Последняя историческая картина Сурикова - «Новости»
- 00:00, 03-дек-2023
- Новости дня / Политика / Здоровье / Недвижимость / Россия / Спорт / Мир / ЖКХ / Статистика / Технологии / Нижний Новгород / Происшествия и криминал / Военные действия
- Харитина
- 0
Мы все знаем самую первую картину Сурикова на исторический сюжет. Утро стрелецкой казни. А какая была последней?
Вот эта. "Посещение царевной женского монастыря" (1912, Третьяковская галерея).
Царевна идёт по красному ковру, в окружении монашек и сопровождающих. Юная, миловидная, нарядная.
На первый взгляд, очень спокойный сюжет.
На самом деле это трагедия.
Посмотрите на лицо царевны. Она не выглядит несчастной. Но она грустит, она в оцепенении. Она понимает, что ничего не сможет сделать.
Красный ковёр, как образ жертвы. Контраст золотистого наряда княжны и чёрных одежд монашек, как символ предстоящего заточения.
Это не какая-то конкретная царевна. Собирательный образ всех дочерей правителей XVI-XVII века.
Ни одна из многочисленных дочерей правителей этой эпохи НЕ вышла замуж.
Часть из них были сосланы в монастырь. Другие провели всю жизнь девицами в женских палатах.
Суриков показал одну из них. Ещё юная, она пока здесь гостья. Но, скорее всего, она будет заперта навсегда в келье. Пока не увянет её красота в этих стенах, пока не сгинет она в забытьи.
Почему же так сложилось?
Царевнам было запрещено выходить замуж за мужчину, ниже себя по статусу. То есть в родной стране никто не мог стать их женихом.
Оставались заморские принцы. Но!
При замужестве царевне нельзя было менять религию.
А где взять православных принцев?
Византия уже пала к тому моменту. Теоретически можно было выйти замуж за принца другой религии при условии, что он не настаивал на смене религии его жены.
Но как понимаете - таких просто не было в XVI-XVII веках! Конечно, европейские короли настаивали, чтобы невестка приняла их веру. Всё, тупик!
Но к началу XIX века ситуация изменилась кардинально.
Породниться с Россией было уже настолько престижно, что многие европейские принцы были готовы иметь православную жену.
Все дочери Павла I вышли замуж! А одна из дочерей Николая I даже сделала это (впервые за многие столетия) по любви! Знаете, кто именно?
Кстати, для образа царевны Сурикову позировала его внучка Наталья Кончаловская.
Её уже такие нравы не касались). В юности она сбежала с женихом в Америку. Но быстро развелась и вернулась в Россию. Где и встретила второго мужа, Сергея Михалкова.
Так что на последней исторической картине Сурикова мы видим лицо мамы режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. С
Комментарии (0)