© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкИдея советского авиаконструктора Владимира Вахмистрова сделать бомбардировщики авианосными оправдала себя в августе — сентябре 1941 года и настолько заинтересовала американцев, что после Второй мировой войны США экспериментировали с истребителями-паразитами, но неудачно, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики.
Ранним утром 10 августа 1941 года с авиабазы в Евпатории на Крымском полуострове взлетели три тяжелых советских бомбардировщика ТБ-3. Под их гигантскими крыльями располагался в высшей степени необычный груз: по два пузатых истребителя И-16. Их двигатели ОКБ Шевцова ревели на полную мощность, чтобы разогнать неуклюжего четырехмоторного гиганта, к которому они крепились.
Один из авианосных бомбардировщиков прервал полет из-за технических проблем. Шесть оставшихся самолетов взяли курс на румынский порт Констанца в восточной части Черного моря примерно в 400 километрах от Крыма, летя со скоростью 250 километров в час.
За полтора месяца до этого румынские войска поддержали неожиданное вторжение нацистской Германии, раздавившее неподготовленные пограничные укрепления СССР. Силы Оси неуклонно двигались к стратегическим портам Одессы и Севастополя, и осажденные советские ВВС и ВМС изо всех сил пытались нанести ответный удар. Одной из главных целей стал километровый мост Кароля I через Дунай высотой 70 метров. Через него шел и жизненно важный трубопровод с нефтяных месторождений Плоешти.
© CC0 / Public Domain, SA-kuva | Перейти в фотобанкБомбардировщик Туполев ТБ-3
Тем не менее «Цирк Шубикова» продолжал наносить точные удары с большой дистанции. Как пишет Михаил Маслов в книге «Цирк Вахмистрова», 17 августа шесть И-16 уничтожили в порту Констанцы плавучий док. 28 августа четыре И-16 взорвали мост через Днепр под Запорожьем в 320 километрах к северу.
И все же военная машина Оси подбиралась все ближе и ближе к Крыму, и подразделению, рассчитанному на дальние удары, все чаще приходилось поддерживать сухопутные войска на передовой. Хотя дальность полета уже не имела значения, в воздух И-16 по-прежнему поднимались благодаря ТБ-3.
8 сентября подразделение под прикрытием истребителей Як-1 уже бомбило удар по мосту в Бериславе всего в 160 километрах. Немецкие истребители отбили атаку и сбили «яки» и И-16. На следующий день четыре И-16 «Цирка Шубикова» подбили в ожесточенном воздушном бою два Ме-109. Серьезное достижение, ведь «мессершмитты», пусть и не столь маневренные, значительно превосходили их в скорости и огневой мощи.
Наконец, 1 октября во время налета на немецкую тяжелую артиллерию под селом Ишунь, — она атаковала Перекопский перешеек, соединяющий Крым с Украиной, — удача покинула Шубикова. Командир эскадрильи погиб в бою и был посмертно награжден орденом Ленина. Через месяц пала Одесса.
Несмотря на это, 2-я специальная эскадрилья совершала боевые вылеты и в 1942 году, выполнив в общей сложности тридцать боевых задач. Однако в конечном счете «Звено-СПБ» сняли со службы: комплекс оказался уязвимым для истребителей противника, а ТБ-3 и И-16 уже считались конструкциями устаревшими.
Тем не менее, в отличие от большинства экспериментальных видов вооружения, использовавшегося лишь эпизодически, комплекс «Звено-СПБ» оказался на редкость эффективным: он последовательно наносил значительный урон стратегическим целям в глубоком вражеском тылу, и при этом относительно большинства подразделений ВВС отделался сравнительно легкими потерями.
Вахмистров предложил блестящее решение, как выжать из устарелой техники высокую дальность полета, — однако на смену его идее пришло новое поколение самолетов. Новые двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 оказались быстрее И-16, несли больше полезной нагрузки и имели большую дальность полета, — к тому же им хватало маневренности для пикирующих атак.
После Второй мировой войны США неудачно экспериментировали с истребителями-паразитами XF-85 Goblin, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики RF-84K Thunderflash («Вспышка грома»).
Однако потенциал использования крупных самолетов, чтобы запускать на дальние расстояния истребители мелкие и маневренные, предвидел прозорливый Вахмистров. Пусть идея истребителя-паразита и оказалась тупиковой, сегодняшние реактивные истребители регулярно состыковываются с самолетами-заправщиками, в несколько раз увеличивая свой рабочий радиус.
© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкИдея советского авиаконструктора Владимира Вахмистрова сделать бомбардировщики авианосными оправдала себя в августе — сентябре 1941 года и настолько заинтересовала американцев, что после Второй мировой войны США экспериментировали с истребителями-паразитами, но неудачно, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики.Ранним утром 10 августа 1941 года с авиабазы в Евпатории на Крымском полуострове взлетели три тяжелых советских бомбардировщика ТБ-3. Под их гигантскими крыльями располагался в высшей степени необычный груз: по два пузатых истребителя И-16. Их двигатели ОКБ Шевцова ревели на полную мощность, чтобы разогнать неуклюжего четырехмоторного гиганта, к которому они крепились. Один из авианосных бомбардировщиков прервал полет из-за технических проблем. Шесть оставшихся самолетов взяли курс на румынский порт Констанца в восточной части Черного моря примерно в 400 километрах от Крыма, летя со скоростью 250 километров в час. За полтора месяца до этого румынские войска поддержали неожиданное вторжение нацистской Германии, раздавившее неподготовленные пограничные укрепления СССР. Силы Оси неуклонно двигались к стратегическим портам Одессы и Севастополя, и осажденные советские ВВС и ВМС изо всех сил пытались нанести ответный удар. Одной из главных целей стал километровый мост Кароля I через Дунай высотой 70 метров. Через него шел и жизненно важный трубопровод с нефтяных месторождений Плоешти.© CC0 / Public Domain, SA-kuva | Перейти в фотобанкБомбардировщик Туполев ТБ-3 Тем не менее «Цирк Шубикова» продолжал наносить точные удары с большой дистанции. Как пишет Михаил Маслов в книге «Цирк Вахмистрова», 17 августа шесть И-16 уничтожили в порту Констанцы плавучий док. 28 августа четыре И-16 взорвали мост через Днепр под Запорожьем в 320 километрах к северу. И все же военная машина Оси подбиралась все ближе и ближе к Крыму, и подразделению, рассчитанному на дальние удары, все чаще приходилось поддерживать сухопутные войска на передовой. Хотя дальность полета уже не имела значения, в воздух И-16 по-прежнему поднимались благодаря ТБ-3. 8 сентября подразделение под прикрытием истребителей Як-1 уже бомбило удар по мосту в Бериславе всего в 160 километрах. Немецкие истребители отбили атаку и сбили «яки» и И-16. На следующий день четыре И-16 «Цирка Шубикова» подбили в ожесточенном воздушном бою два Ме-109. Серьезное достижение, ведь «мессершмитты», пусть и не столь маневренные, значительно превосходили их в скорости и огневой мощи. Наконец, 1 октября во время налета на немецкую тяжелую артиллерию под селом Ишунь, — она атаковала Перекопский перешеек, соединяющий Крым с Украиной, — удача покинула Шубикова. Командир эскадрильи погиб в бою и был посмертно награжден орденом Ленина. Через месяц пала Одесса. Несмотря на это, 2-я специальная эскадрилья совершала боевые вылеты и в 1942 году, выполнив в общей сложности тридцать боевых задач. Однако в конечном счете «Звено-СПБ» сняли со службы: комплекс оказался уязвимым для истребителей противника, а ТБ-3 и И-16 уже считались конструкциями устаревшими. Тем не менее, в отличие от большинства экспериментальных видов вооружения, использовавшегося лишь эпизодически, комплекс «Звено-СПБ» оказался на редкость эффективным: он последовательно наносил значительный урон стратегическим целям в глубоком вражеском тылу, и при этом относительно большинства подразделений ВВС отделался сравнительно легкими потерями. Вахмистров предложил блестящее решение, как выжать из устарелой техники высокую дальность полета, — однако на смену его идее пришло новое поколение самолетов. Новые двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2 оказались быстрее И-16, несли больше полезной нагрузки и имели большую дальность полета, — к тому же им хватало маневренности для пикирующих атак. После Второй мировой войны США неудачно экспериментировали с истребителями-паразитами XF-85 Goblin, а в 1950-х даже пробовали цеплять к бомбардировщикам B-36 самолеты-разведчики RF-84K Thunderflash («Вспышка грома»). Однако потенциал использования крупных самолетов, чтобы запускать на дальние расстояния истребители мелкие и маневренные, предвидел прозорливый Вахмистров. Пусть идея истребителя-паразита и оказалась тупиковой, сегодняшние реактивные истребители регулярно состыковываются с самолетами-заправщиками, в несколько раз увеличивая свой рабочий радиус.
Комментарии (0)