© РИА Новости, Геннадий Дубовой | Перейти в фотобанкКакова мотивация иностранных «солдат удачи», принимающих участие в боевых действиях на Востоке Украине? Почем их так тянет на чужую войну? Автор пообщалась с несколькими наемниками по обе стороны конфликта. Война на Украине для них — это противостояние США и России, или «западных ценностей» и коммунизма. Автор австралийского издания делится выводами своего расследования.
Украина — не первое место, которое приходит на ум, когда заходит речь об «иностранных бойцах».
Однако именно в эту восточноевропейскую страну вот уже долгое время отправляются мужчины из разных западных стран: их влечет азарт битвы, которую они считают войной за будущее Европы.
Террористическая атака в городе Крайстчёрч в минувшем месяце стала напоминанием о том, что такие радикально настроенные молодые люди с Запада — не просто представители «диванных войск», они приверженцы определенной идеологии, у которых появляется все больше желания и возможностей для осуществления насилия.
вышло расследование о пяти австралийцах, которые сражались в этом конфликте на стороне поддерживаемых Россией сепаратистов, и теперь хотят вернуться домой.
В этой статье была отмечена роль праворадикальной экстремистской идеологии. Но это лишь половина правды: крайне левых радикалов тоже хватает на этой войне.
Конфликт на Украине — отражение войны в Сирии
Последние три года я изучала мотивацию иностранных бойцов на Украине и пыталась понять, что заставляет их присоединиться к этому конфликту.
Ультранационалисты и праворадикальные идеологи приезжают поддержать Украину в борьбе с коммунизмом и тем, что они считают угрозой восстановления советской России.
Борцы с империализмом, антифашисты и крайне левые приезжают защитить прокоммунистических сепаратистов и независимость региона от того, что они считают мировым империализмом.
© AP Photo, Evgeniy MaloletkaСолдаты ВСУ в Авдеевке, Украина. Архивное фото
Как для крайне правых, так и для крайне левых конфликт на Украине дублирует проблемы, которые стоят за войной в Сирии: это противостояние между США и Россией, или «западными ценностями» и коммунизмом, или «западным империализмом» и «настоящей» свободой и демократией — зависит от вашей идеологической позиции.
Эта идеология отражает то, что происходит в Сирии, только борьба за нее идет на другой линии фронта.
Голоса фронтовиков
Изучая этот вопрос, я пообщалась с несколькими иностранными бойцами по обе стороны конфликта.
И хотя мотивы, которые сподвигли их принять участие в этой войне, очень различаются, иностранные бойцы по обе стороны этого противостояния поразительно схожи: это молодые мужчины, неравнодушные к политике и ранее уже имевшие опыт военной службы.
И те, и другие воспринимают войну на востоке Украины как один из главных фронтов глобальной войны двух противоборствующих идеологий.
Те иностранцы, с которыми я поговорила, и которые выступают на стороне левых сепаратистов, считают экспансию НАТО в Восточную Европу щупальцами злокачественного глобального империализма США, и уверены, что защита Народных республик Донбасса — средство борьбы с этим господствующим мировым порядком.
Петр (имена в тексте изменены), анархист из России, который воюет на стороне сепаратистов, сказал мне: «Практически все, кто сюда приехал, намеревались бороться против проамериканских фашистов».
Другой боец из американцев, назовем его Рич, охарактеризовал этот конфликт как «войну нормальных людей с фашистами».
В то же самое время Джордж, американец, воюющий на стороне украинцев, сказал, что у его соратников «ненависть к России столь же сильна, как национализм».
И хотя люди из батальона Джорджа прибыли из разных стран, включая Британию, Германию, Австрию, Канаду и Нидерланды, все они верят, что последствия конфликта на Украине прокатятся по всей Европе в виде эффекта домино.
Люк, американец, который воевал в качестве добровольца на стороне вооруженных сил Украины, сказал:
«То, что происходит сейчас на Украине — это на самом деле война за будущее Европы. То, каким путем пойдет Украина, во многом определит то, что в будущем произойдет в Европе».
Для людей на правом фланге защита Украины от «вторжения России» была необходимым шагом по сдерживанию злокачественной политической силы и охране западных ценностей.
Выбирая себе войну
Большинство иностранный бойцов, с которыми мне удалось поговорить на Украине, уже побывали или пытались принять участие в других конфликтах, в том числе в Сирии, и это неудивительно, если учесть их идеологические мотивы.
Джордж сначала пытался записаться во французский иностранный легион, а когда это ему не удалось, стал искать другой возможности поучаствовать в войне.
«Я буквально бросил монетку, чтобы решить, ехать ли на Украину или в Сирию», — признался он.
Ланс и Рич оба подумывали поехать сражаться в Сирии, прежде чем приехать на Украину, но Ланс в конце концов передумал, поскольку курды — коммунисты.
Почти у всех, с кем я говорила, за спиной был опыт службы в вооруженных силах их родной страны и горячих точках, таких как Афганистан и Ирак.
Многие мужчины хотели снова оказаться в пылу сражения, и к тому же были убеждены, что на Украине будут бороться за справедливость, а не просто «защищать какого-нибудь пастуха коз в Афганистане».
Петр отметил, что в бою испытывал удовольствие, которое «похоже, вызывает привыкание».
Джордж, который после боев на Украине вернулся домой в США, признался, что «обычная» жизнь совсем не такая захватывающая: «Знаете, у меня нормальная работа. Моя жизнь не такая уж интересная, так что, если бы мне сказали: „Послушай, через пять минут ты можешь засесть в кустах в Африке, сражаясь в гражданской войне", — я бы на это подписался».
Но, как бы их ни влекла военная романтика, многие иностранные бойцы быстро разочаровываются, когда понимают, что их взгляд на мир не совпадает с реалиями фронта.
«Я устал от всего этого противостояния левых и правых, — пояснил Петр. — Я нашел себе друзей среди врагов и постепенно понял, что все это только игра».
Когда романтика войны уходит, один из возможных вариантов — найти новый конфликт.
Джордж и Ланс заскучали на Украине, где боевые действия велись не слишком активно, и уехали в Южный Судан, чтобы сражаться на стороне местного полевого командира, однако местные власти задержали их и депортировали в США.
Потом Ланс поехал в Венесуэлу, но вскоре решил, что «венесуэльцы — трусы и недостойны, чтобы их спасали».
Принесут ли эти бойцы войну к себе на родину?
Учитывая, что люди попадали на эту войну в основном через экстремистские политические онлайн-сообщества, есть все основания беспокоиться о том, что они привезут эту войну домой в Австралию.
Двое австралийцев, вернувшихся с Украины в 2018 году, имеют связи с правыми экстремистскими группами, такими как «Сопротивление правого крыла».
Эти связи указывают не только на поляризацию политики у нас в Австралии, где участились жестокие столкновения групп правых и групп так называемых «антифа» (американское антифашистское движение «Antifa» — прим. перев.), но также и на то, что такая экстремистская политика становится транснациональной.
Террористическая атака в Крайстчёрче показала, до какой степени такая идеология может представлять угрозу.
Таким образом, иностранных бойцов из Австралии нужно рассматривать н как самостоятельных искателей приключений, а как симптом глубинного раскола в обществе, который может привести к серьезным последствиям у нас на родине, если с ним не бороться на системном уровне.
Более того, если демонизировать одну из сторон этой полярной структуры — праворадикальных экстремистов, — и при этом игнорировать политизированность левых, это может привести к дальнейшему углублению идеологических противоречий и заставить правых экстремистов еще сильнее убедиться в необходимости насилия.
Чтобы остановить молодых людей, которые стремятся участвовать в войнах в других государствах, потребуется не просто издать законы, которые сделали бы такие попытки незаконными, но и добиться глубинных изменений в обществе, которые бы снизили влияние упрощенных представлений, мифов и такого восприятия политики, которое лежало в основе мотивов каждого, кто решил отправиться на войну.
Сара Мегер читает лекции по международной безопасности в Мельбурнском университете.
© РИА Новости, Геннадий Дубовой | Перейти в фотобанкКакова мотивация иностранных «солдат удачи», принимающих участие в боевых действиях на Востоке Украине? Почем их так тянет на чужую войну? Автор пообщалась с несколькими наемниками по обе стороны конфликта. Война на Украине для них — это противостояние США и России, или «западных ценностей» и коммунизма. Автор австралийского издания делится выводами своего расследования. Украина — не первое место, которое приходит на ум, когда заходит речь об «иностранных бойцах». Однако именно в эту восточноевропейскую страну вот уже долгое время отправляются мужчины из разных западных стран: их влечет азарт битвы, которую они считают войной за будущее Европы. Террористическая атака в городе Крайстчёрч в минувшем месяце стала напоминанием о том, что такие радикально настроенные молодые люди с Запада — не просто представители «диванных войск», они приверженцы определенной идеологии, у которых появляется все больше желания и возможностей для осуществления насилия.вышло расследование о пяти австралийцах, которые сражались в этом конфликте на стороне поддерживаемых Россией сепаратистов, и теперь хотят вернуться домой. В этой статье была отмечена роль праворадикальной экстремистской идеологии. Но это лишь половина правды: крайне левых радикалов тоже хватает на этой войне. Конфликт на Украине — отражение войны в Сирии Последние три года я изучала мотивацию иностранных бойцов на Украине и пыталась понять, что заставляет их присоединиться к этому конфликту. Ультранационалисты и праворадикальные идеологи приезжают поддержать Украину в борьбе с коммунизмом и тем, что они считают угрозой восстановления советской России. Борцы с империализмом, антифашисты и крайне левые приезжают защитить прокоммунистических сепаратистов и независимость региона от того, что они считают мировым империализмом. © AP Photo, Evgeniy MaloletkaСолдаты ВСУ в Авдеевке, Украина. Архивное фото Как для крайне правых, так и для крайне левых конфликт на Украине дублирует проблемы, которые стоят за войной в Сирии: это противостояние между США и Россией, или «западными ценностями» и коммунизмом, или «западным империализмом» и «настоящей» свободой и демократией — зависит от вашей идеологической позиции. Эта идеология отражает то, что происходит в Сирии, только борьба за нее идет на другой линии фронта. Голоса фронтовиков Изучая этот вопрос, я пообщалась с несколькими иностранными бойцами по обе стороны конфликта. И хотя мотивы, которые сподвигли их принять участие в этой войне, очень различаются, иностранные бойцы по обе стороны этого противостояния поразительно схожи: это молодые мужчины, неравнодушные к политике и ранее уже имевшие опыт военной службы. И те, и другие воспринимают войну на востоке Украины как один из главных фронтов глобальной войны двух противоборствующих идеологий. Те иностранцы, с которыми я поговорила, и которые выступают на стороне левых сепаратистов, считают экспансию НАТО в Восточную Европу щупальцами злокачественного глобального империализма США, и уверены, что защита Народных республик Донбасса — средство борьбы с этим господствующим мировым порядком. Петр (имена в тексте изменены), анархист из России, который воюет на стороне сепаратистов, сказал мне: «Практически все, кто сюда приехал, намеревались бороться против проамериканских фашистов». Другой боец из американцев, назовем его Рич, охарактеризовал этот конфликт как «войну нормальных людей с фашистами». В то же самое время Джордж, американец, воюющий на стороне украинцев, сказал, что у его соратников «ненависть к России столь же сильна, как национализм». И хотя люди из батальона Джорджа прибыли из разных стран, включая Британию, Германию, Австрию, Канаду и Нидерланды, все они верят, что последствия конфликта на Украине прокатятся по всей Европе в виде эффекта домино. Люк, американец, который воевал в качестве добровольца на стороне вооруженных сил Украины, сказал: «То, что происходит сейчас на Украине — это на самом деле война за будущее Европы. То, каким путем пойдет Украина, во многом определит то, что в будущем произойдет в Европе». Для людей на правом фланге защита Украины от «вторжения России» была необходимым шагом по сдерживанию злокачественной политической силы и охране западных ценностей. Выбирая себе войну Большинство иностранный бойцов, с которыми мне удалось поговорить на Украине, уже побывали или пытались принять участие в других конфликтах, в том числе в Сирии, и это неудивительно, если учесть их идеологические мотивы. Джордж сначала пытался записаться во французский иностранный легион, а когда это ему не удалось, стал искать другой возможности поучаствовать в войне. «Я буквально бросил монетку, чтобы решить, ехать ли на Украину или в Сирию», — признался он. Ланс и Рич оба подумывали поехать сражаться в Сирии, прежде чем приехать на Украину, но Ланс в конце концов передумал, поскольку курды — коммунисты. Почти у всех, с кем я говорила, за спиной был опыт службы в вооруженных силах их родной страны и горячих точках, таких как Афганистан и Ирак. Многие мужчины хотели снова оказаться в пылу сражения, и к тому же были убеждены, что на Украине будут бороться за справедливость, а не просто «защищать какого-нибудь пастуха коз в Афганистане». Петр отметил, что в бою испытывал удовольствие, которое «похоже, вызывает привыкание». Джордж, который после боев на Украине вернулся домой в США, признался, что «обычная» жизнь совсем не такая захватывающая: «Знаете, у меня нормальная работа. Моя жизнь не такая уж интересная, так что, если бы мне сказали: „Послушай, через пять минут ты можешь засесть в кустах в Африке, сражаясь в гражданской войне", — я бы на это подписался». Но, как бы их ни влекла военная романтика, многие иностранные бойцы быстро разочаровываются, когда понимают, что их взгляд на мир не совпадает с реалиями фронта. «Я устал от всего этого противостояния левых и правых, — пояснил Петр. — Я нашел себе друзей среди врагов и постепенно понял, что все это только игра». Когда романтика войны уходит, один из возможных вариантов — найти новый конфликт. Джордж и Ланс заскучали на Украине, где боевые действия велись не слишком активно, и уехали в Южный Судан, чтобы сражаться на стороне местного полевого командира, однако местные власти задержали их и депортировали в США. Потом Ланс поехал в Венесуэлу, но вскоре решил, что «венесуэльцы — трусы и недостойны, чтобы их спасали». Принесут ли эти бойцы войну к себе на родину? Учитывая, что люди попадали на эту войну в основном через экстремистские политические онлайн-сообщества, есть все основания беспокоиться о том, что они привезут эту войну домой в Австралию. Двое австралийцев, вернувшихся с Украины в 2018 году, имеют связи с правыми экстремистскими группами, такими как «Сопротивление правого крыла». Эти связи указывают не только на поляризацию политики у нас в Австралии, где участились жестокие столкновения групп правых и групп так называемых «антифа» (американское антифашистское движение «Antifa» — прим. перев.), но также и на то, что такая экстремистская политика становится транснациональной. Террористическая атака в Крайстчёрче показала, до какой степени такая идеология может представлять угрозу. Таким образом, иностранных бойцов из Австралии нужно рассматривать н как самостоятельных искателей приключений, а как симптом глубинного раскола в обществе, который может привести к серьезным последствиям у нас на родине, если с ним не бороться на системном уровне. Более того, если демонизировать одну из сторон этой полярной структуры — праворадикальных экстремистов, — и при этом игнорировать политизированность левых, это может привести к дальнейшему углублению идеологических противоречий и заставить правых экстремистов еще сильнее убедиться в необходимости насилия. Чтобы остановить молодых людей, которые стремятся участвовать в войнах в других государствах, потребуется не просто издать законы, которые сделали бы такие попытки незаконными, но и добиться глубинных изменений в обществе, которые бы снизили влияние упрощенных представлений, мифов и такого восприятия политики, которое лежало в основе мотивов каждого, кто решил отправиться на войну. Сара Мегер читает лекции по международной безопасности в Мельбурнском университете.
Комментарии (0)