© РИА Новости, | Перейти в фотобанкРоль Янека Коса — юного танкиста из сериала «Четыре танкиста и собака», храбро сражающегося с фашистами бок о бок с советскими солдатами, принесла Янушу Гайосу славу. Он в одночасье стал кинозвездой: его все узнавали, он получал тонны писем от влюбленных поклонниц… Но в то же время успешная роль стала профессиональным ярлыком, тяготившим актера…
Начало карьеры Януш Гайоса не было легким. В театральный институт он поступил лишь с четвертого раза — до этого экзаменаторы не смогли разглядеть его талант. Зато сразу после окончания вуза молодому актеру посчастливилось получить роль Янека Коса, главного героя сериала Конрада Наленцкого «Четыре танкиста и собака» (1966-1970). Киноэпопея стала культовой, а Гайос в одночасье оказался звездой: его все узнавали, он получал тонны писем от влюбленных поклонниц… Но в то же время успешная роль стала профессиональным ярлыком, тяготившим актера.
От образа юного танкиста, храбро сражающегося с фашистами бок о бок с советскими солдатами, Гайосу удалось избавиться благодаря роли сторожа Турецкого в телевизионном «Кабаре Ольги Липинской» (1977-1984). Однако при этом актер попал из огня да в полымя: роль усатого ловкача в ватнике и берете с хвостиком, признанная шедевром комедийного жанра, на много лет загнала его в амплуа комика.
Впрочем, спустя 55 лет после начала кинокарьеры смело можно утверждать: Януш Гайос относится к редкому типу актеров, которые могут сыграть кого угодно.
«Меня никогда не волнует, играю я писателя, врача или водопроводчика. Я всегда играю человека», — говорит он. Среднего роста (169 см), полноватый, он вживается в любую роль, но особенно трогает и запоминается в образах моральных авторитетов или людей отчаявшихся, борющихся с миром и самими собой.
Самые важные роли
Настоящий перелом в карьере актера произошел в конце 80-х благодаря роли в фильме Войцеха Марчевского «Побег из кинотеатра „Свобода"« (1990), где ему досталась ключевая роль Цензора. Гайосу было уже больше пятидесяти, а критики писали о лихом исполнении и подчеркивали, что это одно из величайших его достижений. Этот период стал для актера очень плодотворным: он сыграл у Кшиштофа Кеслевского («Декалог-4» и «Три цвета. Белый»), а также у Владислава Пасиковского («Псы»).
В следующие годы Януш Гайос не сходил с экранов — он снимался в комедиях, триллерах, психологических, исторических фильмах. Неслучайно в опросе журнала Polityka он занял третье место в списке лучших польских актеров ХХ века, уступив только Тадеушу Ломницкому и Густаву Холубеку. Среди важных ролей, которые он сыграл в этот период, особое место занимает герой фильма Януша Моргенштерна «Желтый шарф» (2000), борющийся с зависимостью алкоголик. Кинокритик Кшиштоф Демидович писал в журнале Film: «Играя человека страдающего и причиняющего страдания, Януш Гайос создал образ, поражающий чистотой выражения и самодисциплиной».
В последние годы самой важной стала, пожалуй, роль в фильме Малгожаты Шумовской «Тело» (2015), награжденном на Берлинском кинофестивале. Гайос играет в нем циничного прокурора, который должен противостоять психической болезни дочери и своей вере/неверию в сверхъестественное. Другая интересная работа — роль купающегося в роскоши архиепископа в картине Войцеха Смажовского «Клир» (2018).
Лента, обнажающая проблемы католической церкви, стала в Польше скандальной и вызвала большую общественную дискуссию. «Почему я сыграл в этом фильме? Я просто делаю свое дело. Прочитал сценарий, понял, что это важная тема, и принял решение сняться», — рассказывает Гайос. Эта киноработа принесла актеру «Золотого орла» за лучшую мужскую роль второго плана на Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне.
Стоит также увидеть фильм Филипа Байона «Камердинер» (2018), в котором Гайос перевоплотился в кашубского патриота Базилия Метке. Для этой роли он научился говорить по-кашубски — что не так просто, поскольку этот язык, хотя и распространен лишь в небольшом регионе страны, довольно сильно отличается от польского. В этой картине персонаж Гайоса замечательно сочетает мудрость и иронию, отстраненное отношение к истории и неравнодушие.
Не фильмом единым
Уже много лет Януш Гайос посвящает свое время и энергию не только актерской игре, но и фотографии. На своих выставках (первая из них прошла в Катовице в 2002 году) он представляет снимки, сделанные во время путешествий, а также замечательные портреты. «Мне всегда было интересно присматриваться к людям, подглядывать за ними — такими, какие они есть, — говорил он на вернисаже своих работ в Лодзи. — Знаю, грешен: иногда я вторгаюсь с объективом в их частную жизнь, но возможность такого отображения действительности слишком соблазнительна для фотографа, чтобы можно было от нее отказаться».
Гайос женат в четвертый раз. С нынешней женой Эльжбетой (по совместительству — его агентом) он состоит в счастливом браке уже более тридцати лет. Его единственная дочь Агата родилась в браке с Барбарой Набялчик.
С 2003 года актер играет варшавском Национальном театре (Teatr Narodowy), где его можно увидеть, в частности, в спектакле по пьесе Рональда Харвуда «Костюмер» в постановке Адама Сайнука.
© РИА Новости, | Перейти в фотобанкРоль Янека Коса — юного танкиста из сериала «Четыре танкиста и собака», храбро сражающегося с фашистами бок о бок с советскими солдатами, принесла Янушу Гайосу славу. Он в одночасье стал кинозвездой: его все узнавали, он получал тонны писем от влюбленных поклонниц… Но в то же время успешная роль стала профессиональным ярлыком, тяготившим актера…Начало карьеры Януш Гайоса не было легким. В театральный институт он поступил лишь с четвертого раза — до этого экзаменаторы не смогли разглядеть его талант. Зато сразу после окончания вуза молодому актеру посчастливилось получить роль Янека Коса, главного героя сериала Конрада Наленцкого «Четыре танкиста и собака» (1966-1970). Киноэпопея стала культовой, а Гайос в одночасье оказался звездой: его все узнавали, он получал тонны писем от влюбленных поклонниц… Но в то же время успешная роль стала профессиональным ярлыком, тяготившим актера. От образа юного танкиста, храбро сражающегося с фашистами бок о бок с советскими солдатами, Гайосу удалось избавиться благодаря роли сторожа Турецкого в телевизионном «Кабаре Ольги Липинской» (1977-1984). Однако при этом актер попал из огня да в полымя: роль усатого ловкача в ватнике и берете с хвостиком, признанная шедевром комедийного жанра, на много лет загнала его в амплуа комика. Впрочем, спустя 55 лет после начала кинокарьеры смело можно утверждать: Януш Гайос относится к редкому типу актеров, которые могут сыграть кого угодно. «Меня никогда не волнует, играю я писателя, врача или водопроводчика. Я всегда играю человека», — говорит он. Среднего роста (169 см), полноватый, он вживается в любую роль, но особенно трогает и запоминается в образах моральных авторитетов или людей отчаявшихся, борющихся с миром и самими собой. Самые важные роли Настоящий перелом в карьере актера произошел в конце 80-х благодаря роли в фильме Войцеха Марчевского «Побег из кинотеатра „Свобода"« (1990), где ему досталась ключевая роль Цензора. Гайосу было уже больше пятидесяти, а критики писали о лихом исполнении и подчеркивали, что это одно из величайших его достижений. Этот период стал для актера очень плодотворным: он сыграл у Кшиштофа Кеслевского («Декалог-4» и «Три цвета. Белый»), а также у Владислава Пасиковского («Псы»). В следующие годы Януш Гайос не сходил с экранов — он снимался в комедиях, триллерах, психологических, исторических фильмах. Неслучайно в опросе журнала Polityka он занял третье место в списке лучших польских актеров ХХ века, уступив только Тадеушу Ломницкому и Густаву Холубеку. Среди важных ролей, которые он сыграл в этот период, особое место занимает герой фильма Януша Моргенштерна «Желтый шарф» (2000), борющийся с зависимостью алкоголик. Кинокритик Кшиштоф Демидович писал в журнале Film: «Играя человека страдающего и причиняющего страдания, Януш Гайос создал образ, поражающий чистотой выражения и самодисциплиной». В последние годы самой важной стала, пожалуй, роль в фильме Малгожаты Шумовской «Тело» (2015), награжденном на Берлинском кинофестивале. Гайос играет в нем циничного прокурора, который должен противостоять психической болезни дочери и своей вере/неверию в сверхъестественное. Другая интересная работа — роль купающегося в роскоши архиепископа в картине Войцеха Смажовского «Клир» (2018). Лента, обнажающая проблемы католической церкви, стала в Польше скандальной и вызвала большую общественную дискуссию. «Почему я сыграл в этом фильме? Я просто делаю свое дело. Прочитал сценарий, понял, что это важная тема, и принял решение сняться», — рассказывает Гайос. Эта киноработа принесла актеру «Золотого орла» за лучшую мужскую роль второго плана на Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне. Стоит также увидеть фильм Филипа Байона «Камердинер» (2018), в котором Гайос перевоплотился в кашубского патриота Базилия Метке. Для этой роли он научился говорить по-кашубски — что не так просто, поскольку этот язык, хотя и распространен лишь в небольшом регионе страны, довольно сильно отличается от польского. В этой картине персонаж Гайоса замечательно сочетает мудрость и иронию, отстраненное отношение к истории и неравнодушие. Не фильмом единым Уже много лет Януш Гайос посвящает свое время и энергию не только актерской игре, но и фотографии. На своих выставках (первая из них прошла в Катовице в 2002 году) он представляет снимки, сделанные во время путешествий, а также замечательные портреты. «Мне всегда было интересно присматриваться к людям, подглядывать за ними — такими, какие они есть, — говорил он на вернисаже своих работ в Лодзи. — Знаю, грешен: иногда я вторгаюсь с объективом в их частную жизнь, но возможность такого отображения действительности слишком соблазнительна для фотографа, чтобы можно было от нее отказаться». Гайос женат в четвертый раз. С нынешней женой Эльжбетой (по совместительству — его агентом) он состоит в счастливом браке уже более тридцати лет. Его единственная дочь Агата родилась в браке с Барбарой Набялчик. С 2003 года актер играет варшавском Национальном театре (Teatr Narodowy), где его можно увидеть, в частности, в спектакле по пьесе Рональда Харвуда «Костюмер» в постановке Адама Сайнука.
Комментарии (0)