Эксперты рассказали о проблемах с грузино-азербайджанской границей - «Аналитика»
- 18:41, 28-фев-2019
- Аналитика
- Зоя
- 0
18:30В ходе официального визита в Азербайджан президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что вместе с коллегой Ильхамом Алиевым решили дать указания членам межгосударственной комиссии по делимитации и демаркации госграницы возобновить работу и окончательно установить границу между странами, которая «должна объединять, а не делить».
По мнению грузинского эксперта Мамуки Арешидзе, если в данном вопросе будет консолидированный подход со стороны властей Грузии, демаркация «может закончиться результативно».
«Проблема серьезна с той точки зрения, что этот процесс продолжается с 1996 года и конца ему не видно. Согласована часть границы, часть остается несогласованной. Грузинская и азербайджанская стороны очень деликатно оспаривают друг у друга связанный с Гареджи (монастырский комплекс Давид Гареджи — «NOVOSTI-DNY.Ru») участок, и не только этот участок… Насколько эффективной будет ее эта активность сказать не могу, однако если к вопросу делимитации будет консолидированный подход со стороны властей Грузии и не будет постоянного кивания головой на претензий нашего стратегического соседа, не исключено, что это все может закончиться результативно», — заявил он"ИнтерпресНьюс".
В то же время, подчеркнул Арешидзе, Грузии уже нечего уступать Азербайджану.? читать продолжение новости ?
«Для всех мыслящих грузин ясно, что Азербайджан оспаривает место, которое является для нас определенным символом. Исходя из этого, грузинская сторона не сможет пойти на компромисс, однако, если стороны хотят договориться, это означает, что какая-то из сторон все же должна пойти на компромисс, и это азербайджанская сторона», — подчеркнул Арешидзе.
По его словам, у Саломе Зурабишвили нет рычагов влияния, она не представляет исполнительную власть Грузии, которая может подписать документ по демаркации и делимитации госграницы.
«Саломе Зурабишвили сдвинула с места процесс, который в течение 22 лет был то замороженным, то продвигался медленно. В этом ее задача. Мы не можем пойти на компромисс, так как у нас ничего не осталось в качестве компромисса», — повторил Арешидзе.
Более сдержан в прогнозах другой эксперт Торнике Шарашенидзе. Президент Грузии не имеет полномочий, поэтому может делать лишь заявления, сказал он. С другой стороны, и он не исключает того, что при желании сторон вопрос о госгранице может быть решен.
«Если говорить реально, разумеется, это возможно, если захотеть. Просто дело в том, что с Азербайджаном у нас уже не такие хорошие отношения, как были несколько лет назад. Вспомню последний скандал, связанный с открытием памятника в Ахалкалаки, и с SOCAR сложно идут переговоры по теме газа. На этом фоне думаю, достичь консенсуса будет трудно. Саломе Зурабишвили же практически ничего не контролирует. Так что, она может ограничиваться лишь заявлениями. К делу подключиться она никак не сможет. В чем я вижу выход? До сих пор мы существовали без делимитации, 28 лет, и продолжим так неопределенное время», — заявил Торнике Шарашенидзе.? читать продолжение новости ?
Процесс делимитации и демаркации госграницы между Грузией и Азербайджаном начался с создания в 1996 году межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы. Из существующих 446 км государственной границы между Грузией и Азербайджаном в настоящее время согласованы и описаны лишь около 300 км. В ходе работы комиссии, начиная с 2007 года, возникли непреодолимые препятствия — в связи с монастырским комплексом Давид Гареджи (находится в 60 км на юго-восток от Тбилиси). Грузинская православная церковь считает комплекс достоянием культуры своей страны, тогда как в Азербайджане заявляют, что монастырь является памятником албанской культуры, называя его Кешишчи-Даг. Еще одним проблемным участком является село Эрисимеди.
Несколько лет назад, сеть неправительственных организаций по защите окружающей среды Кавказа (CENN) опубликовала доклад, в котором говорилось, что на границе между Грузией и Азербайджаном, которая проходит вдоль реки Алазань, выявлено 69 мест, где произошли изменения в русле реки, в 42 случаях граница передвинулась вглубь Грузии, а в 27 случаях — вглубь Азербайджана.
Комментарии (0)