«Цифра» Медведева оказалась пустышкой - «Новости дня»

  • 12:57, 03-янв-2019
  • Новости дня
  • Светлана
  • 0


Правительство республики Башкортостан совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и Союзом машиностроителей России организовывают Российский промышленный форум, который состоится в конце февраля в Уфе. На большую деловую встречу приглашают «капитанов бизнеса» и ведущих чиновников, ответственных за развитие реального сектора экономики.



Главный вопрос, который планируют обсудить на форуме, звучит так: «Проблема и специфика промышленной революции 4.0 в России». Ожидается, что это мероприятие и сопутствующие ему выставки посетят представители порядка 3000 предприятий из более 40 субъектов РФ.



Лет десять назад Четвертая промышленная революция перекочевала из кабинетов теоретиков в реальный сектор экономики. Нынешнее правительство Медведева тоже озадачилось этой темой и объявило начало всеобщей «цифровизации». Посчитали даже потенциальный эффект, который должен обеспечить ежегодный прирост национального ВВП на 4% вплоть до 2030 года.



Для достижения этих показателей 7 мая 2018 г. президент Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором предусмотрен рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза.



Отметим, что многие передовые экономики уже прошли значительный путь развития в рамках Четвертой промреволюции. Так что уже имеется первый успешный опыт, соответственно, определились и неудачники. Уже сегодня совершенно ясно, что внедрение цифровых технологий в производственные отрасли требует высокого мастерства управления и самодостаточных промышленных технологий. Без этого заявленные амбициозные цели не будут реализованы, хотя огромные средства будут потрачены.



Напомним, программа «Цифровая экономика» утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р. Согласно документу, к цифровым технологиям относятся: искусственный интеллект, большие данные и нейротехнологии, а также системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей.



Все это так, но должны быть и целевые указатели, которых придерживаются главные экономики мира. А их-то кабмин Медведева и не обозначил. Перечислим некоторые из них.



Прежде всего, речь идет об увеличении национальной производительности труда за счет автоматизации и роботизации на 45–55%. Далее следует добиться снижения материальных и логистических издержек на 10–40%, сокращения до 50% временного периода вывода новых продуктов на рынок, и повышения точности бизнес прогнозов до 85%.



Главным инструментом в решении этих задач являются роботы и системы управления. Скажем больше: сегодня нет технических препятствий, из-за которых роботы не смогли бы убирать, скажем, мусор на улицах, подметать парки, готовить в ресторанах, быть кассирами в супермаркетах, обслуживать номера в отелях. Уже есть наработки, демонстрирующие даже роботизированную кладку кирпича, рытье сложных траншей, сбор овощей, фруктов и винограда, не говоря уже о беспилотном такси.



Между тем, замещение производственных и вспомогательных профессий роботами и автоматами, без которых невозможно конкурентное развитие любой страны, включая нашу, выведет в безработицу до половины нынешнего рынка труда. Что потребует от властей создания огромного числа новых рабочих мест, которые — что особенно важно — не могут быть автоматизированы. На Западе и в Китае спешат застолбить эти трудовые ниши за счет исследователей, проектировщиков и разработчиков новых технологий. Тем не менее, даже по самым оптимистичным оценкам, 10% нынешних трудящихся окажутся за бортом жизни.



Таким образом, даже приоритеты в программе «цифровизации» по-русски расставлены неправильно, ибо деньги сначала вкладывают в те сектора, которые дают быстрый «выхлоп», чтобы потом уже иметь средства для решения более сложных задач — в разработку, к примеру, искусственного интеллекта. К слову, передний фронт торговой войны между США и КНР идет в сфере роботизации, без которых нельзя выпускать качественные и дешевые товары с высокой добавленной стоимостью.



Согласно исследованию издания Ceo World о состоянии автоматизации и роботизации в ведущих странах, государства Юго-Восточной Азии значительно превосходят остальной мир, а Соединенные Штаты от них значительно отстают. Именно эти объясняется огромный торговый дисбаланс между азиатскими «драконами» и первой экономикой со станком для печатания долларов. Как бы там ни было, но Америка делает значительные шаги в этом направлении, что не скажешь о России.



Во всем мире не подвергают сомнению тезис, что роботы являются ключевым оборудованием для повышения производительности труда. По данным Международной Федерации робототехники (IFR), глобальный средний показатель для промышленных роботов на 10 тысяч производственных рабочих вырос с 66 единиц в 2015 году до 74 в 2016 году, а в 2017 году уже до 85. То есть, темпы роста составляют по 15% в год.



В 2017 году Корея стала крупнейшей в мире роботизированной экономикой с 710 роботами на 10 000 рабочих, Сингапур был вторым с 658 роботами, Германия оказалась третьей с 322 роботами, Япония — четвертой с 308, Швеция — пятой с 240. Соединенные Штаты заняли седьмое место с 200 промышленными роботами. В итоге рост производительности труда в США, начиная с 2007 года (когда реально начала проявлять себя Четвертая промреволюция) наполовину запаздывает от японского показателя. Кстати, это и есть то самое высокое мастерство управления реальным сектором экономики, о котором упоминалось выше.



Среди исследуемых стран Россия и Индия заняли последние места — 4 и 3 робота на 10 000 рабочих соответственно. Если назвать вещи своими именами, рейтинг IFR выставил нашу страну на профессиональное посмешище.



Важно учитывать, что существуют экономические аргументы для внедрения роботов и полностью автоматизированных заводов. Оказывается, здесь лидируют страны с высокой заработной платой при одновременной нехватке качественных трудовых ресурсов. В США, между прочим, миграция стала настоящим тормозом развития, так как заокеанский бизнес располагает дешевой рабсилой. У нас же с проведением пенсионной реформы создаются еще более худшие условия, которые реально препятствуют Четвертой промреволюции и, образно говоря, отбрасывают страну в каменный век.



Таким образом, правительственные аргументы о необходимости повышения пенсионного возраста на деле являются обычной пропагандой, направленной лишь для того, чтобы оправдать свою нулевую квалификацию. По идее, президент должен выставить кабмину Медведева пороговые показатели «цифровизации», например, достичь хотя бы 100 роботов на 10 тысяч рабочих в 2020 году. Не достигли — пинка под зад.


Правительство республики Башкортостан совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и Союзом машиностроителей России организовывают Российский промышленный форум, который состоится в конце февраля в Уфе. На большую деловую встречу приглашают «капитанов бизнеса» и ведущих чиновников, ответственных за развитие реального сектора экономики. Главный вопрос, который планируют обсудить на форуме, звучит так: «Проблема и специфика промышленной революции 4.0 в России». Ожидается, что это мероприятие и сопутствующие ему выставки посетят представители порядка 3000 предприятий из более 40 субъектов РФ. Лет десять назад Четвертая промышленная революция перекочевала из кабинетов теоретиков в реальный сектор экономики. Нынешнее правительство Медведева тоже озадачилось этой темой и объявило начало всеобщей «цифровизации». Посчитали даже потенциальный эффект, который должен обеспечить ежегодный прирост национального ВВП на 4% вплоть до 2030 года. Для достижения этих показателей 7 мая 2018 г. президент Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором предусмотрен рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза. Отметим, что многие передовые экономики уже прошли значительный путь развития в рамках Четвертой промреволюции. Так что уже имеется первый успешный опыт, соответственно, определились и неудачники. Уже сегодня совершенно ясно, что внедрение цифровых технологий в производственные отрасли требует высокого мастерства управления и самодостаточных промышленных технологий. Без этого заявленные амбициозные цели не будут реализованы, хотя огромные средства будут потрачены. Напомним, программа «Цифровая экономика» утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р. Согласно документу, к цифровым технологиям относятся: искусственный интеллект, большие данные и нейротехнологии, а также системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. Все это так, но должны быть и целевые указатели, которых придерживаются главные экономики мира. А их-то кабмин Медведева и не обозначил. Перечислим некоторые из них. Прежде всего, речь идет об увеличении национальной производительности труда за счет автоматизации и роботизации на 45–55%. Далее следует добиться снижения материальных и логистических издержек на 10–40%, сокращения до 50% временного периода вывода новых продуктов на рынок, и повышения точности бизнес прогнозов до 85%. Главным инструментом в решении этих задач являются роботы и системы управления. Скажем больше: сегодня нет технических препятствий, из-за которых роботы не смогли бы убирать, скажем, мусор на улицах, подметать парки, готовить в ресторанах, быть кассирами в супермаркетах, обслуживать номера в отелях. Уже есть наработки, демонстрирующие даже роботизированную кладку кирпича, рытье сложных траншей, сбор овощей, фруктов и винограда, не говоря уже о беспилотном такси. Между тем, замещение производственных и вспомогательных профессий роботами и автоматами, без которых невозможно конкурентное развитие любой страны, включая нашу, выведет в безработицу до половины нынешнего рынка труда. Что потребует от властей создания огромного числа новых рабочих мест, которые — что особенно важно — не могут быть автоматизированы. На Западе и в Китае спешат застолбить эти трудовые ниши за счет исследователей, проектировщиков и разработчиков новых технологий. Тем не менее, даже по самым оптимистичным оценкам, 10% нынешних трудящихся окажутся за бортом жизни. Таким образом, даже приоритеты в программе «цифровизации» по-русски расставлены неправильно, ибо деньги сначала вкладывают в те сектора, которые дают быстрый «выхлоп», чтобы потом уже иметь средства для решения более сложных задач — в разработку, к примеру, искусственного интеллекта. К слову, передний фронт торговой войны между США и КНР идет в сфере роботизации, без которых нельзя выпускать качественные и дешевые товары с высокой добавленной стоимостью. Согласно исследованию издания Ceo World о состоянии автоматизации и роботизации в ведущих странах, государства Юго-Восточной Азии значительно превосходят остальной мир, а Соединенные Штаты от них значительно отстают. Именно эти объясняется огромный торговый дисбаланс между азиатскими «драконами» и первой экономикой со станком для печатания долларов. Как бы там ни было, но Америка делает значительные шаги в этом направлении, что не скажешь о России. Во всем мире не подвергают сомнению тезис, что роботы являются ключевым оборудованием для повышения производительности труда. По данным Международной Федерации робототехники (IFR), глобальный средний показатель для промышленных роботов на 10 тысяч производственных рабочих вырос с 66 единиц в 2015 году до 74 в 2016 году, а в 2017 году уже до 85. То есть, темпы роста составляют по 15% в год. В 2017 году Корея стала крупнейшей в мире роботизированной экономикой с 710 роботами на 10 000 рабочих, Сингапур был вторым с 658 роботами, Германия оказалась третьей с 322 роботами, Япония — четвертой с 308, Швеция — пятой с 240. Соединенные Штаты заняли седьмое место с 200 промышленными роботами. В итоге рост производительности труда в США, начиная с 2007 года (когда реально начала проявлять себя Четвертая промреволюция) наполовину запаздывает от японского показателя. Кстати, это и есть то самое высокое мастерство управления реальным сектором экономики, о котором упоминалось выше. Среди исследуемых стран Россия и Индия заняли последние места — 4 и 3 робота на 10 000 рабочих соответственно. Если назвать вещи своими именами, рейтинг IFR выставил нашу страну на профессиональное посмешище. Важно учитывать, что существуют экономические аргументы для внедрения роботов и полностью автоматизированных заводов. Оказывается, здесь лидируют страны с высокой заработной платой при одновременной нехватке качественных трудовых ресурсов. В США, между прочим, миграция стала настоящим тормозом развития, так как заокеанский бизнес располагает дешевой рабсилой. У нас же с проведением пенсионной реформы создаются еще более худшие условия, которые реально препятствуют Четвертой промреволюции и, образно говоря, отбрасывают страну в каменный век. Таким образом, правительственные аргументы о необходимости повышения пенсионного возраста на деле являются обычной пропагандой, направленной лишь для того, чтобы оправдать свою нулевую квалификацию. По идее, президент должен выставить кабмину Медведева пороговые показатели «цифровизации», например, достичь хотя бы 100 роботов на 10 тысяч рабочих в 2020 году. Не достигли — пинка под зад.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!