Польша под влиянием США плюет в руку дружбы, протянутую Ираном - «США»
- 09:10, 28-янв-2019
- США
- Генриетта
- 0
Само рождение идеи организации варшавской конференции произошло в курьезной атмосфере. Государственный секретарь США Майк Помпео объявил о ней в эфире симпатизирующего президенту Дональду Трампу телеканала Fox News, принадлежащей медиа-магнату Руперту Мердоку. Логика подсказывает, что именно тогда об этой американской инициативе по формуле «конференция по вопросу Ирана без участия Ирана» узнали польские власти. Только под конец дня, справившись с неожиданностью, эту информацию подтвердила официальная Варшава. И, конечно, безоговорочно приняла на себя неблагодарную роль хозяина встречи, отведенную ей заокеанским «стратегическим союзником».
С удовлетворением идею проведения такой конференции воспринял Израиль, который уже давно подталкивает Америку к «военному решению» конфликта с Ираном. При этом совершенно естественно, что иранцы крайне аллергически реагируют на все попытки поставить их страну в угол, как непослушного ученика и учить демократии — особенно, когда нравоучения им читают американцы, попутно перекраивая регион по своим американским лекалам.
И вот чего они добились на первом этапе. На головы представителей польских властей посыпались громы и молнии. В иранский МИД незамедлительно был вызвал глава польского посольства в Тегеране (отношения поддерживаются на уровне charge d’affaires — временного поверенного в делах). Ему была вручена дипломатическая нота, в которой иранская сторона оценила факт принятия на себя польскими властями роли хозяина конференции как «враждебный по отношению к Ирану акт» и в связи с этим не исключила ответных мер.
Первые ответные меры последовали незамедлительно: в этот же день иранцы отменили фестиваль польских фильмов, который должен был состояться в Тегеране под конец января. Как разъяснило иранское министерство культуры, польская кино-неделя не пройдет, пока «власти в Варшаве не исправятся и не начнут вести себя надлежащим образом по отношению к Ирану».
Глава иранской дипломатии Мохаммад Джавад Зариф выразил свое возмущение без дипломатических экивоков: «Напоминание для хозяина/участников антииранской конференции: те, кто принимал участие в последнем антииранском шоу США, или мертвы, или опозорены, или забыты». Досталось и непосредственно представителям официальной Варшавы: «Польское правительство не смоет с себя этого стыда. Иран спасал поляков во время Второй мировой войны, а сейчас Польша будет хозяином отчаянного антииранского цирка».
«Польша пошла на риск, который сводится к разрушению наших взаимоотношений, а были они сердечные и дружественные на протяжении многих веков», — заявил Масуд Эдриси Керманшахи, посол Ирана в Польше. И объяснил причину такого шага официальной Варшавы: «Мы не считаем Польшу своим врагом, но утверждаем, что она попала под влияние атмосферы вокруг Ирана, сформированной США. Польша находится под влиянием ближневосточной политики Белого дома».
Вице-министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи показал фотоснимок католического кладбища в Тегеране и напомнил, что на нем покоятся почти две тысячи поляков из числа тех, которые в годы последней мировой войны вырвались из сталинских лагерей и спаслись в Иране, но которых и там из-за изнемождения и болезней догнала смерть. При этом он подчеркнул, что по иранскому праву могилы можно ликвидировать 30 лет спустя с момента захоронения, однако это кладбище иранские власти не только сохранили, но и организовали уход за ним. Кстати говоря, можно представить себе истерику польских властей, если было бы принято решение о ликвидации этого кладбища — в конце концов, кладбища неверных по меркам исламских властей; ведь в самой Польше в эксгумации и переносе захоронений советских солдат, братьев по христианской вере, власти не видят ничего зазорного.
Историю польско-иранских отношений, от сочувствия и помощи в годы войны до нынешнего заговора против Ирана, обширно представила газета Teheran Times, орган иранского правительства. Начало Второй мировой войны для поляков ознаменовалось смертью, мучениями, голодом, изгнанием и массовым истреблением, напоминает иранская газета. «В 1941—1943 годах [от автора: после подписания договора Сикорского-Майского 30 июля 1941 года и связанного с ним освобождения из сталинских лагерей более 400 тысяч польских граждан] 150 тысяч поляков получили приют в Иране. Во время этих трех лет иранское гостеприимство оценивалось признанием международной общественностью, а особенно самими поляками. Польские официальные лица тогда заверяли, что доброта, с которой иранцы относились к польским беженцам, никогда не будет забыта».? читать продолжение новости ?
До сих пор живы, подчеркивается в статье, поляки, которые свое детство провели в Иране, и они могут подтвердить, что иранцы — несмотря на то, что сами голодали — делились последним куском хлеба со своими гостями, вырвавшимися из ада войны и преследований. Однако сейчас все изменилось: «власти Польши и Соединенных Штатов создали как открытый, так и секретный союз против Ирана. Польша в течение последних десятилетий не была независимым игроком на международной арене. Такие люди, как Ярослав Качиньский, Дональд Туск или Матеуш Моравецкий [от автора: бывшие и нынешний премьер-министры Польши] стали покорными политиками, которые выступают на американском дворе. Не без причин многие аналитики считают Польшу страной с ограниченным влиянием на международной арене».
Основной вывод газеты таков: «Сейчас Польша живет иллюзией о том, что она пожинает плоды своего подчинения Соединенным Штатам, и что выбор Варшавы как места проведения конференции является позитивным сигналом для Польши со стороны Майка Помпео и прочих сановников. Польские власти закрывают глаза на реалии международной политики. Они, по-прежнему, не отдают себе отчет в том, что в завершение этой игры Варшава потеряет международный престиж и уважение, а, в конце концов, Соединенные Штаты ее просто бросят».
Польские официальные круги ни о каком «стыде» своей проамериканской политики (о чем кричат возмущенные иранцы) даже не намерены слышать. Более того, хорошим тоном в варшавских салонах, независимо от политических окрасок, стало хвалиться ролью американского «стратегического союзника», причем «самого верного из верных». Действительно, Варшава по стойке смирно реагировала своим участием во всех последних военных авантюрах «большого брата» — и в Ираке, и в Афганистане.
С другой стороны польское руководство не может не осознавать своей роли в этом «союзе». Как ни парадоксально, подтвердил это в только что изданных мемуарах сам Радослав Сикорский — политик, который переходил из партии в партию, но всегда в течение последних 25 лет был у власти — в частности, и министром национальной обороны, и министром иностранных дел. И всегда проамериканскую политику активно реализовал на практике: это он подписал польско-американское соглашение о размещении базы противоракетной обороны США на территории Польши, это он претворял в жизнь проект «майданизации» Украины. И вдруг в своей книге он признал: «Быть близким союзником США — это то же самое, как прижиматься в нежности к гипопотаму. Рано или поздно гипопотам перевернется на другой бок, раздавит тебя и поломает кости. И даже не заметит, что повредил тебя».
Правда, несколько лет назад, когда он был министром иностранных дел, в одной из частных бесед, ставшей достоянием гласности, он говорил о том, что «польско-американский союз ничего не стоит, потому что создает Польше фальшивое чувство безопасности», что «войдем в конфликт с Германией, с Россией и будем считать, что все супер, потому что мы отсосали американцам». И вошел в историю своим утверждением в этом же контексте о «негритянскости» менталитета поляков с их «очень мелкой думой и низкой самооценкой».
Конечно, значение слов проигравшего политика для нынешнего руководства Польши равняется нулю. Но не для рядовых поляков, которые эти откровения с удивлением выслушали, осознали и запомнили.
Быть может, более убедительны для польских властей, которые на каждом шагу наслаждаются своим показным патриотизмом, будут слова предков из прошлого? Вот они — взятые из архивных номеров журнала «Поляк в Иране», который издавался в Тегеране в 1942 году: «Поляки, прибывшие в Иран, были очень доброжелательно приняты. В достатке было проявлений трогательной отзывчивости, искреннего и бескорыстного гостеприимства. Персидский народ открыл для польского народа, который боролся за свое существование, сердце и протянул ему гостеприимную ладонь. Это открывает нам благодатное поле для укрепления славы польского имени, завоевания здесь для Польши надежной дружбы, уважения и доверия, которые могут отсюда сиять на другие страны Ближнего и Центрального Востока».
Гостеприимство и доброжелательность иранцев до сих пор с благодарностью вспоминают также участники событий тех дней, которые живут в Польше. К сожалению, официальная Варашава решила плюнуть в руку дружбы, протянутую Ираном. Союз с США для польских политиканов сегодня превыше всего.
Александр Шторм, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru» из Варшавы
Комментарии (0)