© CC BY-SA 4.0, Иван кривошлык | Перейти в фотобанкУкраина никогда не имела космодромов и не отправляла в полет космические корабли, пишет автор. Но украинское государство — космическое: оно производит лучшие в мире ракеты-носители, которые выводят на орбиту искусственные спутники, а его сыновья вписали свои имена золотыми буквами в историю покорения космоса. Юрий Кондратюк — один из них.
«Да это же Саша Шаргей…»
Новость о том, что американский астронавт Нил Армстронг высадился на поверхности Луны, наделала в Москве много переполоха: Кремль считал, что первым там побывает советский человек…
А когда один из авторов проекта «Аполлон» признался, что их полет осуществлялся по «улиточной трассе», заимствованной из небольшой книжечки механика элеватора Юрия Кондратюка, переполох перерос в скандал: Советский Союз в глубокой тайне готовил свой лунный проект, в котором главная роль отводилась еще одному гениальному украинцу — Сергею Королеву. Естественно, что КГБ сразу начал расследование: кто и как помог проклятым американцам нас опередить? Следы привели в Полтаву, где кагэбистские ищейки нашли старого учителя Владимира Оголивца. «Да это же наш гимназист — Саша Шаргей!» — воскликнул тот, когда ему предъявили фото «элеваторника».
«Ходил в одном сапоге и одном ботинке…»Саша Шаргей родился в 1897 году. В Полтаве. Еще находясь в материнском лоне, попал в Лукьяновскую тюрьму, за участие в антиправительственной демонстрации. Оттуда она вышла с тяжелым психическим заболеванием и вскоре ушла из жизни. В 1910 году, когда мальчику исполнилось 13 лет, он потерял и отца. Поэтому его воспитывали дедушка и бабушка — Яким Никитич и Екатерина Кирилловна. После окончания гимназии с серебряной медалью поступил в Петроградский политехнический институт.
В годы Первой мировой войны студента Шаргея мобилизовали в войска. Во время его пребывания на фронте в Российской империи произошел октябрьский переворот, и к власти пришли большевики. Узнав об этом, Александр… убегает из армии и возвращается в Киев! И вскоре его снова мобилизуют. На этот раз он становится солдатом Добровольческой армии генерала Деникина. И он не желает принимать участие в братоубийственной войне и при первой же возможности дезертирует. Добравлсяь до городка Смела, в Черкасской области и там поселился.
Жизнь была трудная. Поэтому в поисках лучшей судьбы часто переезжал с места на место и брался за любую работу: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масолобойне, кочегарил на сахарном заводе и элеваторе. Местная жительница Варвара Шпак позже будет вспоминать его такими словами: «Он очень беден был. Ходил в одном сапоге и одном ботинке…».
С мыслями о ВселеннойОни увлекли Александра еще во время учебы в гимназии. Поэтому завел тетрадь, в которой записывал свои первые расчеты и мысли, которые касались полетов в просторы Вселенной. Например, в своей первой книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить», написал: «Прежде всего, чтобы вопрос этого труда сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет».
В этой работе он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты, камеры сгорания ракетного двигателя, параболоидного сопла и многое другое. А также предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты во время ее спуска, а для посадки на нее человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль, что и было реализовано американским агентством NASA в программе Apollo.
Он также предлагал использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в Солнечной системе, рассмотреть возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.
Когда знакомишься с этими предложениями, задаешься вопросом: как они могли родиться в голове юноши почти 100 лет назад? Ведь старый экземпляр журнала «Вестник воздухоплавания» со статьей Константина Циолковского о полетах в космос попал в его руки значительно позже!.. Впоследствии Александр подготовил к печати еще одну книгу — «Завоевание межпланетных пространств», напечатав ее за свой счет. Имела она только 73 страницы, но принесла автору мировую славу. Ведь в ней он предложил последовательность первых этапов освоения космического пространства и развил некоторые идеи, сформулированные в первой книге.
Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему «космического челнока», предвидя, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля доберутся до лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите. Эту идею и воплотили в жизнь почти через 40 лет американцы.
Чтобы остаться в живых…Александр понимал: в любой момент его как бывшего белогвардейца могут арестовать. Понимала это и Елена Киреева — дальняя родственница, которая проживала в Киеве и очень благосклонно относилась к нему. В 1921 году умер ее знакомый студент Юрий Кондратюк. Несмотря на то, что он был младше Саши всего на 3 года и имел с ним сходство, метрику умершего она передала Александру. Поэтому на военный учет он становился уже как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 года рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни, родители которого погибли в вихре гражданской войны…
Сотрудники КГБ — после полета американцев на Луну — нашли ее. Женщина, смертельно больная раком, не открыла им всей правды, поделившись ею только со своей дочерью. И долго молчала, но незадолго до смерти, в 1977 году, все же дала письменные показания работникам ЦК КПУ: «Я считаю, что причиной смены фамилии В. Г. Шаргеем было желание избежать серьезных последствий, связанных с его службой в Белой армии».
На волоске от гибелиДлительное время Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. Впоследствии, в 1923 году, получил приглашение в Новосибирск для работы в Хлебопродукте — организации, в которую входило немало элеваторов. Там он построил свой знаменитый элеватор «Мастодонт» — огромное зернохранилище на 13 тысяч тонн, которое современники называли техническим чудом. По принципу «русской избы» — без гвоздей! Такое новаторство в промышленном строительстве обернулось для него 2 томами уголовного дела. Обвинение стандартное для тех времен — вредительство. Статья 58-7. Его каждую ночь допрашивали, подвергая жестоким пыткам и пытаясь получить не только признание в собственном «вредительстве в пользу империалистов», а и на руководителей Хлебопродукта. Однако Юрий мужественно держался: следователи не услышали из его уст ни одной фамилии «врага народа». Из камеры он выйдет без 11 зубов, но фальшивых обвинений не подпишет. Да и это не спасет от 3 лет концлагерей.
Жена его коллеги, который тоже попал в застенки, Ольга Горчакова, во время содержания их в тюрьме неоднократно ездила в Москву, «за правдой». И произошло чудо: вместо концлагеря Кондратюк попадает в Новосибирское специализированное Бюро № 14 — так называемую «шарашку», где работали осужденные из числа инженеров и других технических работников. Там случайно ознакомился с условиями конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности на проектирование Крымской ветроэлектростанции. Сделав эскизы, соответствующие расчеты, отправил их специалистам. Каким-то чудом они попадают на глаза Серго Орджоникидзе — народного комиссара тяжелой промышленности. И при его содействии Кондратюка привлекают к реализации необычного проекта. И когда Орджоникидзе застрелился, его свернули, обвинив Юрия Васильевича в гигантомании и авантюризме. Отозвав в Москву, предложили проектировать ветродвигатели для колхозных ферм…
Один из известных ученых, Веточкин, который лично знал Юрия Васильевича и его возможности как ученого, возбудил ходатайство о присвоении ему звания доктора технических наук. Но младший брат Цюрупы, который руководил в то время Теплоэнергостроем, был против: «Мы не знаем никаких его научных заслуг. В общественной жизни участия не принимал, политическое лицо не обнаружено».
Находясь как-то в Москве, Кондратюк встретился с Сергеем Королевым, и тот, сразу разглядев в нем незаурядные способности, пригласил к сотрудничеству. Но Кондратюк знал, что работа над военными проектами предусматривает строгий контроль со стороны «органов». И отказался, опасаясь, что тщательная проверка вскроет факт подделки документов и белогвардейское прошлое…
В июне 1941 года Юрий Васильевич ушел на фронт. Добровольцем. Воевал в составе 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения. 23 февраля 1942 года погиб на окраине одного из сел Орловской области.
Память о Шаргее-КондратюкеСлава к Шаргею-Кондратюку пришла уже после его смерти и смерти государства, которого он так боялся — Советского Союза. В Киеве его именем названа улица, в Полтаве открыт памятник, его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету.
Выпущена также юбилейная монета и две почтовые марки. Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. В молодости он мечтал, что его нога первой ступит на Луну. Этому не суждено было сбыться. Но именем гениального украинца те же американцы назвали кратер на обратной стороне Луны и малую планету Солнечной системы, а также трассу, двигаясь по которой они и попали на Луну.
© CC BY-SA 4.0, Иван кривошлык | Перейти в фотобанкУкраина никогда не имела космодромов и не отправляла в полет космические корабли, пишет автор. Но украинское государство — космическое: оно производит лучшие в мире ракеты-носители, которые выводят на орбиту искусственные спутники, а его сыновья вписали свои имена золотыми буквами в историю покорения космоса. Юрий Кондратюк — один из них.«Да это же Саша Шаргей…» Новость о том, что американский астронавт Нил Армстронг высадился на поверхности Луны, наделала в Москве много переполоха: Кремль считал, что первым там побывает советский человек… А когда один из авторов проекта «Аполлон» признался, что их полет осуществлялся по «улиточной трассе», заимствованной из небольшой книжечки механика элеватора Юрия Кондратюка, переполох перерос в скандал: Советский Союз в глубокой тайне готовил свой лунный проект, в котором главная роль отводилась еще одному гениальному украинцу — Сергею Королеву. Естественно, что КГБ сразу начал расследование: кто и как помог проклятым американцам нас опередить? Следы привели в Полтаву, где кагэбистские ищейки нашли старого учителя Владимира Оголивца. «Да это же наш гимназист — Саша Шаргей!» — воскликнул тот, когда ему предъявили фото «элеваторника». «Ходил в одном сапоге и одном ботинке…» Саша Шаргей родился в 1897 году. В Полтаве. Еще находясь в материнском лоне, попал в Лукьяновскую тюрьму, за участие в антиправительственной демонстрации. Оттуда она вышла с тяжелым психическим заболеванием и вскоре ушла из жизни. В 1910 году, когда мальчику исполнилось 13 лет, он потерял и отца. Поэтому его воспитывали дедушка и бабушка — Яким Никитич и Екатерина Кирилловна. После окончания гимназии с серебряной медалью поступил в Петроградский политехнический институт. В годы Первой мировой войны студента Шаргея мобилизовали в войска. Во время его пребывания на фронте в Российской империи произошел октябрьский переворот, и к власти пришли большевики. Узнав об этом, Александр… убегает из армии и возвращается в Киев! И вскоре его снова мобилизуют. На этот раз он становится солдатом Добровольческой армии генерала Деникина. И он не желает принимать участие в братоубийственной войне и при первой же возможности дезертирует. Добравлсяь до городка Смела, в Черкасской области и там поселился. Жизнь была трудная. Поэтому в поисках лучшей судьбы часто переезжал с места на место и брался за любую работу: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масолобойне, кочегарил на сахарном заводе и элеваторе. Местная жительница Варвара Шпак позже будет вспоминать его такими словами: «Он очень беден был. Ходил в одном сапоге и одном ботинке…». С мыслями о Вселенной Они увлекли Александра еще во время учебы в гимназии. Поэтому завел тетрадь, в которой записывал свои первые расчеты и мысли, которые касались полетов в просторы Вселенной. Например, в своей первой книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить», написал: «Прежде всего, чтобы вопрос этого труда сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет». В этой работе он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты, камеры сгорания ракетного двигателя, параболоидного сопла и многое другое. А также предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты во время ее спуска, а для посадки на нее человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль, что и было реализовано американским агентством NASA в программе Apollo. Он также предлагал использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в Солнечной системе, рассмотреть возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли. Когда знакомишься с этими предложениями, задаешься вопросом: как они могли родиться в голове юноши почти 100 лет назад? Ведь старый экземпляр журнала «Вестник воздухоплавания» со статьей Константина Циолковского о полетах в космос попал в его руки значительно позже! Впоследствии Александр подготовил к печати еще одну книгу — «Завоевание межпланетных пространств», напечатав ее за свой счет. Имела она только 73 страницы, но принесла автору мировую славу. Ведь в ней он предложил последовательность первых этапов освоения космического пространства и развил некоторые идеи, сформулированные в первой книге. Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему «космического челнока», предвидя, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля доберутся до лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите. Эту идею и воплотили в жизнь почти через 40 лет американцы. Чтобы остаться в живых… Александр понимал: в любой момент его как бывшего белогвардейца могут арестовать. Понимала это и Елена Киреева — дальняя родственница, которая проживала в Киеве и очень благосклонно относилась к нему. В 1921 году умер ее знакомый студент Юрий Кондратюк. Несмотря на то, что он был младше Саши всего на 3 года и имел с ним сходство, метрику умершего она передала Александру. Поэтому на военный учет он становился уже как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 года рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни, родители которого погибли в вихре гражданской войны… Сотрудники КГБ — после полета американцев на Луну — нашли ее. Женщина, смертельно больная раком, не открыла им всей правды, поделившись ею только со своей дочерью. И долго молчала, но незадолго до смерти, в 1977 году, все же дала письменные показания работникам ЦК КПУ: «Я считаю, что причиной смены фамилии В. Г. Шаргеем было желание избежать серьезных последствий, связанных с его службой в Белой армии». На волоске от гибели Длительное время Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. Впоследствии, в 1923 году, получил приглашение в Новосибирск для работы в Хлебопродукте — организации, в которую входило немало элеваторов. Там он построил свой знаменитый элеватор «Мастодонт» — огромное зернохранилище на 13 тысяч тонн, которое современники называли техническим чудом. По принципу «русской избы» — без гвоздей! Такое новаторство в промышленном строительстве обернулось для него 2 томами уголовного дела. Обвинение стандартное для тех времен — вредительство. Статья 58-7. Его каждую ночь допрашивали, подвергая жестоким пыткам и пытаясь получить не только признание в собственном «вредительстве в пользу империалистов», а и на руководителей Хлебопродукта. Однако Юрий мужественно держался: следователи не услышали из его уст ни одной фамилии «врага народа». Из камеры он выйдет без 11 зубов, но фальшивых обвинений не подпишет. Да и это не спасет от 3 лет концлагерей. Жена его коллеги, который тоже попал в застенки, Ольга Горчакова, во время содержания их в тюрьме неоднократно ездила в Москву, «за правдой». И произошло чудо: вместо концлагеря Кондратюк попадает в Новосибирское специализированное Бюро № 14 — так называемую «шарашку», где работали осужденные из числа инженеров и других технических работников. Там случайно ознакомился с условиями конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности на проектирование Крымской ветроэлектростанции. Сделав эскизы, соответствующие расчеты, отправил их специалистам. Каким-то чудом они попадают на глаза Серго Орджоникидзе — народного комиссара тяжелой промышленности. И при его содействии Кондратюка привлекают к реализации необычного проекта. И когда Орджоникидзе застрелился, его свернули, обвинив Юрия Васильевича в гигантомании и авантюризме. Отозвав в Москву, предложили проектировать ветродвигатели для колхозных ферм… Один из известных ученых, Веточкин, который лично знал Юрия Васильевича и его возможности как ученого, возбудил ходатайство о присвоении ему звания доктора технических наук. Но младший брат Цюрупы, который руководил в то время Теплоэнергостроем, был против: «Мы не знаем никаких его научных заслуг. В общественной жизни участия не принимал, политическое лицо не обнаружено». Находясь как-то в Москве, Кондратюк встретился с Сергеем Королевым, и тот, сразу разглядев в нем незаурядные способности, пригласил к сотрудничеству. Но Кондратюк знал, что работа над военными проектами предусматривает строгий контроль со стороны «органов». И отказался, опасаясь, что тщательная проверка вскроет факт подделки документов и белогвардейское прошлое… В июне 1941 года Юрий Васильевич ушел на фронт. Добровольцем. Воевал в составе 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения. 23 февраля 1942 года погиб на окраине одного из сел Орловской области. Память о Шаргее-Кондратюке Слава к Шаргею-Кондратюку пришла уже после его смерти и смерти государства, которого он так боялся — Советского Союза. В Киеве его именем названа улица, в Полтаве открыт памятник, его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету. Выпущена также юбилейная монета и две почтовые марки. Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. В молодости он мечтал, что его нога первой ступит на Луну. Этому не суждено было сбыться. Но именем гениального украинца те же американцы назвали кратер на обратной стороне Луны и малую планету Солнечной системы, а также трассу, двигаясь по которой они и попали на Луну.
Комментарии (0)