США выдавливают МиГ-29 из Индии - «Новости дня»
- 21:45, 24-фев-2019
- Новости дня
- Dutton
- 0
20 февраля 2019 года корпорация Lockheed Martin представила новый легкий многоцелевой истребитель. На сайте компании была опубликована виртуальная презентация под название «F-21 для Индии и из Индии». Громкие фразы и обещание сыплются как из рога изобилия: «Встречайте F-21».
«Специально сконфигурированный для ВВС Индии F-21 предоставляет уникальные возможности для программы „Сделай в Индии“ и укрепляет путь Индии в будущее передовой авиации».
«Предлагаемое компанией Lockheed Martin партнерство по проекту F-21 ускорит сотрудничество Индии и США в области передовых технологий».
Впрочем, американцы сразу дали понять, что полноценной передачи новых технологий не будет: «В дополнение к созданию тысяч новых рабочих мест для индийской промышленности, производство F-21 в Индии поддерживает тысячи рабочих мест поставщиков в Соединенных Штатах, в том числе сотни рабочих мест в Lockheed Martin». Значит, значительная часть узлов и деталей будут made in USA.
Итак, Америка обещает Индии производить истребитель F-21 совместно с корпорацией Tata Advanced Systems непосредственно на территории покупателя. В действительности хотят продать не новый самолет, а переработку старенького «атакующего сокола» F-16 Fighting Falcon, чья технологическая платформа была внедрена в производственные цеха компании General Dynamics аж 41 год назад.
Более того, сами-то американцы давно уже не закупают F-16 для своих ВВС. Даже официальные лица Пентагона говорят о машине, как об устаревшей технике, которую невозможно модернизировать для нужд современной войны. Так, глава боевого Командования ВВС США генерал Майк Хостидж высказался предельно прямо: к 2024 году Fighting Falcon отправится на свалку истории.
В свою очередь, руководство ВВС Индии тоже критично относится к F-16. Во-первых, потому, что новые легкие или средние истребители, закупаемые в рамках будущего контракта, должны стать дополнением к тяжелым перехватчикам Су-30МКИ. Которые, как известно, составляют основу боевой авиации Нью-Дели. Значит, потребуется решить очень непростой вопрос по оперативной совместимости российских и американских самолетов.
Во-вторых, у Нью-Дели есть опыт Каргильского конфликта, связанный с американскими «соколами». В частности, пакистанские самолеты F-16 в мае 1997 года не смогли сбить индийский МиГ-25, который на сверхзвуке демонстративно пролетел над Исламабадом. А в середине 1999 года пара индийских МиГ-29 перехватила на границе и даже навела ракеты на пакистанские Fighting Falcon. Если прозвучал бы приказ «открыть огонь», нарушителей уничтожили бы.
В-третьих, истребитель F-16, будучи самым массовым самолетом ВВС Пакистана, вызывает у индийцев стойкие негативные ассоциации. Для них это, прежде всего, самолет смертельного врага, который хорош только тогда, когда сбит и объятый пламенем падает на землю.
Безусловно, продавцы из Lockheed Martin осознают перечисленные проблемы, поэтому и придумали уловку с переименованием в F-21, хотя на самом деле речь идет о F-16E, модернизированном варианте для Объединенных Арабских Эмиратов. Да, американцы поставили более мощный движок и радар с электронным сканированием, а также обновили систему целенаведения ракет «воздух-воздух» AIM-120D. Но принципиального улучшения не произошло, если не считать большого монитора в кабине летчика.
Единственным видимым внешним отличием от арабского «атакующего сокола» является увеличенная полезная нагрузка в виде двух ракет AIM-9X Sidewinder для ближнего боя и шести — для дальних атак, вместо четырех, как у F-16E.
Не совсем ясно, эти ли требования были указаны в меморандуме о намерениях, который был подписан представителями Lheheed Martin и Tata Advanced Systems в июне 2017 года. Кто не знает: тогда авиастроительные компании договорились создать совместное производство по сборке не больше 70 машин F-16 BL, если Министерство обороны Индии сделает выбор на американском истребителе.
Как бы то ни было, в США утверждают, что вместо старенького F-16 сделали истребитель 4+, что, по мнению продавцов, должно переубедить покупателя. В частности, Вивек Лалл, вице-президент по стратегии и развитию бизнеса Lockheed Martin, заявил, что машина «отличается, как внутри, так и снаружи». Что касается переименования, то этот прием заокеанские самолетостроители позаимствовали «у русских», мол «Сухой», проведя модернизацию Су-27, дал ребредингу новый индекс Су-30.
Отметим еще одну хитрость толкачей из Lockheed Martin: они утверждают, что F-21 отличается от F-22 всего лишь одной единицей, подчеркивающей близость обновленного Fighting Falcon к технологиям пятого поколения. Дескать, путь к F-35 лежал через разработку F-22, поэтому, покупая сорокалетнюю платформу, Индия окажется всего лишь в одном шаге от самых современных американских ноу-хау.
Впрочем, на презентации не были указаны какие-либо детали, которые могли бы подчернить высокотехнологические инновации, зато обозначена цена сделки — $ 15 миллиардов долларов за 144 самолетов. За такие деньги, между прочим, можно купить столько же F-35.
В Нью-Дели в 2018 году объявил через Службу для глобальных поставщиков, что ВВС Индии намерены закупить более 100 легких или средних истребителей, в том числе 82–83 (75%) одноместных и 27–28 двухместных вариантов (25%). То есть 110 машин, причем, только первые 15 самолетов будут приобретены в готовом виде, остальные — собраны в цехах Tata Advanced Systems. Таким образом, были перечеркнуты параметры меморандума о сотрудничестве Lheheed Martin и Tata Advanced Systems.
Побороться за контракт, правда, не так рьяно, готовы корпорации Boeing и Saab, которые также объявили, что создадут совместные предприятие в Индии, если их истребители — F/A-18 Super Hornet и Gripen-E соответственно — будут выбраны чиновниками из Нью-Дели.
В то же время, наблюдатели отмечают, что Индия эксплуатирует военно-воздушный флот с самым большим разнообразием самолетов в мире, что уже сказалось на ухудшении оперативной совместимости и значительном росте эксплуатационных расходов. Учитывая, что Нью-Дели призвал своих военных к более рациональному расходованию бюджетных средств, логично предположить, что заказчик остановится на МиГ-29 или МиГ-35, в том числе из-за низкой — по сравнению с конкурентами — цены контракта.
И вот, как сообщил замглавы Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук, Москва отправила Индии своё предложение по возможному контракту на поставку большой партии истребителей МиГ-29.
Чем закончится схватка за небо Индии? Будем следить за событиями.
Комментарии (0)