© РИА Новости, Наталья Селиверстова | Перейти в фотобанкУчастие России в G8 не является чем-то чрезвычайным. Сегодняшняя ситуация стала отражением многих исторических тенденций и современных политических процессов, связанных с давними фобиями и нынешними настроениями истеблишмента и общественного мнения многих ведущих стран мира. Украине же следует понять, пишет автор, что она не имеет права «вето» на контакты Запада с Россией.
Вопрос приглашать или не приглашать Россию в «Большую семерку» на самом деле не является чем-то чрезвычайным для тех, кто помнит, что Путина хотели видеть еще на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 2016-го года. Скорее, сегодняшняя ситуация является отражением многих исторических тенденций и современных политических процессов, связанных с давними фобиями и современными настроениями истеблишмента и общественного мнения многих ведущих стран мира.
Нас, на Украине, очевидно, должно беспокоить будущее, для чего, как это часто бывает, следует ненадолго заглянуть в прошлое и сделать для себя определенные выводы. Историки не могут однозначно установить момент, когда появилось выражение «рука Москвы», однако, есть основания полагать, что оно приобрело зловещую популярность в конце 20-х годов прошлого века, во время, которое связывают с публикацией в 1927-м году в Британии документов, указывающих на подрывную деятельность большевистской России.
И хотя советская историография утверждала, что эти события являлись «провокацией реакционных кругов буржуазии против молодой Советской России», дальнейшие события подтвердили, что Москва практически сразу же после завершения Гражданской войны, начала целенаправленно создавать свою скрытую сеть с целью осуществления провокаций и различного рода пропагандистских акций с целью ослабления изнутри стран «капиталистического блока».
Известный французский историк Франсуа Фюре в своем фундаментальном труде под названием «Прошлое одной иллюзии. Коммунистическая идея в ХХ веке» писал о предвоенном времени «…советская дипломатия была готова к сотрудничеству и сближению с государствами всех типов, исходя из обстоятельств и интересов сегодняшнего дня….ее особенностью является то, что рассматривая эти государства как противников — поскольку все они капиталистические — Советский Союз и его дипломаты все время продолжали представлять их таковыми, даже когда речь идет о временных соглашениях. Лживость пропаганды стимулируется III Интернационалом, его агентами и сторонниками, а инструментом убеждения выступает ничто иное, как грубая сила».
Кстати, пожалуй, наибольших успехов советская пропаганда достигла именно во Франции, где под ее влияние в свое время попали многие политики, журналисты, писатели и лидеры профсоюзов. Впрочем, можно вспомнить и шпионскую группу, которая работала на СССР в Британии и была известной под названием «Кембриджская пятерка». Собственно, само ее существование стало символом того, насколько глубоко «рука Москвы» проникла в европейские интеллектуальные круги в 30-е годы прошлого столетия.
В предвоенный период Советская Россия ловко воспользовалась Гражданской войной в Испании, поддержав и взяв под свой контроль широкое европейское антифашистское движение. Использовав Коминтерн для организации международной поддержки республиканской Испании, Москва получила значительную пропагандистскую победу: критика сталинского режим означала бы критику его курса по «борьбе с фашизмом». Помешать этому не смог (или не успел) даже позорный пакт Молотова-Риббентропа 1939-го года, о 80-летии которого вспоминали в Европе несколько дней назад.
Во времена холодной войны идеологическое влияние СССР в Европе, вначале существенно усилившееся после победы над нацизмом, постепенно начало снижаться вследствие применения военной силой против народных восстаний в Венгрии в 1956-ом году и Чехословакии в 1968-ом году. Реальной попыткой расшатать Европу должны были бы стать известные события о «евроракетах», когда в начале 80-х годов СССР развернул, нацеленные на Западную Европу ракеты СС-20, а США в ответ начали развертывать ракеты «Першинг», против чего в некоторых европейских странах, а особенно в Германии и Франции, начались бурные и массовые демонстрации. При этом, несмотря на достаточно мощную, хотя и скрытую, советскую поддержку, эти настроения манифестантов тогда не стали устойчивым «мейнстримом», даже среди молодежи. Более того, вторжение СССР в Афганистан в 1979-м году усилило, именно, антисоветские настроения.
Примерно после 2008 года Москва, получив огромные средства на нефтяном и газовом экспорте, снова начала работать над усилением своего внешнего воздействия. Как выяснилось, открытость цивилизованного общества, всегда являющееся его неоспоримым преимуществом, может стать определенным недостатком, если оно не является адекватно защищенным. Так, новые технологические новации, среди прочего, открыли дополнительные возможности для России и других игроков, стремящихся дискредитировать ценности европейской цивилизации и ослабить политический Запад.
Сегодня выглядит так, что Москва уже прекрасно научилась ловко использовать присущие демократии институты в свою пользу, действуя нагло и агрессивно. Мощная информационная поддержка и широкий круг «друзей Путина» помогли выстоять Москве даже после оккупации Крыма и агрессии на востоке Украины. Способствовал этому и традиционный пацифизм западной общественной мысли. Иными словами, богатая Европа не хочет иметь осложнений с трудно прогнозируемой Россией из-за страны, внешнеполитической традицией которой на длительное время стала надолго запомнившаяся «многовекторность».
Как же сегодня действует «рука Москвы»? В ее распоряжении целый арсенал традиционных и новых инструментов. Достаточно вспомнить историю с отравлением экс-разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в городе Солсбери, что, несомненно, уже попало в историю громких шпионских скандалов в отношениях между Западом и Россией. Не является секретом и системный характер кибер-активности правительства России, направленный против правительственных учреждений, частных компаний, объектов критической инфраструктуры и интернет-провайдеров по всему миру.
Используя свой ядерный статус, место в Совете безопасности ООН, участвуя в конфликтах в Сирии и на Украине, Москва демонстрирует свою важность в решении многих международных вопросов. Более того, Россия все еще не теряет надежду вернуть себе докрымский статус-кво. Анализ имеющейся информации дает основания полагать, что для его восстановления Кремль будет использовать прямую политическую коррупцию, бизнес-связи, профессиональные и молодежные взаимодействия и даже международные спортивные соревнования. Итак, «рука Москвы» будет продолжать свою подрывную деятельность. Впрочем, пост-крымская матрица уже не позволит России сойти с этой орбиты, ведь резкие движения могут ослабить всю идеологическую (и не только) конструкцию, выстроенную Кремлем с 2014-го года.
Нам же следует наконец избавиться от наивных иллюзий и понять, что мы не имеем права «вето» на контакты Запада с Россией, как бы нам этого не хотелось. Мир намного сложнее, чем порой нам кажется с берегов Днепра. Сегодня, на новом этапе исторического развития, Украине нужна именно прагматичная и последовательная внешняя политика — это залог будущих успехов на международной арене.
© РИА Новости, Наталья Селиверстова | Перейти в фотобанкУчастие России в G8 не является чем-то чрезвычайным. Сегодняшняя ситуация стала отражением многих исторических тенденций и современных политических процессов, связанных с давними фобиями и нынешними настроениями истеблишмента и общественного мнения многих ведущих стран мира. Украине же следует понять, пишет автор, что она не имеет права «вето» на контакты Запада с Россией.Вопрос приглашать или не приглашать Россию в «Большую семерку» на самом деле не является чем-то чрезвычайным для тех, кто помнит, что Путина хотели видеть еще на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 2016-го года. Скорее, сегодняшняя ситуация является отражением многих исторических тенденций и современных политических процессов, связанных с давними фобиями и современными настроениями истеблишмента и общественного мнения многих ведущих стран мира. Нас, на Украине, очевидно, должно беспокоить будущее, для чего, как это часто бывает, следует ненадолго заглянуть в прошлое и сделать для себя определенные выводы. Историки не могут однозначно установить момент, когда появилось выражение «рука Москвы», однако, есть основания полагать, что оно приобрело зловещую популярность в конце 20-х годов прошлого века, во время, которое связывают с публикацией в 1927-м году в Британии документов, указывающих на подрывную деятельность большевистской России. И хотя советская историография утверждала, что эти события являлись «провокацией реакционных кругов буржуазии против молодой Советской России», дальнейшие события подтвердили, что Москва практически сразу же после завершения Гражданской войны, начала целенаправленно создавать свою скрытую сеть с целью осуществления провокаций и различного рода пропагандистских акций с целью ослабления изнутри стран «капиталистического блока». Известный французский историк Франсуа Фюре в своем фундаментальном труде под названием «Прошлое одной иллюзии. Коммунистическая идея в ХХ веке» писал о предвоенном времени «…советская дипломатия была готова к сотрудничеству и сближению с государствами всех типов, исходя из обстоятельств и интересов сегодняшнего дня….ее особенностью является то, что рассматривая эти государства как противников — поскольку все они капиталистические — Советский Союз и его дипломаты все время продолжали представлять их таковыми, даже когда речь идет о временных соглашениях. Лживость пропаганды стимулируется III Интернационалом, его агентами и сторонниками, а инструментом убеждения выступает ничто иное, как грубая сила». Кстати, пожалуй, наибольших успехов советская пропаганда достигла именно во Франции, где под ее влияние в свое время попали многие политики, журналисты, писатели и лидеры профсоюзов. Впрочем, можно вспомнить и шпионскую группу, которая работала на СССР в Британии и была известной под названием «Кембриджская пятерка». Собственно, само ее существование стало символом того, насколько глубоко «рука Москвы» проникла в европейские интеллектуальные круги в 30-е годы прошлого столетия. В предвоенный период Советская Россия ловко воспользовалась Гражданской войной в Испании, поддержав и взяв под свой контроль широкое европейское антифашистское движение. Использовав Коминтерн для организации международной поддержки республиканской Испании, Москва получила значительную пропагандистскую победу: критика сталинского режим означала бы критику его курса по «борьбе с фашизмом». Помешать этому не смог (или не успел) даже позорный пакт Молотова-Риббентропа 1939-го года, о 80-летии которого вспоминали в Европе несколько дней назад. Во времена холодной войны идеологическое влияние СССР в Европе, вначале существенно усилившееся после победы над нацизмом, постепенно начало снижаться вследствие применения военной силой против народных восстаний в Венгрии в 1956-ом году и Чехословакии в 1968-ом году. Реальной попыткой расшатать Европу должны были бы стать известные события о «евроракетах», когда в начале 80-х годов СССР развернул, нацеленные на Западную Европу ракеты СС-20, а США в ответ начали развертывать ракеты «Першинг», против чего в некоторых европейских странах, а особенно в Германии и Франции, начались бурные и массовые демонстрации. При этом, несмотря на достаточно мощную, хотя и скрытую, советскую поддержку, эти настроения манифестантов тогда не стали устойчивым «мейнстримом», даже среди молодежи. Более того, вторжение СССР в Афганистан в 1979-м году усилило, именно, антисоветские настроения. Примерно после 2008 года Москва, получив огромные средства на нефтяном и газовом экспорте, снова начала работать над усилением своего внешнего воздействия. Как выяснилось, открытость цивилизованного общества, всегда являющееся его неоспоримым преимуществом, может стать определенным недостатком, если оно не является адекватно защищенным. Так, новые технологические новации, среди прочего, открыли дополнительные возможности для России и других игроков, стремящихся дискредитировать ценности европейской цивилизации и ослабить политический Запад. Сегодня выглядит так, что Москва уже прекрасно научилась ловко использовать присущие демократии институты в свою пользу, действуя нагло и агрессивно. Мощная информационная поддержка и широкий круг «друзей Путина» помогли выстоять Москве даже после оккупации Крыма и агрессии на востоке Украины. Способствовал этому и традиционный пацифизм западной общественной мысли. Иными словами, богатая Европа не хочет иметь осложнений с трудно прогнозируемой Россией из-за страны, внешнеполитической традицией которой на длительное время стала надолго запомнившаяся «многовекторность». Как же сегодня действует «рука Москвы»? В ее распоряжении целый арсенал традиционных и новых инструментов. Достаточно вспомнить историю с отравлением экс-разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в городе Солсбери, что, несомненно, уже попало в историю громких шпионских скандалов в отношениях между Западом и Россией. Не является секретом и системный характер кибер-активности правительства России, направленный против правительственных учреждений, частных компаний, объектов критической инфраструктуры и интернет-провайдеров по всему миру. Используя свой ядерный статус, место в Совете безопасности ООН, участвуя в конфликтах в Сирии и на Украине, Москва демонстрирует свою важность в решении многих международных вопросов. Более того, Россия все еще не теряет надежду вернуть себе докрымский статус-кво. Анализ имеющейся информации дает основания полагать, что для его восстановления Кремль будет использовать прямую политическую коррупцию, бизнес-связи, профессиональные и молодежные взаимодействия и даже международные спортивные соревнования. Итак, «рука Москвы» будет продолжать свою подрывную деятельность. Впрочем, пост-крымская матрица уже не позволит России сойти с этой орбиты, ведь резкие движения могут ослабить всю идеологическую (и не только) конструкцию, выстроенную Кремлем с 2014-го года. Нам же следует наконец избавиться от наивных иллюзий и понять, что мы не имеем права «вето» на контакты Запада с Россией, как бы нам этого не хотелось. Мир намного сложнее, чем порой нам кажется с берегов Днепра. Сегодня, на новом этапе исторического развития, Украине нужна именно прагматичная и последовательная внешняя политика — это залог будущих успехов на международной арене.
Комментарии (0)