© РИА Новости, Алексей Никольский | Перейти в фотобанкВ белорусских СМИ отставка правительства накануне президентских выборов вызвала много вопросов. Зачем Лукашенко пошел на этот шаг и какие у него могут быть последствия, разбирается автор оппозиционного сайта.
Почему президенту вдруг загорелось менять правительство? Он говорит, что такова традиция, но на самом деле это не так. Обычно Александр Лукашенко коней на переправе, то есть премьеров перед самыми выборами, не менял. Правда, новый состав Совмина еще не объявлен, но мало кто верит, что Сергей Румас сохранит премьерский пост. Более того, ряд аналитиков предполагает: фишка как раз в том, чтобы убрать Румаса.
Итак, Лукашенко сделал то, что обещал в последнее время раз за разом, — отправил правительство в отставку. «Соответствующий указ главы государства вступит в силу после официального опубликования», — сообщила сегодня вечером пресс-служба президента.
Президент: революции не будет. Кто бы сомневался
Ранее же сегодня руководитель государства провел таинственное совещание по новому составу правительства. Кого назначат — ноль информации. При этом официальный лидер подчеркнул: «…Ожидать, что тут революция произойдет при смене правительства, не следует». Тем более, мол, что сейчас кризис.
«Поэтому резкий слом, замена всех членов правительства было бы неправильным с точки зрения текущего момента. Да и необходимости такой нет. Выросло новое поколение руководителей, которые себя хорошо показали и работали неплохо в правительстве. Зачем их менять? Они могут работать», — рассуждал Лукашенко.
То есть замены будут точечными. Но сильно ли рванет правительство, в котором останутся в основном прежние кадры? И кого конкретно решено удалить из обоймы? И почему?
Ну, вообще-то и недовольный народ на предвыборных пикетах по сбору подписей, и потенциальные конкуренты Лукашенко в этой кампании бомбят его за то, что завел-де страну в тупик, застой. Лейтмотив — нужны перемены, преобразования.
Поэтому в принципе можно предположить: сменой правительства действующий президент хочет показать, что он не такой уж замшелый и тоже настроен на перемены. Другой вопрос, способен ли многолетний вождь наступить на горло собственному консерватизму.
Далее, этим шагом Лукашенко, вероятно, пытается переформатировать информационную повестку избирательной кампании, привлечь к себе внимание. А то все гудят о его соперниках, прежде всего экс-банкире Викторе Бабарико да блогере Сергее Тихановском, который раскочегарил белорусскую улицу и уже оказался за решеткой. Теперь вот СМИ возьмутся обсасывать кадровую перетряску, персоналии новоиспеченных членов Совмина.
Но это, пожалуй, не все соображения. А может, и далеко не главные.
Экономику переведут на ручное управление?
Не исключено, что в руководстве страны сформировался запрос на ручное управление экономикой в период кризиса, заявил в комментарии для Naviny.by экономист Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук.
По его словам, такой вывод можно сделать, если ориентироваться на рекомендации из адресованного президенту и попавшего в СМИ доклада главы совета республики Натальи Кочановой о решении системных проблем экономики. Из того же документа можно сделать косвенный вывод, что между президентской администрацией и правительством были внутренние противоречия. Если возобладает «линия доклада Кочановой», то задачей нового премьера будет усилить централизацию управления экономикой, считает эксперт.
Впрочем, с гораздо меньшей вероятностью он допускает, что «правительство может возглавить, например, Снопков или Турчин, то есть человек, призванный продемонстрировать определенную прогрессивность во взглядах».
Напомню: Николай Снопков — посол Белоруссии в Китае, бывший министр экономики, Александр Турчин — глава Минской области, бывший первый вице-премьер. А вообще комментаторы, гадая, кто станет премьером, называют веер фамилий — от управделами президента Виктора Шеймана (вариант очень экстравагантный) до первого вице-премьера Дмитрия Крутого (тогда глава правительства будет очень молодым).
В белорусской государственной системе «имя нового премьера большой роли не играет, но оно может показать, на что есть политическая воля, политический заказ», — резюмировал Крук.
Для Лукашенко на первом месте преданность
Именно политические мотивы видит за решением поменять правительство эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
Лукашенко намекал на отставку правительства еще в начале года, так что это было не спонтанное решение, оно вызревало, отметил аналитик в комментарии для Naviny.by. По его мнению, главная цель президента — сменить именно премьера.
Отношения Лукашенко с Румасом сразу не заладились, глава государства редко приглашал премьера на заседания, тот редко сопровождал президента в его поездках по стране, отмечает эксперт.
Он делает вывод: «Понимая, какие отношения работают в белорусском политическом режиме, можно предположить, что главная претензия Лукашенко — это нелояльность».
При этом, напоминает Карбалевич, в случае чрезвычайных обстоятельств премьер по конституции должен выполнять функции президента. Сейчас же в ходе избирательной кампании сложилась напряженная ситуация, «Лукашенко теряет поддержку общества, его власть держится на поддержке номенклатуры». И если при этом нет полной уверенности в премьере, формально втором человеке в государстве, то с точки зрения президента вполне логично поменять главу правительства, рассуждает аналитик.
«И отсюда такая странная, противоречивая риторика Лукашенко, что, с одной стороны, у нас нет претензий к людям в правительстве, что принципе они работают хорошо, но — надо поменять», — говорит собеседник Naviny.by.
Главное для официального лидера — «чтобы во главе правительства стоял человек лояльный, политический надежный, которому бы он, Лукашенко, безоговорочно доверял», подчеркнул Карбалевич.
Кто бы ни стал премьером, он будет фигурой технической
Почему нынешний глава совмина мог выйти из доверия? При закрытости белорусской властной системы мы вряд ли скоро узнаем точный ответ. Догадки же можно плодить разные, но комментаторы уже отметили два пикантных момента.
Во-первых, ранее Румас входил в совет директоров Белгазпромбанка — того самого, которым руководил Бабарико, ныне выглядящий серьезным конкурентом официального лидера.
Во-вторых, Бабарико в интервью и заявлениях последнего времени всячески подчеркивал, что в правительстве толковые головы, вот только их предложения отметаются (нетрудно догадаться кем). И вот эти моменты могли навести официального лидера на мысли о вероятности опасной связки банкира и премьера.
Здесь можно вспомнить, как после Площади-2010 был скоропалительно отставлен премьер Сергей Сидорский. Сама же Площадь собралась у Дома правительства, и некоторые оппозиционные лидеры говорили, что намерены вести переговоры с главой совмина. Понятно, что сам Сидорский был ни сном ни духом, но тени подозрения, видимо, оказалось для президента достаточно. Лукашенко, судя по всему, крайне недоверчив.
К слову, выводом из игры Румаса дело ныне может не ограничиться. Резко набравшего популярность Бабарико тоже могут нейтрализовать самым примитивным способом — придраться к качеству собранных за его выдвижение подписей, наколупать в подписных листах ошибок или якобы ошибок. А потом, выбив из процесса, наехать и по другим статьям (накопать что-нибудь на человека, долго работавшего в банковской сфере, — для спецов дело техники).
Правда, если подписей будет с лихвой (а дело к тому идет), то срезать банкира — дело рискованное в том плане, что политизированная публика возропщет. А регистрировать означает получить в избирательном бюллетене слишком серьезную фигуру, которую уже называют кандидатом надежды.
В общем, у Лукашенко сейчас выбор между плохим и очень плохим, причем непонятно, что для него хуже. В случае с Тихановским, над которым уже висит уголовка, был избран, как видим, самый примитивный инструментарий.
Да, и кто бы ни возглавил новое правительство, ежу понятно, что его стратегию все равно будет определять Лукашенко. Премьер в Белоруссии- амплуа техническое. Какие там дерзания — остается лишь брать под козырек и отвечать «будет исполнено».
Так что никаких серьезных перемен в экономической политике не ждите. Якобы новое вино вольют в старые мехи.
© РИА Новости, Алексей Никольский | Перейти в фотобанкВ белорусских СМИ отставка правительства накануне президентских выборов вызвала много вопросов. Зачем Лукашенко пошел на этот шаг и какие у него могут быть последствия, разбирается автор оппозиционного сайта.Почему президенту вдруг загорелось менять правительство? Он говорит, что такова традиция, но на самом деле это не так. Обычно Александр Лукашенко коней на переправе, то есть премьеров перед самыми выборами, не менял. Правда, новый состав Совмина еще не объявлен, но мало кто верит, что Сергей Румас сохранит премьерский пост. Более того, ряд аналитиков предполагает: фишка как раз в том, чтобы убрать Румаса. Итак, Лукашенко сделал то, что обещал в последнее время раз за разом, — отправил правительство в отставку. «Соответствующий указ главы государства вступит в силу после официального опубликования», — сообщила сегодня вечером пресс-служба президента. Президент: революции не будет. Кто бы сомневался Ранее же сегодня руководитель государства провел таинственное совещание по новому составу правительства. Кого назначат — ноль информации. При этом официальный лидер подчеркнул: «…Ожидать, что тут революция произойдет при смене правительства, не следует». Тем более, мол, что сейчас кризис. «Поэтому резкий слом, замена всех членов правительства было бы неправильным с точки зрения текущего момента. Да и необходимости такой нет. Выросло новое поколение руководителей, которые себя хорошо показали и работали неплохо в правительстве. Зачем их менять? Они могут работать», — рассуждал Лукашенко. То есть замены будут точечными. Но сильно ли рванет правительство, в котором останутся в основном прежние кадры? И кого конкретно решено удалить из обоймы? И почему? Ну, вообще-то и недовольный народ на предвыборных пикетах по сбору подписей, и потенциальные конкуренты Лукашенко в этой кампании бомбят его за то, что завел-де страну в тупик, застой. Лейтмотив — нужны перемены, преобразования. Поэтому в принципе можно предположить: сменой правительства действующий президент хочет показать, что он не такой уж замшелый и тоже настроен на перемены. Другой вопрос, способен ли многолетний вождь наступить на горло собственному консерватизму. Далее, этим шагом Лукашенко, вероятно, пытается переформатировать информационную повестку избирательной кампании, привлечь к себе внимание. А то все гудят о его соперниках, прежде всего экс-банкире Викторе Бабарико да блогере Сергее Тихановском, который раскочегарил белорусскую улицу и уже оказался за решеткой. Теперь вот СМИ возьмутся обсасывать кадровую перетряску, персоналии новоиспеченных членов Совмина. Но это, пожалуй, не все соображения. А может, и далеко не главные. Экономику переведут на ручное управление? Не исключено, что в руководстве страны сформировался запрос на ручное управление экономикой в период кризиса, заявил в комментарии для Naviny.by экономист Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук. По его словам, такой вывод можно сделать, если ориентироваться на рекомендации из адресованного президенту и попавшего в СМИ доклада главы совета республики Натальи Кочановой о решении системных проблем экономики. Из того же документа можно сделать косвенный вывод, что между президентской администрацией и правительством были внутренние противоречия. Если возобладает «линия доклада Кочановой», то задачей нового премьера будет усилить централизацию управления экономикой, считает эксперт. Впрочем, с гораздо меньшей вероятностью он допускает, что «правительство может возглавить, например, Снопков или Турчин, то есть человек, призванный продемонстрировать определенную прогрессивность во взглядах». Напомню: Николай Снопков — посол Белоруссии в Китае, бывший министр экономики, Александр Турчин — глава Минской области, бывший первый вице-премьер. А вообще комментаторы, гадая, кто станет премьером, называют веер фамилий — от управделами президента Виктора Шеймана (вариант очень экстравагантный) до первого вице-премьера Дмитрия Крутого (тогда глава правительства будет очень молодым). В белорусской государственной системе «имя нового премьера большой роли не играет, но оно может показать, на что есть политическая воля, политический заказ», — резюмировал Крук. Для Лукашенко на первом месте преданность Именно политические мотивы видит за решением поменять правительство эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. Лукашенко намекал на отставку правительства еще в начале года, так что это было не спонтанное решение, оно вызревало, отметил аналитик в комментарии для Naviny.by. По его мнению, главная цель президента — сменить именно премьера. Отношения Лукашенко с Румасом сразу не заладились, глава государства редко приглашал премьера на заседания, тот редко сопровождал президента в его поездках по стране, отмечает эксперт. Он делает вывод: «Понимая, какие отношения работают в белорусском политическом режиме, можно предположить, что главная претензия Лукашенко — это нелояльность». При этом, напоминает Карбалевич, в случае чрезвычайных обстоятельств премьер по конституции должен выполнять функции президента. Сейчас же в ходе избирательной кампании сложилась напряженная ситуация, «Лукашенко теряет поддержку общества, его власть держится на поддержке номенклатуры». И если при этом нет полной уверенности в премьере, формально втором человеке в государстве, то с точки зрения президента вполне логично поменять главу правительства, рассуждает аналитик. «И отсюда такая странная, противоречивая риторика Лукашенко, что, с одной стороны, у нас нет претензий к людям в правительстве, что принципе они работают хорошо, но — надо поменять», — говорит собеседник Naviny.by. Главное для официального лидера — «чтобы во главе правительства стоял человек лояльный, политический надежный, которому бы он, Лукашенко, безоговорочно доверял», подчеркнул Карбалевич. Кто бы ни стал премьером, он будет фигурой технической Почему нынешний глава совмина мог выйти из доверия? При закрытости белорусской властной системы мы вряд ли скоро узнаем точный ответ. Догадки же можно плодить разные, но комментаторы уже отметили два пикантных момента. Во-первых, ранее Румас входил в совет директоров Белгазпромбанка — того самого, которым руководил Бабарико, ныне выглядящий серьезным конкурентом официального лидера. Во-вторых, Бабарико в интервью и заявлениях последнего времени всячески подчеркивал, что в правительстве толковые головы, вот только их предложения отметаются (нетрудно догадаться кем). И вот эти моменты могли навести официального лидера на мысли о вероятности опасной связки банкира и премьера. Здесь можно вспомнить, как после Площади-2010 был скоропалительно отставлен премьер Сергей Сидорский. Сама же Площадь собралась у Дома правительства, и некоторые оппозиционные лидеры говорили, что намерены вести переговоры с главой совмина. Понятно, что сам Сидорский был ни сном ни духом, но тени подозрения, видимо, оказалось для президента достаточно. Лукашенко, судя по всему, крайне недоверчив. К слову, выводом из игры Румаса дело ныне может не ограничиться. Резко набравшего популярность Бабарико тоже могут нейтрализовать самым примитивным способом — придраться к качеству собранных за его выдвижение подписей, наколупать в подписных листах ошибок или якобы ошибок. А потом, выбив из процесса, наехать и по другим статьям (накопать что-нибудь на человека, долго работавшего в банковской сфере, — для спецов дело техники). Правда, если подписей будет с лихвой (а дело к тому идет), то срезать банкира — дело рискованное в том плане, что политизированная публика возропщет. А регистрировать означает получить в избирательном бюллетене слишком серьезную фигуру, которую уже называют кандидатом надежды. В общем, у Лукашенко сейчас выбор между плохим и очень плохим, причем непонятно, что для него хуже. В случае с Тихановским, над которым уже висит уголовка, был избран, как видим, самый примитивный инструментарий. Да, и кто бы ни возглавил новое правительство, ежу понятно, что его стратегию все равно будет определять Лукашенко. Премьер в Белоруссии- амплуа техническое. Какие там дерзания — остается лишь брать под козырек и отвечать «будет исполнено». Так что никаких серьезных перемен в экономической политике не ждите. Якобы новое вино вольют в старые мехи.
Комментарии (0)