Догнать и перегнать в небе американский «Боинг» России будет не на чем - «Новости дня»
- 15:14, 11-янв-2019
- Новости дня
- Руслан
- 0
Всем известно, что в советские времена мы делали не только ракеты, но и вполне качественные самолеты. Многотысячный авиапарк «Аэрофлота» состоял исключительно из отечественных гражданских авиалайнеров — известных моделей конструкторских бюро Ту (Туполева), Ил (Ильюшина), Ан (Антонова). От «кукурузника» Ан-2 до сверхзвукового Ту-144 и дальнемагистрального Ил-86 — с нашими просторами, действительно, «только самолетом можно долететь» из конца в конец огромной страны, а уж тем более за ее пределы.
Отдадим должное справедливости — советские самолеты были не самыми лучшими в мире. Страдала авионика, надежность и экономичность двигателей, не на мировом уровне был и комфорт, хотя, как рассказывают, на рейсе Москва — Петропавловск-Камчатский (9 часов полета) дважды кормили горячими блюдами, икрой и поили коньком. После 1991 года, когда авиапром, как и вся экономика страны, стали стремительно терять позиции — в первую очередь из-за отсутствия перспектив развития, выяснилось, что иностранные, пусть и старые самолеты, обходятся в эксплуатации выгоднее, а цены на их закупки существенно ниже отечественных. Небо России заполонили «Боинги» и «Аэрбасы», напрочь вытеснив «тушки» и «ильюшиных».
Это могло показаться как минимум странным — нельзя же было разрушить в одночасье огромный комплекс по производству такой сложной техники как самолеты, где каждый экземпляр является штучным. Тем не менее, российский авиапарк стал тускнеть отечественными самолетами и «блестеть» иностранными аналогами — старыми, но с именем.
— Если объективно, то экономическая ситуация подорвала потенциал отечественного авиастроения, — рассказывал мне экс-директор Ульяновского авиационного завода «СП-Авиастар» Александр Дементьев. — Началось это еще с начала 90-х годов, после развала Советского Союза. Рухнула цельная система в авиационной промышленности, ряд заводов оказались уже в сопредельных государствах, в Украине и Узбекистане. Финансирование авиапромышленности сошло на нет — в течение многих лет не было ни новых разработок, ни производства модифицированных самолетов. Старые модели начали устаревать и уже не годились к эксплуатации в силу выработки летного ресурса.
Потом еще несколько экономических кризисов приостановили развитие страны, в том числе и в области самолетостроения. Мы не производили новые самолеты около десяти лет. В результате рынок заполнили авиамашины иностранного производства. Многочисленным на ту пору авиакомпаниям выгоднее было закупать те же «Боинги», пусть и устаревшего производства.
Тем не менее, Россия, как авиационная держава, никогда не оставляла попыток не просто вернуть прежний статус, но и произвести конкурентоспособные лайнеры. В том же Ульяновске в 1987 году началась подготовка к выпуску среднемагистральных лайнеров Ту-204. Первый прототип этой модели был изготовлен в 1988-м и машина поднялась в воздух в начале 1989-го. Полный комплекс испытаний был завершен в конце 1993 года и в январе 1995 Ту-204 получил сертификат о летной пригодности. И что в итоге? В 2012 году производство этого самолета, который при определенной доводке мог успешно выйти как на внутренние линии, так и продаваться на экспорт, было прекращено.
Почему перспективный самолет так и не вышел на поток? При том, что имел преимущества над многими аналогичными мировыми моделями. На Ту-204 были установлены высокоэффективные крылья с сверхкритическими профилями, вертикальные поверхности, повышающие аэродинамику на концах консолей и весь его фюзеляж был изготовлен из высокопрочных алюминиевых сплавов, а соединение деталей корпуса производились путем клепки. Эта модель пассажирского самолета была первой в России, где была установлена система электродистанционного управления, способная осуществлять автоматическую посадку машины даже в сложных погодных условиях. Сказался в большей степени излишний вес новой «тушки», влияющий на экономичность — доля композитных материалов при изготовлении самолета едва дотягивала до 18 процентов, при заявленных 25-ти, которых тоже маловато.
Самолет в процессе сборки — весьма сложный технологичный цикл. Но человека непосвященного, каковым лично являюсь и я, в большей степени поражает обилие металла в его начинке и облицовке. Вообще непонятно, как эти тонны железок могут взлететь в воздух. И тут кроется принципиальная борьба конструкторской мысли за облегчение веса самолета, среди которой применение композитных материалов является одной из самых эффективных.
— Чем легче самолет, тем он экономичнее, — объяснял Александр Дементьев. — В обшивке легендарного По-2, «Кукурузника», использовался брезент, потом фанеру. Сейчас на смену алюминию пришли новые аэрокомпозитные материалы, которые обладают той же прочностью, но с значительно меньшим весом. Вспомните обычную бабочку — в ее крыльях есть перегородки, а само крыло тоньше пергамента. Новые отечественные технологии с использованием композитных материалов помогут существенно облегчить вес самолета. Технология проста — на каркас самолета не прикручиваются листы легкосплавного железа, а насыпется порошок, который при нагреве превращается в прочную монолитную поверхность.
Вот с проблемой создания так называемого «черного крыла» — с использованием композитных материалов столкнулся и новый российский проект среднемагистрального лайнера МС-21. Сказались санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит», входящего в «Ростех», которые поставили под угрозу перспективный проект в российском гражданском авиапроме. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries, без которых мы топчемся на месте.
И если с двигателями для самолетов, среди импортируемых которых были и украинского производства, разобрались и наладили производство отечественных, то с композитными материалами возникла определенная проблема. Впрочем, если прислушаться к словам вице-премьера Юрия Борисова, для реализации среднемагистрального самолета МС-21 препятствий нет, и его создание будет доведено до конца. «Санкции не помешают нашей авиационной отрасли довести до конца создание авиалайнера. Поставки композитных материалов контролируются правительством», — говорят в аппарате вице-премьера.
Утверждается, что помимо двух уже летающих на «черном крыле» МС-21, композитных материалов имеется в наличии на изготовление еще шести самолетов с подобными технологиями. Потом — либо закупки аналога композита у Китая, который более тяжелый и не попадает под международную сертификацию, либо производство своего. Надежда, конечно, на свой. И от своевременности его появления зависит сам факт того, сменит ли МС-21 (безусловно перспективный лайнер) своих прямых конкурентов — китайского Gomac C919, американских Boeng-737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320 neo. Хочется, конечно, на своем композитном крыле.
Комментарии (0)