США — новый стратегический партнёр Белоруссии? - «США»
- 20:00, 09-июл-2018
- США
- Boolman
- 0
Сложившаяся на сегодня ситуация в белорусско-американских отношениях представляется весьма своеобразной: белорусская сторона всячески пытается привлечь к себе внимание Белого дома, который, в свою очередь, позволяет официальному Минску надеяться на улучшение отношений в будущем. При этом до сих пор, несмотря даже на неординарность политики Дональда Трампа, который не брезгует близкими контактами с теми, кого принято называть «диктаторами», прорыва в отношениях Белоруссии и США так и не произошло. Более того, концептуально общий подход американской администрации к белорусским властям абсолютно не изменился, так как США формально продолжают ожидать от них значительных политических реформ и улучшения ситуации с демократией в стране. Об этом свидетельствует не только продление санкций, но и апрельский доклад Государственного департамента США о соблюдении прав человека в мире, в котором республика была названа «авторитарным государством, где, среди прочего, практикуются пытки, произвольные аресты и содержание под стражей, а также торговля людьми».
Если даже кратко проследить развитие отношений Белоруссии и США за последние два десятилетия, то становится очевидно, что формально уровень напряженности между двумя странами продолжает оставаться на довольно высоком уровне. Хотя украинский кризис и введение антироссийских санкций, а также многочисленные заявления белорусского руководства о своей нейтральной позиции по целому ряду вопросов международного характера, в которых Россия и США являются антагонистами, внесли определенные коррективы в двухсторонние отношения. Напомним, что еще в 1996 году, после того, как с территории Белоруссии были выведены межконтинентальные ракеты РС-12М с ядерными боеголовками, США и РФ гарантировали республике безопасность и неприменение санкций. Однако внутренняя политика Александра Лукашенко и его сближение с Россией в конце 1990-х годов, привели к тому, что в Вашингтоне посчитали невозможным строить дружеские отношения с Минском. Вследствие этого взаимоотношения двух стран стали неуклонно портиться, а Белый дом начал всячески поддерживать белорусскую оппозицию, обвиняя власти страны в нарушении прав человека, отходе от демократических норм и принципов международного права. В ответ Минск не скупился на резкие высказывания в адрес руководства Соединенных Штатов и их политики в отношении его страны. В конечном счете, осенью 2004 года в Сенате США заявили о том, что планируют бороться за то, «чтобы Белоруссия освободилась от тирании». После этого Палата представителей единогласно проголосовала за введение экономических санкций против республики и её президента лично согласно так называемому «Акту о демократии в Белоруссии». На протяжении последующего десятилетия американское правительство не меняло своего отношения к белорусским властям, пока на Западе окончательно не убедились в бессмысленности давления на Лукашенко, с которым было решено искать точки соприкосновения. Немалую роль в этом сыграла и позиция официального Минска, у которого после переворота на Украине появился страх перед возможностью повторения украинского сценария в Белоруссии, предотвращение которого превратилось в идефикс руководства республики.
За последние четыре года белорусские власти неоднократно давали понять своим западным партнерам, что они готовы идти на определенные уступки в обмен на сохранение имеющегося сегодня «статус-кво» в регионе: Белоруссия официально объявляет себя союзником России, но не связывает себя никаким серьезными внешнеполитическими обязательствами с Кремлем, за что рассчитывает получить не только финансовую помощь, но и определенную политическую поддержку на случай обострения отношений с Москвой. Однако несмотря на все попытки Минска, никакого серьезного прорыва в белорусско-американских отношениях так и не случилось, хотя за последние годы, действительно, определенные сдвиги стали видны. При этом, как отмечают аналитики, у нынешнего прогресса есть предел, перейти который в сложившейся обстановке будет практически невозможно. Несмотря на относительно нейтральную позицию Минска по ряду щепетильных вопросов международной повестки дня, касающихся противостояния России и Запада, в США не считают деятельность Белоруссии на международной арене достаточной для кардинального изменения отношения к ее политическому руководству. Конечно, сегодня уже никто официально не называет Лукашенко диктатором, но на все его инициативы, в том числе и предложенный им процесс мирного урегулирования «Хельсинки-2», в Белом доме смотрят без особого энтузиазма. О чем, к слову, совсем недавно заявил и сам белорусский лидер.
Невзирая на отсутствие кардинальных перемен в белорусско-американских отношениях, следует все же отметить, что их нормализация продолжается. Например, 2017 год для Белоруссии стал весьма успешным с точки зрения торговых отношений с США: экспорт местных товаров на американский рынок увеличился на 70% по сравнению с 2016 годом, а экспорт услуг достиг наивысшего показателя за всю историю сотрудничества между странами и составил $ 557 млн. В области политики Вашингтон умерил критику в адрес белорусского режима и даже серьезно не отреагировал на разгон Дня воли 25 марта 2017 года, высказав свою озабоченность лишь на уровне диппредставительства. Дополнительно к этому Белый дом в рамках пересмотра своей стратегии «продвижения демократии в мире» заявил, что намеревается прекратить выделение Белоруссии (на практике — местной оппозиции) средств через агентство по иностранной помощи USAID. К тому же в Вашингтоне, в отличие от Брюсселя, не продемонстрировали особой обеспокоенности в связи с учениями «Запад-2017». В ответ белорусские власти постарались показать США свой нейтралитет в отношении внешнеполитической активности России, проявив относительную сдержанность при оценке ракетных ударов США по сирийским военным объектам.
Процесс нормализации отношений продолжился и в 2018 году. Так, Вашингтон 27 апреля продлил на полгода режим приостановки санкций в отношении девяти белорусских предприятий нефтехимической отрасли, которые являются одними из основных экспортеров на американский рынок, что, несомненно, стало хорошей новостью для Минска. В свою очередь, белорусские власти в очередной раз продемонстрировали стремление дистанцироваться от действий России на международной арене. Например, во время высылки российских дипломатов из Великобритании и США министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей посетил Лондон, где встретился с английским коллегой Борисом Джонсоном, а его заместитель Олег Кравченко слетал в Вашингтон и пообщался с помощником госсекретаря по европейским и евразийским делам Уэсом Митчелом и исполняющим обязанности помощника госекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Майклом Козаком. Дополнительно к этому Минск и Вашингтон стали все больше внимания уделять совместной работе в сфере безопасности. Еще 30 января состоялся рабочий визит в США делегации Следственного комитета Белоруссии во главе с его председателем Иваном Носкевичем, в ходе которой он посетил штаб-квартиру ФБР, где обсудил проблемы противодействия организованной преступности, расследования насильственных преступлений, борьбы с коррупцией и правонарушениями в сфере высоких технологий. Кроме того, с представителем отдела генерального советника была обсуждена тема международного сотрудничества, а после встречи Носкевича с заместителем директора ФБР Полом Эббейтом был подписан меморандум о взаимопонимании.
Вместе с тем, об идущих переменах свидетельствует и тот факт, что 1 февраля посольство США в Минске впервые за последние десять лет начало оказывать полный спектр визовых услуг для граждан и резидентов Белоруссии. До того времени белорусы были вынуждены обращаться за визой в американские консульства в соседних странах, так как из-за кризиса 2008 года (после высылки послов дипломатическими представительствами обоих стран руководят временные поверенные в делах), численность штата посольства США была сокращена с 35 до 5 человек, что сделало невозможной процедуру выдачи виз. Сегодня же стало очевидно, что дипломатические связи двух стран, пускай и медленно, но начинают восстанавливаться. Впрочем, происходит все это в довольно своеобразной форме. Например, Соединенные Штаты, демонстрируя лояльное отношение к действиям властей и заявляя том, что выступают за «развитие белорусской культуры, белорусской идентичности и укрепления независимости страны», абсолютно не скрывают, что содействуют развитию местной самоидентификации, основанной не на государственной идеологии, а на националистических идеях оппозиции. Это подтверждается и тем фактом, что посольство США неоднократно поддерживало откровенно русофобские проекты оппозиционных партий и движений Белоруссии. Например, в начале марта американское диппредставительство опубликовало поздравление в адрес белорусского народа в связи «со столетием подписания Брест-Литовского мирного договора», где было особо подчеркнуто, что «25 марта (день объявления независимости Белорусской Народной Республики — «NOVOSTI-DNY.Ru») белорусы будут чтить память тех, кто вопреки тяжелым, неблагоприятным обстоятельствам отстаивал свою национальную идентичность и независимость». Несмотря на то, что в нынешнем году власти республики решили не отказывать оппозиции в проведении празднования 100-летия образования БНР, Александр Лукашенко по-прежнему относится к данному событию достаточно противоречиво, и вряд ли об этом не знали в посольстве США. Более того, о двойной игре Белого дома в Белоруссии косвенно свидетельствует и тот факт, что, неоднократно высказывая свои претензии к белорусским правоохранительным органам по вопросам нарушения прав человека, временный поверенный в делах США в республике Роберт Райли перед отъездом из страны по своей инициативе встретился с главой СК республики Носкевичем. И это несмотря на то, что именно этот орган несет персональную ответственность за ряд громких политических процессов в стране, в том числе дела пророссийских публицистов Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко.
Исходя из проводимой ныне политики Вашингтона следует, что США по-прежнему не видит необходимости кардинально менять свое отношение к официальному Минску, лишь немного корректируя свои действия в соответствии сз конкретной повесткой дня. Продолжающее балансирование белорусского руководства между Россией и Западом положительно оценивается Соединенными Штатами, хотя формально в Белом доме не изменили своего отношения к вопросам прав человека и свободы СМИ в Белоруссии, постоянно намекая Минску на то, что санкции продолжают действовать, хотя и находятся во временно «замороженном» состоянии. При этом следует отметить, что ухудшение белорусско-американских отношений, следуя логике последних лет, возможно лишь в случае серьезных международных потрясений и резкой смены нынешнего внешнеполитического курса Александра Лукашенко, которая будет угрожать американским интересам в регионе. В ином случае позиция США в отношении Белоруссии будет оставаться в заданных ранее границах умеренного сотрудничества. Одновременно Вашингтон и дальше будет стремиться удержать Белоруссию, которая, по мнению директора Национальной разведки США Дэниэла Коутса, рассматривается Россией как буфер между собой и НАТО, от превращения в реального, а не номинального союзника России. Последнее, к слову, полностью соответствует желанию и белорусских властей, которые за последние годы построили всю внутреннюю политику на идее сохранения полной независимости от кого бы то ни было, в том числе и Москвы.
Со своей стороны, белорусские власти по-прежнему будут ориентироваться на развитие торгово-экономического сотрудничества и привлечение в страну инвестиций из США, а также добиваться отмены американских санкций без каких-либо дополнительных условий при снижении внимания к нарушениям прав человека в стране. При этом, ради улучшения двухсторонних отношений с США и ЕС официальный Минск уже сегодня готов к тому, чтобы окончательно дистанцироваться от продолжающейся конфронтации между Россией и Западом. Если это и есть то, что в белорусской столице называют «стратегическим партнёрством», тогда у нового представителя США в Белоруссии будет достаточно возможностей для того, чтобы перевести процесс сближения двух стран в практическую плоскость.
Западная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
05.07 «Наша книга — удар по белорусским националистам и украинским самостийникам»
29.06 «Воссоединение России с Белоруссией стало бы крупным национальным успехом»
27.06 Коррупция в Белоруссии: новые взяточники на месте старых
24.06 Союзное государство: что происходит?
19.06 Эскалация антисемитизма в Белоруссии: кому это нужно?
Все новости сюжета
Комментарии (0)