Труппа обосновалась в заброшенном подвале одного московского дома, назвав себя «театром, где никто не играет». Несмотря на маленькую вместимость зала — всего сто мест — театр быстро привлек к себе внимание — как желаемое, так и не очень. Провокационные постановки «Дока» стали настолько популярными, что зрители толпились на улице в подвальном дворе, вытягивая шеи, чтобы хоть одним глазком взглянуть на сцену. Нередко спектакли прерывались полицейскими рейдами, и зрители наблюдали, как актеров с заломленными назад руками выдворяют из подвала. Со временем преследования становились все более ожесточенными. В итоге «Театр.doc» лишился своего прибежища. Однако не сдался, возродившись как бродячий театр, хотя и продолжал страдать от арестов и штрафов. Весной прошлого года Угаров и Гремина внезапно скончались от сердечной недостаточности. Супругам было 62 и 61 год соответственно. Теперь «Док» превратил в театр собственную историю. Его новая пьеса (прочитанная Фридманом и Дагдейл в Пушкинском Доме, российском культурном центре Лондона) представляет собой совокупность фрагментов постов, которые в последние несколько месяцев перед своей смертью Угаров и Гремина публиковали в социальных сетях. Режиссер Зарема Заудинова называет спектакль «историей о том, как государство постепенно убило двух художников». Эта пьеса намеренно не обработанная, сырая: сценарии и постановка радикальным образом упразднены, главная тема болезненно саднит, как свежая рана. Дагдейл зачитывает репост Греминой, в котором кто-то объявляет в Фейсбуке об аресте ее сына. Ироничный комментарий Греминой: «Вот так всегда. Единственное место, где можно узнать, что у него на уме, это социальные сети». Но есть и проблески обычной повседневной жизни: сообщения о том, что нужно купить мешки для пылесоса, и нескончаемый поток юмора. Сообщая о том, что на веб-сайте «Театр.doc» хакеры разместили недвусмысленные фотографии гомосексуальной пары с целью дискредитировать театр, Гремина отметила: «Одна из наших актрис даже не поняла что к чему. Она подумала, что это наша очередная постановка». В некоторых своих постах супружеская пара пытается подготовить зрителей театра к тому, как реагировать на (неизбежные) полицейские облавы во время предстоящей постановки: «Документируйте все, что сможете. Только без насилия, пожалуйста. Если кто-то принесет в полицейский участок горячий чай, будем крайне признательны». Потом Заудинова объясняет мне, что для «Дока» это не конец. «„Театр.doc" — это больше, чем какое-то место или человек: его нельзя убить, — говорит она. — Но, честно говоря, мы не уверены, что ждет нас в будущем. Гремина и Угаров защищали нас от штрафов, притеснений и бюрократии». Заудинова настаивает на том, что история современной русской драмы еще далека от своего завершения. Она права: эта история продолжает писаться сегодня в российских судах, где идет рассмотрение дела известного театрального и кинорежиссера Кирилла Серебренникова. Художественный руководитель ультрасовременного московского театра «Гоголь-центр» обвиняется в хищении выделенных ему 68 миллионов рублей государственных средств. Если Серебренникова признают виновным, ему грозит до десяти лет тюрьмы. Процесс имеет неясную политическую подоплеку. Люди стали протестовать и создали петицию с требованием снять с режиссера обвинения — ее подписало более 50 тысяч человек. Многие в Москве подозревают, что таким образом Кремль пытается приструнить спорного режиссера, чьи спектакли стали объектом жесткой критики из-за поднимаемых в них вопросов, в частности это темы, касающиеся геев («пропаганда гомосексуализма» запрещена в России), и крамольные изображения православной церкви. Но если новое поколение российских писателей и режиссеров сидит под домашним арестом или вынуждено уходить в подполье, как обеспечить спектаклю будущее? Ответ таков: обратиться к прошлому. В стране, где насчитывается более 600 крупных театров (и где 70 процентов средств поступает от государства), почти все учреждения работают по репертуарной системе. Это означает, что у каждого театра есть свой репертуар, в котором предпочтение, как правило, отдается старой доброй классике: из года в год выходят новые постановки классических пьес. Московский драматический театр имени Пушкина здесь не исключение. Труппа привезла в Лондон три постановки из своего репертуара: «Вишневый сад» Чехова, «Добрый человек из Сезуана» Брехта и «Материнское поле» по мотивам известной повести киргизского прозаика Чингиза Айтматова. Кто-то скажет, что, возвращаясь к проверенному материалу, театр имени Пушкина решил закрыть глаза на болото политических противоречий, в котором погрязла сегодняшняя Россия. Тем не менее великие драматурги всегда актуальны, и не случайно, что постановка «Ричарда III» Владимира Мирзоева, режиссера «Вишневого сада» в театре имени Пушкина, не состоялась из-за, как говорит сам режиссер, «давления сверху и страха перед спектаклем об узурпаторе». В зловещей трактовке классической чеховской пьесы, которую предлагает Мирзоев, нет ни одного вишневого дерева. Вместо сада на сцене появляется гигантский деревянный крест. Он возвышается над героями, создавая атмосферу надвигающейся катастрофы в духе Достоевского. В определенный момент над каждым из актеров повисает пакет для переливания крови, а Раневская надевает на шею петлю. Мрачное отклонение Мирзоева от традиционной постановки настолько шокировало зрителей, что некоторые консервативно настроенные театралы покинули спектакль, не дождавшись его окончания. «Мы берем классические тексты и претворяем их в жизнь в современном мире, — говорит Евгений Писарев, художественный руководитель Московского драматического театра имени Пушкина. — Наш „Вишневый сад" несет в себе крайне мрачное чувство неуверенности в будущем, которое задевает людей за живое. А весь „Добрый человек" о том, как сохранить нравственные устои в коррумпированном обществе». Похоже, границы между надземным и подпольным, политически ангажированными новыми текстами и классикой, вовсе не так однозначны.
Новости дня / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Украина / Общество / Латинская Америка / Россия / Европа / Мир / Большой Кавказ / Технологии / Здоровье / Происшествия и криминал / Видео / Военные действия / США / Чемпионат / Аналитика / Спорт / Интернет / Транспорт / Армения / Мобильные технологии / Интервью звёзд
Новости дня / ДНР и ЛНР / Здоровье / Политика / Россия / Бизнес / ЖКХ / Технологии / Украина / Чемпионат / Происшествия и криминал / Большой Кавказ / Военные действия / Выборы / Общество / Мероприятия / Европа / Видео / Нижний Новгород / Велоспорт / Ростов-на-Дону
Новости дня / Политика / Выборы / Здоровье / ДНР и ЛНР / Власть / Происшествия и криминал / Бизнес / Видео / Спорт / Технологии / Европа / ЖКХ / Судьи / Наука / Мир / Аналитика / Общество / Россия / Большой Кавказ / Военные действия
Новости дня / Россия / Здоровье / Политика / Европа / Технологии / Мероприятия / Военные действия / Команды / Видео / Аналитика / Армения / Бизнес / США
Чемпионат / Латинская Америка / Видео / Новости дня / Аналитика / Мир / Политика / Технологии / ЖКХ / Военные действия
Bosworth
0
Политолог Ищенко заявил, что народы перестали бояться ядерного апокалипсисаПолитолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и...
Россия / Новости дня / Общество / Европа / Политика / Мнения / Военные действия
Benson
0
Заявление президента России об успешно завершенных испытаниях новой крылатой ракеты «Буревестник» стало сигналом для Запада, пишет издание The New York Times...
Новости дня / Здоровье / Технологии / Мир / Видео / Политика / США / Мероприятия / СТАТЬИ / Судьи / ДНР и ЛНР / Культура / Большой Кавказ / Спорт / ЖКХ / Россия / Происшествия и криминал / Бизнес / Общество / Военные действия
Shorter
0
Неповторимый оригинал и жалкая пародия из свежей статьи «Файненшиал Таймс»Хьюстон, у вас проблемы! Утрачена связь по линии «реальность-Трамп». Впрочем, там у всей...
Комментарии (0)