Гуаньча (Китай): работаю в сфере преподавания 15 лет и мысленно смеюсь всякий раз, когда Институт Конфуция называют «шпионской организацией» - «Политика»
- 17:56, 13-апр-2019
- Политика
- Edgarpo
- 0
Недавно в СМИ появилась информация, что 27 февраля постоянный подкомитет Сената США по расследованиям опубликовал доклад.
В докладе говорится о том, что Институты Конфуция пользуются отсутствием контроля со стороны правительства США и расширяют влияние Китая. Комитет в настоящее время находится в поиске способа законодательно наложить ограничения: если Институты не будут реорганизованы, они должны быть закрыты.
Однако в докладе также признается, что, хотя ФБР и уделяет повышенное внимание Институтам Конфуция, комитет так и не смог найти доказательства их «шпионской» деятельности. На самом деле, с позиции наших преподавателей китайского языка как иностранного, угрозы Америки о закрытии Институтов Конфуция не являются чем-то удивительным.
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанкСтраны мира. КитайЧто входит в ежедневные обязанности преподавателей Институтов Конфуция?
Самое главное — преподавание китайского языка. Если разделить этот процесс на несколько частей, то можно преподавать более эффективно и более интересно.
К повседневным задачам преподавателя Института Конфуция относятся: подготовка к занятию, его проведение, проверка домашнего задания, проведение экзаменов, контроль студентов. Можно сказать, что все это позволяет осуществлять более эффективное преподавание китайского языка.
Также есть и обязанности, связанные с организацией мероприятий для студентов: часть из них проводится в аудиториях, например, проведение уроков каллиграфии, мастер-классов по вырезанию из бумаги, посещение студентами китайского ресторана. Другая часть представляет собой мероприятия, организованные по запросу Института: преподаватели должны организовать студентов для проведения фестивалей, подготовить участников для выступления на конкурсе «Мост китайского языка», организовать проведение караоке на китайском языке и многое другое.
По правде сказать, я никогда не считал, что культурная деятельность должна быть первостепенной задачей Института Конфуция. Вполне возможно это происходит потому, что многие директора Институтов Конфуция предпочитают делать упор на традиционную китайскую культуру ввиду нехватки научной квалификации или исходя из собственных интересов. Но более вероятная причина заключается в том, что громче заявить о себе в местных СМИ можно только организуя культурные мероприятия. В этом направлении легче продемонстрировать свои сильные стороны, и сейчас культурная деятельность вышла на первый план.
Часто преподаватели Институтов Конфуция делятся со мной, говоря, что культурных мероприятий проводится слишком много и что и преподаватели, и ученики, которые участвуют в их организации, находятся на пределе своих сил. К тому же в ходе их организации очень легко возникают проблемы межкультурной коммуникации. Я надеюсь, что этот вопрос удастся урегулировать.
Что преподают в Институтах Конфуция?
В двух словах — преподают китайский язык, основой является язык, а культура его дополняет.
Студентам начального, среднего и продвинутого уровня — всем им предоставляются соответствующие учебные материалы: материалы общего содержания, для аудирования, разговорной практики, письма и чтения. В настоящее время популярной концепцией преподавания в стране является всестороннее развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма, но материалы общего характера также продолжают быть довольно популярными.
Если посмотреть на это с другой стороны, то большой популярностью пользуются курсы подготовки к HSK (экзамен на уровень владения китайским языком), курсы делового китайского, разговорная практика повседневного китайского языка для начинающих.
Что касается конфуцианской культуры, о которой говорят за рубежом, то чаще всего, если про нее и заходит речь на занятиях для начинающих и продолжающих, то, как правило, это представляет собой краткое введение, которое длится максимум десять минут. Если посвящать этому больше времени, то темп обучения быстро замедлится. На занятиях продвинутого уровня, если студенты обладают знаниями в области китайской культуры или древнекитайского языка, то здесь изучение конфуцианских канонов становится неотделимой частью учебного процесса.
Из-за объемов содержание учебной программы невозможно рассказать более детально, поэтому я прикрепил скриншоты страниц из учебного пособия, чтобы вы сами во всем убедились.
Связаны ли Институты Конфуция с «культурной промывкой мозгов»? Как поступить, если вы столкнулись с проблемами политического характера?
Этот аспект всегда был самым глубоким недопониманием Институтов Конфуция внешним миром.
Фактически, от преподавателей Институтов Конфуция первым делом требуют избегать возникновения идеологических проблем. Что еще более важно, они не могут заниматься по отношению к студентам культурной промывкой мозгов.
Культурная идентичность — то, что преподаватели Институтов Конфуция подчеркивают больше всего. Она основана на стремлении к поиску точек соприкосновения при сохранении различий. Говоря о культурных обычаях других государств, даже если китайцам сложно принять их, преподаватели Институтов Конфуция не должны давать каких-либо оценок.
Преподаватели Институтов Конфуция умеют обходить неудобные темы, когда речь заходит о чувствительных политических вопросах.
Например, когда я занимаюсь подготовкой преподавателей, я занимаюсь обучением новых преподавателей, когда студент задает вопрос о Тайване или Тибете, вы можете поступить следующим образом:
- Выразить свое мнение: «Будучи китайцем, я считаю, что Тайвань и Тибет являются частью Китая».
- Избежать ответа: «Этот вопрос никак не связан с темой занятия, давайте рассмотрим следующий».
- Если студент продолжает добиваться ответа, скажите ему, что обсудите его вопрос после урока.
- Если после занятия студент по-прежнему акцентирует свое внимание на том, что не связано с изучением китайского языка, то не следует затрагивать этот вопрос.
В большинстве случаев преподавателям Институтов Конфуция как во время аттестации, так и во время прохождения подготовки говорят о необходимости уважать идеологии и культуры других государств. Во многих случаях это кажется «запугиванием», однако есть и исключения из правил, в частности, когда сами преподаватели подвергаются расовой дискриминации: как только они сталкиваются с ней, например, когда слышат в свой адрес «вы, китайские свиньи» или «я думаю, что всем китайцам недостает ума», то преподаватели должны сообщить о произошедшем директорам Институтов Конфуция в Китае и за рубежом.
Институты Конфуция не находятся под контролем местного правительства? Они занимаются шпионажем?
Правила Института Конфуция четко определяют, что местные законы и правила должны быть соблюдены. Если бы Институты не находились под контролем местного правительства, то вряд ли бы удалось открыть более 500 Институтов по всему миру. Фактически, когда Институт Конфуция общается с местным правительством, то со стороны последнего всегда ощущается стремление «запугать».
Еще более голословно утверждение о «шпионаже». Студенты, изучающие китайский язык — вот те, с кем непосредственно взаимодействуют преподаватели, или еще с коллегами с факультетов китайского языка местных университетов. Я не думаю, что преподаватель китайского языка может предоставить какую-либо ценную информацию.
Почему Америка хочет закрыть Институты Конфуция?
Уже очень много объяснений было сделано с точки зрения политики и экономики, я буду рассматривать этот вопрос с точки зрения науки.
Весьма шокирует тот факт, что преподавание китайского языка как иностранного началось именно США началось раньше, и там появилось много специалистов, которые долгое время в своей стране находились под давлением на академическом уровне. Господин Чжао Юаньчжэнь —признанный основоположник преподавания китайского языка как иностранного и один из четырех преподавателей древней китайской литературы университета Цинхуа — является и одним из основоположников преподавания китайского языка в Америке.
Преподавание китайского языка как иностранного языка возникло в США во время Второй мировой войны. В ответ на военные действия, которые развернулись на Тихом океане, Гарвардский университет ввел особый курс военного китайского языка и пригласил Чжао Юаньчжэня преподавать язык. Преподавание китайского языка как иностранного внутри Китая возобновилось только после начала политики реформ и открытости.
Сейчас между методикой преподавания китайского языка как иностранного, которой пользуются главные университеты Соединенных Штатов, и теоретическими основами Китая существуют значительные отличия. Теоретической основой американской методики является аудирование и чтение, преподавание уже образовало «североамериканскую модель преподавания китайского языка», в то время как теоретическая основа Китая базируется на функциональном подходе, и такая концепция сильно отличается от американской.
© РИА Новости, Виталий Аньков | Перейти в фотобанкТотальный словарный диктант по китайскому языку во Владивостоке
Проще говоря, американская концепция преподавания — элитарное обучение, которое включает в себя поиск лучших студентов, методов обучения, наиболее подходящих для элиты, лучших учителей, которые бы в кратчайшие сроки помогли студентам освоить китайский язык. В настоящее время в Гарвардском университете, Принстонском университете и Йельском университете есть программы, связанные с китайским языком, давление во время учебы невероятно велико, и те, кто в состоянии остаться на плаву — элита общества.
В Китае же преподавание китайского языка как иностранного доступно для студентов всех стран вне зависимости от уровня. В последние несколько лет уровень преподавания в Китае растет быстрыми темпами, достаточно большое внимание уделяется использованию языковых функций, также очень много уделяется внимания комплексному развитию навыков аудирования, говорения, чтения и письма.
Почему мы часто слышим о том, что Соединенные Штаты хотят закрыть Институты Конфуция? Даже если Америка закроет Институты Конфуция на своей территории, то это никак не скажется на преподавании китайского языка в ее университетах. Это одна из причин, почему Америка «действует без опасений».
Каков вектор распространения китайской культуры? Как следует распространять китайский язык?
Я всегда считал, что настоящее продвижение культуры какой-либо страны должно опираться на потенциал роста культуры индустриализации и глобальные механизмы распределения. В определенный исторический период Институты Конфуция, являясь основной силой распространения культуры, в конечном итоге значительно поспособствуют распространению культуры на международном уровне, одновременно с этим подвергаясь большой критике.
Почему в Великобритании и в Америке нет организаций, похожих на Институты Конфуция? Потому, что сейчас английский язык — язык, на котором говорит весь мир, в американской культуре достаточно центростремительной силы, вся популяризация культуры сводится к зарабатыванию денег, и повышение цен не является препятствием для людей, которые хотят выучить английский язык.
В 2016 году директор Сюй Линь ушла на пенсию, оставив 500 Институтов Конфуция и более тысячи Кабинетов Конфуция. К этому времени уже сформировался единый глобальный центр преподавания и распространения китайского языка, и создание инфраструктуры Институтов Конфуция было в основном завершено. Я верю, что в будущем Институты Конфуция еще долго будут продолжать играть свою роль, но я так же считаю, что им все же следует отказаться от распространения китайской культуры в качестве главного направления их деятельности.
Такой подход основан главным образом на трех следующих причинах:
- В настоящее время культурная индустрия Китая находится на подъеме: в области кино и телевидения, например, вышедший в этом году в прокат фильм «Странствующая земля», в центре которого находится китайская культура, по всем параметрам уже может быть сопоставим с голливудскими картинами. Игровая индустрия Китая занимает первое место в мире, анимационная индустрия тоже стремительно развивается.
- Преподавание языка может быть главным направлением деятельности только при коммерциализации в долгосрочной перспективе, полагаться на государственную политику и финансирование по модели «большого скачка» не самая хорошая стратегия. Только при ориентированном на рынок преподавании языка можно лучше и с большей продолжительностью удовлетворять еще больший спрос на изучение китайского языка.
- Начиная с прошлого года, постоянно увеличивается инвестирование в приложения, созданные для преподавания китайского языка. С развитием технологий традиционное обучение может быть постепенно вытеснено обучением онлайн. Если заглянуть в будущее, то в ближайшие 20 лет велика вероятность, что будет реализован синхронный фонологический перевод.
Институты Конфуция созданы для преподавания китайского языка, и понимания их как «шпионских организаций» не только «порочит» нормальный культурный обмен между Китаем и иностранными государствами, но и ставит под сомнение собственных учеников, и в большей степени является проявлением недоверия к самому себе. Как учитель, который много лет занимается преподаванием китайского как иностранного, я надеюсь, что в будущем, будь то при помощи Институтов Конфуция или других способов продвижения культуры, все мы сможем отыскать благоприятный путь развития.
Комментарии (0)