OilPrice (США): почему Россия должна выйти из сделки ОПЕК+ - «Экономика»

  • 08:00, 16-янв-2020
  • Экономика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанкРоссии следует готовиться к выходу из сделки ОПЕК+ и не ждать момента, когда США станут главным экспортером нефти. Выход из сделки уберет ограничения для месторождений Роснефти и Газпромнефти, что приведет к росту добычи в России. И даже в случае снижения цен федеральный бюджет останется стабильным.

Несмотря на 9-процентное сокращение, спотовые цены на нефть марки Urals в Северо-Восточной Европе тем не менее были в 2019 году, в момент подписания первого соглашения ОПЕК+, в полтора раза выше, чем в 2016 году (по данным компании Refinitiv, 63,3 доллара за баррель против 41,1 доллара за баррель). В результате российский бюджет вновь, как это было в 2017-2018 годах, получил дополнительную прибыль, которая с момента заключения сделки достигла 6,2 триллиона рублей (немногим более 100 миллиардов долларов). Такие выводы можно сделать на основании данных российского Министерства энергетики.


Рост сверх ожиданий


Таким образом, заключенная сделка в очередной раз доказала свою эффективность, которая оказалась выше первоначальных ожиданий рынка. Так, например, в 2016 году Всемирный банк и Администрация энергетической информации США исходили из того, что в период с 2017 по 2019 год средняя цена нефти марки Brent составит соответственно 59,3 доллара и 58,4 доллара за баррель, тогда как на самом деле она достигла 63,2 доллара за баррель. В то же время в 2018 году средняя цена нефти марки Brent (71,3 доллара за баррель) превысила прогноз Всемирного банка (59,9 доллара) и Администрации энергетической информации США (57 долларов) более чем на 10 долларов.


Подобное существенное расхождение частично является следствием высокой дисциплины среди участников сделки ОПЕК+, и в ноябре 2019 года показатель соблюдения условий среди членов этой организации составил 154%, а среди стран, не являющихся членами ОПЕК, — 125% (данные Международного энергетического агентства). Это вызвало интерес у руководителей хедж-фондов, которые начали вкладывать средства в фьючерсы, поскольку заключенная сделка предоставила им возможность получить дополнительный доход. Не случайно выросли цены на нефть во время саммитов ОПЕК в 2018 и в 2019 годах, на которых этот картель принял решение о продлении сделки. В результате в декабре 2018 года фьючерсы на нефть марки Brent на Межконтинентальной бирже выросли на 4,6% (до 61,4 доллара за баррель), а в первую неделю декабря 2019 года — на 5,6% (до 64,3 доллара за баррель).


Асимметричная выгода


Однако Россия не смогла получить большую выгоду от этой сделки. Привязав свой бюджет к цене на нефть в 40 долларов за баррель, российское правительство получило возможность пополнить Фонд национального благосостояния: только за первые 11 месяцев 2019 года он увеличился более чем в два раза, с 58,1 до 124 миллиардов долларов. Выгоду получил и федеральный бюджет: если в 2016 году дефицит бюджета составил 3,5% ВВП, то за одиннадцать месяцев 2019 года профицит бюджета оказался впечатляющим — 3,1% ВВП. Такие данные приводит Экономическая экспертная группа (ЭЭГ).



Однако правительство страны не смогло добиться роста экономики. Он уже замедлился и в досанкционном 2013 году составил 1,8%, что является незначительным показателем для стран с развивающейся экономикой. Более того, само наличие профицита бюджета стало головной болью для правительства: если в 2016 году неизрасходованными оказались 220 миллиардов рублей, то в 2018 году — уже 778 миллиардов, а в 2019 году — даже 1 триллион рублей. Эти данные приводит российская Счетная палата.


Саудовская Аравия получила значительно большую выгоду от сделки ОПЕК+. В основном благодаря более высокой цене на нефть это королевство не только успешно провело первичное размещение акций (IPO) компании Saudi Aramco, капитализация которой превысила 1,7 миллиард долларов, но и начало реализацию программы Vision-2030, направленной на диверсификацию экономики с помощью инвестиций в инфраструктуру, туризм и человеческий капитал.


Внеся решающий вклад в сокращение добычи нефти, саудиты смогли таким образом сократить дефицит бюджета (с 12,9% ВВП в 2016 году до 3,8% в 2019 году, по данным компании IHS Markit), и поэтому выход России из сделки ОПЕК+ для них не будет слишком болезненным. Подобный сценарий вполне реален, и это подтверждается тем, что в декабре соглашение ОПЕК+ было продлено всего на три месяца — явный сигнал, что в 2020 году эта сделка в той или иной степени будет пересмотрена.


Риски вместе с возможностями


Для России это не только угроза, но и возможность. С одной стороны, выход из этой сделки уберет ограничения для месторождений, в последние годы переданных Роснефти (Сузунское, Русское, Западно-Эргинское, Юрубчено-Тохомское) и Газпромнефти (Куюмбинское, Восточно-Мессояхское). В результате это приведет к росту добычи нефти в России. По данным компании BP, он снизился с 5% в период с 1999 по 2008 год до 1,3% в период с 2009 по 2018 год.


С другой стороны, даже в случае снижения цен на нефть федеральный бюджет, судя по всему, останется стабильным, поскольку цены в 40 долларов за баррель достаточно, чтобы покрыть все расходы (а не 100 долларов за баррель, как это было в 2013 году). Поэтому пересмотренная сделка не станет катастрофой.


России следует уже сейчас начать готовиться к выходу из сделки ОПЕК+ и не ждать момента, когда Соединенные Штаты станут главным чистым экспортером нефти, а в таком случае могут быть сведены на нет все усилия ОПЕК по сокращению добычи.


© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанкРоссии следует готовиться к выходу из сделки ОПЕК и не ждать момента, когда США станут главным экспортером нефти. Выход из сделки уберет ограничения для месторождений Роснефти и Газпромнефти, что приведет к росту добычи в России. И даже в случае снижения цен федеральный бюджет останется стабильным.Несмотря на 9-процентное сокращение, спотовые цены на нефть марки Urals в Северо-Восточной Европе тем не менее были в 2019 году, в момент подписания первого соглашения ОПЕК , в полтора раза выше, чем в 2016 году (по данным компании Refinitiv, 63,3 доллара за баррель против 41,1 доллара за баррель). В результате российский бюджет вновь, как это было в 2017-2018 годах, получил дополнительную прибыль, которая с момента заключения сделки достигла 6,2 триллиона рублей (немногим более 100 миллиардов долларов). Такие выводы можно сделать на основании данных российского Министерства энергетики. Рост сверх ожиданий Таким образом, заключенная сделка в очередной раз доказала свою эффективность, которая оказалась выше первоначальных ожиданий рынка. Так, например, в 2016 году Всемирный банк и Администрация энергетической информации США исходили из того, что в период с 2017 по 2019 год средняя цена нефти марки Brent составит соответственно 59,3 доллара и 58,4 доллара за баррель, тогда как на самом деле она достигла 63,2 доллара за баррель. В то же время в 2018 году средняя цена нефти марки Brent (71,3 доллара за баррель) превысила прогноз Всемирного банка (59,9 доллара) и Администрации энергетической информации США (57 долларов) более чем на 10 долларов. Подобное существенное расхождение частично является следствием высокой дисциплины среди участников сделки ОПЕК , и в ноябре 2019 года показатель соблюдения условий среди членов этой организации составил 154%, а среди стран, не являющихся членами ОПЕК, — 125% (данные Международного энергетического агентства). Это вызвало интерес у руководителей хедж-фондов, которые начали вкладывать средства в фьючерсы, поскольку заключенная сделка предоставила им возможность получить дополнительный доход. Не случайно выросли цены на нефть во время саммитов ОПЕК в 2018 и в 2019 годах, на которых этот картель принял решение о продлении сделки. В результате в декабре 2018 года фьючерсы на нефть марки Brent на Межконтинентальной бирже выросли на 4,6% (до 61,4 доллара за баррель), а в первую неделю декабря 2019 года — на 5,6% (до 64,3 доллара за баррель). Асимметричная выгода Однако Россия не смогла получить большую выгоду от этой сделки. Привязав свой бюджет к цене на нефть в 40 долларов за баррель, российское правительство получило возможность пополнить Фонд национального благосостояния: только за первые 11 месяцев 2019 года он увеличился более чем в два раза, с 58,1 до 124 миллиардов долларов. Выгоду получил и федеральный бюджет: если в 2016 году дефицит бюджета составил 3,5% ВВП, то за одиннадцать месяцев 2019 года профицит бюджета оказался впечатляющим — 3,1% ВВП. Такие данные приводит Экономическая экспертная группа (ЭЭГ). Однако правительство страны не смогло добиться роста экономики. Он уже замедлился и в досанкционном 2013 году составил 1,8%, что является незначительным показателем для стран с развивающейся экономикой. Более того, само наличие профицита бюджета стало головной болью для правительства: если в 2016 году неизрасходованными оказались 220 миллиардов рублей, то в 2018 году — уже 778 миллиардов, а в 2019 году — даже 1 триллион рублей. Эти данные приводит российская Счетная палата. Саудовская Аравия получила значительно большую выгоду от сделки ОПЕК . В основном благодаря более высокой цене на нефть это королевство не только успешно провело первичное размещение акций (IPO) компании Saudi Aramco, капитализация которой превысила 1,7 миллиард долларов, но и начало реализацию программы Vision-2030, направленной на диверсификацию экономики с помощью инвестиций в инфраструктуру, туризм и человеческий капитал. Внеся решающий вклад в сокращение добычи нефти, саудиты смогли таким образом сократить дефицит бюджета (с 12,9% ВВП в 2016 году до 3,8% в 2019 году, по данным компании IHS Markit), и поэтому выход России из сделки ОПЕК для них не будет слишком болезненным. Подобный сценарий вполне реален, и это подтверждается тем, что в декабре соглашение ОПЕК было продлено всего на три месяца — явный сигнал, что в 2020 году эта сделка в той или иной степени будет пересмотрена. Риски вместе с возможностями Для России это не только угроза, но и возможность. С одной стороны, выход из этой сделки уберет ограничения для месторождений, в последние годы переданных Роснефти (Сузунское, Русское, Западно-Эргинское, Юрубчено-Тохомское) и Газпромнефти (Куюмбинское, Восточно-Мессояхское). В результате это приведет к росту добычи нефти в России. По данным компании BP, он снизился с 5% в период с 1999 по 2008 год до 1,3% в период с 2009 по 2018 год. С другой стороны, даже в случае снижения цен на нефть федеральный бюджет, судя по всему, останется стабильным, поскольку цены в 40 долларов за баррель достаточно, чтобы покрыть все расходы (а не 100 долларов за баррель, как это было в 2013 году). Поэтому пересмотренная сделка не станет катастрофой. России следует уже сейчас начать готовиться к выходу из сделки ОПЕК и не ждать момента, когда Соединенные Штаты станут главным чистым экспортером нефти, а в таком случае могут быть сведены на нет все усилия ОПЕК по сокращению добычи.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!