В августе 44-го: как ликвидировали бандеровское подполье на Львовщине - «Новости»

  • 00:00, 23-авг-2024
  • Новости дня / Армения / Красноярск / Политика / Здоровье / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Технологии / Матчи / Украина / Большой Кавказ / Белоруссия / Европа / Бизнес / ЖКХ / Мероприятия / Видео / Военные действия / Власть / Судьи / Бокс / Статистика / Транспорт
  • Donaldson
  • 0

Бандиты поплатились за кровавые преступления


80 лет назад, 22 августа 1944 года, советские войска начали молниеносную операцию против бандеровцев в Львовской области. Это было справедливое возмездие за кровавые преступления, которые тянулись за ними с первых дней войны.

Бандеровские бандиты

Борьба с бандеровским подпольем на Украине продолжалась несколько лет и вышла кровопролитной и трагической для украинского народа, ставшего заложником «книжного национализма» идеологов, воспитанных в Австрии и Польши. Все они не знали ни славянской истории, ни специфики советской Украины. И прошлое, и настоящее последователи Степана Бандеры подстраивали под свои концепции. А методы формирования из боевых частей базировались на принципах, схожих с бандитскими: круговая порука, конспирация, фанатичная преданность своим вожакам и жизнь «по понятиям».

Все члены боевых подразделений имели псевдонимы, которые регулярно менялись. Связь между бандформированиями осуществлялась через проверенных связных, которых тоже постоянно меняли.


Вооруженное формирование украинских националистов УПА
Как правило, участники движения из разных ячеек не знали друг друга в лицо. Им удавалось формировать свои части в том числе и из бывших граждан СССР, мотивируя их участием в мародерстве и перспективой получить высокие чины в иллюзорном будущем «самостийном» украинском государстве. В основном в ряды бандеровцев шли уголовники, люди, готовые рискнуть жизнью ради наживы.

Вооруженное националистическое движение на территории Украины в значительной степени организовывала «Организация украинских националистов» (ОУН) (запрещена в России), которой руководил соратник и соперник Бандеры, такой же уроженец Австро-Венгрии Андрей Мельник, более удачливый и в области интриг, и в вопросах диверсионной войны. Он, надо признать, был способным агентом немецких спецслужб. Показательно, что верхушка бандеровцев — как бы они ни называли свои бандформирования — предпочитала жить на территории, подконтрольной Германии.


Вооруженное формирование украинских националистов УПА
Они и были пособниками немецких нацистов.

В октябре 1942 года сформировалась Украинская повстанческая армия (УПА, запрещена в России), которая стала оперативным вооруженным (по существу — бандитским) формированием ОУН. Ее командующим стал Дмитрий Клячкивский (Клим Савур), еще один австрийский украинец из Галиции.
Немцы неплохо вооружили эти банды. Только в первые недели формирования УПА ей передали на вооружение 10 тыс. станковых и ручных пулеметов, более 700 минометов, 26 тыс. автоматов, 72 тыс. винтовок, 22 тыс. пистолетов, большое количество мин, снарядов, миллионы патронов, 300 полевых радиостанций, около 100 портативных типографий.

Борьба за Украину

В конце февраля 1944 года бандеровцы напали на генерала армии Николая Ватутина. В перестрелке командующий 1-м Украинским фронтом был смертельно ранен. Скорее всего, убийцы Ватутина были уничтожены, поскольку вскоре после этой трагедии по бандеровцам был нанесен мощный удар. Но они еще представляли грозную силу. На стороне бандеровских банд было хорошее знание местности, политика террора и запугивания по отношению к местным жителям и бессмысленный фанатизм, с которым они шли на смерть, не имея никаких шансов на реализацию фантазий своих идеологов.

К концу лета 1944 года Украина и Белоруссия практически были очищены от гитлеровских оккупантов. Красная армия выходила на территорию Польши. Нельзя было оставлять в тылу бандформирования оуновцев. А в окрестностях Львова они еще были сильны и многочисленны. И постоянно совершали террористические налеты на освобожденные села и города.


Командующий Воронежским фронтом генерал армии Николай Федорович Ватутин
Так, 21 мая оуновцы ворвались в село Погорелое, забрали в сельсовете автомат, шесть винтовок, сожгли документы сельсовета, разграбили склад колхоза и скрылись.

25 мая в селе Медведовке Хмельникского района бандиты обстреляли опергруппу НКВД и спешно сбежали в Кожуховский лес. 28 июня две сотни бандеровцев появились в лесах Летичевского района Каменец-Подольской области. Они обстреляли армейскую автомашину, убили шесть красноармейцев. В селе Kyсиковцы они отобрали у местных жителей продукты питания — и скрылись, бежав к своим лесным схронам. Такие нападения по всей правобережной Украине и в Карпатах совершались регулярно — это были удары в спину для армии, освобождавшей нашу страну и Европу от гитлеровцев.
13 августа 1944 года на станции Зелена Угневского района Львовской области оуновцы подорвали воинский эшелон, уничтожив 40 вагонов с боеприпасами. Продолжались и нападения на отдельных солдат и офицеров Красной армии. Эту цепочку преступлений следовало немедленно пресечь — и действия по нейтрализации оуновцев армия-освободительница провела незамедлительно.

Шесть дней на разгром

Операцией руководил генерал-лейтенант НКВД Петр Бурмак — сын крестьянина из Волновахского района на Донбассе. Он служил в армии с 1922 года, в основном — в пограничных войсках, которым приходилось и в мирное время вести кровопролитные бои против диверсантов. В освобожденной республике воссоздали Украинский пограничный округ. Его штаб, располагавшийся во Львове, и возглавил Бурмак.
К началу 20-х чисел августа под руководством Бурмака при участии штаба 1-го Украинского фронта был разработан план активных действий против оуновцев в тех районах Львовской области, где они проявляли особенную активность: в Раво-Русском, Угневском, Магеровском, Немировском и Яворовском районах. Эту территорию нужно было очистить от бандформирований.

Пришло время налаживать мирную жизнь в освобожденной Украине, а Львовщина должна была стать надежным тылом Красной армии для наступления на Запад. Для организации оперативных мероприятий на Украину командировали заместителей наркома внутренних дел Сергея Круглова и Ивана Серова с группой опытных сотрудников госбезопасности.


Демонстрация украинских националистов. Август 1941 года
Это говорит о том, что действиям против бандеровцев в августе 1944-го придавали серьезнейшее значение и курировали ее на самом высоком уровне.

Операция началась ранним утром 22 августа. Уже первый день активных боев в лесах и возле схронов показал, что бандитам нечего противопоставить регулярным советским частям, получившим опыт нескольких лет войны. К тому ж они знали, что защищают Родину. А что защищали оуновцы? Только чьи-то больные иллюзии.
В масштабной операции, которая прошла интенсивно и быстро, приняли участие шесть пограничных полков войск по охране тыла 1-го Украинского фронта, пять пограничных отрядов и три полка Красной армии, специально переведенные с передовой, — два стрелковых и один кавалерийский. Удачно действовала разведка, сумевшая исключить утечку информации и сохранить планы операции в тайне от бандеровцев.

Разведчики доложили, где в этих районах оуновцы подготовили лесные «крепости», приспособленные для длительной деятельности в подпольных и фронтовых условиях. По этим укреплениям и были нанесены главные удары, которые стали для противника неожиданностью.


Парад украинских националистов в Станиславе. Октябрь 1941 года
Залогом успеха была внезапность. Так считали Круглов и Бурмак — и их замысел вполне оправдался. Некоторые оуновские отряды сопротивлялись отчаянно, подтвердив сведения нашей разведки о хорошем вооружении, которым они располагали. Их брали в кольцо и методично уничтожали части Красной армии и НКВД. Другие — сдавались в плен, предпочитая сохранить жизни.
Операция продолжалась всего лишь шесть дней — до 27 августа включительно. За это время оуновцы потеряли свои основные силы в пяти районах Львовской области — там, где и развернулись бои. Около 1,6 тыс. самых отчаянных террористов были уничтожены в перестрелках. Сотни оуновцев получили ранение и не могли больше продолжать борьбу, сотни разбежались. В руках НКВД оказалось немало ценного «материала», включая более 540 пленных.

На территориях, очищенных от бандитов, военкоматы проводили мобилизацию молодежи в Красную армию — и эти мероприятия прошли практически без эксцессов. Наоборот — из лесов возвращались молодые люди, запуганные УПА. Ведь тем, кто записывался в Красную армию, бандиты угрожали местью — при этом не жалели и стариков родителей. А теперь стало ясно, что на территории, где хозяйничали бандиты, установилась прочная власть, основанная на законе. Красная армия не мстила, не расстреливала не месте тех, кого подозревали в связях с оуновцами. Хотя суд их ожидал суровый — как и положено в годы войны.


Советская пехота ведет бой за один из населенных пунктов на львовском направлении
За несколько дней полностью уничтожить бандитское националистическое подполье в Львовской области не удалось. Но после этого удара оуновцы по большому счету уже не оправились — и перешли к исключительно оборонительным действиям. Их диверсии и бандитские нападения на людей стали редкостью.
Разумеется, в противостоянии с бандеровцами героически участвовали уроженцы Украинской ССР. Это проявилось и в августе 1944-го. Всегда надо помнить о том, что ОУН-УПА — это отщепенцы Украины, а настоящие сыны братского народа воевали в Красной армии.

Борьба с бандитским подпольем в западных областях Украинской ССР продолжалась еще не один год — в том числе и после войны. Но ОУН уже не была значимой военной силой, хотя и старалась продолжать свою террористическую деятельность. Боевые операции частей СМЕРШ, НКВД и Красной армии загнали их в самые темные углы, откуда не было спасения.

Бандиты поплатились за кровавые преступления 80 лет назад, 22 августа 1944 года, советские войска начали молниеносную операцию против бандеровцев в Львовской области. Это было справедливое возмездие за кровавые преступления, которые тянулись за ними с первых дней войны. Бандеровские бандиты Борьба с бандеровским подпольем на Украине продолжалась несколько лет и вышла кровопролитной и трагической для украинского народа, ставшего заложником «книжного национализма» идеологов, воспитанных в Австрии и Польши. Все они не знали ни славянской истории, ни специфики советской Украины. И прошлое, и настоящее последователи Степана Бандеры подстраивали под свои концепции. А методы формирования из боевых частей базировались на принципах, схожих с бандитскими: круговая порука, конспирация, фанатичная преданность своим вожакам и жизнь «по понятиям». Все члены боевых подразделений имели псевдонимы, которые регулярно менялись. Связь между бандформированиями осуществлялась через проверенных связных, которых тоже постоянно меняли. Вооруженное формирование украинских националистов УПА Как правило, участники движения из разных ячеек не знали друг друга в лицо. Им удавалось формировать свои части в том числе и из бывших граждан СССР, мотивируя их участием в мародерстве и перспективой получить высокие чины в иллюзорном будущем «самостийном» украинском государстве. В основном в ряды бандеровцев шли уголовники, люди, готовые рискнуть жизнью ради наживы. Вооруженное националистическое движение на территории Украины в значительной степени организовывала «Организация украинских националистов» (ОУН) (запрещена в России), которой руководил соратник и соперник Бандеры, такой же уроженец Австро-Венгрии Андрей Мельник, более удачливый и в области интриг, и в вопросах диверсионной войны. Он, надо признать, был способным агентом немецких спецслужб. Показательно, что верхушка бандеровцев — как бы они ни называли свои бандформирования — предпочитала жить на территории, подконтрольной Германии. Вооруженное формирование украинских националистов УПА Они и были пособниками немецких нацистов. В октябре 1942 года сформировалась Украинская повстанческая армия (УПА, запрещена в России), которая стала оперативным вооруженным (по существу — бандитским) формированием ОУН. Ее командующим стал Дмитрий Клячкивский (Клим Савур), еще один австрийский украинец из Галиции. Немцы неплохо вооружили эти банды. Только в первые недели формирования УПА ей передали на вооружение 10 тыс. станковых и ручных пулеметов, более 700 минометов, 26 тыс. автоматов, 72 тыс. винтовок, 22 тыс. пистолетов, большое количество мин, снарядов, миллионы патронов, 300 полевых радиостанций, около 100 портативных типографий. Борьба за Украину В конце февраля 1944 года бандеровцы напали на генерала армии Николая Ватутина. В перестрелке командующий 1-м Украинским фронтом был смертельно ранен. Скорее всего, убийцы Ватутина были уничтожены, поскольку вскоре после этой трагедии по бандеровцам был нанесен мощный удар. Но они еще представляли грозную силу. На стороне бандеровских банд было хорошее знание местности, политика террора и запугивания по отношению к местным жителям и бессмысленный фанатизм, с которым они шли на смерть, не имея никаких шансов на реализацию фантазий своих идеологов. К концу лета 1944 года Украина и Белоруссия практически были очищены от гитлеровских оккупантов. Красная армия выходила на территорию Польши. Нельзя было оставлять в тылу бандформирования оуновцев. А в окрестностях Львова они еще были сильны и многочисленны. И постоянно совершали террористические налеты на освобожденные села и города. Командующий Воронежским фронтом генерал армии Николай Федорович Ватутин Так, 21 мая оуновцы ворвались в село Погорелое, забрали в сельсовете автомат, шесть винтовок, сожгли документы сельсовета, разграбили склад колхоза и скрылись. 25 мая в селе Медведовке Хмельникского района бандиты обстреляли опергруппу НКВД и спешно сбежали в Кожуховский лес. 28 июня две сотни бандеровцев появились в лесах Летичевского района Каменец-Подольской области. Они обстреляли армейскую автомашину, убили шесть красноармейцев. В селе Kyсиковцы они отобрали у местных жителей продукты питания — и скрылись, бежав к своим лесным схронам. Такие нападения по всей правобережной Украине и в Карпатах совершались регулярно — это были удары в спину для армии, освобождавшей нашу страну и Европу от гитлеровцев. 13 августа 1944 года на станции Зелена Угневского района Львовской области оуновцы подорвали воинский эшелон, уничтожив 40 вагонов с боеприпасами. Продолжались и нападения на отдельных солдат и офицеров Красной армии. Эту цепочку преступлений следовало немедленно пресечь — и действия по нейтрализации оуновцев армия-освободительница провела незамедлительно. Шесть дней на разгром Операцией руководил генерал-лейтенант НКВД Петр Бурмак — сын крестьянина из Волновахского района на Донбассе. Он служил в армии с 1922 года, в основном — в пограничных войсках, которым приходилось и в мирное время вести кровопролитные бои против диверсантов. В освобожденной республике воссоздали Украинский пограничный округ. Его штаб, располагавшийся во Львове, и возглавил Бурмак. К началу 20-х чисел августа под руководством Бурмака при участии штаба 1-го Украинского фронта был разработан план активных действий против оуновцев в тех районах Львовской области, где они проявляли особенную активность: в Раво-Русском, Угневском, Магеровском, Немировском и Яворовском районах. Эту территорию нужно было очистить от бандформирований. Пришло время налаживать мирную жизнь в освобожденной Украине, а Львовщина должна была стать надежным тылом Красной армии для наступления на Запад. Для организации оперативных мероприятий на Украину командировали заместителей наркома внутренних дел Сергея Круглова и Ивана Серова с группой опытных сотрудников госбезопасности. Демонстрация украинских националистов. Август 1941 года Это говорит о том, что действиям против бандеровцев в августе 1944-го придавали серьезнейшее значение и курировали ее на самом высоком уровне. Операция началась ранним утром 22 августа. Уже первый день активных боев в лесах и возле схронов показал, что бандитам нечего противопоставить регулярным советским частям, получившим опыт нескольких лет войны. К тому ж они знали, что защищают Родину. А что защищали оуновцы? Только чьи-то больные иллюзии. В масштабной операции, которая прошла интенсивно и быстро, приняли участие шесть пограничных полков войск по охране тыла 1-го Украинского фронта, пять пограничных отрядов и три полка Красной армии, специально переведенные с передовой, — два стрелковых и один кавалерийский. Удачно действовала разведка, сумевшая исключить утечку информации и сохранить планы операции в тайне от бандеровцев. Разведчики доложили, где в этих районах оуновцы подготовили лесные «крепости», приспособленные для длительной деятельности в подпольных и фронтовых условиях. По этим укреплениям и были нанесены главные удары, которые стали для противника неожиданностью. Парад украинских националистов в Станиславе. Октябрь 1941 года Залогом успеха была внезапность. Так считали Круглов и Бурмак — и их замысел вполне оправдался. Некоторые оуновские отряды сопротивлялись отчаянно, подтвердив сведения нашей разведки о хорошем вооружении, которым они располагали. Их брали в кольцо и методично уничтожали части Красной армии и НКВД. Другие — сдавались в плен, предпочитая сохранить жизни. Операция продолжалась всего лишь шесть дней — до 27 августа включительно. За это время оуновцы потеряли свои основные силы в пяти районах Львовской области — там, где и развернулись бои. Около 1,6 тыс. самых отчаянных террористов были уничтожены в перестрелках. Сотни оуновцев получили ранение и не могли больше продолжать борьбу, сотни разбежались. В руках НКВД оказалось немало ценного «материала», включая более 540 пленных. На территориях, очищенных от бандитов, военкоматы проводили мобилизацию молодежи в Красную армию — и эти мероприятия прошли практически без эксцессов. Наоборот — из лесов возвращались молодые люди, запуганные УПА. Ведь тем, кто записывался в Красную армию, бандиты угрожали местью — при этом не жалели и стариков родителей. А теперь стало ясно, что на территории, где хозяйничали бандиты, установилась прочная власть, основанная на законе. Красная армия не мстила, не расстреливала не месте тех, кого подозревали в связях с оуновцами. Хотя суд их ожидал суровый — как и положено в годы войны. Советская пехота ведет бой за один из населенных пунктов на львовском направлении За несколько дней полностью уничтожить бандитское националистическое подполье в Львовской области не удалось. Но после этого удара оуновцы по большому счету уже не оправились — и перешли к исключительно оборонительным действиям. Их диверсии и бандитские нападения на людей стали редкостью. Разумеется, в противостоянии с бандеровцами героически участвовали уроженцы Украинской ССР. Это проявилось и в августе 1944-го. Всегда надо помнить о том, что ОУН-УПА — это отщепенцы Украины, а настоящие сыны братского народа воевали в Красной армии. Борьба с бандитским подпольем в западных областях Украинской ССР продолжалась еще не один год — в том числе и после войны. Но ОУН уже не была значимой военной силой, хотя и старалась продолжать свою террористическую деятельность. Боевые операции частей СМЕРШ, НКВД и Красной армии загнали их в самые темные углы, откуда не было спасения.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!