Кто будет работать в будущем: роботы или люди? (Le Monde, Франция) - «Экономика»

  • 20:00, 07-фев-2020
  • Экономика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Ксения НакаАвтоматизация, цифровые платформы, искусственный интеллект... Будут ли люди и дальше осуществлять работу в нашем меняющемся мире? Ведущиеся споры насчет этики ИИ пока представляют собой исключительно домыслы. Четыре эксперта рассуждают о будущем цифровых инноваций и автоматизации труда.

Появление дрессировщиков искусственного интеллекта


В связи с опасениями насчет грядущего упразднения человеческого труда под напором волны умных автоматов нашим обществам необходимо научиться задавать правильные вопросы. Здравым решением будет не зацикливаться на точном числе рабочих мест, которые в перспективе будут заменены, а сосредоточиться на текущих метаморфозах в сфере «цифрового труда».


На протяжении десятилетий растущее внедрение цифровых технологий в физический и умственный труд увеличивает производственную долю данных в каждой профессии. Тенденция связана со стремлением предприятий к фрагментации и униформизации производственных процессов в связи с экосистемой внешних подрядчиков, субподрядчиков и даже сообществ непрофессиональных производителей.


Это объясняет также распространение цифровых платформ, которые координируют этих участников и превращают их в послушную и дешевую рабочую силу, доступную на четко определенный срок для выполнения все более фрагментированных задач. Повсюду на наших глазах эта работа по производству данных определяет жизнь курьеров и водителей, которые работают через приложение Uber и устанавливают свое местоположение по GPS.


То же самое касается и модераторов Ютюба и Фейсбука, которые целый день занимаются проверкой мультимедийного контента. Даже та бесплатная работа, которую мы осуществляем, проходя проверку reCAPTCHA (всплывающие окна, где вам нужно доказать, что вы — не робот) для Google, учит автономные автомобили интернет-гиганта распознавать светофоры и пешеходные переходы.


Такая низкооплачиваемая или совсем не оплачиваемая деятельность формирует целое пространство и способствует автоматизации наших профессий. Профессия будущего: дрессировщик искусственного интеллекта, настройщик алгоритмов, которые позволят нашим роботам осуществлять доставку, водить и маневрировать.


Хотя эта цифровая работа является секретной составляющей нашей автоматизации, она сегодня крайне слабо регулируется социальной защитой и не получила политического признания. Эта человеческая работа останется с нами надолго, но если наша борьба не приведет к новым социальным завоеваниям, она так и останется незаметным большинству предметом эксплуатации.


Антонио Казилли, социолог, профессор T?l?com Paris и научный сотрудник Высшей школы социальных наук.


Ремесленное производство помогает «создателям»


С 2008 года в сфере труда наблюдаются две тенденции. С одной стороны, искусственный интеллект, международные платформы и финансовая глобализация привели к сильнейшему разделению труда с появлением микрозадач. С другой стороны, набирает силу и противоположное течение: «создатели» (makers).


Речь идет о людях, которые пользуются цифровыми технологиями для переноса производства в так называемые «производственные лаборатории» (fabrication laboratory). Они могут производить как предметы общего потребления (одежда, мебель, велосипеды, персонализированные компьютеры…), так и самые разные вещи вплоть до маленьких домов площадью около 100 квадратных метров.


Это движение стало продолжением долгой традиции «Сделай сам» в США. Организованную и международную форму оно приняло в 2005 году, когда был основан журнал Make. Главная производственная лаборатория в США называется Artisan's Asylum. Она расположена в Сомервилле (муниципалитет в рамках большого Бостона) и позволила сформировать около полусотни предприятий и стартапов за первый год с открытия.


Создатели — это плотники, дизайнеры, архитекторы, молодые инженеры, специалисты по гуманитарным и общественным наукам, обработке металла, цифровым технологиям и информатике.


Их производство находится на локальном уровне, опирается на короткие цепочки и небольшие объемы. Разумеется, в самом подходе «Сделай сам» нет ничего нового. Новизна касается альянса цифровых технологий, экономики свободных лицензий и ремесленного производства. Речь идет о появлении своего рода цифрового ремесленничества, которое прокладывает путь новым способам организации труда, поштучному производству, без иерархии и разделения труда на периферии капитализма.


Это движение подталкивает к действию, созиданию и распространению на индивидуальном уровне, перекликается с экологическими опасениями пост-продуктивизма. Философия создателей предполагает возвращение человеком власти над предметом.


Речь идет о том, что создавать предметы, анализировать их для преодоления созданных вертикальным капитализмом препятствий, например, запланированного устаревания. Создатели выступают за демократизацию производства и связи между потребителями и производителями. Их число растет по всей планете.


Изабель Берреби-Хоффманн, социолог Национального центра научных исследований


Вопрос образования


Машины с искусственным интеллектом в конечном итоге будут доминировать и заменят нас? Ведущиеся повсюду споры насчет этики ИИ, безусловно, интересны, но пока что представляют собой исключительно домыслы. Поэтому они не должны оттеснять в сторону гораздо более важные и актуальные вопросы регулирования интернет гигантов (в том числе китайских) и их алгоритмов. Дело в том, что «платформизация» экономики этими предприятиями еще больше усиливает глобализацию и ослабляет тех, кто должны были бы регулировать их: государства.


Кроме того, «алгоритмизация» все большей части нашей жизни ведет к тому, что человек теряет ориентиры, а иногда даже не осознает отчуждение, с которым столкнулся. Хотя цифровые инновации несут в себе беспрецедентный прогресс и преобразования, а также перераспределяют власть в пользу индивида, нельзя не признать, что сегодня они также ведут к «уберизации» труда, лишая работников части социальной защиты.


Могут ли города, регионы и политические власти в полной мере принимать решения о политике обустройства территории, если дома могут превращаться в гостиницы (Airbnb), улочки — магистрали, а тротуары — в дорожки для самокатов (Waze, Google Maps, Uber, Lime) из-за одного простого приложения, которое меняет использование пространств без их физического изменения? Получится ли завтра сохранить коллективные механизмы солидарности, если наши дети будут получать образование с помощью калифорнийского онлайн-курса, а мы будем лечиться через китайскую медицинскую платформу?


В замещении части труда роботами нет ничего нового: оно началось еще в 1970-х годах. Единственное исключение в том, что прошлом эта тенденция разрушила и изменила труд рабочих, а сегодня принимается за служащих: под ударом все.


Отметим, что сейчас под угрозой оказались те профессии, которые казались нам незыблемыми: врач, адвокат, бухгалтер, архитектор и т.д. Это не означает, что прием у доктора заменит чат с ботом. Нет, врач, как и многие другие профессии, сохранит свою роль в подтверждении диагноза и лечении пациента.


Воздействие искусственного интеллекта не столько разрушает, сколько меняет профессии, и в этой связи вопрос образование будет становиться только важнее. Для этого потребуется сильная государственная политика, хотя платформы начинают конкурировать с государствами и существенно ослаблять их.


Сейчас нам следует в первую очередь обсуждать именно этот вопрос, а не этику ИИ, который все еще остается в гипотетической сфере. Это немного напоминает сурвивализм и коллапсологию, которые идут только во вред экологии.


Бенуа Тьелен, основатель агентства цифровых инноваций La Netscouade, бывший председатель Национального совета по цифровым технологиям


За волшебством ИИ скрывается человеческий труд


В конце XVIII все европейцы стали жертвой розыгрыша: «механический турок» был представлен как игрок в шахматы-автомат, хотя на самом деле он был марионеткой, над которой сидел в скрытом помещении настоящий игрок. Сегодня все это уже не шутки: искусственному интеллекту вполне по силам шахматы. Тем не менее он все еще не умеет ориентироваться в городе для доставки грузов, готовить и упаковывать блюда или убираться в кабинете.


Многие использующие ИИ цифровые платформы создают впечатление, что все автоматизировано, что и одного нажатия кнопки достаточно, чтобы товар или услуга возникли как по волшебству. На самом деле для этого требуется множество человеческих рук.


В 2019 году Amazon был вторым по величине американским работодателем (750 000 сотрудников), уступая только гигантской сети Walmart. Более того, предприятие способствовало созданию большого числа рабочих мест в сфере доставки и логистики, где множество людей тяжело трудятся, чтобы товар «волшебным образом» оказался у заказчика в день покупки.


Одно время считалось, автономные автомобили и дроны сделают человека ненужным в доставке. Это не так. Ни одна автономная машина не в силах ездить по зонам с самым плотным движением, а дрон не может обратиться к соседям или оставить посылку, если получателя нет дома.


С появлением «логистики последнего километра» и предлагаемых через платформы локальных товаров и услуг, ИИ активно создает рабочие места. Тем не менее зачастую они незаметны глазу. Эти люди трудятся где-то вдали, на складах или кухнях. Кроме того, они обычно не являются штатными сотрудниками, трудятся по срочному договору, в связи с чем они частично выпадают из статистики.


Начало автоматизации труда не должно скрывать другую, еще более важную тенденцию: замещение «хороших» и защищенных рабочих мест «плохими», то есть низкооплачиваемыми и нестабильными. Будущая цель труда заключается в формировании институтов социальной защиты и профсоюзов, которые помогут этим людям получить достойную жизнь.


Летисья Вито (Laetitia Vitaud), эксперт по перспективам труда и потребления


© РИА Новости, Ксения НакаАвтоматизация, цифровые платформы, искусственный интеллект. Будут ли люди и дальше осуществлять работу в нашем меняющемся мире? Ведущиеся споры насчет этики ИИ пока представляют собой исключительно домыслы. Четыре эксперта рассуждают о будущем цифровых инноваций и автоматизации труда. Появление дрессировщиков искусственного интеллекта В связи с опасениями насчет грядущего упразднения человеческого труда под напором волны умных автоматов нашим обществам необходимо научиться задавать правильные вопросы. Здравым решением будет не зацикливаться на точном числе рабочих мест, которые в перспективе будут заменены, а сосредоточиться на текущих метаморфозах в сфере «цифрового труда». На протяжении десятилетий растущее внедрение цифровых технологий в физический и умственный труд увеличивает производственную долю данных в каждой профессии. Тенденция связана со стремлением предприятий к фрагментации и униформизации производственных процессов в связи с экосистемой внешних подрядчиков, субподрядчиков и даже сообществ непрофессиональных производителей. Это объясняет также распространение цифровых платформ, которые координируют этих участников и превращают их в послушную и дешевую рабочую силу, доступную на четко определенный срок для выполнения все более фрагментированных задач. Повсюду на наших глазах эта работа по производству данных определяет жизнь курьеров и водителей, которые работают через приложение Uber и устанавливают свое местоположение по GPS. То же самое касается и модераторов Ютюба и Фейсбука, которые целый день занимаются проверкой мультимедийного контента. Даже та бесплатная работа, которую мы осуществляем, проходя проверку reCAPTCHA (всплывающие окна, где вам нужно доказать, что вы — не робот) для Google, учит автономные автомобили интернет-гиганта распознавать светофоры и пешеходные переходы. Такая низкооплачиваемая или совсем не оплачиваемая деятельность формирует целое пространство и способствует автоматизации наших профессий. Профессия будущего: дрессировщик искусственного интеллекта, настройщик алгоритмов, которые позволят нашим роботам осуществлять доставку, водить и маневрировать. Хотя эта цифровая работа является секретной составляющей нашей автоматизации, она сегодня крайне слабо регулируется социальной защитой и не получила политического признания. Эта человеческая работа останется с нами надолго, но если наша борьба не приведет к новым социальным завоеваниям, она так и останется незаметным большинству предметом эксплуатации. Антонио Казилли, социолог, профессор T?l?com Paris и научный сотрудник Высшей школы социальных наук. Ремесленное производство помогает «создателям» С 2008 года в сфере труда наблюдаются две тенденции. С одной стороны, искусственный интеллект, международные платформы и финансовая глобализация привели к сильнейшему разделению труда с появлением микрозадач. С другой стороны, набирает силу и противоположное течение: «создатели» (makers). Речь идет о людях, которые пользуются цифровыми технологиями для переноса производства в так называемые «производственные лаборатории» (fabrication laboratory). Они могут производить как предметы общего потребления (одежда, мебель, велосипеды, персонализированные компьютеры…), так и самые разные вещи вплоть до маленьких домов площадью около 100 квадратных метров. Это движение стало продолжением долгой традиции «Сделай сам» в США. Организованную и международную форму оно приняло в 2005 году, когда был основан журнал Make. Главная производственная лаборатория в США называется Artisan's Asylum. Она расположена в Сомервилле (муниципалитет в рамках большого Бостона) и позволила сформировать около полусотни предприятий и стартапов за первый год с открытия. Создатели — это плотники, дизайнеры, архитекторы, молодые инженеры, специалисты по гуманитарным и общественным наукам, обработке металла, цифровым технологиям и информатике. Их производство находится на локальном уровне, опирается на короткие цепочки и небольшие объемы. Разумеется, в самом подходе «Сделай сам» нет ничего нового. Новизна касается альянса цифровых технологий, экономики свободных лицензий и ремесленного производства. Речь идет о появлении своего рода цифрового ремесленничества, которое прокладывает путь новым способам организации труда, поштучному производству, без иерархии и разделения труда на периферии капитализма. Это движение подталкивает к действию, созиданию и распространению на индивидуальном уровне, перекликается с экологическими опасениями пост-продуктивизма. Философия создателей предполагает возвращение человеком власти над предметом. Речь идет о том, что создавать предметы, анализировать их для преодоления созданных вертикальным капитализмом препятствий, например, запланированного устаревания. Создатели выступают за демократизацию производства и связи между потребителями и производителями. Их число растет по всей планете. Изабель Берреби-Хоффманн, социолог Национального центра научных исследований Вопрос образования Машины с искусственным интеллектом в конечном итоге будут доминировать и заменят нас? Ведущиеся повсюду споры насчет этики ИИ, безусловно, интересны, но пока что представляют собой исключительно домыслы. Поэтому они не должны оттеснять в сторону гораздо более важные и актуальные вопросы регулирования интернет гигантов (в том числе китайских) и их алгоритмов. Дело в том, что «платформизация» экономики этими предприятиями еще больше усиливает глобализацию и ослабляет тех, кто должны были бы регулировать их: государства. Кроме того, «алгоритмизация» все большей части нашей жизни ведет к тому, что человек теряет ориентиры, а иногда даже не осознает отчуждение, с которым столкнулся. Хотя цифровые инновации несут в себе беспрецедентный прогресс и преобразования, а также перераспределяют власть в пользу индивида, нельзя не признать, что сегодня они также ведут к «уберизации» труда, лишая работников части социальной защиты. Могут ли города, регионы и политические власти в полной мере принимать решения о политике обустройства территории, если дома могут превращаться в гостиницы (Airbnb), улочки — магистрали, а тротуары — в дорожки для самокатов (Waze, Google Maps, Uber, Lime) из-за одного простого приложения, которое меняет использование пространств без их физического изменения? Получится ли завтра сохранить коллективные механизмы солидарности, если наши дети будут получать образование с помощью калифорнийского онлайн-курса, а мы будем лечиться через китайскую медицинскую платформу? В замещении части труда роботами нет ничего нового: оно началось еще в 1970-х годах. Единственное исключение в том, что прошлом эта тенденция разрушила и изменила труд рабочих, а сегодня принимается за служащих: под ударом все. Отметим, что сейчас под угрозой оказались те профессии, которые казались нам незыблемыми: врач, адвокат, бухгалтер, архитектор и т.д. Это не означает, что прием у доктора заменит чат с ботом. Нет, врач, как и многие другие профессии, сохранит свою роль в подтверждении диагноза и лечении пациента. Воздействие искусственного интеллекта не столько разрушает, сколько меняет профессии, и в этой связи вопрос образование будет становиться только важнее. Для этого потребуется сильная государственная политика, хотя платформы начинают конкурировать с государствами и существенно ослаблять их. Сейчас нам следует в первую очередь обсуждать именно этот вопрос, а не этику ИИ, который все еще остается в гипотетической сфере. Это немного напоминает сурвивализм и коллапсологию, которые идут только во вред экологии. Бенуа Тьелен, основатель агентства цифровых инноваций La Netscouade, бывший председатель Национального совета по цифровым технологиям За волшебством ИИ скрывается человеческий труд В конце XVIII все европейцы стали жертвой розыгрыша: «механический турок» был представлен как игрок в шахматы-автомат, хотя на самом деле он был марионеткой, над которой сидел в скрытом помещении настоящий игрок. Сегодня все это уже не шутки: искусственному интеллекту вполне по силам шахматы. Тем не менее он все еще не умеет ориентироваться в городе для доставки грузов, готовить и упаковывать блюда или убираться в кабинете. Многие использующие ИИ цифровые платформы создают впечатление, что все автоматизировано, что и одного нажатия кнопки достаточно, чтобы товар или услуга возникли как по волшебству. На самом деле для этого требуется множество человеческих рук. В 2019 году Amazon был вторым по величине американским работодателем (750 000 сотрудников), уступая только гигантской сети Walmart. Более того, предприятие способствовало созданию большого числа рабочих мест в сфере доставки и логистики, где множество людей тяжело трудятся, чтобы товар «волшебным образом» оказался у заказчика в день покупки. Одно время считалось, автономные автомобили и дроны сделают человека ненужным в доставке. Это не так. Ни одна автономная машина не в силах ездить по зонам с самым плотным движением, а дрон не может обратиться к соседям или оставить посылку, если получателя нет дома. С появлением «логистики последнего километра» и предлагаемых через платформы локальных товаров и услуг, ИИ активно создает рабочие места. Тем не менее зачастую они незаметны глазу. Эти люди трудятся где-то вдали, на складах или кухнях. Кроме того, они обычно не являются штатными сотрудниками, трудятся по срочному договору, в связи с чем они частично выпадают из статистики. Начало автоматизации труда не должно скрывать другую, еще более важную тенденцию: замещение «хороших» и защищенных рабочих мест «плохими», то есть низкооплачиваемыми и нестабильными. Будущая цель труда заключается в формировании институтов социальной защиты и профсоюзов, которые помогут этим людям получить достойную жизнь. Летисья Вито (Laetitia Vitaud), эксперт по перспективам труда и потребления


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!