Aeon (Великобритания): борьба за «англосаксов» - «Наука»
- 04:00, 05-июн-2020
- Наука
- Novosti-Dny
- 0
Очень быстро фокус дискуссий сместился с вопроса о необходимости убрать термин «англосаксонский» из названия общества [теперь эта организация называется Международным обществом изучения Англии периода раннего средневековья (International Society for the Study of Early Medieval England)] к утверждениям о том, что стоит вообще перестать использовать термин «англосаксонская Англия» для обозначения части территорий Великобритании в период с середины до конца первого тысячелетия нашей эры и термина «англосаксонский мир» для обозначения отношений этого региона с Европой раннего средневековья и другими регионами.
Очень быстро эта кампания привела к тому, что на любого, кто не был согласен с этими изменениями, вешали ярлык «расиста», а любого, кто пытался выступить с уточняющими оговорками, кто пытался внести поправки или оспорить основы и установки этих дебатов, называли сторонником расистского использования термина «англосаксонский». В онлайн-декларациях говорилось, что ученые обязаны продемонстрировать свою готовность к переменам, вычеркивая термин «англосаксонский» из научных трудов и курсов и отказываясь от сотрудничества с теми учеными, которые захотят и дальше пользоваться этим термином.Беда Достопочтенный (Venerable Bede) описал эти племена в своих трудах начала VIII века нашей эры, назвав их «англами, саксами и ютами».
Миграция — это процесс, который протекает на протяжении многих поколений и в основе которого лежит этногенез, а вовсе не этническое замещение. Политическая и экономическая ситуация постоянно менялась и была нестабильной. Кроме того, на тех территориях оставалось и романо-бриттское население. Потомки кантиев, иценов, триновантов и других племен, живших в римской Великобритании, смешивались с германоязычными мигрантами с различной скоростью и при различных обстоятельствах. «Англосаксонские» королевства, которые возникли в конце VI века и приняли христианство в различные моменты VII века, имели множество сложных связей с британскими королевствами, которые постепенно развивались к северу и западу от них. В VII веке этих англосаксонских королевств было семь — Кент, Суссекс, Эссекс, Уэссекс, Восточная Англия, Мерсия и Нортумбрия, — а к началу IX века их осталось всего четыре: Уэссекс, Восточная Англия, Мерсия и Нортумбрия.
Но в IX веке прибывшие на остров викинги разрушили все королевства, кроме одного — Уэссекса. Это западносаксонское королевство послужило основой для объединенной Англии Х века. «Англосаксонская Англия», которой на протяжении большей части XI века управляли датские короли, прекратила свое существование с приходом норманнов в 1066 году. «Англосаксонский» — это очень удобный термин для обозначения сложных социальных, экономических, религиозных, лингвистических и культурных процессов, которые происходили в период между крахом Римской империи и вторжением норманнов. Подобно другим названиям эпох, этот термин представляет собой интерпретационный инструмент, используемый для проведения границ между конкретной эпохой и временами, которые предшествовали и следовали за ней. Однако этот термин несет в себе множество ограничений в смысле описания разнородных сообществ и ландшафтов.
Первое известное нам упоминание термина «англосаксонский» прозвучало в Италии VIII века, когда Павел Диакон использовал его в своей «Истории лангобардов». Этот термин периодически появлялся в письменных документах той эпохи — от документов, посвященных правлению Альфреда Великого (умершего в 899 году), до рассказов о деяниях Эдуарда Исповедника (умершего в 1066 году), — и использовался для описания тех королевств и королей.
Термин «англосаксонский» получил новую жизнь только в конце XVIII и начале XIX веков. Историки, а также ученые, занимавшиеся исследованием языка и литературы, стали использовать его для обозначения народов, говоривших на древнеанглийском языке, их королевств и связей на острове Великобритания. Они использовали этот термин, чтобы отделить эти народы от народов, говоривших на кельтском языке, от поселенцев-викингов, говоривших на древнеисландском языке, и от норманнского королевства, которое возникло на этих территориях позже. Таким образом, «англосаксов» воскресили в раннюю викторианскую эпоху в рамках процесса формирования мифа о национальном происхождении, и археология стала ключевым элементом этой политической программы.
Первые археологи стали часто употреблять термин «англосаксонский» в отношении своих находок в конце 1840-х годов. Аристократ из Эссекса сэр Ричард Корнуоллис Невилл (Richard Cornwallis Neville) раскопал места захоронений в Литтл-Уилбрэхэме и Линтон-Хите и назвал их «англосаксонскими». Невилл считал эти кладбища в графстве Кембриджшир свидетельствами пребывания на этих территориях самых первых германских поселенцев, которые прибыли туда после ухода римлян. Работа и терминология Невилла определялись характерным для той эпохи расистским мышлением и романтизированными образами рождения Англии. Этот термин оказался очень влиятельным и устойчивым. Когда археологи начала и середины ХХ века попытались — на основании данных о находках глиняных горшков и украшений — проследить маршруты вторжений германских племен, они опирались на работы Невилла и его современников.
Между тем в области англосаксонской археологии, начиная с 1960-х и 1970-х годов, появилось множество новых вопросов, ставших следствием притока огромного количества новых данных. Были внедрены новые, более совершенные методы ведения раскопок, исследований и анализа объектов материальной культуры. Традиционные вопросы сохраняются и горячо обсуждаются, включая вопросы о масштабах и характере миграции германских племен, времени и характере формирования королевств, скорости и значении обращения в христианство, а также о степени их устойчивости перед набегами викингов. Однако к этому списку добавилось множество новых вопросов и загадок, касающихся англосаксонской социальной структуры и идентичности, политической идеологии и политической системы, экономической деятельности и связях, управления землями и так далее. Более того, сегодня археологи, специализирующиеся на англосаксонской эпохе, поддерживают тесные связи с археологами, работающими над сходными вопросам в других частях Европы и за ее пределами, и они активно участвуют в междисциплинарном диалоге.
В результате археологи используют «англосаксонский» в качестве термина, который передает временные и пространственные рамки, а также сложность и неоднородность раннесредневековых поселений, кладбищ и материальной культуры. Эту эпоху принято условно делить на ранний англосаксонский период (с V по начало VII века нашей эры), средний англосаксонский период (с конца VII по начало IX века нашей эры) и поздний англосаксонско-скандинавский период (с конца IX по середину XI века нашей эры) — ради удобства. Мы также используем термины «постримский», «позднеантичный», «островной», «раннесредневековый». Все эти термины так же несовершенны, как и термин «англосаксонский», но вместе они помогают нам передавать информацию о временных рамках, регионе и (иногда) стилях тех материальных находок, которые мы изучаем.
Когда археологи говорят о «ранних англосаксонских кладбищах», «поселениях среднего англосаксонского периода», «великолепных англосаксонских брошах», «монетах позднего англосаксонского периода», эти термины позволяют нам получить представление об этих объектах и предметах, о том, когда они были сделаны или найдены. У этого термина нет никакой расовой коннотации. Придуманные современные расовые категоризации попросту неприменимы к эпохе раннего средневековья. Археологи иногда употребляют термин «саксонский» для обозначения юга Англии, а в других случаях они используют термин «английский», имея в виду восток и северо-восток Англии. Термин «англосаксонский» используется не только учеными, но и в массовой культуре, а также в образовании — от музейных экспозиций до открытых баз данных археологических находок.
***
Как и большинство других дисциплин, археология унаследовала элементы расистского и колониального прошлого. Однако ирония состоит в том, что в начале викторианской эпохи именно одержимость британцев заморскими цивилизациями заставила первое поколение археологов англосаксонского периода, включая Чарльза Роуча Смита (Charles Roach Smith) и Джона Йонге Акермана (John Yonge Akerman), обратиться к истокам Англии. Сегодня англосаксонская история и археология широко преподаются в школах Соединенного Королевства, их подробности активно распространяются посредством телевидения, социальных сетей, научно-популярной литературы, и ежегодно миллионы людей посещают музеи и памятники англосаксонской культуры.
Есть множество увлеченных поклонников этой культуры, которые стремятся в мельчайших подробностях восстановить все аспекты англосаксонской жизни, к примеру, общество Regia Anglorum в Англии. Для многих энтузиастов-любителей и религиозных групп (языческих и христианских) «англосаксы» имеют очень большое значение. К примеру, обнаружение и демонстрация Стаффордширского сокровища в совокупности с 1100-летней годовщиной смерти Этельфледы Мерсийской, которую отмечали в 2018 году, стали причиной всплеска гордости среди жителей центральных графств Англии, сконцентрированной на англосаксонском прошлом. Как показала статья Майкла Вудса (Michael Woods), недавно опубликованная в журнале Би-би-си History Magazine, а также интервью с Бонни Грир (Bonnie Greer) на Би-би-си Radio 6, новые сообщества иммигрантов не чувствуют никакой дискриминации в связи с употреблением этого термина. Коротко говоря, существует множество способов, которые сегодня позволяют людям испытать и прочувствовать историю англосаксов в отсутствие каких-либо намеков на этнонационализм и расизм.
Действительно, последние 30 лет можно назвать своего рода «золотым веком» англосаксонской археологии, поскольку за это время было сделано множество новых открытий и реализовано множество инновационных проектов, посвященных целому ряду тем. В частности, в моей области, — области археологических исследований мест погребения, — мы пересмотрели наше понимание продолжительных трансформаций и постоянных элементов, начиная с римского периода до Средних веков. Вместо того, чтобы отождествлять погребальные предметы с этническими группами далекого прошлого, специалисты в области погребальной археологии раннего англосаксонского периода открывают новые возможности для изучения жизни и смерти людей эпохи раннего средневековья. Ученые изучают эти предметы и материалы, чтобы лучше понять особенности взаимоотношений полов, родственных связей и социальной памяти. Одним из наглядных примеров в этом смысле могут стать длительные исследовательские проекты в Саттон-Ху в Саффолке, которые возглавляет археолог Мартин Карвер (Martin Carver), а также недавние раскопки кладбища Транмер-Хаус. Все эти раскопки и исследования меняют наше понимание обширных связей и погребальных идеологий королевства Восточной Англии конца VI и начала VII веков.
Сборник The Oxford Handbook of Anglo-Saxon Archaeology (2011), куда вошли 52 статьи, демонстрирует охват и глубину нынешних подходов к исследованиям и темам — от многоуровневой организации поселений и иерархии, ремесленных технологий и их эволюции до изменений в восприятии личности от младенчества до старости. Между тем в своей книге 2013 года, посвященной англосаксонским могилам и предметам, которые помещались в эти могилы, Алекс Бейлис (Alex Baylis) и ее соавторы предложили новую хронологию VI и VII веков, продемонстрировав междисциплинарность и инновационные методы современной англосаксонской археологии. В своей подробной книге 2019 года Formative Britain («Становление Британии») Карвер рассматривает англосаксонские королевства в более широком контексте, исследуя Уэльс, юго-запад, а также север Великобритании и пиктов в частности. А книга Кита Рея (Keith Ray) и Иэна Бэпти (Ian Bapty) под названием Offa's Dyke («Вал Оффы») является примером подробного анализа конкретного места, демонстрирующего нам, что самый протяженный и величайший памятник раннесредневековой Великобритании был выражением политической идеологии и гегемонии, специально созданным, чтобы выделяться среди общего ландшафта и внушать страх противникам. Между тем в своей книге 2019 года The Sword in Early Medieval Northern Europe («Меч Северной Европы эпохи раннего средневековья») Сью Браннинг (Sue Brunning), куратор Британского музея, рассматривает то, как эти принадлежавшие англосаксам и викингам артефакты жили своей собственной жизнью, пока их носили, обменивали, демонстрировали и клали в могилы к умершим. Все это — труды «англосаксонской археологии», богатой идеями и данными и имеющей под собой крепкую основу.
Кроме того, сейчас термин «англосаксонский» стал все чаще употребляться в контексте передовых исследований международного значения. Доклад Музея лондонской археологии (Museum of London Archaeology), посвященный королевскому захоронению в Саутленд-он-Си, — это пример высококачественного археологического исследования, проведенного коммерческой компанией, наряду с научно-популярной книгой, опубликованной в 2019 году. В том же году в свет вышла книга The Staffordshire Hoard: An Anglo-Saxon Treasure («Стаффордширское сокровище: клад англосаксов»), в которой подробно анализируются элементы оружия и другие фрагменты из золота, серебра и граната, обнаруженные в той сокровищнице, а также широко разрекламированная книга о раскопках раннесредневекового англосаксонского кладбища в Бэрроу-Клэмп в Уилтшире.
Благодаря участию в раскопках и цифровым способам распространения и обмена информацией публичная археология англосаксонского периода переживает небывалый подъем. Сотрудничество Даремского университета и компании Dig Ventures в раскопках открывает нам англосаксонский монастырь в Линдисфарне, а их сайт приглашает всех нас «присоединиться к поискам самого сердца англосаксонской Нортумбрии». Кроме того, масштабное исследование Катрин Джарман (Catrine Jarman) на месте монастыря в Мерсии и на месте зимнего лагеря викингов в Рептоне в Дарбишире широко освещалось во многих газетах, в научном журнале Antiquity и даже в документальном фильме под названием Britain's Viking Graveyard («Кладбище викингов Британии»). Такие проекты, как проект Джарман, основаны на сравнении англосаксов и викингов, чтобы донести до людей информацию о четких различиях между разными археологическими находками. Помимо этого, длительный проект в Рендлшеме в Суффолке, в котором принимали участие как профессиональные археологи, так и любители с металлоискателями, позволил обнаружить множество интересных артефактов, относящихся к жизни королевской семьи в Восточной Англии. Взаимодействие с общественностью стало неотъемлемым элементом реализации этого инновационного исследовательского проекта, и теперь Национальный лотерейный фонд наследия (National Lottery Heritage Fund) спонсирует четырехлетний археологический проект под названием Rendlesham Revealed: Anglo-Saxon Life in South-East Suffolk («Рендлшем: жизнь англосаксов на юго-востоке Суффолка»).
Сегодня общественность может свободно получить доступ к подробной информации и анализу археологических находок англосаксонской эпохи благодаря сервису Archaeology Data в Йоркском университете. Люди могут получить доступ к бесценным научным ресурсам, относящимся к тому периоду, в которых термин «англосаксонский» используется эффективно и ответственно. Примером может служить Корпус англосаксонской каменной скульптуры (Corpus of Anglo-Saxon Stone Sculpture) в Дареме, где можно найти обширную базу данных артефактов, относящихся к раннему средневековью и найденных на территории Англии, а также подробные научные описания.
Англосаксонская археология популярна и общедоступна. Такие ученые, как Дункан Сейер (Duncan Sayer), много пишут о древних ДНК и погребальной археологии, а Кейтлин Грин (Caitlin Green) ведет блог и пишет в твиттере о дальних пределах англосаксонского мира. В музеях по всей Англии вы можете познакомиться с культурой англосаксов, к примеру, в зале 41 Британского музея. В музеях крупных и небольших городов можно найти богатые коллекции и экспозиции археологических находок, относящихся к англосаксонской культуре, — в том числе в Музее Норвич-Касла.
***
Термин «англосаксонский» долгое время был достаточно противоречивым, поскольку политические экстремисты использовали его в своих старомодных, излишне упрощенных и псевдоархеологических интерпретациях. Более того, у разных аудиторий этот термин вызывает разные ассоциации. Ученые правы, ставя под сомнение его дополнительные значения. Несомненно, термин «англосаксонский» — всего лишь один из целого ряда терминов, относящихся к эпохе раннего средневековья, которые могут вызвать потенциально опасные и вводящие в заблуждение расовые и националистические ассоциации, — другими примерами могут стать термины «кельты», «германцы», «викинги» и так далее. С другой стороны, термин «англосаксонский» уже давно лишился своего расистского элемента, который был характерен для него в XIX веке. Современным археологам он служит для описания объектов материальной культуры, мест, памятников и особенностей рельефа, относящихся к периоду с V по XI век нашей эры, и он помогает давать четкие характеристики раннему средневековью. Мы сейчас переживаем золотой век англосаксонской археологии, и мы должны постараться сохранить историю той эпохи как можно точнее вместо того, чтобы игнорировать этот увлекательный период с множеством его интригующих объектов, памятников и элементов ландшафта.
Выставляя всех тех, кто использует термин «англосаксонский», «расистами», сторонники отказа от этого термина рискуют оттолкнуть от себя ученых, коммерческих археологов, культурный сектор, заинтересованные сообщества, религиозные группы и энтузиастов, а также потенциальных будущих исследователей. Поэтому вместо того, чтобы позволить «англосаксонской Англии» превратиться в площадку для экстремистов, популистов, любителей саморекламы и фантазеров, мы должны вновь активизировать усилия по проведению исследований и взаимодействию с общественностью, которые не оставят места для ложных интерпретаций и позволят любому человеку проникнуть в самую суть предмета. Вместо «постанглосаксонской меланхолии», в рамках которой нам придется начинать все с нуля, не имея подходящего термина, англосаксонская археология может и дальше перестраивать и проводить переоценку своих сильных сторон, предлагая подробные оригинальные исследования и активно рассказывая о них общественности.
Именно поэтому вместе с 70 экспертами я подписал совместное заявление и продолжаю публиковать статьи в других журналах, настаивая на том, что мы обязаны сохранить и бороться за термины «англосаксы» и «англосаксонский период», бросая вызов научным и общественным заблуждениям и злоупотреблениям. В этом смысле те, кто предлагает заменить термин «англосаксонский» на «ранний английский» или «старый английский» рискуют спровоцировать появление более широких возможностей для злоупотреблений, чем в случае с «англосаксами». В частности, термин «английский» не позволяет провести разграничительную линию между языком и этнической принадлежностью, между прошлым и настоящим, поэтому применять этот термин в отношении археологических находок и памятников будет в лучшем случае неосмотрительностью. Я остаюсь сторонником критического и осторожного использования термина «англосаксонский», который уже прочно закрепился, который понятен всем, и который позволяет описывать сложные и разнообразные материальные миры, относящиеся к периоду с середины и до конца первого тысячелетия. Перефразируя девиз Совета по делам британской археологии, я выступаю за то, чтобы англосаксонская археология стала доступна всем.
Говард Уильямс — профессор археологии в Университете Честера в Соединенном Королевстве.
Комментарии (0)