© CC BY-SA 4.0, Wadiia | Перейти в фотобанкВ Бахрейне состоялась презентация экономической части «сделки века». План получил громкое название: «Новое видение для палестинского народа и Ближнего Востока». Чисто экономически он имеет шансы на реализацию, но, по мнению экспертов, основная проблема заключается в том, что составители этого плана проигнорировали политические реалии.
В Бахрейне прошла презентация экономической части «сделки века». Накануне ее подробности были опубликованы на сайте Белого дома и план был назван «новым видением для палестинского народа и Ближнего Востока». Он предусматривает инвестиции в размере более 50 миллиардов долларов в течение 10 лет, что удвоит ВВП палестинцев и создаст для них один миллион рабочих мест. Сам план представлен в трех вариантах, на английском, иврите и арабском языке и каждый желающий может скачать его для ознакомления.
Рассмотрим вначале основные принципы программы. Она разделена на три больших раздела.
Первый — реализация экономического потенциала палестинцев и региона путем создания необходимой инфраструктуры в Газе, поощрением частного сектора и развитием региональной интеграции.
Второй — расширение самоуправления палестинцев и развитие частного сектора, создание новых рабочих мест, улучшение системы образования, привлечение инвестиции в здравоохранение и повышение уровня жизни.
Третий — расширение прав и возможностей палестинского правительства за счет создания деловой среды, укрепления местных органов власти и борьбы с коррупцией.
Для реализации программы предусмотрено 179 проектов. Основной идеей плана, который представлен в виде бизнес-проекта является то, что капитал, привлеченный в поддержку этой концепции, будет помещен в новый фонд, «управляемый многосторонним банком развития».
Как указывают эксперты, фактически, вместо ооновского агентства БАПОР, средства которого поступали от всех стран мира, будет создан фонд, руководство которого будет осуществляться из «стран-бенефициаров». Именно они будут осуществлять проекты, предоставлять гранты и в идеале получат прибыль. Стоимость программы, рассчитанной на десять лет, оценивается в 50 миллиардов долларов, из которых 13 миллиардов — это гранты, 25 миллиардов — субсидированные кредиты, 11 миллиардов — частный капитал.
28 миллиардов будут инвестированы в развитие экономики Палестинской автономии и сектора Газы, 7,5 миллиардов будут переведены в Иорданию, 9 миллиардов в Египет, а шесть миллиардов в Ливан.
Основы для оптимизма
Чисто экономически план имеет фактические основы для реализации. ВВП Палестины больше, чем в Сомали и Южном Судане, хотя меньше, чем в Афганистане. На душу населения он составляет около 2200 долларов США, в то время как в Израиле он превышает 35 тысяч долларов, а в Иордании — 4000 долларов.
И в ПА и в Газе существуют централизованное управление и базовая инфраструктра, палестинское население имеет высокий уровень образования, связи с Израилем, регионом и миром. Существует также значительная палестинская диаспора за рубежом, обладающая средствами и потенциалом.
В плане приводится сравнение палестинцев с Сингапуром и Дубаем, перед которыми стояли схожие экономически проблемы и которые ныне превратились в процветающие мировые центры. Но даже если взять более близкий пример Израиля после Войны за независимость — перед ним стояли схожие проблемы, которые также были решены с экономической точки зрения отчасти за счет массированной финансовой помощи из-за рубежа, как за счет иностранных государств, так и за счет диаспоры.
Забыть про политику
Как указывают эксперты, основная проблема экономически безупречного плана заключается в том, что на данном этапе он игнорирует политические компоненты. И хотя это делается преднамеренно, поскольку время для его публикации еще не пришло, однако эту часть невозможно просто игнорировать. Так, согласно имеющимся отчетам палестинцы регулярно получали около 2,2 миллиарда долларов в год в период с 2006 по 2016 год, или 560 долларов на душу населения, что делает их одними из «главных получателей невоенной помощи на душу населения в мире».
С 2012 по 2016 год Палестинская администрация получила экономической помощи более 4 миллиардов долларов. Почему же после десятилетий и миллиардов, вложенных в палестинский сектор ее базовые инфраструктуры нуждаются в массированной помощи? В плане нет никаких ответов на то, как избежать подобного в нынешней программе.
Второй аспект — в плане фактически игнорируется нынешнее положение вещей, когда говорится: «необходимо, чтобы палестинские товары и люди имели возможность легко и безопасно перемещаться через границы». Но ведь именно Израиль контролирует движение товаров и людей. Проект хочет модернизировать пограничные переходы и обеспечить подъездные пути. Это важно, но опять же, эти районы контролируются Израилем.
План приводит в пример Сингапур и Дубай. Но ситуация, в которой находятся Газа и Рамалла, не похожа на обстановку в этих районах. С другой стороны, можно было бы взять пример сирийского Курдистана, где без всякой помпы и международной помощи, населением реализуется эффективная программа местного самоуправления, решающая все те вопросы, которые десятилетия не в состоянии решить палестинцы.
Подобная ситуация дало основание известному аналитику Сету Францману заявить, что «план был разработан для палестинской экономики, которая существует в воображаемой вселенной или на Луне, без реалистического обсуждения того, сколько аспектов палестинской экономики связано с Израилем». Он добавляет, что хотя понятно желание организаторов снизить ожидания на политическом фронте, такой формат похож на то, как если бы гости «игнорировали присутствие слона в комнате».
Достучаться до небес
Можно ли предположить, что разработчики плана и сам Дональд Трамп настолько наивны, что не замечают всех указанных неувязок. Это выглядит крайне маловероятно. Следовательно, стоит предположить, что помимо утечек о политической составляющей программы, которая уже не составляет секрета, существует еще нечто вроде секретных протоколов типа приложения к пакту «Молотова-Риббентропа». Возможно, эта аналогия покажется слишком натянутой, но на наш взгляд она вполне отвечает всей ближневосточной проблематике.
Весь нынешний Ближний Восток появился благодаря секретным переговорам и протоколам, которые лишь впоследствии появлялись на свет. Вспомним декларацию Бальфура, ставшую возможной благодаря тайным переговорам лидеров сионисткой организации с британцами. Тайные договоренности той же Великобритании с эмиром Фейсалом и последующие многочисленные планы раздела Палестины. В их ряду англо-французское соглашение Сайкса-Пико от 1923 г., прочертившее линии границ сегодняшних ближневосточных государств, неожиданная помощь Сталина Государству Израиль. Да и недавнее соглашение «Осло», стало итогом тайных переговоров неформальной группы израильтян и палестинцев.
Какие принципы лежат в основе новых договоренностей, остается только гадать. Но из истории известно, что страны или народы, которые не желали идти на договоренности с более сильными государствами, или исчезали с лица земли, или подвергались оккупации и принимали условия победителей, или, как в случае с государством Израиль, были вынуждены ждать еще пару тысяч лет, чтобы вновь возродиться.
© CC BY-SA 4.0, Wadiia | Перейти в фотобанкВ Бахрейне состоялась презентация экономической части «сделки века». План получил громкое название: «Новое видение для палестинского народа и Ближнего Востока». Чисто экономически он имеет шансы на реализацию, но, по мнению экспертов, основная проблема заключается в том, что составители этого плана проигнорировали политические реалии.В Бахрейне прошла презентация экономической части «сделки века». Накануне ее подробности были опубликованы на сайте Белого дома и план был назван «новым видением для палестинского народа и Ближнего Востока». Он предусматривает инвестиции в размере более 50 миллиардов долларов в течение 10 лет, что удвоит ВВП палестинцев и создаст для них один миллион рабочих мест. Сам план представлен в трех вариантах, на английском, иврите и арабском языке и каждый желающий может скачать его для ознакомления. Рассмотрим вначале основные принципы программы. Она разделена на три больших раздела. Первый — реализация экономического потенциала палестинцев и региона путем создания необходимой инфраструктуры в Газе, поощрением частного сектора и развитием региональной интеграции. Второй — расширение самоуправления палестинцев и развитие частного сектора, создание новых рабочих мест, улучшение системы образования, привлечение инвестиции в здравоохранение и повышение уровня жизни. Третий — расширение прав и возможностей палестинского правительства за счет создания деловой среды, укрепления местных органов власти и борьбы с коррупцией. Для реализации программы предусмотрено 179 проектов. Основной идеей плана, который представлен в виде бизнес-проекта является то, что капитал, привлеченный в поддержку этой концепции, будет помещен в новый фонд, «управляемый многосторонним банком развития». Как указывают эксперты, фактически, вместо ооновского агентства БАПОР, средства которого поступали от всех стран мира, будет создан фонд, руководство которого будет осуществляться из «стран-бенефициаров». Именно они будут осуществлять проекты, предоставлять гранты и в идеале получат прибыль. Стоимость программы, рассчитанной на десять лет, оценивается в 50 миллиардов долларов, из которых 13 миллиардов — это гранты, 25 миллиардов — субсидированные кредиты, 11 миллиардов — частный капитал. 28 миллиардов будут инвестированы в развитие экономики Палестинской автономии и сектора Газы, 7,5 миллиардов будут переведены в Иорданию, 9 миллиардов в Египет, а шесть миллиардов в Ливан. Основы для оптимизма Чисто экономически план имеет фактические основы для реализации. ВВП Палестины больше, чем в Сомали и Южном Судане, хотя меньше, чем в Афганистане. На душу населения он составляет около 2200 долларов США, в то время как в Израиле он превышает 35 тысяч долларов, а в Иордании — 4000 долларов. И в ПА и в Газе существуют централизованное управление и базовая инфраструктра, палестинское население имеет высокий уровень образования, связи с Израилем, регионом и миром. Существует также значительная палестинская диаспора за рубежом, обладающая средствами и потенциалом. В плане приводится сравнение палестинцев с Сингапуром и Дубаем, перед которыми стояли схожие экономически проблемы и которые ныне превратились в процветающие мировые центры. Но даже если взять более близкий пример Израиля после Войны за независимость — перед ним стояли схожие проблемы, которые также были решены с экономической точки зрения отчасти за счет массированной финансовой помощи из-за рубежа, как за счет иностранных государств, так и за счет диаспоры. Забыть про политику Как указывают эксперты, основная проблема экономически безупречного плана заключается в том, что на данном этапе он игнорирует политические компоненты. И хотя это делается преднамеренно, поскольку время для его публикации еще не пришло, однако эту часть невозможно просто игнорировать. Так, согласно имеющимся отчетам палестинцы регулярно получали около 2,2 миллиарда долларов в год в период с 2006 по 2016 год, или 560 долларов на душу населения, что делает их одними из «главных получателей невоенной помощи на душу населения в мире». С 2012 по 2016 год Палестинская администрация получила экономической помощи более 4 миллиардов долларов. Почему же после десятилетий и миллиардов, вложенных в палестинский сектор ее базовые инфраструктуры нуждаются в массированной помощи? В плане нет никаких ответов на то, как избежать подобного в нынешней программе. Второй аспект — в плане фактически игнорируется нынешнее положение вещей, когда говорится: «необходимо, чтобы палестинские товары и люди имели возможность легко и безопасно перемещаться через границы». Но ведь именно Израиль контролирует движение товаров и людей. Проект хочет модернизировать пограничные переходы и обеспечить подъездные пути. Это важно, но опять же, эти районы контролируются Израилем. План приводит в пример Сингапур и Дубай. Но ситуация, в которой находятся Газа и Рамалла, не похожа на обстановку в этих районах. С другой стороны, можно было бы взять пример сирийского Курдистана, где без всякой помпы и международной помощи, населением реализуется эффективная программа местного самоуправления, решающая все те вопросы, которые десятилетия не в состоянии решить палестинцы. Подобная ситуация дало основание известному аналитику Сету Францману заявить, что «план был разработан для палестинской экономики, которая существует в воображаемой вселенной или на Луне, без реалистического обсуждения того, сколько аспектов палестинской экономики связано с Израилем». Он добавляет, что хотя понятно желание организаторов снизить ожидания на политическом фронте, такой формат похож на то, как если бы гости «игнорировали присутствие слона в комнате». Достучаться до небес Можно ли предположить, что разработчики плана и сам Дональд Трамп настолько наивны, что не замечают всех указанных неувязок. Это выглядит крайне маловероятно. Следовательно, стоит предположить, что помимо утечек о политической составляющей программы, которая уже не составляет секрета, существует еще нечто вроде секретных протоколов типа приложения к пакту «Молотова-Риббентропа». Возможно, эта аналогия покажется слишком натянутой, но на наш взгляд она вполне отвечает всей ближневосточной проблематике. Весь нынешний Ближний Восток появился благодаря секретным переговорам и протоколам, которые лишь впоследствии появлялись на свет. Вспомним декларацию Бальфура, ставшую возможной благодаря тайным переговорам лидеров сионисткой организации с британцами. Тайные договоренности той же Великобритании с эмиром Фейсалом и последующие многочисленные планы раздела Палестины. В их ряду англо-французское соглашение Сайкса-Пико от 1923 г., прочертившее линии границ сегодняшних ближневосточных государств, неожиданная помощь Сталина Государству Израиль. Да и недавнее соглашение «Осло», стало итогом тайных переговоров неформальной группы израильтян и палестинцев. Какие принципы лежат в основе новых договоренностей, остается только гадать. Но из истории известно, что страны или народы, которые не желали идти на договоренности с более сильными государствами, или исчезали с лица земли, или подвергались оккупации и принимали условия победителей, или, как в случае с государством Израиль, были вынуждены ждать еще пару тысяч лет, чтобы вновь возродиться.
Комментарии (0)