Южная Осетия: формируется критически важный для государственности парламент - «Большой Кавказ»

  • 00:24, 19-янв-2019
  • Большой Кавказ
  • Фотина
  • 0

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов поручил главе Центризбиркома республики Белле Плиевой начать подготовку организационных вопросов по проведению выборов в парламент седьмого созыва в июне этого года. День голосования пока не определен, однако уже известно, что выборы в парламент пройдут по мажоритарно-пропорциональной системе. Эти выборы — основное политическое событие 2019 года в Южной Осетии, по всей видимости, тема будет занимать главные новостные полосы в ближайшие полгода.

В издании 2007 года текста Конституции РЮО в статье 57 было зафиксировано: «Парламент Республики Южная Осетия избирается сроком на пять лет в составе 34 депутатов, 19 из которых избирается по мажоритарной системе, а 15 депутатов — по пропорциональной системе». Однако 18 ноября 2008 года указом президента Эдуарда Кокойты были внесены изменения в статью 57 главы IV Основного закона страны. В новой редакции парламент Республики Южная Осетия избирался по пропорциональной избирательной системе сроком на пять лет и состоял из 34 депутатов. В этой редакции 57 статьи голосование проходило в мае 2009 года и в июне 2014 года.
Надо отметить, что изменение Конституции в 2009 году было продиктовано не необходимостью, а еще одним способом отсечения оппонентов, которых к тому времени у Кокойты и его окружения было уже более чем достаточно. История парламентаризма насчитывает много веков. Для того, чтобы отсечь от выборного процесса деструктивные и несостоятельные силы, во всех странах существуют те или иные виды избирательных цензов. Как правило, требования для избираемых и избирателей почти совпадают. В общем случае и те, и другие должны быть не младше определенного возраста, не иметь иностранного гражданства, быть дееспособными. Но в ситуациях, когда существуют выборные ограничения для тех, кого нет у власти, это явление говорит лишь об одном — власть не хочет допустить конкурентов.
В избирательном законодательстве РЮО существуют несправедливые, по мнению многих экспертов, ограничения по цензу оседлости. Также совсем недавно СМИ сообщили о новой авантюрной процедуре — Минюст с конца января начнет проверку партий на наличие «двойников». С одной стороны, это правильная мера, поскольку в двух и более партиях состоять по закону нельзя. Однако Минюст не предоставляет данных о том, состоит ли человек еще в какой-либо партии или нет, а сами партии этого проверить не могут. Они верят своим членам на слово. Непарламентские партии уже выразили опасения по поводу того, что в час Х им могут предъявить «двойников» и тем самым ограничат их участие в выборах.
Жизнь в стране прямо зависит от качества людей во власти. Мажоритарный принцип дает возможность выбирать людей с определенной биографией. Применяемая в предстоящих выборах мажоритарная система относительного большинства, безусловно, является шагом в сторону увеличения авторитета парламента в обществе. Вовлечение в законотворческую деятельность лидеров общественного мнения, а не послушной партийной номенклатуры позволит парламенту занять более инициативную роль в создании законодательных основ улучшения жизни народа республики. Также президент республики, как глава исполнительной власти, с одной стороны, получит более достоверную информацию о работе правительства и о том, какова реакция населения на регулирующее воздействие правительственных нормативных актов, а с другой стороны, получит дополнительный качественный кадровый резерв в лице мажоритариев. Ведь получить личный мандат на представительство непосредственно от избирателей гораздо труднее, чем пройти в парламент в партийном списке, используя авторитет первых лиц партии.
«Когда избиратель голосует за целую партию, кандидаты идут, что называется, пакетом», — говорит политолог Инал Плиев. — Если избирателю нравятся три кандидата из пяти, но не нравятся остальные двое, то он ничего не сможет поделать, вынужден голосовать за весь список. Образно говоря, эта опция не предусматривает тонкой настройки. Мажоритарно-пропорциональные выборы для РЮО дают шанс выбирать из нескольких предложенных кандидатов одного, кто ему более по душе. Но было бы гораздо лучше, если бы выборы в РЮО проводились по чисто мажоритарному принципу, и выигравшие кандидаты уже в парламенте объединялись во фракции. Регулярно высказываю эту позицию с 2009 года перед всеми парламентскими выборами. Буду надеяться, что мажоритарно-пропорциональные выборы являются промежуточным этапом на пути к одномандатным выборам".
Бывший первый заместитель председателя Верховного совета РЮО, депутат парламента первого созыва Алан Чочиев, один из основоположников государственности РЮО, обращает внимание на другой аспект. «Если, к примеру, мажоритарии — это люди, которые будут заодно с теми, кто во власти, и своим выдвижением собираются укреплять позиции партий власти, то какой смысл в выборах?» — сказал Чочиев.? читать продолжение новости ?
«Сегодня система выстроена так, что кто бы ни пришел к власти, лучше не будет, — заявил Чочиев. — Потому что нет людей, способных эту систему изменить к лучшему. Я считаю, что для улучшения ситуации, нужны люди, которые бы грамотно представляли интересы избирателей, например, той части, которая занимается предпринимательской деятельностью. Нужны люди, которые будут добиваться для предпринимателей технической и технологической поддержкой. Потому что предприниматели прекрасно знают, что деньги нужно добывать не только трудом, но и мозгами. На всем этом должна вырасти гражданская среда. Она по-другому сформироваться не может. Даже в РФ свободная предпринимательская среда только формируется. Я считаю, должно пройти два поколения, чтобы избиратель сам понимал, что ему надо. Это тяжелый, долгий процесс. Граждане — это люди, которые знают, что такое технология производства и как это функционирует под управлением права и закона. До этого еще, к сожалению, далеко. Наши предприниматели пока уповают на начальников, а не на законы. Разваливается такая система всегда плохо. Многие аналитики считают 2019 год кризисным для России, и это несомненно будет сказываться и на РЮО. Поэтому могу сказать, что у меня плохие прогнозы на ближайшее время, но надеюсь, они не оправдаются».
Новый закон также закрепляет право партий выдвигать своих кандидатов в одномандатных округах. Это подталкивает партии республики к тщательному формированию списка кандидатов. В то же время кандидаты от партий в мажоритарных округах имеют возможность пользоваться организационной и финансовой поддержкой партии, что увеличивает их возможности по сравнению с самовыдвиженцами. Ведь перед кандидатами мажоритариями стоят задачи по сбору подписей избирателей, формированию избирательных фондов, ведению агитационной кампании, организации встреч с избирателями, ведению выборных дебатов. Всё это стимулирует лидеров общественного мнения к серьёзной партийной работе в межвыборный период и в целом служит предпосылкой к формированию зрелой культуры политической борьбы в Южной Осетии и, может быть, к переходу на полностью мажоритарную систему выборов.
Из положительных моментов также надо отметить то, что источниками формирования избирательных фондов являются исключительно добровольные пожертвования граждан, партийные взносы, собственные средства кандидатов. Установлен предел избирательного фонда кандидата-мажоритария в 1,5 тыс. рублей, по республиканскому партийному списку избирательный фонд партии не может превышать 6 млн рублей. Таким образом, все политические силы обязаны проводить предвыборную борьбу, опираясь только на избирателей.
Что мы имеем сегодня? Нынешний парламент состоит из четырех партий — «Единая Осетия», «Народная партия», «Ныхас» и «Единство народа». «Единая Осетия» (20 мандатов) собрала в свои ряды бывших членов провластной партии «Единство», в свое время созданной Эдуардом Кокойты и объединявшей сторонников его политики, чиновников и представителей околовластной прослойки, в том числе Анатолия Бибилова. Впоследствии после ухода Кокойты и размежевания между Бибиловым и Кокойты члены партии пополнили ряды «Единой Осетии», она получила парламентское большинство в 2014 году.
«Народная партия» (4 мандата) была создана под покровительством Кокойты из бывших ополченцев и защитников, лояльных к экс-президенту, их обвиняли в рейдерском захвате уже существовавшей «Народной партии» Роланда Келехсаева. Споры по этому поводу до сих пор не утихли. Келехсаев по-прежнему позиционирует себя председателем законной Народной партии и имеет своих сторонников.
«Ныхас» (4 мандата) и «Единство народа» (6 мандатов) вошли в парламент, как лояльные экс-президенту Леониду Тибилову, но с его уходом с поста президента утратили влияние в обществе.
Таким образом, на предстоящих выборах борьба оппозиции будет вестись прежде всего за то, чтобы потеснить партию власти и заставить с собой считаться. Об этом говорит произошедшее объединение на базе партии «Ныхас» еще двух незарегистрированных партий: «Новая Осетия» и «Аланский союз». Очевидно, что сейчас между партиями развернётся борьба за лидеров общественного мнения, которые могут усилить позиции партии и в одномандатных округах, и в едином республиканском округе.
Создавшаяся ситуация позволяет надеяться на то, что в результате серьёзной политической борьбы будет сформирован парламент, который сможет внести свой весомый вклад в политическое, социальное и экономическое развитие Республики Южная Осетия. Однако в этих ожиданиях имеется одно очень важное «если» — если выборы пройдут честно и без фальсификаций. Доверие к выборам и легитимность парламента, а в условиях Южной Осетии и национальная безопасность государства, будут подорваны, если власть, используя административный ресурс, попытается организовать выборные «карусели», вбросы избирательных бюллетеней, а то и переписывание избирательных протоколов. Возможно, политическим партиям, участвующим в выборах, парламенту республики, Центральной избирательной комиссии необходимо провести конференцию, на которой выработать меры по противодействию фальсификациям, как административно-уголовные, так и законодательные. С учётом того, что вокруг Южной Осетии геополитическая обстановка становится всё напряженнее, а угрозы её государственности не уменьшаются, формирование дееспособных органов власти становится критически важным условием дальнейшего её существования.
Анна Чочиева, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Государственность Южной Осетии
Южная Осетия: формируется критически важный для государственности парламент - «Большой Кавказ»

12.01 Венесуэла подтвердила приверженность признанию Абхазии и Южной Осетии
12.01 Хаджимба и Бибилов встречались с президентом Сальвадора «не просто так»
11.01 Президент Сальвадора предложил Южной Осетии «продолжить контакты»
06.01 Ценз оседлости в Южной Осетии: опять «последние» пять
26.12 Бибилов уверен: у «ястребов» нет смелости посягнуть на границы Южной Осетии
Все новости сюжета

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов поручил главе Центризбиркома республики Белле Плиевой начать подготовку организационных вопросов по проведению выборов в парламент седьмого созыва в июне этого года. День голосования пока не определен, однако уже известно, что выборы в парламент пройдут по мажоритарно-пропорциональной системе. Эти выборы — основное политическое событие 2019 года в Южной Осетии, по всей видимости, тема будет занимать главные новостные полосы в ближайшие полгода. В издании 2007 года текста Конституции РЮО в статье 57 было зафиксировано: «Парламент Республики Южная Осетия избирается сроком на пять лет в составе 34 депутатов, 19 из которых избирается по мажоритарной системе, а 15 депутатов — по пропорциональной системе». Однако 18 ноября 2008 года указом президента Эдуарда Кокойты были внесены изменения в статью 57 главы IV Основного закона страны. В новой редакции парламент Республики Южная Осетия избирался по пропорциональной избирательной системе сроком на пять лет и состоял из 34 депутатов. В этой редакции 57 статьи голосование проходило в мае 2009 года и в июне 2014 года. Надо отметить, что изменение Конституции в 2009 году было продиктовано не необходимостью, а еще одним способом отсечения оппонентов, которых к тому времени у Кокойты и его окружения было уже более чем достаточно. История парламентаризма насчитывает много веков. Для того, чтобы отсечь от выборного процесса деструктивные и несостоятельные силы, во всех странах существуют те или иные виды избирательных цензов. Как правило, требования для избираемых и избирателей почти совпадают. В общем случае и те, и другие должны быть не младше определенного возраста, не иметь иностранного гражданства, быть дееспособными. Но в ситуациях, когда существуют выборные ограничения для тех, кого нет у власти, это явление говорит лишь об одном — власть не хочет допустить конкурентов. В избирательном законодательстве РЮО существуют несправедливые, по мнению многих экспертов, ограничения по цензу оседлости. Также совсем недавно СМИ сообщили о новой авантюрной процедуре — Минюст с конца января начнет проверку партий на наличие «двойников». С одной стороны, это правильная мера, поскольку в двух и более партиях состоять по закону нельзя. Однако Минюст не предоставляет данных о том, состоит ли человек еще в какой-либо партии или нет, а сами партии этого проверить не могут. Они верят своим членам на слово. Непарламентские партии уже выразили опасения по поводу того, что в час Х им могут предъявить «двойников» и тем самым ограничат их участие в выборах. Жизнь в стране прямо зависит от качества людей во власти. Мажоритарный принцип дает возможность выбирать людей с определенной биографией. Применяемая в предстоящих выборах мажоритарная система относительного большинства, безусловно, является шагом в сторону увеличения авторитета парламента в обществе. Вовлечение в законотворческую деятельность лидеров общественного мнения, а не послушной партийной номенклатуры позволит парламенту занять более инициативную роль в создании законодательных основ улучшения жизни народа республики. Также президент республики, как глава исполнительной власти, с одной стороны, получит более достоверную информацию о работе правительства и о том, какова реакция населения на регулирующее воздействие правительственных нормативных актов, а с другой стороны, получит дополнительный качественный кадровый резерв в лице мажоритариев. Ведь получить личный мандат на представительство непосредственно от избирателей гораздо труднее, чем пройти в парламент в партийном списке, используя авторитет первых лиц партии. «Когда избиратель голосует за целую партию, кандидаты идут, что называется, пакетом», — говорит политолог Инал Плиев. — Если избирателю нравятся три кандидата из пяти, но не нравятся остальные двое, то он ничего не сможет поделать, вынужден голосовать за весь список. Образно говоря, эта опция не предусматривает тонкой настройки. Мажоритарно-пропорциональные выборы для РЮО дают шанс выбирать из нескольких предложенных кандидатов одного, кто ему более по душе. Но было бы гораздо лучше, если бы выборы в РЮО проводились по чисто мажоритарному принципу, и выигравшие кандидаты уже в парламенте объединялись во фракции. Регулярно высказываю эту позицию с 2009 года перед всеми парламентскими выборами. Буду надеяться, что мажоритарно-пропорциональные выборы являются промежуточным этапом на пути к одномандатным выборам". Бывший первый заместитель председателя Верховного совета РЮО, депутат парламента первого созыва Алан Чочиев, один из основоположников государственности РЮО, обращает внимание на другой аспект. «Если, к примеру, мажоритарии — это люди, которые будут заодно с теми, кто во власти, и своим выдвижением собираются укреплять позиции партий власти, то какой смысл в выборах?» — сказал Чочиев.? читать продолжение новости ? «Сегодня система выстроена так, что кто бы ни пришел к власти, лучше не будет, — заявил Чочиев. — Потому что нет людей, способных эту систему изменить к лучшему. Я считаю, что для улучшения ситуации, нужны люди, которые бы грамотно представляли интересы избирателей, например, той части, которая занимается предпринимательской деятельностью. Нужны люди, которые будут добиваться для предпринимателей технической и технологической поддержкой. Потому что предприниматели прекрасно знают, что деньги нужно добывать не только трудом, но и мозгами. На всем этом должна вырасти гражданская среда. Она по-другому сформироваться не может. Даже в РФ свободная предпринимательская среда только формируется. Я считаю, должно пройти два поколения, чтобы избиратель сам понимал, что ему надо. Это тяжелый, долгий процесс. Граждане — это люди, которые знают, что такое технология производства и как это функционирует под управлением права и закона. До этого еще, к сожалению, далеко. Наши предприниматели пока уповают на начальников, а не на законы. Разваливается такая система всегда плохо. Многие аналитики считают 2019 год кризисным для России, и это несомненно будет сказываться и на РЮО. Поэтому могу сказать, что у меня плохие прогнозы на ближайшее время, но надеюсь, они не оправдаются». Новый закон также закрепляет право партий выдвигать своих кандидатов в одномандатных округах. Это подталкивает партии республики к тщательному формированию списка кандидатов. В то же время кандидаты от партий в мажоритарных округах имеют возможность пользоваться организационной и финансовой поддержкой партии, что увеличивает их возможности по сравнению с самовыдвиженцами. Ведь перед кандидатами мажоритариями стоят задачи по сбору подписей избирателей, формированию избирательных фондов, ведению агитационной кампании, организации встреч с избирателями, ведению выборных дебатов. Всё это стимулирует лидеров общественного мнения к серьёзной партийной работе в межвыборный период и в целом служит предпосылкой к формированию зрелой культуры политической борьбы в Южной Осетии и, может быть, к переходу на полностью мажоритарную систему выборов. Из положительных моментов также надо отметить то, что источниками формирования избирательных фондов являются исключительно добровольные пожертвования граждан, партийные взносы, собственные средства кандидатов. Установлен предел избирательного фонда кандидата-мажоритария в 1,5 тыс. рублей, по республиканскому партийному списку избирательный фонд партии не может превышать 6 млн рублей. Таким образом, все политические силы обязаны проводить предвыборную борьбу, опираясь только на избирателей. Что мы имеем сегодня? Нынешний парламент состоит из четырех партий — «Единая Осетия», «Народная партия», «Ныхас» и «Единство народа». «Единая Осетия» (20 мандатов) собрала в свои ряды бывших членов провластной партии «Единство», в свое время созданной Эдуардом Кокойты и объединявшей сторонников его политики, чиновников и представителей околовластной прослойки, в том числе Анатолия Бибилова. Впоследствии после ухода Кокойты и размежевания между Бибиловым и Кокойты члены партии пополнили ряды «Единой Осетии», она получила парламентское большинство в 2014 году. «Народная партия» (4 мандата) была создана под покровительством Кокойты из бывших ополченцев и защитников, лояльных к экс-президенту, их обвиняли в рейдерском захвате уже существовавшей «Народной партии» Роланда Келехсаева. Споры по этому поводу до сих пор не утихли. Келехсаев по-прежнему позиционирует себя председателем законной Народной партии и имеет своих сторонников. «Ныхас» (4 мандата) и «Единство народа» (6 мандатов) вошли в парламент, как лояльные экс-президенту Леониду Тибилову, но с его уходом с поста президента утратили влияние в обществе. Таким образом, на предстоящих выборах борьба оппозиции будет вестись прежде всего за то, чтобы потеснить партию власти и заставить с собой считаться. Об этом говорит произошедшее объединение на базе партии «Ныхас» еще двух незарегистрированных партий: «Новая Осетия» и «Аланский союз». Очевидно, что сейчас между партиями развернётся борьба за лидеров общественного мнения, которые могут усилить позиции партии и в одномандатных округах, и в едином республиканском округе. Создавшаяся ситуация позволяет надеяться на то, что в результате серьёзной политической борьбы будет сформирован парламент, который сможет внести свой весомый вклад в политическое, социальное и экономическое развитие Республики Южная Осетия. Однако в этих ожиданиях имеется одно очень важное «если» — если выборы пройдут честно и без фальсификаций. Доверие к выборам и легитимность парламента, а в условиях Южной Осетии и национальная безопасность государства, будут подорваны, если власть, используя административный ресурс, попытается организовать выборные «карусели», вбросы избирательных бюллетеней, а то и переписывание избирательных протоколов. Возможно, политическим партиям, участвующим в выборах, парламенту республики, Центральной избирательной комиссии необходимо провести конференцию, на которой выработать меры по противодействию фальсификациям, как административно-уголовные, так и законодательные. С учётом того, что вокруг


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!