© РИА Новости, Евгения Новоженина | Перейти в фотобанкЭтот черно-белый снимок сделан в землянке на фронте в 1942 году. Двое финских солдат играют в настольную игру «Сражение за Карелию» — игру по мотивам войны, в которой они сами участвуют. С началом Второй мировой войны игры стали частью национального проекта и откровенной пропагандой. Например, существовала игра «Крестовый поход против большевизма», пишет «Хельсингин саномат».Выставка Национальной библиотеки Финляндии «От игральных костей до битов» (Nopista bitteihin) рассказывает об истории финских игр. Старые игры переносили игрока в экзотические страны, в вихрь войн и в пещеры орков. На выставке, конечно же, представлены компьютер «Коммодор 64» (Commodore 64) и игровая консоль «Нинтендо» (Nintendo).
Поразительная фотография. Черно-белый снимок был сделан в землянке на фронте в 1942 году. Двое финских солдат играют в настольную игру «Сражение за Карелию».
Солдаты играют в настольную игру по мотивам войны, в которой участвуют прямо сейчас. Постановочная эта фотография или нет, она в любом случае показывает, насколько ошибочно наше представление о настольных играх и их истории.© РИА Новости, Михаил Мокрушин | Перейти в фотобанкИгра в карты
Фотографии помогают понять, как сильно изменились игры вместе с обществом. Отношение к играм говорит об уровне благосостояния финнов и о том, как менялся их досуг.
Найдется ли в двухсотлетней истории игр что-нибудь неизменное? Конечно. Это совместное времяпрепровождение. В игры играют в компании.
Темой старых игр часто были дальние страны. Путешествовать было не так просто, как сейчас. Красивые иллюстрации вместе с интересным сюжетом игры позволяли отвлечься от повседневности. Игра 1950-х «Звезда Африки» - хороший пример «экзотической» игры.
Для распространения информации служили и игры о Первой мировой войне. Игру «Мировая война, западный театр военных действий» рекламировали перед Рождеством 1914 года как «радостный досуг для темных зимних вечеров», хотя она была посвящена губительной войне, бушевавшей на континенте. Красивые яркие герои из картона представляли разные войска.
Вскоре появилось продолжение — «Мировая война, восточный театр военных действий», поскольку в войну вступила Россия. Игру разработали очень быстро. Германия объявила войну России 1 августа, а сама война началась всего лишь месяцем раньше. Сейчас продолжения игр тоже выходят довольно часто - по коммерческой причине. Это хороший бизнес, поскольку игры-продолжения сделать довольно легко и они привлекают внимание. Вероятно, в 1914 году причины были такими же.
С нынешней точки зрения кажется ужасным, что в связи с вступлением в войну России вышла новая часть настольной игры.
Игры о Первой мировой войне, представленные на выставке, были довольно нейтральными. Вероятно, считалось, что при помощи настольных игр можно хотя бы попробовать предугадать, что произойдет на фронте.
Когда началась Вторая мировая война, оставаться нейтральным игроком больше было нельзя. Игры стали частью национального проекта и откровенной пропагандой. Кроме уже упомянутого «Сражения за Карелию» существовали такие финские игры, как «Крестовый поход против большевизма», игра «Землянка» и игра «Маневр».
Война не единственная причина, почему старые настольные игры в сравнении с современными кажутся недоработанными. На практике все финские настольные игры до 1970-х годов отличались отсутствием так называемой «игровой механики». Другими словами, игровые правила, очевидно, не проверяли в действии. Например, в игре «Мировая война, западный театр военных действий» армию врага можно просто обойти.
Тщательно продуманные игры появились только через два поколения. Но прежде появилось на свет поколение детских игр, которое и сейчас формирует наше представление о настольных играх. В период послевоенной урбанизации, роста благосостояния и увеличения количества свободного времени возникла отдельная сфера игровой культуры. Настольная игра стала для взрослых легким способом занять детей на часок-другой.
Появились обучающие настольные игры. Игра «Улатакси», созданная в 1970 году таксистом-энтузиастом, учила переехавших в города финнов пользоваться такси.
Игра 1951 года «Звезда Африки», которую придумал Кари Маннерла (Kari Mannerla), прославилась и в других странах. «Звезды Африки» популярна и в наши дни.
Самый необычный экспонат на выставке — «Радиоигра» 1940 года. Игра учила профессии диктора. Одному из игроков надо было подготовить речь для выступления на радио, а другому — выступить судьей.
В 1980-1990-е годы в области игр началась революция. В результате мы живем в мире, где игры — один из главных видов досуга и форм культуры. Играют практически все дети. Средний возраст взрослых игроков - около 40 лет.
На это повлияли два фактора. Во-первых, правилам игр стали уделять больше внимания, отчасти из-за увлечения ролевыми играми, возникшего в США в 1970-е годы. На основе ролевых игр создавалась, к примеру, настольная игра «Квест героя» (Hero Quest) в жанре фэнтези.
Второй фактор - компьютеры и игровые приставки. В 1980-х началась эра цифровых игр. В Финляндии характерной чертой эпохи стала популярность компьютера «Коммодор 64». На выставке представлены рекламные постеры, в которых «Коммодор 64» называют «Компьютером республики»: в соотношении с численностью населения в Финляндии компьютеры «Коммодор 64» пользовались большим спросом, чем где-либо еще. Было продано примерно 300 тысяч.
© CC BY-SA 2.0, Joe A. Kunzler | Перейти в фотобанкКомпьютер Commodore 64
И хотя компьютеры считались полезной техникой, многие семьи приобретали их в первую очередь для игр. На выставке можно протестировать игры для «Коммодора 64», в том числе «Ууно Турхапуро переезжает в деревню». Эта сложная игра потреплет нервы, но резкая компьютерная музыка очень хороша.
В 1980-е годы игры стали популярным хобби. Из простого вида досуга они превратились в портрет личности игрока.
Появился образ «нёрдов», «ботанов», которые в одиночку играют в компьютерные игры в комнате у себя дома. Однако этот образ с самого начала был неправильным. Хотя в компьютерные игры часто играют в одиночку, фанаты делали это вместе и даже организовывали встречи, чтобы познакомиться с людьми, разделяющими их интересы.
До появления интернета небольшие журналы были важным каналом связи с активными игроками. Такие журналы тоже представлены на выставке. Сейчас они выглядят странно, но с этих журналов и связанных с ними увлечений начался успех финской игровой индустрии.
В 1980-х у «Коммодора 64» появился соперник - игровая консоль «Нинтендо», в рекламе которой был персонаж по имени Марио. Сейчас кажется необычным, что игры и консоли можно было брать напрокат, как и видеофильмы. Однако тогда этот способ помогал популяризировать игры. В Финляндии продали примерно 200 тысяч игровых консолей.
© CC BY-SA 2.0, Seth Dodson | Перейти в фотобанкИгра Supermario на Nintendo
С «Нинтендо» началась эпоха игровых приставок. Постепенно консольные игры достигли нынешнего уровня и стали одним из самых востребованных видов досуга.
Последний экспонат выставки - большой экран, на который транслируются стримы игр. На экранах показывают последний этап игры. Один играет, остальные смотрят и обсуждают происходящее.
Люди постарше, возможно, спросят: зачем смотреть на то, как играет другой? Причина та же, что и у финских солдат на фотографии 1942 года.
Играть вместе гораздо интереснее.
© РИА Новости, Евгения Новоженина | Перейти в фотобанкЭтот черно-белый снимок сделан в землянке на фронте в 1942 году. Двое финских солдат играют в настольную игру «Сражение за Карелию» — игру по мотивам войны, в которой они сами участвуют. С началом Второй мировой войны игры стали частью национального проекта и откровенной пропагандой. Например, существовала игра «Крестовый поход против большевизма», пишет «Хельсингин саномат».Выставка Национальной библиотеки Финляндии «От игральных костей до битов» (Nopista bitteihin) рассказывает об истории финских игр. Старые игры переносили игрока в экзотические страны, в вихрь войн и в пещеры орков. На выставке, конечно же, представлены компьютер «Коммодор 64» (Commodore 64) и игровая консоль «Нинтендо» (Nintendo). Поразительная фотография. Черно-белый снимок был сделан в землянке на фронте в 1942 году. Двое финских солдат играют в настольную игру «Сражение за Карелию». Солдаты играют в настольную игру по мотивам войны, в которой участвуют прямо сейчас. Постановочная эта фотография или нет, она в любом случае показывает, насколько ошибочно наше представление о настольных играх и их истории.© РИА Новости, Михаил Мокрушин | Перейти в фотобанкИгра в карты Фотографии помогают понять, как сильно изменились игры вместе с обществом. Отношение к играм говорит об уровне благосостояния финнов и о том, как менялся их досуг. Найдется ли в двухсотлетней истории игр что-нибудь неизменное? Конечно. Это совместное времяпрепровождение. В игры играют в компании. Темой старых игр часто были дальние страны. Путешествовать было не так просто, как сейчас. Красивые иллюстрации вместе с интересным сюжетом игры позволяли отвлечься от повседневности. Игра 1950-х «Звезда Африки» - хороший пример «экзотической» игры. Для распространения информации служили и игры о Первой мировой войне. Игру «Мировая война, западный театр военных действий» рекламировали перед Рождеством 1914 года как «радостный досуг для темных зимних вечеров», хотя она была посвящена губительной войне, бушевавшей на континенте. Красивые яркие герои из картона представляли разные войска. Вскоре появилось продолжение — «Мировая война, восточный театр военных действий», поскольку в войну вступила Россия. Игру разработали очень быстро. Германия объявила войну России 1 августа, а сама война началась всего лишь месяцем раньше. Сейчас продолжения игр тоже выходят довольно часто - по коммерческой причине. Это хороший бизнес, поскольку игры-продолжения сделать довольно легко и они привлекают внимание. Вероятно, в 1914 году причины были такими же. С нынешней точки зрения кажется ужасным, что в связи с вступлением в войну России вышла новая часть настольной игры. Игры о Первой мировой войне, представленные на выставке, были довольно нейтральными. Вероятно, считалось, что при помощи настольных игр можно хотя бы попробовать предугадать, что произойдет на фронте. Когда началась Вторая мировая война, оставаться нейтральным игроком больше было нельзя. Игры стали частью национального проекта и откровенной пропагандой. Кроме уже упомянутого «Сражения за Карелию» существовали такие финские игры, как «Крестовый поход против большевизма», игра «Землянка» и игра «Маневр». Война не единственная причина, почему старые настольные игры в сравнении с современными кажутся недоработанными. На практике все финские настольные игры до 1970-х годов отличались отсутствием так называемой «игровой механики». Другими словами, игровые правила, очевидно, не проверяли в действии. Например, в игре «Мировая война, западный театр военных действий» армию врага можно просто обойти. Тщательно продуманные игры появились только через два поколения. Но прежде появилось на свет поколение детских игр, которое и сейчас формирует наше представление о настольных играх. В период послевоенной урбанизации, роста благосостояния и увеличения количества свободного времени возникла отдельная сфера игровой культуры. Настольная игра стала для взрослых легким способом занять детей на часок-другой. Появились обучающие настольные игры. Игра «Улатакси», созданная в 1970 году таксистом-энтузиастом, учила переехавших в города финнов пользоваться такси. Игра 1951 года «Звезда Африки», которую придумал Кари Маннерла (Kari Mannerla), прославилась и в других странах. «Звезды Африки» популярна и в наши дни. Самый необычный экспонат на выставке — «Радиоигра» 1940 года. Игра учила профессии диктора. Одному из игроков надо было подготовить речь для выступления на радио, а другому — выступить судьей. В 1980-1990-е годы в области игр началась революция. В результате мы живем в мире, где игры — один из главных видов досуга и форм культуры. Играют практически все дети. Средний возраст взрослых игроков - около 40 лет. На это повлияли два фактора. Во-первых, правилам игр стали уделять больше внимания, отчасти из-за увлечения ролевыми играми, возникшего в США в 1970-е годы. На основе ролевых игр создавалась, к примеру, настольная игра «Квест героя» (Hero Quest) в жанре фэнтези. Второй фактор - компьютеры и игровые приставки. В 1980-х началась эра цифровых игр. В Финляндии характерной чертой эпохи стала популярность компьютера «Коммодор 64». На выставке представлены рекламные постеры, в которых «Коммодор 64» называют «Компьютером республики»: в соотношении с численностью населения в Финляндии компьютеры «Коммодор 64» пользовались большим спросом, чем где-либо еще. Было продано примерно 300 тысяч. © CC BY-SA 2.0, Joe A. Kunzler | Перейти в фотобанкКомпьютер Commodore 64 И хотя компьютеры считались полезной техникой, многие семьи приобретали их в первую очередь для игр. На выставке можно протестировать игры для «Коммодора 64», в том числе «Ууно Турхапуро переезжает в деревню». Эта сложная игра потреплет нервы, но резкая компьютерная музыка очень хороша. В 1980-е годы игры стали популярным хобби. Из простого вида досуга они превратились в портрет личности игрока. Появился образ «нёрдов», «ботанов», которые в одиночку играют в компьютерные игры в комнате у себя дома. Однако этот образ с самого начала был неправильным. Хотя в компьютерные игры часто играют в одиночку, фанаты делали это вместе и даже организовывали встречи, чтобы познакомиться с людьми, разделяющими их интересы. До появления интернета небольшие журналы были важным каналом связи с активными игроками. Такие журналы тоже представлены на выставке. Сейчас они выглядят странно, но с этих журналов и связанных с ними увлечений начался успех финской игровой индустрии. В 1980-х у «Коммодора 64» появился соперник - игровая консоль «Нинтендо», в рекламе которой был персонаж по имени Марио. Сейчас кажется необычным, что игры и консоли можно было брать напрокат, как и видеофильмы. Однако тогда этот способ помогал популяризировать игры. В Финляндии продали примерно 200 тысяч игровых консолей. © CC BY-SA 2.0, Seth Dodson | Перейти в фотобанкИгра Supermario на Nintendo С «Нинтендо» началась эпоха игровых приставок. Постепенно консольные игры достигли нынешнего уровня и стали одним из самых востребованных видов досуга. Последний экспонат выставки - большой экран, на который транслируются стримы игр. На экранах показывают последний этап игры. Один играет, остальные смотрят и обсуждают происходящее. Люди постарше, возможно, спросят: зачем смотреть на то, как играет другой? Причина та же, что и у финских солдат на фотографии 1942 года. Играть вместе гораздо интереснее.
Комментарии (0)