archibald
  • 0


Пока правительство над златом чахнет, а Минтранс льёт слёзы по отнятой «Росатомом» Арктике, за юридическую защиту Северного морского пути было вынуждено взяться министерство обороны

Именно Министерство обороны России разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления правительства РФ о новых правилах прохода по Северному морскому пути для иностранных военных кораблей и государственных судов.

И там жёстко, по-военному, без гражданских соплей и сомнений предлагается ввести в российское законодательство норму о необходимости за 45 суток до предполагаемой даты начала прохода по Северному морскому пути подавать о своём желании соответствующее уведомление по дипломатическим каналам. Нагрузкой стоит требование об обязательной лоцманской проводке, а также об обязательной ледокольной проводке «в случае необходимости».

Повод для радости? Не совсем…

Непонятно, откуда уважаемая газета «Известия» взяла, что «Россия берёт под защиту Северный морской путь», и «Правительство разработало правила прохода по нему иностранных военных кораблей. В «Паспорте проекта», всего лишь размещённом на правительственном сайте проектов нормативных актов (то есть когда ещё дойдёт до дела!), обозначено чёрным по белому, что разработчиком проекта является Минобороны РФ:


Так что это именно военные, в отличие от Минтранса, всерьёз воспринявшие американские угрозы всё же прошлёпать победоносно на своём ломучем ледокольчике по Северному морскому пути, побеспокоились о том, чтобы закрыть для этого юридические лазейки. А они по факту есть. И большие.

Дело в том, что на данный момент никакого нормального закона по плаванию через акваторию Северного морского пути не существует. Есть Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждённые 17 января 2013 года приказом №7 Министерства транспорта Российской Федерации. Написано в нём всё хорошо. Порядок плавания по СМП для всех судов установлен разрешительный. Сделай запрос, дождись положительного ответа, плыви. Причём при условии, что обеспечен обязательной ледовой лоцманской и ледокольной проводкой.

Последняя, правда, осуществляется в том случае, когда ледовая обстановка того требует. Но в Арктике, несмотря на глобальное потепление, она того требует куда чаще, чем хотелось бы мореходам. Особенно в свете тех цен, что берёт «Росатомфлот» за ледокольное сопровождение судов. Но ничего не попишешь. Царьград уже приводил данные строгих научных наблюдений: арктические моря покрыты льдом на площади от 53 до 85%, а средние многолетние колебания ледовитости составляют больше 25%. То есть на постоянность прежних маршрутов здесь можно не рассчитывать.

Повод для проблемы


О том, что права России на Северный морской путь исторически неоспоримы, Царьград писал в одном из прежних материалов. Но там же справедливо указывалось, что иностранцы всё же могут проходить по СМП:

«Часть трассы Северного морского пути проходит в наших территориальных водах, но часть — в экономической зоне, где, в общем-то, существует право на свободное судоходство… Более того, они могут зайти даже в территориальные воды. Есть Конвенция ООН по морскому судоходству, там записано право свободного мирного прохода».

Более того, в соответствии со статьёй 236 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года иностранные военные корабли, а также суда и летательные, принадлежащие государству или эксплуатируемые им для правительственной некоммерческой службы аппараты, имеют так называемый суверенный иммунитет. Конкретно это означает право на мирный проход по «покрытым льдами районам в пределах исключительной экономической зоны». А ещё более конкретно — право для военных кораблей не обращать внимания на прописанное в статье 234 той же Конвенции право прибрежных государств «принимать и обеспечивать законы и правила по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов».


Между тем это была единственная серьёзная юридическая зацепка, не позволявшая военным кораблям враждебных государств и режимов гулять по акваториям Севморпути. Потому что в генеральном плане на морях действует статья 17 ооновской Конвенции, где говорится, что «суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море».

Пока правительство чешется, военные… проявляют вежливость

И что же происходит? А то, что не так давно (Царьград сообщал об этом) Северный морской путь был передан в управление «дочки» «Росатома» — компании «Росатомфлот». Логично: именно «Росатомфлот» реально хозяйствует на Севморпути. Но при этом функции государственного контроля и регулирования деятельности СМП сохранились за министерством транспорта. В том числе — внимание! – утверждение обязательных постановлений. В которые естественным образом входит и внесение необходимых поправок в законодательство.

Но когда американские адмиралы стали не просто требовать себе право свободного хождения по СМП, но и пригрозили осуществить проход самостоятельно и назло России-узурпатору, единственными, кто, как оказалось, решил защитить интересы и честь Отечества, оказались военные. Минтранс то ли нежно тетёшкал свои обиды, то ли посчитал перспективы прогулок вражеских фрегатов у Диксона несущественными, а «Росатом», создаётся впечатление, вообще не сильно торопится реально принимать дела, но по факту именно военные дали отпор врагу.

И, надо сказать, сделали это весьма изящно. Можно было ожидать, что они должны были, не мудрствуя лукаво, просто обозначить в законодательстве свои права топить супостата. Но они в своём проекте сформулировали желательные нормы куда тоньше.


Отметив, что российским законодательством «не учтены особенности плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП через районы, находящиеся в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации» — зато российские военные корабли и суда «в обязательном порядке пользуются услугами ледовых лоцманов и буксиров», — военные предложили все особенности и права прописать чётко и недвусмысленно.

В «Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» министерство обороны предложило включить следующие поправки.

Первая: «Во время плавания в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути корабли и суда должны пользоваться услугами ледовой лоцманской, а при необходимости и ледокольной служб».

Отметим: должны. Обязательно.

Вторая: «Мирный проход кораблей и судов через территориальное море Российской Федерации в акватории Северного морского пути осуществляется после подачи уведомления о планируемом проходе, направляемого государством флага по дипломатическим каналам не позднее 45 дней до предполагаемой даты начала прохода».

Отметим паки: уведомительный характер заявления. Чтобы не нарушать Морскую конвенцию ООН, но при этом сильно затруднить иностранцам свободу плавать по нашей Арктике. Ибо в уведомлении указываются: «государственная принадлежность кораблей и судов; цель плавания; планируемый маршрут и сроки плавания; название и основные параметры кораблей и судов (водоизмещение, длина, ширина, осадка, энергетическая установка); воинские звания и фамилии командира отряда кораблей и командира каждого корабля (капитана судна)». Что, естественно, будет проверяться и контролироваться по ходу плавания через наше территориальное море. Иначе говоря — через наши территориальные воды.


А чтобы и эти условия мёдом не казались, добавляется обязательное, а главное, абсолютно логичное и законное требование: «Корабли и суда при осуществлении мирного прохода в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути должны иметь необходимую ледовую защиту, соблюдать особые меры предосторожности и выполнять требования, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути)».

Должны!

А главное во всей этой юридической... даже не назовёшь «новации», скажем, новелле — то, что на место совершенно не обязательных для исполнения иностранными военными каких-то правил какого-то министерства встают новые и точные положения постановления правительства страны. А с правительствами шутить бывает очень вредно для здоровья и, главное, для материального и юридического положения «шутника».
И, конечно, важен и геополитический аспект.

Представители США не раз заявляли, что заинтересованы в свободе прохода по СМП, и Россия «не имеет права диктовать там свои условия». Дальше следовали угрозы. Да, смешные в реальных условиях Арктики и СМП, но угрозы. И вот теперь на американские «предъявы» с угрозами мы имеем жёсткий, но кристально корректный юридический ответ. От военных.

Потому что они очень вежливые, наши военные…

Покровский Александр

Пока правительство над златом чахнет, а Минтранс льёт слёзы по отнятой «Росатомом» Арктике, за юридическую защиту Северного морского пути было вынуждено взяться министерство обороны Именно Министерство обороны России разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления правительства РФ о новых правилах прохода по Северному морскому пути для иностранных военных кораблей и государственных судов. И там жёстко, по-военному, без гражданских соплей и сомнений предлагается ввести в российское законодательство норму о необходимости за 45 суток до предполагаемой даты начала прохода по Северному морскому пути подавать о своём желании соответствующее уведомление по дипломатическим каналам. Нагрузкой стоит требование об обязательной лоцманской проводке, а также об обязательной ледокольной проводке «в случае необходимости». Повод для радости? Не совсем… Непонятно, откуда уважаемая газета «Известия» взяла, что «Россия берёт под защиту Северный морской путь», и «Правительство разработало правила прохода по нему иностранных военных кораблей. В «Паспорте проекта», всего лишь размещённом на правительственном сайте проектов нормативных актов (то есть когда ещё дойдёт до дела!), обозначено чёрным по белому, что разработчиком проекта является Минобороны РФ: Так что это именно военные, в отличие от Минтранса, всерьёз воспринявшие американские угрозы всё же прошлёпать победоносно на своём ломучем ледокольчике по Северному морскому пути, побеспокоились о том, чтобы закрыть для этого юридические лазейки. А они по факту есть. И большие. Дело в том, что на данный момент никакого нормального закона по плаванию через акваторию Северного морского пути не существует. Есть Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждённые 17 января 2013 года приказом №7 Министерства транспорта Российской Федерации. Написано в нём всё хорошо. Порядок плавания по СМП для всех судов установлен разрешительный. Сделай запрос, дождись положительного ответа, плыви. Причём при условии, что обеспечен обязательной ледовой лоцманской и ледокольной проводкой. Последняя, правда, осуществляется в том случае, когда ледовая обстановка того требует. Но в Арктике, несмотря на глобальное потепление, она того требует куда чаще, чем хотелось бы мореходам. Особенно в свете тех цен, что берёт «Росатомфлот» за ледокольное сопровождение судов. Но ничего не попишешь. Царьград уже приводил данные строгих научных наблюдений: арктические моря покрыты льдом на площади от 53 до 85%, а средние многолетние колебания ледовитости составляют больше 25%. То есть на постоянность прежних маршрутов здесь можно не рассчитывать. Повод для проблемы О том, что права России на Северный морской путь исторически неоспоримы, Царьград писал в одном из прежних материалов. Но там же справедливо указывалось, что иностранцы всё же могут проходить по СМП: «Часть трассы Северного морского пути проходит в наших территориальных водах, но часть — в экономической зоне, где, в общем-то, существует право на свободное судоходство… Более того, они могут зайти даже в территориальные воды. Есть Конвенция ООН по морскому судоходству, там записано право свободного мирного прохода». Более того, в соответствии со статьёй 236 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года иностранные военные корабли, а также суда и летательные, принадлежащие государству или эксплуатируемые им для правительственной некоммерческой службы аппараты, имеют так называемый суверенный иммунитет. Конкретно это означает право на мирный проход по «покрытым льдами районам в пределах исключительной экономической зоны». А ещё более конкретно — право для военных кораблей не обращать внимания на прописанное в статье 234 той же Конвенции право прибрежных государств «принимать и обеспечивать законы и правила по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов». Между тем это была единственная серьёзная юридическая зацепка, не позволявшая военным кораблям враждебных государств и режимов гулять по акваториям Севморпути. Потому что в генеральном плане на морях действует статья 17 ооновской Конвенции, где говорится, что «суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море». Пока правительство чешется, военные… проявляют вежливость И что же происходит? А то, что не так давно (Царьград сообщал об этом) Северный морской путь был передан в управление «дочки» «Росатома» — компании «Росатомфлот». Логично: именно «Росатомфлот» реально хозяйствует на Севморпути. Но при этом функции государственного контроля и регулирования деятельности СМП сохранились за министерством транспорта. В том числе — внимание! – утверждение обязательных постановлений. В которые естественным образом входит и внесение необходимых поправок в законодательство. Но когда американские адмиралы стали не просто требовать себе право свободного хождения по СМП, но и пригрозили осуществить проход самостоятельно и назло России-узурпатору, единственными, кто, как оказалось, решил защитить интересы и честь Отечества, оказались военные. Минтранс то ли нежно тетёшкал свои обиды, то ли посчитал перспективы прогулок вражеских фрегатов у Диксона несущественными, а «Росатом», создаётся впечатление, вообще не сильно торопится реально принимать дела, но по факту именно военные дали отпор врагу. И, надо сказать, сделали это весьма изящно. Можно было ожидать, что они должны были, не мудрствуя лукаво, просто обозначить в законодательстве свои права топить супостата. Но они в своём проекте сформулировали желательные нормы куда тоньше. Отметив, что российским законодательством «не учтены особенности плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП через районы, находящиеся в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации» — зато российские военные корабли и суда «в обязательном порядке пользуются услугами ледовых лоцманов и буксиров», — военные предложили все особенности и права прописать чётко и недвусмысленно. В «Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» министерство обороны предложило включить следующие поправки. Первая: «Во время плавания в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути корабли и суда должны пользоваться услугами ледовой лоцманской, а при необходимости и ледокольной служб». Отметим: должны. Обязательно. Вторая: «Мирный проход кораблей и судов через территориальное море Российской Федерации в акватории Северного морского пути осуществляется после подачи уведомления о планируемом проходе, направляемого государством флага по дипломатическим каналам не позднее 45 дней до предполагаемой даты начала прохода». Отметим паки: уведомительный характер заявления. Чтобы не нарушать Морскую конвенцию ООН, но при этом сильно затруднить иностранцам свободу плавать по нашей Арктике. Ибо в уведомлении указываются: «государственная принадлежность кораблей и судов; цель плавания; планируемый маршрут и сроки плавания; название и основные параметры кораблей и судов (водоизмещение, длина, ширина, осадка, энергетическая установка); воинские звания и фамилии командира отряда кораблей и командира каждого корабля (капитана судна)». Что, естественно, будет проверяться и контролироваться по ходу плавания через наше территориальное море. Иначе говоря — через наши территориальные воды. А чтобы и эти условия мёдом не казались, добавляется обязательное, а главное, абсолютно логичное и законное требование: «Корабли и суда при осуществлении мирного прохода в территориальном море Российской Федерации в акватории Северного морского пути должны иметь необходимую ледовую защиту, соблюдать особые меры предосторожности и выполнять требования, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути)». Должны! А главное во всей этой юридической. даже не назовёшь «новации», скажем, новелле — то, что на место совершенно не обязательных для исполнения иностранными военными каких-то правил какого-то министерства встают новые и точные положения постановления правительства страны. А с правительствами шутить бывает очень вредно для здоровья и, главное, для материального и юридического положения «шутника». И, конечно, важен и геополитический аспект. Представители США не раз заявляли, что заинтересованы в свободе прохода по СМП, и Россия «не имеет права диктовать там свои условия». Дальше следовали угрозы. Да, смешные в реальных условиях Арктики и СМП, но угрозы. И вот теперь на американские «предъявы» с угрозами мы имеем жёсткий, но кристально корректный юридический ответ. От военных. Потому что они очень вежливые, наши военные… Покровский Александр


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!