© CC0 / Public Domain, Канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море, был открыт 2 августа 1933 года. Он был построен в рекордные сроки, всего за 20 месяцев. Однако, по мнению автора, этот амбициозный проект Сталина провалился, пусть и был назван величайшим проектом века.
В прошлом веке советский лидер Иосиф Сталин решил воскресить исторический проект, долгое время вдохновлявший многих русских царей.
По мнению ряда историков, целая плеяда лидеров российского государства, включая Петра I желала создать морской канал, соединяющий Белое и Балтийское моря. В XIX веке власти неоднократно разрабатывали проект этого канала через Онежское озеро, но он так и не был реализован. В 1909 году Русское техническое общество повторно представило идею проекта морского канала, а после начала Первой мировой войны желание начать строительство выразил российский флот, указывая на его стратегическое значение для регионе.
Сталин и канал
В начале 30-х годов прошлого века власти снова заговорили о строительстве канала, соединяющего Белое море с Балтийским. Члены Коммунистической партии считали возможным превратить его в важную экономическую артерию для государства, где были бы сосредоточены электростанции и железные дороги для перевозки грузов, особенно древесины, сырья и промышленных товаров.
По мнению советских специалистов, глубина этого морского канала должна была составлять около 5,5 метров, чтобы облегчить движение крупных торговых судов и военных кораблей. Некоторые оценивали потенциальную стоимость гигантского проекта в 350 миллионов рублей.
Кроме того, данный проект понравился Сталину. Он планировал построить канал в пропагандистских целях в попытке подчеркнуть статус Советского Союза в мире и продемонстрировать всем способность государства реализовывать проекты большого масштаба перед лицом таких великих держав, как Франция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
С другой стороны, в начале 1930-х годов Советский Союз действовал в рамках пятилетнего плана, запущенного Сталиным с 1928 года для увеличения производства и преобразования страны в индустриальную державу. Надеясь завершить пятилетний план успешной реализацией большого объекта, который мог бы повысить статус советского государства в мире, Сталин призвал к ускоренному строительству морского канала.
125 тысяч заключенных
Для реализации этого проекта Советский Союз привлек более 125 тысяч заключенных из исправительно-трудовых лагерей, известных как ГУЛАГ. Большинство заключенных были инженерами, профессорами, врачами, священнослужителями и крестьянами, которые отказались интегрироваться в советское общество.
Из-за витавших вокруг них сомнений относительно их идеологических предпочтений и взглядов, все эти люди были арестованы сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел и переведены в исправительно-трудовые лагеря в отдаленных регионах страны, где были вынуждены работать в тяжелых условиях в течение многих лет.
40 градусов ниже нуля
Работы по строительству морского канала начались в 1931 году. Заключенные работали в невыносимых условиях без специальной техники, имея в своем распоряжении лишь самые простые инструменты и приспособления — кирки и небольшие тачки.
Работники страдали от холода и голода. Порой в зимний период им приходилось работать, когда температура опускалась до 40 градусов ниже нуля. Они скудно питались, и потому весной многие заключенные заболевали болезнью бери-бери (болезнь, возникающая вследствие недостатка тиамина — прим. ред.). Также в ходе работ имело место множество несчастных случаев в результате обрушений и падений, так что большое число строителей было погребено под обломками.
Пропаганда и неудачный проект
Канал, соединяющий Белое море с Балтийским, был открыт 2 августа 1933 года. Сталин присутствовал на церемонии открытия объекта, получившего название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина».
Согласно советской пропаганде, этот канал был построен в рекордные сроки, всего за 20 месяцев, и тем самым побил рекорд, установленный ранее при строительстве Панамского канала.Также в своих заявлениях советские официальные лица говорили об историческом достижении и называли его одним из величайших проектов века.
Однако на самом деле результаты были неутешительными. Надеясь, что канал будет построен со скоростью и в сроки, установленные Сталиным, объект протяженностью более 200 километров, оказался недостаточно глубоким — его глубина составляла всего 3,5 метра.
По этой причине он был удобным лишь для малых и средних судов и непроходимым для большинства более крупных кораблей. К тому же из-за замерзания воды канал был закрыт в течение нескольких месяцев каждый год.
Все это привело к снижению экономической значимости Беломорканала, строительство которого было обеспечено в основном благодаря труду заключенных. Всего в течение 20 месяцев работ от холода, голода и болезней умерли не менее 30 тысяч заключенных.
© CC0 / Public Domain, Канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море, был открыт 2 августа 1933 года. Он был построен в рекордные сроки, всего за 20 месяцев. Однако, по мнению автора, этот амбициозный проект Сталина провалился, пусть и был назван величайшим проектом века.В прошлом веке советский лидер Иосиф Сталин решил воскресить исторический проект, долгое время вдохновлявший многих русских царей. По мнению ряда историков, целая плеяда лидеров российского государства, включая Петра I желала создать морской канал, соединяющий Белое и Балтийское моря. В XIX веке власти неоднократно разрабатывали проект этого канала через Онежское озеро, но он так и не был реализован. В 1909 году Русское техническое общество повторно представило идею проекта морского канала, а после начала Первой мировой войны желание начать строительство выразил российский флот, указывая на его стратегическое значение для регионе. Сталин и канал В начале 30-х годов прошлого века власти снова заговорили о строительстве канала, соединяющего Белое море с Балтийским. Члены Коммунистической партии считали возможным превратить его в важную экономическую артерию для государства, где были бы сосредоточены электростанции и железные дороги для перевозки грузов, особенно древесины, сырья и промышленных товаров. По мнению советских специалистов, глубина этого морского канала должна была составлять около 5,5 метров, чтобы облегчить движение крупных торговых судов и военных кораблей. Некоторые оценивали потенциальную стоимость гигантского проекта в 350 миллионов рублей. Кроме того, данный проект понравился Сталину. Он планировал построить канал в пропагандистских целях в попытке подчеркнуть статус Советского Союза в мире и продемонстрировать всем способность государства реализовывать проекты большого масштаба перед лицом таких великих держав, как Франция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. С другой стороны, в начале 1930-х годов Советский Союз действовал в рамках пятилетнего плана, запущенного Сталиным с 1928 года для увеличения производства и преобразования страны в индустриальную державу. Надеясь завершить пятилетний план успешной реализацией большого объекта, который мог бы повысить статус советского государства в мире, Сталин призвал к ускоренному строительству морского канала. 125 тысяч заключенных Для реализации этого проекта Советский Союз привлек более 125 тысяч заключенных из исправительно-трудовых лагерей, известных как ГУЛАГ. Большинство заключенных были инженерами, профессорами, врачами, священнослужителями и крестьянами, которые отказались интегрироваться в советское общество. Из-за витавших вокруг них сомнений относительно их идеологических предпочтений и взглядов, все эти люди были арестованы сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел и переведены в исправительно-трудовые лагеря в отдаленных регионах страны, где были вынуждены работать в тяжелых условиях в течение многих лет. 40 градусов ниже нуля Работы по строительству морского канала начались в 1931 году. Заключенные работали в невыносимых условиях без специальной техники, имея в своем распоряжении лишь самые простые инструменты и приспособления — кирки и небольшие тачки. Работники страдали от холода и голода. Порой в зимний период им приходилось работать, когда температура опускалась до 40 градусов ниже нуля. Они скудно питались, и потому весной многие заключенные заболевали болезнью бери-бери (болезнь, возникающая вследствие недостатка тиамина — прим. ред.). Также в ходе работ имело место множество несчастных случаев в результате обрушений и падений, так что большое число строителей было погребено под обломками. Пропаганда и неудачный проект Канал, соединяющий Белое море с Балтийским, был открыт 2 августа 1933 года. Сталин присутствовал на церемонии открытия объекта, получившего название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». Согласно советской пропаганде, этот канал был построен в рекордные сроки, всего за 20 месяцев, и тем самым побил рекорд, установленный ранее при строительстве Панамского канала.Также в своих заявлениях советские официальные лица говорили об историческом достижении и называли его одним из величайших проектов века. Однако на самом деле результаты были неутешительными. Надеясь, что канал будет построен со скоростью и в сроки, установленные Сталиным, объект протяженностью более 200 километров, оказался недостаточно глубоким — его глубина составляла всего 3,5 метра. По этой причине он был удобным лишь для малых и средних судов и непроходимым для большинства более крупных кораблей. К тому же из-за замерзания воды канал был закрыт в течение нескольких месяцев каждый год. Все это привело к снижению экономической значимости Беломорканала, строительство которого было обеспечено в основном благодаря труду заключенных. Всего в течение 20 месяцев работ от холода, голода и болезней умерли не менее 30 тысяч заключенных.
Комментарии (0)