«Маяк погас»: что наделали Трамп с Джулиани (The New York Times, США) - «Новости»
- 20:12, 14-окт-2019
- Украина / США / Интервью звёзд / Россия / Политика / Выборы / Мнения / Общество / Видео / Законы / Скандалы / Реформы / Мероприятия / Новости дня / Мобильные технологии
- Novosti-Dny
- 0
Киев, Украина — В 2014 году продажный до мозга костей президент Украины Виктор Янукович бежал в Россию после массовых акций протеста на Майдане, центральной площади Киева. В то время, которое на Украине принято называть Революцией достоинства, снайперы-полицейские застрелили десятки демонстрантов. После революции многие юные идеалисты с головой ушли в политику в надежде реформировать изнутри трудную политическую жизнь страны. Среди них был Сергей Лещенко, на тот момент известнейший в стране автор журналистских расследований.
Баллотироваться в парламент Лещенко и его друзей надоумил американский политолог Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama). Они с Лещенко встретились в 2013 году в Стэнфорде, где журналист принял участие в трехнедельном семинаре Фукуямы, посвященном строительству демократических институтов по всему миру. «После революции на Майдане я подумал: особенно важно, чтобы все эти люди из гражданского общества вошли в правительство», — сказал Фукуяма.
Многие послушались его совета. В октябре того же года Лещенко, долговязый бородатый хипстер и любитель рэйвов, стал депутатом из числа новоизбранных западников, продолжив работать журналистом и разоблачителем коррупции. В этом году, когда на президентских выборах победил Владимир Зеленский, Лещенко стал его консультантом.
А потом нападки на Лещенко начал Руди Джулиани (Rudy Giuliani), обвиняя его ни много ни мало в сговоре против Америки.
В 2016 году Лещенко помог разоблачить сотни страниц «черной бухгалтерии» Януковича, найденных в бывшем штабе его партии. Помимо прочего, он засвидетельствовал тайные выплаты Полу Манафорту (Paul Manafort) в размере 12,7 миллиона долларов. Манафорт, в прошлом один из ключевых советников Януковича, на тот момент руководил президентской кампанией Дональда Трампа.
Манафорт свои украинские миллионы не задекларировал и не заплатил налоги, за что угодил в федеральную тюрьму. Но, по мнению Джулиани, «черная книга» — это заговор, чтобы очернить Трампа.
В эфире «Фокс ньюс» 10 мая Джулиани назвал «черную книгу» фальшивкой, а Лещенко — частью вражеской клики, строящей козни против президента, а в некоторых случаях и самих США. В прошлом месяце в другом растиражированном интервью Си-эн-эн он выступил с обвинениями против Антикоррупционного центра действий, ведущей неправительственной организации Украины по борьбе со взяточничеством, заявив, что та «сфабриковала грязную фальшивку, чтобы потопить Манафорта».
В бредовой альтернативной реальности Джулиани воплощением коррупции являются самые стойкие ее противники. Полностью скомпрометированные фигуры, у кого на следователей и активистов особый зуб, — особенно на бывших прокуроров Виктора Шокина и Юрия Луценко, — превращаются в героев.
Однако эта притянутая за уши заумная чепуха теперь определяет американскую политику на Украине. Трамп отозвал посла Мэри Йованович (Marie Yovanovitch), которую реформаторы считали своей заступницей. Он заблокировал столь необходимую Украине военную помощь и попросил Зеленского оказать ему «услугу» и расследовать бредовые выдумки об украинском вмешательстве в американские выборы, а также личные дела Джо Байдена и его сына Хантера.
Учитывая, насколько сильно Украина зависит от американской поддержки, клевета Джулиани положила крест на карьере Лещенко в качестве консультанта Зеленского, — в августе он покинул парламент. Украина оказалась в центре неслыханного международного скандала, и у Лещенко не укладывается в голове, как это его могли обесславить могущественные силы из Америки, ведь она всегда поддерживала борцов за демократию.
«Я был готов к тому, что на меня заведут липовое дело украинские прокуроры, нападут бандиты или будут допекать тролли в соцсетях, — поделился со мной Лещенко во время нашей встречи в киевском кафе, — но я и представить себе не мог, что у меня возникнут проблемы из-за адвоката американского президента».
Если у Америки и есть хоть сколько-нибудь последовательная политика на этом отрезке времени, весьма позорном, то заключается она в том, чтобы пресмыкаться перед деспотами и предавать всех, кто верил в американские идеалы. Так, Трамп благословил турецкое наступление на сирийских курдов, важнейших союзников США в борьбе с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация, — прим. редакции ИноСМИ). А в июле он, как сообщается, пообещал Китаю на время переговоров не поддерживать сторонников демократии в Гонконге, хоть те и размахивают американскими флагами.
На Украине, — которая ведет опосредованную войну с Россией, захлебывается в потоке дезинформации и пропаганды и пытается побороться с застарелой коррупцией, — реформаторы прочувствовали каково это, когда против тебя идет сам американский президент.
Реформаторы-западники, сообщил мне украинский философ Владимир Ермоленко, привыкли считать США «прекрасно работающей демократией» с замечательной системой сдержек и противовесов: «Теперь этот образ рушится, и это очень опасно».
При этом украинцы далеко не наивны: они понимают, что Америка, как и любая другая страна, исходит скорее из собственных интересов, чем из принципа. Но было время, когда Америка, по крайней мере, видела в распространении демократических ценностей собственную выгоду. Благодаря этому либералы в странах вроде Украины получили хоть какие-то рычаги воздействия на неподатливых чиновников.
«Большинство реформ, особенно в сфере борьбы с коррупцией, принято под нажимом гражданского общества, МВФ и США», — говорит Александра Устинова, бывший член правления Антикоррупционного центра действий, а ныне депутат.
США также гарантировали местным активистам и журналистам определенную защиту. По словам Устиновой, бывший генеральный прокурор Украины Луценко изводил борцов с коррупцией надуманными расследованиями. «Тогда вмешивались посол США и посол ЕС: мол, это противозаконно», — говорит она.
Теперь все изменилось. Как сообщает «Нью-Йорк таймс», когда Трамп отозвал посла США, Луценко злорадствовал перед главой Антикоррупционного центра действий, что «сломал ему крышу», — прибегнув к мафиозному жаргону.
«Мы экспортируем им нашу коррупцию, а не честное управление», — считает Фукуяма.
Фукуяма даже не подозревает, насколько он прав. Через несколько часов после моей встречи с Лещенко появилась новость, что двое украинских клиентов Джулиани, Лев Парнас и Игорь Фруман, арестованы по обвинению в финансовых махинациях, связанных с избирательной кампанией. Оба собирались покинуть США с билетами в один конец.
Согласно обвинительному заключению, оба продвигали «личные финансовые интересы и политические интересы по крайней мере одного украинского правительственного чиновника». (Любопытный штрих, от которого эра Трампа покажется компьютерной симуляцией: Парнас владел компанией под названием «Гарантия от мошенничества»).
Как только появились новости о предъявленных обвинениях, я связался с Лещенко, и он предположил, что неназванный украинский чиновник — это Луценко. Вполне логично: уже установлено, что Парнас и Фруман работали каналом связи между Джулиани с Луценко, и тот скармливал адвокату Трампа теории заговора с участием журналиста, бывшего американского посла и Джо Байдена.
И точно: в субботнем выпуске «Эн-би-си ньюс» сообщили, что Луценко был фигурантом обвинительного заключения. Когда в пятничном выступлении в Конгрессе Йованович заявила, что предполагаемые связные господина Джулиани сочли, что антикоррупционная политика на Украине мешает их личным амбициям, она, скорее всего, имела в виду Луценко.
Благодаря выходкам Джулиани, обида нечистого на руку украинского прокурора переросла в скандал, который может привести к импичменту американского президента. Федеральная прокуратура уже расследует, не нарушил ли закон сам Джулиани.
С тех пор Луценко уехал из Украины в Лондон. Дома против него возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении полномочий. В недавнем интервью «Нью-Йорк таймс» он признался, что хотел рассказать адвокату Трампа то, что тот хотел бы услышать. «Я прекрасно понимал, что их интересует, — заявил Луценко. — Я в политике 23 года».
По-хорошему, он полностью себя дискредитировал, но из нашей глубоко поляризованной, горячечной прессы ложь не исчезает никогда. Защитники Трампа россказни Луценко по-прежнему принимают за чистую монету. Что еще хуже, даже когда их забудут в Америке, эти клеветники, которых Трамп и Джулиани раздули до гигантских масштабов, продолжат орудовать на Украине, портя жизнь людям, которым наша страна некогда пыталась помочь.
«Этот компромат раздувается повсеместно: сперва в американской прессе, затем в украинской», — говорит Лещенко. И теперь те, кто добивается на Украине безнаказанности и взяточничества, сказал он, могут свободно сказать: «Полюбуйтесь на этих борцов с коррупцией, журналистов и депутатов. Им не рады в США, так что не слушайте их. Все это портит нашу репутацию здесь, на Украине».
Политика «послеправды» или псевдоправды украинцам хорошо известна. Впервые понятие «фейковые новости» я услышал в 2015 году, когда столкнулся с украинском сайтом по проверке на достоверность «Стоп фейк» (Stop Fake). Его создала группа журналистов, чтобы оградить страну от потоков российской дезинформации, сеющей хаос. Тогда и представить себе было нельзя, что США вскоре составят России компанию как источник воинствующей лжи.
«Это что-то новое, теперь складывается впечатление, что не только Россия влияет на украинскую политику, но и Украина влияет на американскую, а события в США, в свою очередь, сильно влияют на Украину, — сказал мне один из основателей „Стоп фейк" Евгений Федченко. — Все лишь усложняется».
Но кое в чем ничего сложного нет. За всю свою историю Америка совершила немало грехов против демократии во всем мире, но на Украине мы всегда были на правильной стороне. Теперь все изменилось. Как мне недавно сказал один бывший дипломат США: «Маяк погас». Сейчас мы на стороне олигархов.
Комментарии (0)