Пойдёт ли Белорусская православная церковь по украинскому пути? - «Белоруссия»
- 12:00, 09-окт-2018
- Белоруссия
- Симон
- 0
Неслучайно, несмотря на то, что официально Синод БПЦ во всем единодушно поддержал позицию патриарха и Священного синода Русской православной церкви, а также выразил всестороннюю поддержку предстоятелю Украинской православной церкви Московского патриархата блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, руководство РПЦ решило лично побывать в Минске, чтобы убедиться в том, что ситуация находится под контролем. По имеющейся сегодня информации, патриарх Кирилл не только планирует отслужить 14 октября чин Великого освящения Храма-памятника в честь Всех Святых, на котором будет присутствовать и президент Белоруссии Александр Лукашенко, но и провести на следующий день в Минске заседание Священного синода Русской православной церкви. И то, что речь на протяжении всех дней пребывания в белорусской столице патриарха будет вестись, в том числе, и о ситуации на Украине и в Белоруссии, ни у кого не оставляет сомнения. Более того, это косвенно подтверждается и тем, что, по словам митрополита Минского и Заславского Павла, в рамках своего визита Кирилл намерен встретиться с Лукашенко сначала тет-а-тет, а затем с участием епископата БПЦ и членов Священного синода.
Необходимо напомнить, что разговоры о возможной автокефалии белорусской Церкви ведутся уже не первый год. Правда, прежде они не выходили за рамки обсуждения проблемы внутри так называемой Неканонической Белорусской автокефальной церкви (БАПЦ), и не рассматривались в Москве как какая-то серьезная угроза. Тем более, что БАПЦ, которая, как и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), получила второе дыхание лишь во время Второй мировой войны на оккупированных немецкими войсками территории Белоруссии и Украины (с 1944 года находятся в эмиграции), в настоящее время не имеет серьезной социальной базы внутри страны: у церкви нет храмов, а есть лишь три «громады» и несколько общин, пять священников, а также некоторое количество диаконов и чтецов. Однако после того, как 2 сентября Архиерейский собор в Стамбуле рассмотрел просьбу Украины о предоставлении томоса об автокефалии, именно представители БАПЦ официально завили о том, что теперь пришло время поднять этот же вопрос и в Белоруссии. По словам главы непризнанной Церкви «архиепископа» Святослава Логина, «если признают украинскую церковь, то следующие шаги должны быть и относительно белорусской». «То, что Белоруссия как православная держава не имеет своего независимого первоиерарха, — это нарушение канонов и нарушение историчности нашей белорусской церкви», — утверждает Логин. При этом он отметил, что «при нынешней власти процессы легализации белорусской церкви в Белоруссии, ее дальнейший рост и получение автокефалии вряд ли возможны». «Нынешняя власть и экономически, и политически, и духовно подчинены Москве», — заключил он.
Если не касаться вопроса о ситуации вокруг УПЦ, то необходимо отметить, что Белорусская православная церковь Московского экзархата на протяжении всего периода независимости республики являлась однозначным сторонником не только духовного сближения народов Белоруссии и России, но и приверженцем существующего в республике политического режима. Тот факт, что БПЦ, которая не должна вмешиваться в политическую и иную сферу жизнедеятельности государства, активно в ней участвует, сегодня ни для кого не секрет. При этом такая позиция белорусской церкви всецело поддерживается и властями республики. Например, в Белоруссии еще в 1992 году был принят Закон о свободе совести и религиозных организациях, согласно которому была обозначена «определяющая роль православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». При этом поддержка БПЦ со стороны государства была официально заявлена и президентом Белоруссии, что привело в последствии к различного рода скандалам, когда белорусскую церковь стали уличать в торговле алкоголем, табаком и даже нефтепродуктами. Однако все это никоим образом не влияло на взаимоотношения между руководством БПЦ и официальным Минском, а в Москве на происходящее смотрели сквозь пальцы, считая, что белорусские священники всегда будут оставаться в лоне РПЦ.? читать продолжение новости ?
Но в последние годы Московский патриархат, по всей видимости, стал сомневаться в незыблемости своих позиций в Белоруссии, особенно на фоне постоянно возникающих противоречий между Минском и Кремлем. Стоит напомнить, что еще в январе 2016 года Александр Лукашенко заявил, что «сегодня церковь в Белоруссии превратилась в один из оплотов нашего государства, который обеспечивает вместе с другими заинтересованными органами власти и организациями баланс нашего общества». И при этом он отметил, что несмотря на то, что «мы часть этого православного мира, который называется Русская православная церковь» и «не стремимся там к какой-то непонятной автономии и самостоятельности», он считает, что этот вопрос обсуждаем, так как «церковь должна развиваться». Правда, вплоть до появившейся сегодня реальной возможности предоставления автокефалии УПЦ, вопрос о наделении самостоятельности БПЦ на официальном уровне не ставился, хотя местные священники постепенно и втягивались в политические и иные игры в рамках государства. При этом ряд наблюдателей отмечают, что нынешний митрополит Минский и Заславский Павел, прибывший в республику в начале 2014 году на место ушедшего «на пенсию» Филарета, долгое время не мог до конца понять происходящего в Белоруссии, порой выполняя политические заказы властей. Например, стоит вспомнить его высказывание относительно дела «пророссийских публицистов» Дмитрия Алимкина, Сергея Шиптенко и Юрия Павловца, которых в декабре 2016 года обвинили в разжигании межнациональной вражды по отношению к белорусам за то, что они критиковали местные власти и предупреждали о росте национализма в стране. Несмотря на то, что официально церковь не должна вмешиваться в подобные процессы, а также обязана стоять на принципах всепрощения, в январе 2017 года митрополит Павел фактически поддержал государственную версию задержания публицистов, заявив, что «появились люди, которые работают под псевдонимами». «Пишут вроде бы неплохо, но в эту бочку мёда обязательно ложку, две ложки дегтя добавят. И разделяют людей, раздирают их. Этот русский мир, этот не русский, это наше национальное. В декабре у нас задержали трёх корреспондентов… Ну, сеяли ведь раздор, вражду, ненависть. Зачем?», — заявил тогда Павел. Примечательно, что даже после того, как стала очевидна вся нелепость выдвинутых обвинений, глава белорусской церкви не пожелал что-либо добавить к сказанному, а его гневные слова так и остались без ответа. Ряд экспертов склонны видеть в такой позиции Павла его незнание ситуации, а также осознанное или неосознанное введение его в заблуждение помощниками, что говорит о продолжающейся внутри БПЦ борьбе между различными кланами.
Это фактически подтвердил и сам митрополит, выступая на суде по еще одному резонансному делу в Белоруссии, связанного с деятельностью бывшего руководителя издательства Белорусского экзархата Владимира Грозова. По словам Павла, он очень сожалеет, что подписал несколько лет назад ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении Грозова, так как сегодня он понимает, «что все, кто против него писал, это были завистники». Экзарх отметил, что жалобы на бывшего руководителя издательства были «просто борьбой за власть», а после того, как он лично ознакомился с ситуацией, ему стало понятно, что человек ни в чем не виноват. После этого церковь отказалась от каких-либо претензий к Грозову, а Павел лично попросил Александра Лукашенко помиловать бывшего руководителя издательства БПЦ. Однако на настоящий момент известно, что белорусский лидер отказал митрополиту, а Грозов получил семь лет строго режима, так как в Белоруссии, как известно, оправдательных приговоров практически не бывает. Это только подтверждает тот факт, что позиции ряда священников, приближенных к главе государства, которые не жалуют нынешнего митрополита, присланного из Москвы, сегодня довольно сильны. По мнению аналитиков, это может свидетельствовать о том, что положение Павла, а с ним и РПЦ, в Белоруссии постепенно ослабевает, что на фоне усиления в стране прозападных тенденций действительно может привести к «украинскому сценарию» для Белорусской православной церкви.
При этом уже сегодня можно увидеть, как представители БПЦ открыто участвуют в мероприятиях оппозиции, финансируемых Западом, а также поддерживают ряд начинаний местной националистически настроенной общественности, в которых ранее участвовали только представили католической церкви и БАПЦ. Так, можно напомнить, что 25 марта 2018 года председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин выступил на торжестве, посвященному 100-летнему юбилею провозглашения Белорусской народной республики, закончив свою речь возгласом «Слава Хрысту! Жыве Беларусь!» Последнее в Белоруссии известно как лозунг местной прозападной русофобствующей оппозиции.
В сложившейся сегодня обстановке опасность того, что вслед за Украиной об автокефалии заговорят не только представители БАПЦ, но и БПЦ, действительно существует — несмотря даже на то, что по официальной информации, сегодня белорусские священнослужители всецело поддерживают РПЦ и не видят себя вне ее лона. И приезд в Минск патриарха Кирилла только подтверждает это. По всей видимости, в Москве действительно опасаются, что контроль над БПЦ может быть потерян и планируют принять меры, чтобы укрепить связи с белорусской митрополией. Однако в данном случае необходимо напомнить, что из-за серьезной политизации современной церковной жизни в Белоруссии, решение возможной проблемы предоставления автокефалии БПЦ вряд ли будет приниматься в кругу первосвященников. Это означает, что церковные вопросы вполне могут стать предметом обсуждения и политических лидеров двух стран.
В целом, в настоящее время сложно прогнозировать возможность повторения украинского сценария для БПЦ. Можно предположить, что руководство РПЦ сделает все возможное, чтобы ни у представителей Белорусской православной церкви, ни у руководства республики не возникло желания расширить духовную и религиозную независимость от России. Это означает, что БПЦ, которая является одной из немногих оставшихся у РПЦ вотчин, желает она того или нет, не сможет остаться в стороне от нынешнего противостояния Москвы и Константинополя, и будет вынуждена принимать в нем самое активное участие.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
02.10 Лукашенко разрешил белорусам покупать алкоголь в ночное время
02.10 Что обеспечит Белоруссии мир и процветание?
01.10 Белоруссия представит в ООН официальный доклад по правам человека
01.10 Российско-белорусские отношения ожидает перезагрузка
21.09 Почему в Белоруссии не отмечается День воссоединения?
Все новости сюжета
Комментарии (0)