Невозможно представить русскую избу без печи. В ней готовят пищу, на ней спят. Этим, пожалуй, ограничиваются знания современных людей об этом предмете. А ведь печка умеет лечить, предсказывать погоду, стирать и не только!
Появление печи и ее место в доме
Первобытные люди разводили огонь в своих пещерах, грелись около него и готовили на костре пищу. Какой-то рационализатор придумал поддерживать огонь под сводом из глины еще в каменном веке. Первая русская печь появилась X–XI веке, это было сводчатое глинобитное строение, немного отличающееся от традиционного привычного варианта. Та печка, которую сегодня знают все, стала возводиться в домах в начале XVIII века.
Есть поговорка «Плясать от печки». Возникла она не просто так, а потому что перед тем как начать строительство избы, люди прикидывали место расположения печи. Планировка остальных посещений зависела именно от этого. Сначала строили опечье, то есть специальный массивный настил, на котором затем располагали все печные аксессуары, а их было немало – кочерги, хлебные лопаты (на них выпекали вкусные караваи), ухваты. Под опечьем находилось подпечье, место, где в холодное время года сидели куры. Они не должны были мерзнуть, иначе семья могла лишиться свежих яиц.
Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола – отбеливатель. Белье укладывалось в горшок из чугуна, заливалось водой. Туда же кидался мешочек с золой, взятой из печки. Горшок ставили в печь и кипятили. Чудеса, но после этого белые вещи становились не просто чистыми, а приобретали белоснежный оттенок. К тому же увеличивалась их прочность.
Народные приметы, связанные с печью
Печь была с человеком всю жизнь. С этим предметом связано немало народных примет, в которые в старину свято верили.
Геннадий Спирин, У печки. Печь была центром дома, его самым важным местом.
Если в дом приходила сваха, то в первую очередь она протягивала руки к огню, чтобы очиститься и получить помощь. Девица же в момент прихода сватов должна была спрятаться на печке, и если она все же соглашалась слезть, это было ее согласием принять предложение жениха.
Когда наступало время свадьбы, молодые заходили в дом и три раза обходили вокруг печки. Это символизировало благодарность жениха, его «спасибо» очагу, который взрастил невесту. Одновременно молодой просил здоровья для своей будущей семьи. А современная традиция бить бокалы с шампанским на свадьбе пришла из древности: после свадьбы в печку кидали пустой глиняный горшок со словами «На сколько черепков расколется, столько и детей будет».
Когда член семьи куда-то уезжал, то печь нужно было закрыть заслонкой. В этом случае путь должен был быть легким и приятным.
Печь охраняла избу от ругани и ссор. Сегодня говорят: «Не выражайтесь, тут дети или женщины», а раньше бы сказали: «В избе печь!» Дорогих гостей укладывали спать на полати, что означало полое приятие и доверие.
Сначала планировалось место для печи, а уж потом – для остальных помещений.
Если в семье кто-то умирал, и его родные не могли справиться с тоской, то надо было открыть заслонку, вымести мусор и произнести: «Сор в печь, а тоска с плеч». Во время поминок нельзя было закрывать трубу, а на печку следовало положить какой-нибудь гостинец, чтобы душа ушедшего могла прилететь и порадоваться угощению.
Жители деревень не нуждались в прогнозах погоды – им помогала в этом печь. Например, если дрова сильно потрескивали, значит, надо было ждать морозов. Дровишки горели шумно – буран будет, а уж если погасли – оттепель на пороге. Дымок из трубы выходит ровным вертикальным столбиком – будет солнечно и безветренно. А если дым капризничал и принимал причудливые формы, или же стелился по земле, стоило ждать плохой погоды, с ветрами, дождем.
Ребенок? В печь! Или для чего дети сидели в печи
«Печные» приметы сопровождали человека с момента рождения. Если малыш появился в момент, когда огонь горел тихо, ровно, то ребенок должен был быть здоровеньким и спокойным. Плохо, если огонь потух – в будущем дите могло стать злым, непослушным.
У некоторых славянских племен была традиция «допекания» младенцев. Как это происходило: при рождении недоношенного или слабого ребенка следовало завернуть его в тонкий слой теста (если теста не заготовили, подходила рубаха матери), положить маленького человечка на хлебную лопату и запихать в предварительно протопленную печь. Это символизировало гибель болезни и возрождение здорового ребенка.
Сегодня печь выглядит современно и стильно, и может стать полезным украшением дома.
Русская печь обычно строилась большой. Она была центром семейного быта, отдыха. Несмотря на то, что во многих дворах стояли бани, родители предпочитали мыть детей в печи. Люди верили, что все хвори и болезни уйдут, если прогреть кости в печке. Молодые девицы тоже любили мыться там, не выходя из дома, ведь иначе их могла напугать «банная нечисть». Печной пар считался целительным. На основе золы делали отвары и готовили мази.
Как заклинали мороз на печи
Любая печь должна была пройти испытание морозом. Это сегодня потеплело, зимы стали слякотными и не суровыми. В старину крещенские или рождественские морозы были проверкой на прочность для дома и печки.
Хозяева выясняли, на сколько часов хватает тепла, как горят дрова, которые были приготовлены на зиму, достаточно ли жару они дают. Хорошая печь должна хорошо распределять и держать тепло не менее 24 часов, и это с одной протопки в самый сильный, жестокий мороз. Толстые стенки (до 40 см) помогают в создании теплового эффекта.
В. Жданов. Свежий хлебушек. Хлеб, испеченный в русской печи, имеет необыкновенный вкус
Чтобы защитить озимые и плодоносящие деревья от обморожения проводили обряды заклинания мороза. Это интересный и забавный ритуал, который сегодня смотрится смешным, а раньше считался самым важным и действенным. Старший мужчина в семье должен был забраться на печку, держа в руке большую деревянную ложку, доверху наполненную киселем. Просунув голову в волоковое окно, старик вежливо приглашал мороз угоститься, нахваливая кисель и приговаривая: «Мороз! Не побей ты наш овес, а лен да коноплю вколоти в землю». После этого мужчина должен был закрыть окно и вернуться в дом. В момент, когда он уже почти слезал с печки, старшая баба в доме плескала на него водой из ковша. Это должно было закрепить просьбу. Крестьяне читали, что после такого ритуала мороз не мог не подобреть и перестать быть лютым.
Что готовили в русской печи или проще пареной репы
Печь использовали в качестве прибора для заготовок – на ней хозяйки сушили дары леса – грибы и ягоды, мелкую рыбу. Есть поговорка «проще пареной репы», а пришла она из печки! Долгие века на Руси очень любили пареную тыкву или репу. Это простое, вкусное, и очень быстрое блюдо. Репу мыли, плотными слоями закладывали ее в горшок из чугуна и оставляли в теплой печи на ночь. Утром вкусный завтрак был готов. Посоли да ешь! Немного иначе готовили тыкву, ее очищали от семян и запекали на металлических листах.
На самом деле, в настоящей русской печи можно сделать любое блюдо. Никакие духовки, микроволновки, пароварки и прочие достижения техники не помогут придать еде тот аромат, который она имеет после приготовления в печи. Кстати, достаточно было растопить печку ранним утром, и она оставалась горячей на целый день, можно было использовать ее для готовки раннего завтрака и позднего ужина. Чаще всего готовили щи в горшке, самые разные каши, блины, в них также варили картошку, парили ягоды.
Самыми известными стали русские пироги. Приготовленные из поднявшегося теста, с потрясающими начинками из фруктов, овощей, мяса, рыбы, такие пироги в печи приобретают пышность, мягкость, они просто тают во рту. Не зря иностранных гостей всегда угощали и угощают именно пирогами.
Оладушки и блинчики – еще одно произведение русской печной кухни. Тепло окружает тесто со всех сторон, этого невозможно добиться при приготовлении на плите. Блины пекли на сковороде, а для того, чтобы легко установить ее в печь, использовали сковородник (прихватка из металла на длинной палке).
И, конечно, в печи готовили хлеб – самый важный и уважаемый продукт на Руси. Надо сказать, что процедура выпекания хлеба была не так уж проста, как может показаться. Потому женщина, которая умела хорошо это делать, была в семье очень уважаемым человеком.
Как пекли главное блюдо, хлеб, который «всему голова»?Вечером хозяйка приступала к подготовке квашни (так называется деревянная кадка для теста). Натирала ее солью, хорошо смешанной с закваской, заливала теплой водичкой и бросала кусочек теста. Он всегда должен был быть под рукой, потому от предыдущего раза всегда оставляли маленький комок теста. Закваска размешивалась мутовкой (деревянная лопаточка). Сверху засыпалась мука через решето или сито. Тесто тщательно месилось, пока не становилось похожим на сметану. Все, квашню можно было ставить в теплое местечко, не забыв накрыть полотенцем.
Утром тесто должно было подняться и его надо было как следует вымешать, что требовало сил и умения, оно должно отставать от рук и квашни. После вымешивания его опять ставили в тепло, ждали, пока оно поднимется, и повторяли вымешивание еще раз. Наконец, тесто делили на круглые хлеба, которые сначала должны были выстояться немного, и только потом их ставили в хорошо протопленную, очищенную от золы и сора печку. Поверхность пола печки закрывали дубовыми или капустными листочками, а если их не было, то хлебная лопата должна была быть обсыпана мукой.
Чтобы узнать, хорошо ли пропекся хлебушек, хозяйка вынимала его и простукивала. Если возникал своеобразный, напоминающий звук бубна, звон, значит, хлеб готов и его можно доставать.
Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
Невозможно представить русскую избу без печи. В ней готовят пищу, на ней спят. Этим, пожалуй, ограничиваются знания современных людей об этом предмете. А ведь печка умеет лечить, предсказывать погоду, стирать и не только! Появление печи и ее место в доме Первобытные люди разводили огонь в своих пещерах, грелись около него и готовили на костре пищу. Какой-то рационализатор придумал поддерживать огонь под сводом из глины еще в каменном веке. Первая русская печь появилась X–XI веке, это было сводчатое глинобитное строение, немного отличающееся от традиционного привычного варианта. Та печка, которую сегодня знают все, стала возводиться в домах в начале XVIII века. Есть поговорка «Плясать от печки». Возникла она не просто так, а потому что перед тем как начать строительство избы, люди прикидывали место расположения печи. Планировка остальных посещений зависела именно от этого. Сначала строили опечье, то есть специальный массивный настил, на котором затем располагали все печные аксессуары, а их было немало – кочерги, хлебные лопаты (на них выпекали вкусные караваи), ухваты. Под опечьем находилось подпечье, место, где в холодное время года сидели куры. Они не должны были мерзнуть, иначе семья могла лишиться свежих яиц. Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола – отбеливатель. Белье укладывалось в горшок из чугуна, заливалось водой. Туда же кидался мешочек с золой, взятой из печки. Горшок ставили в печь и кипятили. Чудеса, но после этого белые вещи становились не просто чистыми, а приобретали белоснежный оттенок. К тому же увеличивалась их прочность. Народные приметы, связанные с печью Печь была с человеком всю жизнь. С этим предметом связано немало народных примет, в которые в старину свято верили. Геннадий Спирин, У печки. Печь была центром дома, его самым важным местом. Если в дом приходила сваха, то в первую очередь она протягивала руки к огню, чтобы очиститься и получить помощь. Девица же в момент прихода сватов должна была спрятаться на печке, и если она все же соглашалась слезть, это было ее согласием принять предложение жениха. Когда наступало время свадьбы, молодые заходили в дом и три раза обходили вокруг печки. Это символизировало благодарность жениха, его «спасибо» очагу, который взрастил невесту. Одновременно молодой просил здоровья для своей будущей семьи. А современная традиция бить бокалы с шампанским на свадьбе пришла из древности: после свадьбы в печку кидали пустой глиняный горшок со словами «На сколько черепков расколется, столько и детей будет». Когда член семьи куда-то уезжал, то печь нужно было закрыть заслонкой. В этом случае путь должен был быть легким и приятным. Печь охраняла избу от ругани и ссор. Сегодня говорят: «Не выражайтесь, тут дети или женщины», а раньше бы сказали: «В избе печь!» Дорогих гостей укладывали спать на полати, что означало полое приятие и доверие. Сначала планировалось место для печи, а уж потом – для остальных помещений. Если в семье кто-то умирал, и его родные не могли справиться с тоской, то надо было открыть заслонку, вымести мусор и произнести: «Сор в печь, а тоска с плеч». Во время поминок нельзя было закрывать трубу, а на печку следовало положить какой-нибудь гостинец, чтобы душа ушедшего могла прилететь и порадоваться угощению. Жители деревень не нуждались в прогнозах погоды – им помогала в этом печь. Например, если дрова сильно потрескивали, значит, надо было ждать морозов. Дровишки горели шумно – буран будет, а уж если погасли – оттепель на пороге. Дымок из трубы выходит ровным вертикальным столбиком – будет солнечно и безветренно. А если дым капризничал и принимал причудливые формы, или же стелился по земле, стоило ждать плохой погоды, с ветрами, дождем. Ребенок? В печь! Или для чего дети сидели в печи «Печные» приметы сопровождали человека с момента рождения. Если малыш появился в момент, когда огонь горел тихо, ровно, то ребенок должен был быть здоровеньким и спокойным. Плохо, если огонь потух – в будущем дите могло стать злым, непослушным. У некоторых славянских племен была традиция «допекания» младенцев. Как это происходило: при рождении недоношенного или слабого ребенка следовало завернуть его в тонкий слой теста (если теста не заготовили, подходила рубаха матери), положить маленького человечка на хлебную лопату и запихать в предварительно протопленную печь. Это символизировало гибель болезни и возрождение здорового ребенка. Сегодня печь выглядит современно и стильно, и может стать полезным украшением дома. Русская печь обычно строилась большой. Она была центром семейного быта, отдыха. Несмотря на то, что во многих дворах стояли бани, родители предпочитали мыть детей в печи. Люди верили, что все хвори и болезни уйдут, если прогреть кости в печке. Молодые девицы тоже любили мыться там, не выходя из дома, ведь иначе их могла напугать «банная нечисть». Печной пар считался целительным. На основе золы делали отвары и готовили мази. Как заклинали мороз на печи Любая печь должна была пройти испытание морозом. Это сегодня потеплело, зимы стали слякотными и не суровыми. В старину крещенские или рождественские морозы были проверкой на прочность для дома и печки. Хозяева выясняли, на сколько часов хватает тепла, как горят дрова, которые были приготовлены на зиму, достаточно ли жару они дают. Хорошая печь должна хорошо распределять и держать тепло не менее 24 часов, и это с одной протопки в самый сильный, жестокий мороз. Толстые стенки (до 40 см) помогают в создании теплового эффекта. В. Жданов. Свежий хлебушек. Хлеб, испеченный в русской печи, имеет необыкновенный вкус Чтобы защитить озимые и плодоносящие деревья от обморожения проводили обряды заклинания мороза. Это интересный и забавный ритуал, который сегодня смотрится смешным, а раньше считался самым важным и действенным. Старший мужчина в семье должен был забраться на печку, держа в руке большую деревянную ложку, доверху наполненную киселем. Просунув голову в волоковое окно, старик вежливо приглашал мороз угоститься, нахваливая кисель и приговаривая: «Мороз! Не побей ты наш овес, а лен да коноплю вколоти в землю». После этого мужчина должен был закрыть окно и вернуться в дом. В момент, когда он уже почти слезал с печки, старшая баба в доме плескала на него водой из ковша. Это должно было закрепить просьбу. Крестьяне читали, что после такого ритуала мороз не мог не подобреть и перестать быть лютым. Что готовили в русской печи или проще пареной репы Печь использовали в качестве прибора для заготовок – на ней хозяйки сушили дары леса – грибы и ягоды, мелкую рыбу. Есть поговорка «проще пареной репы», а пришла она из печки! Долгие века на Руси очень любили пареную тыкву или репу. Это простое, вкусное, и очень быстрое блюдо. Репу мыли, плотными слоями закладывали ее в горшок из чугуна и оставляли в теплой печи на ночь. Утром вкусный завтрак был готов. Посоли да ешь! Немного иначе готовили тыкву, ее очищали от семян и запекали на металлических листах. На самом деле, в настоящей русской печи можно сделать любое блюдо. Никакие духовки, микроволновки, пароварки и прочие достижения техники не помогут придать еде тот аромат, который она имеет после приготовления в печи. Кстати, достаточно было растопить печку ранним утром, и она оставалась горячей на целый день, можно было использовать ее для готовки раннего завтрака и позднего ужина. Чаще всего готовили щи в горшке, самые разные каши, блины, в них также варили картошку, парили ягоды. Самыми известными стали русские пироги. Приготовленные из поднявшегося теста, с потрясающими начинками из фруктов, овощей, мяса, рыбы, такие пироги в печи приобретают пышность, мягкость, они просто тают во рту. Не зря иностранных гостей всегда угощали и угощают именно пирогами. Оладушки и блинчики – еще одно произведение русской печной кухни. Тепло окружает тесто со всех сторон, этого невозможно добиться при приготовлении на плите. Блины пекли на сковороде, а для того, чтобы легко установить ее в печь, использовали сковородник (прихватка из металла на длинной палке). И, конечно, в печи готовили хлеб – самый важный и уважаемый продукт на Руси. Надо сказать, что процедура выпекания хлеба была не так уж проста, как может показаться. Потому женщина, которая умела хорошо это делать, была в семье очень уважаемым человеком. Как пекли главное блюдо, хлеб, который «всему голова»?Вечером хозяйка приступала к подготовке квашни (так называется деревянная кадка для теста). Натирала ее солью, хорошо смешанной с закваской, заливала теплой водичкой и бросала кусочек теста. Он всегда должен был быть под рукой, потому от предыдущего раза всегда оставляли маленький комок теста. Закваска размешивалась мутовкой (деревянная лопаточка). Сверху засыпалась мука через решето или сито. Тесто тщательно месилось, пока не становилось похожим на сметану. Все, квашню можно было ставить в теплое местечко, не забыв накрыть полотенцем. Утром тесто должно было подняться и его надо было как следует вымешать, что требовало сил и умения, оно должно отставать от рук и квашни. После вымешивания его опять ставили в тепло, ждали, пока оно поднимется, и повторяли вымешивание еще раз. Наконец, тесто делили на круглые хлеба, которые сначала должны были выстояться немного, и только потом их ставили в хорошо протопленную, очищенную от золы и сора печку. Поверхность пола печки закрывали дубовыми или капустными листочками, а если их не было, то хлебная лопата должна была быть обсыпана мукой. Чтобы узнать, хорошо ли пропекся хлебушек, хозяйка вынимала его и простукивала. Если возникал своеобразный, напоминающий звук бубна, звон, значит, хлеб готов и его можно доставать. Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!
Комментарии (0)