От любви до ненависти — один Саламатин. Как на Украине генпрокурор схлестнулся с президентом - «Антимайдан»
- 03:55, 16-янв-2019
- Новости дня
- Варлам
- 0
В понедельник, 14 января, генпрокурор Украины Юрий Луценко опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором обвинил экс-министра обороны Дмитрия Саламатина в государственной измене в интересах РФ. Но это не очередной шпионский скандал, а удар по Порошенко, с которым у Луценко, вероятно, возникли не только стилистические разногласия
«Умышленные действия Саламатина по срыву контракта между казенным предприятием «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени О.О. Морозова», государственным предприятием «Антонов» и государственным предприятием «СЗТФ «Прогресс» и Минобороны Республики Ирак на поставку, ремонт, обслуживание военной техники привело к убыткам Украины на 560 млн долларов США», — утверждает генпрокурор Луценко.
Дело против экс-министра обороны времен Януковича Дмитрия Саламатина тянется с 2014 года, когда были возбуждены уголовные дела против Александра Кузьмука, Владимира Шкидченко, Евгения Марчука, Анатолия Гриценко, Юрия Еханурова, Павла Лебедева, Михаила Ежеля — короче, практически против всех экс-министров обороны Украины. Их обвиняют в развале армии, что привело, по мнению следствия, к большим людским потерям в гражданской войне на востоке Украины в 2014-2015 гг.
Обвинения в свой адрес Саламатин назвал «притянутыми за уши». «Это ложь от начала и до конца, я буду защищаться».
В своем заявлении Дмитрий Саламатин, живущий сейчас, по его словам, на территории ЕС, назвал нынешнюю украинскую власть «наследниками нацистской идеологии», и с этим сложно спорить. Но, с другой стороны, в бытность министром обороны он вполне продуктивно сотрудничал с Петром Порошенко, который в то время был министром экономики. Теперь Порошенко — президент, а Саламатин — беглый министр.
Министр министру глаз не выклюет
Дмитрий Саламатин перебрался на Украину из России в 1999 году, а в 2004-м сменил гражданство РФ на украинское. С 2006 по 2011 год он был народным депутатом от «Партии регионов», занимался вопросами науки, образования и бюджета. После победы Януковича на президентских выборах летом 2010 года был направлен в военно-промышленный комплекс (ВПК) и назначен генеральным директором государственной компании «Укрспецэкспорт», а в 2011 году — директором государственного концерна «Укроборонпром», созданного в 2010 году. В 2012-м он стал министром обороны, но всего лишь на 11 месяцев (с февраля по декабрь), и ушел из Кабмина в связи с его роспуском после парламентских выборов 2012 года.
Назначение Саламатина министром практически совпало с назначением еще одного министра — Петра Порошенко, который в марте того же 2012 года стал главным в правительстве Азарова по вопросам экономического развития и торговли. И между двумя министрами началось активное сотрудничество, которое помогло обогащаться и одному, и второму.
Сначала, как сообщает украинская пресса, Саламатин обеспечил получение порошенковским заводом «Ленинская кузница» оборонного заказа на 36 млн грн.
Затем Порошенко совместно с Саламатиным по поручению вице-премьера Валерия Хорошковского занялись перестройкой военно-промышленного сектора украинской экономики, формированием бюджета и работой над «Стратегией развития ГК «Укроборонпром» до 2017 года».
И работа закипела: два министра начали успешный «распил» военно-промышленного бюджета, что привело к существенным потерям авторитета Украины на международной арене.
Иракский контракт
Компании, которые назвал в своем посте генпрокурор Луценко, имеют непосредственное отношение к «иракскому контракту», который был заключен в сентябре 2009 года между ГК «Укрспецэкспорт» и Министерством обороны Ирака и предполагал поставку самолетов АН-32 и бронетранспортеров БТР-4Е со стартовым бюджетом 2,5 млрд долларов. Из них 457 млн долларов должно было быть заплачено за 420 БТРов.
В реализации этого контракта как раз и участвовали упомянутые генпрокурором Луценко компании: ГК «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени О.О. Морозова», ГК «Антонов» и ГП «СЗТФ «Прогресс».
По вине Саламатина выполнение контракта было сорвано. Прежде всего по срокам: первая партия 26 БТРов пришла к иракцам с опозданием в полгода, вторая — с опозданием в полтора года.
Но самое главное — то, что из поставленных 88 бронетранспортеров иракцам удалось завезти лишь 56 машин. Причем 33 из 56 запустили только с помощью передвижных мастерских технического обслуживания. Из 56 заведенных машин тронуться с места смогли лишь 34. На десяти «бэтээрах» были неисправны либо отсутствовали стартеры.
Инспекторы зафиксировали дефекты в работе 4 прицелов, 8 панорамных устройств, 10 блоков системы управления огнем. Неисправными были признаны 6 установленных на бронетранспортерах пушек, 8 пулеметов и 11 автоматических станковых гранатометов.
Виновными в этом, как утверждают украинские журналисты, () были сам Саламатин и его ставленник на посту главы «Укрспецэспорта» Дмитрий Перегудов, которые осуществляли приемку бракованных бронемашин.
Кроме того, как сообщают украинские СМИ, из 457 млн долларов 82 млн должны были уйти на оплату юридических и консультационных услуг иностранных компаний, обеспечивавших составление и выполнение внешнеэкономических контрактов. Но вместо 82 ушло 52. А 30 млн были переведены на счета фирм, не имевших к соглашению никакого отношения, зато у Саламатина в этот же момент появилось множество счетов в банках разных стран. Как сообщают СМИ, только на счету одного из банков Швейцарии — HSBC — у него было более 10 миллионов долларов. Информацию об этом французская газета Le Monde и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) получили от источников в правительственных кругах Франции.
Осенью 2013 года, еще при генпрокуроре Викторе Пшонке, было возбуждено дело против ушлого министра, а 10 октября СБУ в сопровождении группы "Альфа" нагрянула в здание ГК «Укроборонпром» и провела выемку документов в офисе компании «Укрспецэкспорт», а также еще в одном предприятии концерна — ГП «Укроборонсервис», о чем журналисты узнали от собственного источника, по данным которого, эти события связаны с активной деятельностью бывших руководителей этих компаний — экс-министра обороны Дмитрия Саламатина и его зама Дмитрия Пляцука.
Но при чем же тут Порошенко? Дело в том, что с его помощью были получены государственные гарантии для реализации иракского контракта. Будущий президент оказывал всяческое содействие своему тогдашнему коллеге-министру, в том числе помогал списывать долги ГК «Укроборонпром». И вот теперь, спустя шесть лет, возникает вопрос: если Саламатин — вор и коррупционер, то кто тогда в этой истории его партнер Порошенко, обеспечивавший заказ госгарантиями?
Дело Саламатина живет и процветает
В 2012 году тогдашний народный депутат Геннадий Москаль прокомментировал назначение Саламатина министром: «Боже, спаси Украину от таких назначений! Янукович повторяет ошибки Ющенко, который тоже в свое время назначил некомпетентного министра обороны. «Укроборонпром» — финансовый кошелек Партии регионов, так же, как при Ющенко был Сергей Бондарчук, возглавлявший Госкомпанию по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения. Поэтому Саламатин — решение финансовых вопросов Януковича».
Времена Януковича прошли, однако схемы, выстроенные Саламатиным вокруг воровства на ВПК, никуда не делись. «Укроборонпром» так и остался личной вотчиной Порошенко.
Дело в том, что, создавая «Укроборонпром» еще при Азарове, в его устав внесли маленькую корректировку, по которой директор концерна назначается президентом по представлению премьер-министра, а вот снимается только лично главой государства. Это вывело концерн из-под контроля Кабмина, сделав его владением президента. Такой юридический ход может трактоваться как узурпация власти, так как по Конституции Украины кадровые вопросы государственных компаний не входят в компетенцию президента.
В 2017 году Государственная аудиторская служба инициировала проверки в «Укроборонпроме», по результатам которых выявилось огромное количество нарушений при проведении сделок, которые привели к неэффективному расходованию около полумиллиарда гривен. «Прежде всего из-за манипулирования процессом формирования финансовых результатов для минимизации уплаты налогов и отчислений в бюджет», — отмечается в письме службы в Минэкономразвития.А в феврале 2018 года американское издание The New York Times написало, что увеличение расходов на военный бюджет с 2,5% до 5% лишь создало больше возможностей для коррупции и никак не улучшило обороноспособность страны.
В феврале 2018 года Петр Порошенко назначил нового гендиректора «Укроборонпрома» — Павла Букина, ранее работавшего в «Укрспецэкспорте». Это назначение прокомментировал эксперт антикоррупционной организации StateWatch Глеб Каневский: «Укроборонпром» превратился в государство в государстве, где сейчас функционируют более ста предприятий, из которых часть или неэффективны, или вообще существуют только на бумаге. Короче говоря, "Укроборонпром" фактически никто сейчас не контролирует. Это если во-первых. Во-вторых, иностранные и международные партнеры требуют проведения независимого аудита, потому что до сих пор никто этим не занимался якобы по ряду технических обстоятельств».
Вот и получилось, что дело, начатое Саламатиным, было успешно продолжено президентом.
Генпрокурор подбирается к президенту, а президент — к генпрокурору
Главная причина пристального внимания генпрокурора Луценко к экс-министру Саламатину — назревший конфликт между Луценко и Порошенко. Первый, как известно, был против введения военного положения и вообще заявил, что после выборов перейдет в партию «УДАР» киевского мэра Виталия Кличко, то есть, попросту говоря, покидает борт политической лодки президента. Для Луценко, некогда преданно дышавшего в затылок президента, это теперь совершенно безопасно. Порошенко — хромая утка, не способная снять генпрокурора и, вполне возможно, вообще доживающая последние недели на этом посту. Вот Луценко и решил уйти «от греха подальше», то есть от коррумпированного главы государства.
Но далеко уйти, видимо, не получится. Окормляемое президентом Национальное антикоррупционное бюро, словно черт из табакерки, выпрыгнуло в этой истории вслед за перспективным делом экс-министра Саламатина. 14 января Соломенский суд обязал НАБУ начать расследование касательно получения взятки на этот раз генеральным прокурором Украины Юрием Луценко. Как говорится в фабуле дела, 17 октября главе СБУ Василию Грицаку на личном приеме была передана информация о том, что Луценко и его заместитель Сторожук совершили коррупционное преступление, имена передавших им взятку не называются.
«Наконец, к Юрию Луценко есть претензии и у самой власти. Во-первых, между Петром Порошенко и Владимиром Гройсманом происходит потепление, и на этом фоне Луценко, который ранее «торпедировал» премьера теми же делами против Мирослава Продана (главы Госслужбы налогов и сборов. — Ред.) и его супруги, резко теряет для президента вес. Свою роль играет и нежелание генпрокурора участвовать в истории с военным положением и отсрочке даты выборов — Луценко выступал резко против такой схемы», — полагает политолог Алексей Якубин.
И вот теперь генпрокурор хочет достать президента через Саламатина, а президент — генпрокурора через НАБУ. И остается понять, кто раньше успеет это сделать. Раньше выборов, то есть до 31 марта 2019 года.
Комментарии (0)