© Fotolia, marrakeshhЦены на нефть растут из-за разногласий между Саудовской Аравией и Россией по поводу будущей добычи, пишет датская «Юлландс-постен». Два с половиной года эти страны шли в нерушимом тандеме, но теперь между Саудовской Аравией и Россией возникли трения. И разногласия между двумя крупнейшими мировыми производителями нефти усиливают нервозность на нефтяном рынке.
Цены на нефть растут из-за разногласий между Саудовской Аравией и Россией по поводу будущей добычи.
Два с половиной года они шли в нерушимом тандеме, но теперь между Саудовской Аравией и Россией возникли трения.
Разногласия между двумя крупнейшими мировыми производителями нефти усиливают нервозность на нефтяном рынке на фоне и без того неопределенной ситуации.
С 1 января 2017 года Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сотрудничает с десятью странами-экспортерами нефти, не входящими в эту организацию, с целью ограничить добычу. Страны-участницы сотрудничества также называют ОПЕК+.
Цель заключалась в том, чтобы вынудить потребляющие нефть страны использовать коммерческие запасы, которые из-за кризиса цен на нефть в 2014-2017 годах оказались значительно больше, чем обычно. Для этого производство нефти сначала было снижено на 1,8 миллионов баррелей в сутки, а затем — еще на 1,2 миллионов баррелей.
Таким образом предполагалось поднять цены, что и удалось, но не без последствий.
Во-первых, добыча сланцевой нефти в США стала настолько выгодной, что эта крупнейшая экономика мира сегодня превратилась еще и крупнейшего в мире производителя нефти. Во-вторых, цены на нефть так поднялись, что международная нефтяная промышленность вновь заинтересовалась залежами нефти на больших глубинах в море.
Соглашение об ограничении производства нефти продлевалось несколько раз, но в конце этого месяца оно истекает.
Комитет, ответственный за мониторинг спроса и предложения, после встречи в столице Азербайджана Баку так и не смог договориться, следует ли продлевать соглашение.
Во встрече участвовали министры энергетики России и Саудовской Аравии, и их разногласия привели к тому, что министерскую встречу стран ОПЕК+, которая должна была состояться в апреле, отменили, как говорят — по просьбе России. Вместо этого министры энергетики собираются на следующей регулярной встрече стран ОПЕК во вторник, 25 июня, и в среду, 26 июня.
«Мы пришли к согласию в том, что надо выждать и посмотреть, как пойдут дела. В числе прочего мы решили, что в апреле встречаться слишком рано», — прокомментировал ситуацию министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих (Khalid al-Falih).
«Мы наблюдаем постепенное улучшение ситуации на рынке, но я, не колеблясь, заявляю, что многое еще предстоит сделать, прежде чем мы придем к ситуации, в которой можно будет снять производственные ограничения», — добавил он.
Министр энергетики России Александр Новак причиной отмены министерской встречи в апреле называет санкции против таких входящих в ОПЕК стран, как Венесуэла и Иран.
«Санкции делают долгосрочное планирование невозможным и создают ненужную путаницу в отношении инвестиционных решений. На самом деле трудно планировать даже на несколько месяцев вперед, и проблем не становятся меньше от того, что страна, стоящая за санкциями, вводит их, чтобы поддержать собственный экспорт нефти», — сказал Александр Новак.
С другой стороны, с точки зрения стран-потребителей нефти кажется абсурдным, что Опек+ решает ограничить добычу нефти, когда и так ежедневно не хватает более 2,5 миллионов баррелей, в том числе из Ирана и Венесуэлы.
Государственный бюджет
Атмосфера на нефтяном рынке очень нервозная, и едва ли она улучшится теперь, когда ясно, что министры энергетики стран ОПЕК+ встретятся всего за несколько дней до того, как истечет действие соглашения об ограничении добычи.
Таким образом, например, авиакомпаниям и судоходным компаниям практически невозможно хеджировать потребление топлива во втором полугодии, поскольку в случае прекращения действия соглашения могут начаться значительные колебания цен.
В международной нефтяной промышленности никто не сомневается в том, что Саудовская Аравия хотела бы, чтобы добыча нефти оставалось сниженной до тех пор, пока цены на сырую нефть из Северного моря не вернутся на уровень выше 70 долларов за баррель.
Государственный бюджет королевства на 2019 год основывается на средней цене на сырую нефть в размере 80 долларов США за баррель, но даже такая высокая цена не устраняет такой же дефицит бюджета, как и в 2018 году, то есть примерно 35 миллиардов долларов. Последние расчеты Международного валютного фонда показывают, что для того, чтобы бюджет Саудовской Аравии сбалансировался, средняя цена должна вырасти до 95 долларов за баррель.
Россия в совершенно другой ситуации, поскольку ее государственный бюджет на 2019 год базируется на средней цене на сырую нефть в 40 долларов США за баррель.
Принципиальное отличие состоит в том, что российская нефтяная промышленность в основном получает доходы в долларах, а расходы у нее рублях, у Саудовской Аравии и доходы, и расходы — в долларах.
В этом году со стороны Саудовской Аравии звучала критика в связи с тем, что Россия не снизила производство до согласованного уровня. Официальные данные ОПЕК+ показывают, что уровень соответствия соглашению у России составляет всего 36, а у Саудовской Аравии — 153.
Благодаря такому высокому уровню Саудовской Аравии средний уровень соответствия по ОПЕК составляет 94, хотя у остальных десяти экспортирующих нефть стран, которые подписали договор, — всего 51.
Разногласия
Россия не скрывает своей обеспокоенности тем, что целенаправленная политика ОПЕК, направленная на повышение цен на нефть, в долгосрочной перспективе будет контрпродуктивной.
Война в области цен на нефть началась весной 2014 года, когда страны ОПЕК во главе с Саудовской Аравией решили, что больше не хотят уступать часть рынка производителям сланцевой нефти в США. Это противостояние до сих пор сильно влияет на Россию, которая с того времени много работала над тем, чтобы противостоять национальным экономическим последствиям.
Нефтяная война ударила по производителям сланцевой нефти в США, но ОПЕК явно недооценил устойчивость американской нефтяной промышленности.
Расходы снизили, десятки тысяч человек были уволены, и началась интенсивная работа по автоматизации как поиска месторождений, так и самой добычи.
Новая мантра заключалась в том, что 50 долларов за баррель — это новая норма, и поэтому все новые нефтяные месторождения, вводимые в эксплуатацию, должны приносить такую прибыль. Это и до сих пор остается отправной точкой, и поэтому нефтяные компании зарабатывают хорошие деньги с текущей ценой чуть менее 60 долларов за баррель американской нефти.
«Актуальные цены на нефть приемлемы как для потребителей, так и для производителей. Не имеет смысла нарушать этот баланс», — сказал Александр Новак после встречи в Баку.
Халид аль-Фалих же считает, что коммерческие запасы нефти в США «значительно больше нормы», и потому, по его мнению, необходимо ограничить производство нефти даже еще сильнее, чем сейчас.
Есть ли какие-то основания для компромисса между Россией и Саудовской Аравией, вероятно, выяснится только на министерской встрече в конце июня.
© Fotolia, marrakeshhЦены на нефть растут из-за разногласий между Саудовской Аравией и Россией по поводу будущей добычи, пишет датская «Юлландс-постен». Два с половиной года эти страны шли в нерушимом тандеме, но теперь между Саудовской Аравией и Россией возникли трения. И разногласия между двумя крупнейшими мировыми производителями нефти усиливают нервозность на нефтяном рынке.Цены на нефть растут из-за разногласий между Саудовской Аравией и Россией по поводу будущей добычи. Два с половиной года они шли в нерушимом тандеме, но теперь между Саудовской Аравией и Россией возникли трения. Разногласия между двумя крупнейшими мировыми производителями нефти усиливают нервозность на нефтяном рынке на фоне и без того неопределенной ситуации. С 1 января 2017 года Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сотрудничает с десятью странами-экспортерами нефти, не входящими в эту организацию, с целью ограничить добычу. Страны-участницы сотрудничества также называют ОПЕК . Цель заключалась в том, чтобы вынудить потребляющие нефть страны использовать коммерческие запасы, которые из-за кризиса цен на нефть в 2014-2017 годах оказались значительно больше, чем обычно. Для этого производство нефти сначала было снижено на 1,8 миллионов баррелей в сутки, а затем — еще на 1,2 миллионов баррелей. Таким образом предполагалось поднять цены, что и удалось, но не без последствий. Во-первых, добыча сланцевой нефти в США стала настолько выгодной, что эта крупнейшая экономика мира сегодня превратилась еще и крупнейшего в мире производителя нефти. Во-вторых, цены на нефть так поднялись, что международная нефтяная промышленность вновь заинтересовалась залежами нефти на больших глубинах в море. Соглашение об ограничении производства нефти продлевалось несколько раз, но в конце этого месяца оно истекает. Комитет, ответственный за мониторинг спроса и предложения, после встречи в столице Азербайджана Баку так и не смог договориться, следует ли продлевать соглашение. Во встрече участвовали министры энергетики России и Саудовской Аравии, и их разногласия привели к тому, что министерскую встречу стран ОПЕК , которая должна была состояться в апреле, отменили, как говорят — по просьбе России. Вместо этого министры энергетики собираются на следующей регулярной встрече стран ОПЕК во вторник, 25 июня, и в среду, 26 июня. «Мы пришли к согласию в том, что надо выждать и посмотреть, как пойдут дела. В числе прочего мы решили, что в апреле встречаться слишком рано», — прокомментировал ситуацию министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих (Khalid al-Falih). «Мы наблюдаем постепенное улучшение ситуации на рынке, но я, не колеблясь, заявляю, что многое еще предстоит сделать, прежде чем мы придем к ситуации, в которой можно будет снять производственные ограничения», — добавил он. Министр энергетики России Александр Новак причиной отмены министерской встречи в апреле называет санкции против таких входящих в ОПЕК стран, как Венесуэла и Иран. «Санкции делают долгосрочное планирование невозможным и создают ненужную путаницу в отношении инвестиционных решений. На самом деле трудно планировать даже на несколько месяцев вперед, и проблем не становятся меньше от того, что страна, стоящая за санкциями, вводит их, чтобы поддержать собственный экспорт нефти», — сказал Александр Новак. С другой стороны, с точки зрения стран-потребителей нефти кажется абсурдным, что Опек решает ограничить добычу нефти, когда и так ежедневно не хватает более 2,5 миллионов баррелей, в том числе из Ирана и Венесуэлы. Государственный бюджет Атмосфера на нефтяном рынке очень нервозная, и едва ли она улучшится теперь, когда ясно, что министры энергетики стран ОПЕК встретятся всего за несколько дней до того, как истечет действие соглашения об ограничении добычи. Таким образом, например, авиакомпаниям и судоходным компаниям практически невозможно хеджировать потребление топлива во втором полугодии, поскольку в случае прекращения действия соглашения могут начаться значительные колебания цен. В международной нефтяной промышленности никто не сомневается в том, что Саудовская Аравия хотела бы, чтобы добыча нефти оставалось сниженной до тех пор, пока цены на сырую нефть из Северного моря не вернутся на уровень выше 70 долларов за баррель. Государственный бюджет королевства на 2019 год основывается на средней цене на сырую нефть в размере 80 долларов США за баррель, но даже такая высокая цена не устраняет такой же дефицит бюджета, как и в 2018 году, то есть примерно 35 миллиардов долларов. Последние расчеты Международного валютного фонда показывают, что для того, чтобы бюджет Саудовской Аравии сбалансировался, средняя цена должна вырасти до 95 долларов за баррель. Россия в совершенно другой ситуации, поскольку ее государственный бюджет на 2019 год базируется на средней цене на сырую нефть в 40 долларов США за баррель. Принципиальное отличие состоит в том, что российская нефтяная промышленность в основном получает доходы в долларах, а расходы у нее рублях, у Саудовской Аравии и доходы, и расходы — в долларах. В этом году со стороны Саудовской Аравии звучала критика в связи с тем, что Россия не снизила производство до согласованного уровня. Официальные данные ОПЕК показывают, что уровень соответствия соглашению у России составляет всего 36, а у Саудовской Аравии — 153. Благодаря такому высокому уровню Саудовской Аравии средний уровень соответствия по ОПЕК составляет 94, хотя у остальных десяти экспортирующих нефть стран, которые подписали договор, — всего 51. Разногласия Россия не скрывает своей обеспокоенности тем, что целенаправленная политика ОПЕК, направленная на повышение цен на нефть, в долгосрочной перспективе будет контрпродуктивной. Война в области цен на нефть началась весной 2014 года, когда страны ОПЕК во главе с Саудовской Аравией решили, что больше не хотят уступать часть рынка производителям сланцевой нефти в США. Это противостояние до сих пор сильно влияет на Россию, которая с того времени много работала над тем, чтобы противостоять национальным экономическим последствиям. Нефтяная война ударила по производителям сланцевой нефти в США, но ОПЕК явно недооценил устойчивость американской нефтяной промышленности. Расходы снизили, десятки тысяч человек были уволены, и началась интенсивная работа по автоматизации как поиска месторождений, так и самой добычи. Новая мантра заключалась в том, что 50 долларов за баррель — это новая норма, и поэтому все новые нефтяные месторождения, вводимые в эксплуатацию, должны приносить такую прибыль. Это и до сих пор остается отправной точкой, и поэтому нефтяные компании зарабатывают хорошие деньги с текущей ценой чуть менее 60 долларов за баррель американской нефти. «Актуальные цены на нефть приемлемы как для потребителей, так и для производителей. Не имеет смысла нарушать этот баланс», — сказал Александр Новак после встречи в Баку. Халид аль-Фалих же считает, что коммерческие запасы нефти в США «значительно больше нормы», и потому, по его мнению, необходимо ограничить производство нефти даже еще сильнее, чем сейчас. Есть ли какие-то основания для компромисса между Россией и Саудовской Аравией, вероятно, выяснится только на министерской встрече в конце июня.
Комментарии (0)