Российский эксперт: «Сила Сибири» даст мощный толчок сотрудничеству в нефтегазовой области между РФ и КНР (Жэньминь жибао, Китай) - «Экономика»

  • 04:00, 03-дек-2019
  • Экономика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Алексей НикольскийПо мнению российского эксперта, проект «Сила Сибири» даст мощный толчок развитию взаимовыгодных энергетических проектов между Россией и Китаем. В частности речь идет совершенствовании нефтегазового сотрудничества между Газпромом и китайскими предприятиями.

Корреспондент газеты «Жэньминь жибао» в Москве Чжан Сяодун в канун запуска в эксплуатацию магистрального газопровода «Сила Сибири» взял интервью у заведующего Аналитического центра энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа Российской Академии наук (ИПНГ РАН) Алексея Мастепанова. По мнению эксперта, проект «Сила Сибири» даст мощный толчок развитию других взаимовыгодных энергетических проектов между Россией и Китаем, особенно — газовых. Мастепанов твердо уверен в том, что имеется огромный потенциал для дальнейшего развития и совершенствования нефтегазового сотрудничества между Газпромом и соответствующими предприятиями в Китае.


Жэньминь жибао: С начала заключения контракта до введения в полную эксплуатацию проекта уже прошло 5 лет. Президент России Владимир Путин называл этот проект самым крупным строительным проектом в мире. Разумеется, выполнить его было нелегко. С какими трудностями, по вашему мнению, стороны столкнулись в процессе работы, и какая задача стала самой трудной?


Алексей Мастепанов: Действительно, проект «Сила Сибири» входит в число крупнейших инвестиционных проектов современности. И «трудностей», как вы говорите, при реализации его было немало.


Во-первых, это природно-климатические, геологические и тектонические условия той местности, по которой проходит трасса газопровода: это заболоченные, горные и сейсмоактивные территории, участки с вечномерзлыми и скальными грунтами. Абсолютные минимальные температуры воздуха на территории прохождения газопровода «Сила Сибири» составляют от минус 41°С на территории Амурской области до минус 62°С в Республике Саха (Якутия). Поэтому Газпром применял здесь самые современные, высоконадежные, энергоэффективные технологии и оборудование. Это, в частности, стальные трубы российского производства, имеющие внутреннее гладкостное покрытие, внешняя изоляция которых выполнена из инновационных отечественных нанокомпозиционных материалов и обеспечивает высокую коррозионную стойкость газопровода. Для пересечения активных тектонических разломов использовались трубы с повышенной деформационной способностью, а также специальные технические решения по их укладке.


Во-вторых, это сложное геологическое строение и особые термобарические пластовые условия базовых месторождений проекта — Чаяндинского нефтегазоконденсатного и Ковыктинского газоконденсатного. Соответственно, для их эксплуатации пришлось применять самые передовые технические достижения, и, в частности, использовать малолюдные технологии, предполагающие обеспечение контроля за работой оборудования и комплексное управление объектами в автоматическом режиме. Такой подход способствует оптимизации численности персонала, сокращению транспортных издержек при перевозках людей, отказу от избыточного строительства инфраструктуры, связанной с пребыванием работников на объектах.


И, наконец, это уникальные подводные переходы под рекой Амур.


— Безусловно, выполнение такого масштабного проекта не состоялось бы без поддержки правительств наших стран. Можете ли вы перечислить меры по поддержке со стороны правительства России?


— Прежде всего, это заключение соответствующего межправительственного соглашения между Россией и КНР — соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту. В соответствии с этим соглашением, стороны поддерживают успешную реализацию этого проекта и оказывают всестороннее содействие уполномоченным организациям в проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок газа из России в КНР по восточному маршруту (газопровод «Сила Сибири»), включая трансграничный участок газопровода.


Во исполнение этого межправительственного соглашения:


• Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации соглашения между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из РФ в КНР по «восточному» маршруту;


• Правительство России приняло специальное распоряжение (от 31 августа 2015 г. N1686-р) об утверждении комплексного плана мероприятий по обеспечению государственной поддержки строительства и перечня объектов газотранспортной инфраструктуры, создаваемых в целях реализации межправительственного соглашения и предназначенных для добычи природного газа на месторождениях, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия) и Иркутской области.


Важнейшими из таких мероприятий стали:


• предоставление в аренду земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, без проведения торгов в целях размещения объектов, указанных в перечне объектов газотранспортной инфраструктуры, утвержденном распоряжением правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 1686-р;


• решения об изъятии земельных участков для размещения объектов газотранспортной инфраструктуры;


• предоставление в аренду лесных участков для строительства линейных объектов газопровода без проведения государственного кадастрового учета;


• освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, и налога на добавленную стоимость на указанное оборудование, необходимого для строительства объектов газотранспортной инфраструктуры.


Таким образом, господдержка строительства «Силы Сибири» — это не финансовая помощь либо налоговые льготы для проекта, а снятие административных барьеров для облегчения строительства трубопровода, а также выделение земли под стройку по льготным ставкам на уровне не выше арендных ставок для госземель.


— Согласно договору, по газопроводу предполагается поставка в КНР 38 миллиардов куб. м газа в год, которым в Китае сможет пользоваться более 500 миллионов человек. Как вы оцениваете роль и значение этого проекта в энергетическом сотрудничестве между нашими странами в новую эпоху?


— Значение проекта трудно переоценить, особенно в свете реализации Парижского соглашения по климату и начала развития нового этапа мировой энергетики — этапа перехода человечества к энергетике будущего, получившего название «энергетического перехода», в целях устойчивого развития и предотвращения негативных изменений климата нашей планеты. А природный газ как раз и является самым экологически чистым видом ископаемого топлива.


Для Китая, который стал ведущей энергопотребляющей и экономической державой, фактическим лидером в борьбе с изменением климата, подписание и ратификация Парижского соглашения является закономерным следствием экономического развития страны. В то же время особенности китайской экономики, базирующейся на угольной энергетике, породили целый ряд проблем и трудностей, важнейшими из которых являются загрязнение окружающей среды и нарушение экологического баланса. Особенно значимы эти проблемы для северо-восточного Китая, куда и станет поступать российский природный газ.


У России другие проблемы, особенно на востоке страны, которому необходима реиндустриализация, то есть развитие производства на основе новых прогрессивных технологий. А для такого развития нужна, прежде всего, энергия, которую и даст природный газ.


Что касается собственно проекта «Сила Сибири», то, по моему убеждению, он даст мощный толчок развитию и других взаимовыгодных энергетических проектов, особенно — газовых. В частности, пора уже перевести в практическую стадию реализацию проекта поставок российского природного газа по западному маршруту (раньше мы его называли «Алтай», теперь — «Сила Сибири — 2»), усилить сотрудничество в освоении нефтегазовых ресурсов шельфа — как в пределах российских акваторий, так и китайских. А в более отдаленной перспективе, это и освоение газогидратных залежей, которыми богаты обе наши страны. Так что надежд, связанных с развитием взаимовыгодного энергетического сотрудничества России и КНР, по крайней мере, у меня, много.


— Как вы считаете, как можно охарактеризовать состояние нефтегазового сотрудничества между Газпромом и соответствующими предприятиями в Китае? И как вы оцениваете усилия CNPC в реализации этого проекта?


— Современное состояние такого сотрудничества можно назвать стабильно развивающимся и имеющим громадный потенциал дальнейшего развития и совершенствования. Возможных примеров его развития, как, впрочем, и проблем, мешающим этому, можно назвать много. Но это, на мой взгляд, тема отдельного разговора. Что же касается вклада CNPC в реализацию проекта поставки российского природного газа в Китай по восточному маршруту, то оценить его необходимо крайне высоко. Ведь именно CNPC и связанные с ней компании реализовали строительство всей необходимой инфраструктуры, включая магистральный газопровод, на территории КНР. Не будем забывать, что соглашением о поставках предусматривалось, что вся ответственность на реализацию проекта на территории России ложится на Газпром, а на территории КНР — на CNPC. И обе компании со своими задачами успешно справились.


© РИА Новости, Алексей НикольскийПо мнению российского эксперта, проект «Сила Сибири» даст мощный толчок развитию взаимовыгодных энергетических проектов между Россией и Китаем. В частности речь идет совершенствовании нефтегазового сотрудничества между Газпромом и китайскими предприятиями.Корреспондент газеты «Жэньминь жибао» в Москве Чжан Сяодун в канун запуска в эксплуатацию магистрального газопровода «Сила Сибири» взял интервью у заведующего Аналитического центра энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа Российской Академии наук (ИПНГ РАН) Алексея Мастепанова. По мнению эксперта, проект «Сила Сибири» даст мощный толчок развитию других взаимовыгодных энергетических проектов между Россией и Китаем, особенно — газовых. Мастепанов твердо уверен в том, что имеется огромный потенциал для дальнейшего развития и совершенствования нефтегазового сотрудничества между Газпромом и соответствующими предприятиями в Китае. Жэньминь жибао: С начала заключения контракта до введения в полную эксплуатацию проекта уже прошло 5 лет. Президент России Владимир Путин называл этот проект самым крупным строительным проектом в мире. Разумеется, выполнить его было нелегко. С какими трудностями, по вашему мнению, стороны столкнулись в процессе работы, и какая задача стала самой трудной? Алексей Мастепанов: Действительно, проект «Сила Сибири» входит в число крупнейших инвестиционных проектов современности. И «трудностей», как вы говорите, при реализации его было немало. Во-первых, это природно-климатические, геологические и тектонические условия той местности, по которой проходит трасса газопровода: это заболоченные, горные и сейсмоактивные территории, участки с вечномерзлыми и скальными грунтами. Абсолютные минимальные температуры воздуха на территории прохождения газопровода «Сила Сибири» составляют от минус 41°С на территории Амурской области до минус 62°С в Республике Саха (Якутия). Поэтому Газпром применял здесь самые современные, высоконадежные, энергоэффективные технологии и оборудование. Это, в частности, стальные трубы российского производства, имеющие внутреннее гладкостное покрытие, внешняя изоляция которых выполнена из инновационных отечественных нанокомпозиционных материалов и обеспечивает высокую коррозионную стойкость газопровода. Для пересечения активных тектонических разломов использовались трубы с повышенной деформационной способностью, а также специальные технические решения по их укладке. Во-вторых, это сложное геологическое строение и особые термобарические пластовые условия базовых месторождений проекта — Чаяндинского нефтегазоконденсатного и Ковыктинского газоконденсатного. Соответственно, для их эксплуатации пришлось применять самые передовые технические достижения, и, в частности, использовать малолюдные технологии, предполагающие обеспечение контроля за работой оборудования и комплексное управление объектами в автоматическом режиме. Такой подход способствует оптимизации численности персонала, сокращению транспортных издержек при перевозках людей, отказу от избыточного строительства инфраструктуры, связанной с пребыванием работников на объектах. И, наконец, это уникальные подводные переходы под рекой Амур. — Безусловно, выполнение такого масштабного проекта не состоялось бы без поддержки правительств наших стран. Можете ли вы перечислить меры по поддержке со стороны правительства России? — Прежде всего, это заключение соответствующего межправительственного соглашения между Россией и КНР — соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту. В соответствии с этим соглашением, стороны поддерживают успешную реализацию этого проекта и оказывают всестороннее содействие уполномоченным организациям в проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок газа из России в КНР по восточному маршруту (газопровод «Сила Сибири»), включая трансграничный участок газопровода. Во исполнение этого межправительственного соглашения: • Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации соглашения между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из РФ в КНР по «восточному» маршруту; • Правительство России приняло специальное распоряжение (от 31 августа 2015 г. N1686-р) об утверждении комплексного плана мероприятий по обеспечению государственной поддержки строительства и перечня объектов газотранспортной инфраструктуры, создаваемых в целях реализации межправительственного соглашения и предназначенных для добычи природного газа на месторождениях, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия) и Иркутской области. Важнейшими из таких мероприятий стали: • предоставление в аренду земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, без проведения торгов в целях размещения объектов, указанных в перечне объектов газотранспортной инфраструктуры, утвержденном распоряжением правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 1686-р; • решения об изъятии земельных участков для размещения объектов газотранспортной инфраструктуры; • предоставление в аренду лесных участков для строительства линейных объектов газопровода без проведения государственного кадастрового учета; • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, и налога на добавленную стоимость на указанное оборудование, необходимого для строительства объектов газотранспортной инфраструктуры. Таким образом, господдержка строительства «Силы Сибири» — это не финансовая помощь либо налоговые льготы для проекта, а снятие административных барьеров для облегчения строительства трубопровода, а также выделение земли под стройку по льготным ставкам на уровне не выше арендных ставок для госземель. — Согласно договору, по газопроводу предполагается поставка в КНР 38 миллиардов куб. м газа в год, которым в Китае сможет пользоваться более 500 миллионов человек. Как вы оцениваете роль и значение этого проекта в энергетическом сотрудничестве между нашими странами в новую эпоху? — Значение проекта трудно переоценить, особенно в свете реализации Парижского соглашения по климату и начала развития нового этапа мировой энергетики — этапа перехода человечества к энергетике будущего, получившего название «энергетического перехода», в целях устойчивого развития и предотвращения негативных изменений климата нашей планеты. А природный газ как раз и является самым экологически чистым видом ископаемого топлива. Для Китая, который стал ведущей энергопотребляющей и экономической державой, фактическим лидером в борьбе с изменением климата, подписание и ратификация Парижского соглашения является закономерным следствием экономического развития страны. В то же время особенности китайской экономики, базирующейся на угольной энергетике, породили целый ряд проблем и трудностей, важнейшими из которых являются загрязнение окружающей среды и нарушение экологического баланса. Особенно значимы эти проблемы для северо-восточного Китая, куда и станет поступать российский природный газ. У России другие проблемы, особенно на востоке страны, которому необходима реиндустриализация, то есть развитие производства на основе новых прогрессивных технологий. А для такого развития нужна, прежде всего, энергия, которую и даст природный газ. Что касается собственно проекта «Сила Сибири», то, по моему убеждению, он даст мощный толчок развитию и других взаимовыгодных энергетических проектов, особенно — газовых. В частности, пора уже перевести в практическую стадию реализацию проекта поставок российского природного газа по западному маршруту (раньше мы его называли «Алтай», теперь — «Сила Сибири — 2»), усилить сотрудничество в освоении нефтегазовых ресурсов шельфа — как в пределах российских акваторий, так и китайских. А в более отдаленной перспективе, это и освоение газогидратных залежей, которыми богаты обе наши страны. Так что надежд, связанных с развитием взаимовыгодного энергетического сотрудничества России и КНР, по крайней мере, у меня, много. — Как вы считаете, как можно охарактеризовать состояние нефтегазового сотрудничества между Газпромом и соответствующими предприятиями в Китае? И как вы оцениваете усилия CNPC в реализации этого проекта? — Современное состояние такого сотрудничества можно назвать стабильно развивающимся и имеющим громадный потенциал дальнейшего развития и совершенствования. Возможных примеров его развития, как, впрочем, и проблем, мешающим этому, можно назвать много. Но это, на мой взгляд, тема отдельного разговора. Что же касается вклада CNPC в реализацию проекта поставки российского природного газа в Китай по восточному маршруту, то оценить его необходимо крайне высоко. Ведь именно CNPC и связанные с ней компании реализовали строительство всей необходимой инфраструктуры, включая магистральный газопровод, на территории КНР. Не будем забывать, что соглашением о поставках предусматривалось, что вся ответственность на реализацию проекта на территории России ложится на Газпром, а на территории КНР — на CNPC. И обе компании со своими задачами успешно справились.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!