Економiчна правда (Украина): великая украинская стена Авакова - «Экономика»

  • 04:01, 28-май-2020
  • Экономика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкВ 2014 году, в самом начале разразившегося на востоке Украины гражданского конфликта, оказавшаяся «у руля» в результате госпереворота новая украинская власть заявила, что за четыре года построит стену на границе между Украиной и Россией. Автор выясняет, почему проект до сих пор не реализован и как расходуются выделенные на него средства.

В сентябре 2014 года Арсений Яценюк, на то время возглавлявший правительство, пообещал возвести стену на границе между Украиной и Российской Федерацией. Необходимость строительства физической границы возникла из-за развертывания войны на востоке Украины.


Проект «Стена» предусматривал два этапа. Первый — работы на участках вне зоны конфликта, второй — на территориях, где проходили боевые действия. Завершить проект планировалось в 2018 году, впоследствии дата была перенесена на 2021 год. Однако 2020 год приближается к середине, а строительству не видно ни конца, ни края.


За время реализации проект успел попасть на страницы досудебного расследования НАБУ и получить народное название «стена Яценюка» — в честь нереализованных обещаний экс-премьера. Впрочем, это несколько несправедливо в отношении бывшего главы правительства.


С 2015 года расходом бюджетных средств на проект занимается Государственная пограничная служба (ГПС), подконтрольная МВД. Уже шесть лет это ведомство возглавляет Арсен Аваков. Согласно данным ГПС, реализацию проекта «Стена» планируется перенести еще на четыре года и завершить в 2025 году. Общая ожидаемая стоимость проекта составит 4,1 миллиарда гривен.


Со слов пограничников, необходимость продления сроков обустройства границы обусловлено уменьшением финансирования и увеличением стоимости работ. Как же строилась знаменитая «Стена» и о каких результатах отчитывались чиновники?


Летом 2019 года работы были выполнены на 30%. Недавно ГПС сообщила, что до начала 2020 года средства, предусмотренные на строительство сооружений на украинско-российской границе в 2015-2019 годах, были потрачены на 85% по бюджетной программе «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы».



Такой показатель объясняется тем, что на этот период из госбюджета было выделено 2 миллиарда гривен, а израсходовано 1,7 миллиард гривен. Причина — сокращение размера финансирования в 2017 году с 500 миллионов гривен до 200 миллионов гривен. Расходы по годам распределили так: 2015 год — 400 миллионов гривен, 2016 год — 200 миллионов гривен, 2017 год — 200 миллионов гривен, 2018 год — 500 миллионов гривен, 2019 год — 400 миллионов гривен. На 2020 год на проект выделили еще 400 миллионов гривен.


В течение 2015-2019 годов было предусмотрено устройство 634 км инженерных заграждений и прокладку 341 км рокадных дорог. За этот период было оборудовано 546 км заграждений и 316 км дорог. То есть если верить пограничникам, указанные работы проекта «Стена» были выполнены на 86% и 93% соответственно. Что же тогда защитники границы планируют достраивать в течение следующих пяти лет?


Объемы работ и их стоимость из расчета на каждый год четко определены бюджетной программой «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы». Однако сравнение годовых паспортов этой бюджетной программы и отчетов об их выполнении показало, что между запланированными и выполненными показателями во всех случаях имеется существенная разница.


Например, протяженность обустроенных в 2017 году противотанковых рвов и траншей должна была составлять 110,3 км, однако показатели выполнения составляют 5%, то есть за год было выкопано 5,2 км противотанковых рвов и траншей. На выполнение этой задачи было потрачено 1,6 миллионов гривен вместо запланированных 30,1 миллионов гривен.


В 2016 году объем выделенных средств на строительство «Стены» сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом — до 200 миллионов гривен. Соответственно, количество запланированных работ также сократилось. Однако показатели выполненных работ не соответствуют плану.


Для примера, паспортом бюджетной программы предусматривалось выделение из госбюджета 82,3 миллионов гривен на обустройство 97 км рокадной дороги. Из предусмотренных 82,3 миллионов гривен было использовано 79 миллионов гривен, хотя протяженность рокадной дороги в 2016 году составляла всего 48,4 км, то есть половину от запланированной длины.


В 2017-2018 годах объем прогнозируемого финансирования существенно вырос: на «Стену» государство планировало потратить по 500 миллионов гривен. Однако согласно отчета о выполнении паспорта бюджетной программы, в 2017 году было потрачено 200 миллионов гривен.


В 2018 году «Стену» все же было профинансировано на 500 миллионов гривен. К тому же, в отчете о выполнении запланированных на 2018 год работ, в отличие от отчета за предыдущий год, появляется графа «объяснения относительно причин отклонения между кассовыми расходами (предоставленным кредитам) и утвержденными в паспорте бюджетной программы».


Как представлено на графике, показатели эффективности использования бюджетных средств в этом случае хоть и не идеальные, но гораздо выше, чем в предыдущие годы.


В то же время расходы на некоторые работы увеличены, хотя фактический результат меньше, чем запланировано. Например, работы по прокладке переходов рокадной дороги через сложные или нестандартные участки местности стоили государству 119,7 миллионов гривен вместо 103,6 миллионов гривен, однако за год эти работы были выполнены только на 85%.


Подобная ситуация сложилась и в 2019 году. Общий объем расходов составил 400 миллионов гривен. Работы по прокладке дороги были выполнены на 105%, при этом расходы выросли на 47,9 миллионов гривен. На эти работы потрачено 133,4 миллионов гривен вместо запланированных 85,5 миллионов гривен. Таким образом, объем выполненных работ вырос на 5%, объем финансирования — на 56%.


В целом анализ выполнения бюджетной программы «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы» показал большую путаницу в показателях. Годовые отчеты содержат разные названия одинаковых работ, что значительно усложняет как финансовый, так и гражданский контроль за обустройством «Стены» на украинско-российской границе.


Аномально низкий уровень выполнения одних работ и значительное увеличение расходов на выполнение некоторых других работ свидетельствуют о проблемах в планировании работы ГПС. При этом нельзя сказать, что пограничная служба слишком пострадала от сокращения расходов, ведь уменьшение расходов произошло лишь в 2017 году.


В самом ведомстве в отчетах о реализации проекта за 2018-2019 годы проблемы с переносом сроков завершения объясняют удорожанием работ и материалов, уменьшением объема выделенных средств, задержкой в разработке проектной документации, сложностями с доставкой материалов и выполнением работ в привязке к местности.


Очевидно, что во время планирования порядка реализации следующих работ следует обеспечить их поэтапное выполнение в пределах доступного бюджета в течение года. Конечно, с применением всех общепринятых антикоррупционных практик.


Пять лет назад финансирование проекта «Стена» обосновывали насущными потребностями национальной безопасности. Сейчас этот проект рискует растянуться на десять лет и превратиться в такой себе маленький отечественный аналог Великой китайской стены.


Действующее правительство обязано завершить его как можно скорее. Тем более, что ответственный за проект министр Аваков и в 2020 году сохранил свое кресло.



© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкВ 2014 году, в самом начале разразившегося на востоке Украины гражданского конфликта, оказавшаяся «у руля» в результате госпереворота новая украинская власть заявила, что за четыре года построит стену на границе между Украиной и Россией. Автор выясняет, почему проект до сих пор не реализован и как расходуются выделенные на него средства.В сентябре 2014 года Арсений Яценюк, на то время возглавлявший правительство, пообещал возвести стену на границе между Украиной и Российской Федерацией. Необходимость строительства физической границы возникла из-за развертывания войны на востоке Украины. Проект «Стена» предусматривал два этапа. Первый — работы на участках вне зоны конфликта, второй — на территориях, где проходили боевые действия. Завершить проект планировалось в 2018 году, впоследствии дата была перенесена на 2021 год. Однако 2020 год приближается к середине, а строительству не видно ни конца, ни края. За время реализации проект успел попасть на страницы досудебного расследования НАБУ и получить народное название «стена Яценюка» — в честь нереализованных обещаний экс-премьера. Впрочем, это несколько несправедливо в отношении бывшего главы правительства. С 2015 года расходом бюджетных средств на проект занимается Государственная пограничная служба (ГПС), подконтрольная МВД. Уже шесть лет это ведомство возглавляет Арсен Аваков. Согласно данным ГПС, реализацию проекта «Стена» планируется перенести еще на четыре года и завершить в 2025 году. Общая ожидаемая стоимость проекта составит 4,1 миллиарда гривен. Со слов пограничников, необходимость продления сроков обустройства границы обусловлено уменьшением финансирования и увеличением стоимости работ. Как же строилась знаменитая «Стена» и о каких результатах отчитывались чиновники? Летом 2019 года работы были выполнены на 30%. Недавно ГПС сообщила, что до начала 2020 года средства, предусмотренные на строительство сооружений на украинско-российской границе в 2015-2019 годах, были потрачены на 85% по бюджетной программе «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы». Такой показатель объясняется тем, что на этот период из госбюджета было выделено 2 миллиарда гривен, а израсходовано 1,7 миллиард гривен. Причина — сокращение размера финансирования в 2017 году с 500 миллионов гривен до 200 миллионов гривен. Расходы по годам распределили так: 2015 год — 400 миллионов гривен, 2016 год — 200 миллионов гривен, 2017 год — 200 миллионов гривен, 2018 год — 500 миллионов гривен, 2019 год — 400 миллионов гривен. На 2020 год на проект выделили еще 400 миллионов гривен. В течение 2015-2019 годов было предусмотрено устройство 634 км инженерных заграждений и прокладку 341 км рокадных дорог. За этот период было оборудовано 546 км заграждений и 316 км дорог. То есть если верить пограничникам, указанные работы проекта «Стена» были выполнены на 86% и 93% соответственно. Что же тогда защитники границы планируют достраивать в течение следующих пяти лет? Объемы работ и их стоимость из расчета на каждый год четко определены бюджетной программой «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы». Однако сравнение годовых паспортов этой бюджетной программы и отчетов об их выполнении показало, что между запланированными и выполненными показателями во всех случаях имеется существенная разница. Например, протяженность обустроенных в 2017 году противотанковых рвов и траншей должна была составлять 110,3 км, однако показатели выполнения составляют 5%, то есть за год было выкопано 5,2 км противотанковых рвов и траншей. На выполнение этой задачи было потрачено 1,6 миллионов гривен вместо запланированных 30,1 миллионов гривен. В 2016 году объем выделенных средств на строительство «Стены» сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом — до 200 миллионов гривен. Соответственно, количество запланированных работ также сократилось. Однако показатели выполненных работ не соответствуют плану. Для примера, паспортом бюджетной программы предусматривалось выделение из госбюджета 82,3 миллионов гривен на обустройство 97 км рокадной дороги. Из предусмотренных 82,3 миллионов гривен было использовано 79 миллионов гривен, хотя протяженность рокадной дороги в 2016 году составляла всего 48,4 км, то есть половину от запланированной длины. В 2017-2018 годах объем прогнозируемого финансирования существенно вырос: на «Стену» государство планировало потратить по 500 миллионов гривен. Однако согласно отчета о выполнении паспорта бюджетной программы, в 2017 году было потрачено 200 миллионов гривен. В 2018 году «Стену» все же было профинансировано на 500 миллионов гривен. К тому же, в отчете о выполнении запланированных на 2018 год работ, в отличие от отчета за предыдущий год, появляется графа «объяснения относительно причин отклонения между кассовыми расходами (предоставленным кредитам) и утвержденными в паспорте бюджетной программы». Как представлено на графике, показатели эффективности использования бюджетных средств в этом случае хоть и не идеальные, но гораздо выше, чем в предыдущие годы. В то же время расходы на некоторые работы увеличены, хотя фактический результат меньше, чем запланировано. Например, работы по прокладке переходов рокадной дороги через сложные или нестандартные участки местности стоили государству 119,7 миллионов гривен вместо 103,6 миллионов гривен, однако за год эти работы были выполнены только на 85%. Подобная ситуация сложилась и в 2019 году. Общий объем расходов составил 400 миллионов гривен. Работы по прокладке дороги были выполнены на 105%, при этом расходы выросли на 47,9 миллионов гривен. На эти работы потрачено 133,4 миллионов гривен вместо запланированных 85,5 миллионов гривен. Таким образом, объем выполненных работ вырос на 5%, объем финансирования — на 56%. В целом анализ выполнения бюджетной программы «Мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы» показал большую путаницу в показателях. Годовые отчеты содержат разные названия одинаковых работ, что значительно усложняет как финансовый, так и гражданский контроль за обустройством «Стены» на украинско-российской границе. Аномально низкий уровень выполнения одних работ и значительное увеличение расходов на выполнение некоторых других работ свидетельствуют о проблемах в планировании работы ГПС. При этом нельзя сказать, что пограничная служба слишком пострадала от сокращения расходов, ведь уменьшение расходов произошло лишь в 2017 году. В самом ведомстве в отчетах о реализации проекта за 2018-2019 годы проблемы с переносом сроков завершения объясняют удорожанием работ и материалов, уменьшением объема выделенных средств, задержкой в разработке проектной документации, сложностями с доставкой материалов и выполнением работ в привязке к местности. Очевидно, что во время планирования порядка реализации следующих работ следует обеспечить их поэтапное выполнение в пределах доступного бюджета в течение года. Конечно, с применением всех общепринятых антикоррупционных практик. Пять лет назад финансирование проекта «Стена» обосновывали насущными потребностями национальной безопасности. Сейчас этот проект рискует растянуться на десять лет и превратиться в такой себе маленький отечественный аналог Великой китайской стены. Действующее правительство обязано завершить его как можно скорее. Тем более, что ответственный за проект министр Аваков и в 2020 году сохранил свое кресло.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!