© РИА Новости, Александр Кряжев | Перейти в фотобанкМититака Хаттори рассказывает о поездке на Сахалин. На южной части острова сохранились объекты японского присутствия, например, узкоколейная железная дорога шириной всего 1067 миллиметров. Однако некоторые из таких памятников культуры и истории на грани исчезновения, сетует автор.
Исчезающая японская узкоколейная железная дорога
На востоке Евразийского материка, севернее Хоккайдо, находится остров Карафуто (российское название — Сахалин). После русско-японской войны в соответствии с Портсмутским мирным договором остров был разделен на южную и северную части по 50-й параллели. Северная часть отошла Российской империи (впоследствии СССР), а южная — Японии. Тем не менее в августе 1945 года СССР развязал боевые действия против Японии, и советские войска захватили южную часть Сахалина.
С тех пор СССР (а затем и Российская Федерация) контролировал всю территорию Карафуто. Ситуация не изменилась и по сей день. В настоящее время в соответствии с административным делением России Карафуто входит в Сахалинскую область Дальневосточного федерального округа (не только Карафуто, но и Курильские острова).
В южной части Сахалина и сейчас в небольшом количестве сохранилось наследие японского периода правления. Один из примеров — узкоколейная железная дорога шириной 1067 миллиметров, проложенная Японией. Тем не менее в 2003 году Россия приступила к реализации проекта изменения ширины сахалинской железной дороги на российские стандарты, составляющие 1520 миллиметров. После различных перипетий 1 сентября этого года была наконец-то начата эксплуатация ширококолейной железной дороги.
Таким образом, исчезло еще одно напоминание о японском правлении на Сахалине. Когда я узнал об этом, мне захотелось поднять тему редкого японского наследия на Сахалине, поэтому в этой статье я рассмотрю этот вопрос (основываясь только на своем личном опыте).
Кстати, администрация Путина задумала грандиозный проект: соединить Сахалин с Россией, построив мост в Татарском проливе (в его самой узкой части — проливе Невельского) и пустив по нему поезда. Расширение колеи сахалинской железной дороги до 1520 миллиметров — это один из этапов подготовки к тому, чтобы в будущем между материком и Сахалином ходили поезда.
Фотографию ниже (эта и последующие фотографии находятся в оригинале статьи — прим. ред.) я сделал в 2013 году на вокзале в столице области Южно-Сахалинске (японское название — Тоёхара), когда колея была еще узкой. После этого железная дорога и вагоны были заменены на ширококолейные, поэтому сейчас можно сказать, что это был ценный кадр.
Кстати, поезд на переднем плане, на котором написано «Д2-007», был сделан в 1986 году на вагоностроительном заводе Fuji Heavy Industries в Уцуномии. В то время СССР импортировал через корпорацию «Содзицу» 40 десятивагонных поездов для того, чтобы перенять японские железнодорожные технологии. К сожалению, в связи с отменой на Сахалине узкоколейных железных дорог, похоже, что эти поезда также уйдут на покой.
Музей символизирует архитектурное наследие
Сейчас на Сахалине практически не осталось архитектуры японского периода правления. Между тем здание Музея Карафуто, построенное в то время Японией, в настоящее время используется в качестве Сахалинского государственного областного краеведческого музея. Его архитектура в японском стиле напоминает о былых временах.
Музей Карафуто открылся в 1937 году. Он был построен в популярном тогда стиле тэйкан с замковой крышей. 24 августа 1945 года советские войска реквизировали его.
В советские времена в Сахалинском государственном областном краеведческом музее не было никаких материалов о японском периоде, который длился с 1905 по 1945 год. После распада СССР в музее появились и японские экспонаты, например, там можно увидеть пограничный камень, стоявший на 50-й параллели.
Лично меня потрясла одна фотография в музее, когда я впервые посетил его в 2013 году. Япония потерпела поражение в 1945 году, и южная часть Сахалина отошла СССР, однако это не значит, что японцы сразу же уехали на основной остров. Большинству пришлось жить в непростых условиях на Сахалине под советским суверенитетом.
На фотографии ниже — митинг в честь Дня международной солидарности трудящихся 1 мая, организованный в 1946 году. На ней видно название Национального завода морских котиков, а также что-то, по форме напоминающее это животное, однако интересно то, что среди радостных русских нет ни одного улыбающегося японца. Это заставляет задуматься о жестокости их судеб.
Сахалинский государственный областной краеведческий музей я посетил еще раз в 2018 году, и этой фотографии уже не было. Возможно, той выставки уже нет.
Памятник высадки экспедиционного корпуса
Это случилось, когда я поехал осмотреть СПГ-завод проекта «Сахалин-2», который находится в Пригородном недалеко от Корсакова (японское название — Отомари). Я взобрался на холм неподалеку и увидел памятник с японскими иероглифами (на фотографии ниже).
Надпись на упавшем памятнике гласит: «Памятник высадки экспедиционного корпуса». Дату мне разобрать не удалось, однако потом в генеральном консульстве Японии мне сказали, что там также указан 1905 год. Другими словами, памятник был установлен в честь высадки войск на остров, когда Япония победила Российскую империю и получила Сахалин.
Кстати, сейчас это место популярно среди местных жителей в качестве пляжа. Холм был заставлен припаркованными автомобилями. Пейзаж весьма сюрреалистичный: поваленный японский памятник, пляж, наполненный беззаботными отдыхающими, и крупнейший в мире СПГ-завод, виднеющийся на горизонте.
Отделение в Отомари бывшего банка «Хоккайдо Такусёку»
В центре Корсакова есть архитектурное наследие Японии. Это — отделение в Отомари бывшего банка «Хоккайдо Такусёку». Я там не был, но публикую фотографию, которую сделал мой коллега.
Отделение открылось на Карафуто в 1905 году, вскоре после окончания Русско-японской войны. «Такусёку» направил туда сотрудников по доверенности от Банка Японии. В 1907 году отделение получило официальную лицензию. Банк частично открывал депозиты в иностранной валюте.
Когда СССР завоевал Сахалин, отделение в Отомари закрылось, однако здание сохранилось. По слухам, в последние годы строение арендует секция каратэ Кёкусинкай. Интерьер оформлен в современном стиле: мраморные колонны и так далее, однако, судя по фотографии, здание давно не ремонтировалось.
По последней информации, там установили леса, и ведутся реставрационные работы. Следовательно, это японское наследие избежит исчезновения и продолжит напоминать о японском периоде правления.
© РИА Новости, Александр Кряжев | Перейти в фотобанкМититака Хаттори рассказывает о поездке на Сахалин. На южной части острова сохранились объекты японского присутствия, например, узкоколейная железная дорога шириной всего 1067 миллиметров. Однако некоторые из таких памятников культуры и истории на грани исчезновения, сетует автор. Исчезающая японская узкоколейная железная дорога На востоке Евразийского материка, севернее Хоккайдо, находится остров Карафуто (российское название — Сахалин). После русско-японской войны в соответствии с Портсмутским мирным договором остров был разделен на южную и северную части по 50-й параллели. Северная часть отошла Российской империи (впоследствии СССР), а южная — Японии. Тем не менее в августе 1945 года СССР развязал боевые действия против Японии, и советские войска захватили южную часть Сахалина. С тех пор СССР (а затем и Российская Федерация) контролировал всю территорию Карафуто. Ситуация не изменилась и по сей день. В настоящее время в соответствии с административным делением России Карафуто входит в Сахалинскую область Дальневосточного федерального округа (не только Карафуто, но и Курильские острова). В южной части Сахалина и сейчас в небольшом количестве сохранилось наследие японского периода правления. Один из примеров — узкоколейная железная дорога шириной 1067 миллиметров, проложенная Японией. Тем не менее в 2003 году Россия приступила к реализации проекта изменения ширины сахалинской железной дороги на российские стандарты, составляющие 1520 миллиметров. После различных перипетий 1 сентября этого года была наконец-то начата эксплуатация ширококолейной железной дороги. Таким образом, исчезло еще одно напоминание о японском правлении на Сахалине. Когда я узнал об этом, мне захотелось поднять тему редкого японского наследия на Сахалине, поэтому в этой статье я рассмотрю этот вопрос (основываясь только на своем личном опыте). Кстати, администрация Путина задумала грандиозный проект: соединить Сахалин с Россией, построив мост в Татарском проливе (в его самой узкой части — проливе Невельского) и пустив по нему поезда. Расширение колеи сахалинской железной дороги до 1520 миллиметров — это один из этапов подготовки к тому, чтобы в будущем между материком и Сахалином ходили поезда. Фотографию ниже (эта и последующие фотографии находятся в оригинале статьи — прим. ред.) я сделал в 2013 году на вокзале в столице области Южно-Сахалинске (японское название — Тоёхара), когда колея была еще узкой. После этого железная дорога и вагоны были заменены на ширококолейные, поэтому сейчас можно сказать, что это был ценный кадр. Кстати, поезд на переднем плане, на котором написано «Д2-007», был сделан в 1986 году на вагоностроительном заводе Fuji Heavy Industries в Уцуномии. В то время СССР импортировал через корпорацию «Содзицу» 40 десятивагонных поездов для того, чтобы перенять японские железнодорожные технологии. К сожалению, в связи с отменой на Сахалине узкоколейных железных дорог, похоже, что эти поезда также уйдут на покой. Музей символизирует архитектурное наследие Сейчас на Сахалине практически не осталось архитектуры японского периода правления. Между тем здание Музея Карафуто, построенное в то время Японией, в настоящее время используется в качестве Сахалинского государственного областного краеведческого музея. Его архитектура в японском стиле напоминает о былых временах. Музей Карафуто открылся в 1937 году. Он был построен в популярном тогда стиле тэйкан с замковой крышей. 24 августа 1945 года советские войска реквизировали его. В советские времена в Сахалинском государственном областном краеведческом музее не было никаких материалов о японском периоде, который длился с 1905 по 1945 год. После распада СССР в музее появились и японские экспонаты, например, там можно увидеть пограничный камень, стоявший на 50-й параллели. Лично меня потрясла одна фотография в музее, когда я впервые посетил его в 2013 году. Япония потерпела поражение в 1945 году, и южная часть Сахалина отошла СССР, однако это не значит, что японцы сразу же уехали на основной остров. Большинству пришлось жить в непростых условиях на Сахалине под советским суверенитетом. На фотографии ниже — митинг в честь Дня международной солидарности трудящихся 1 мая, организованный в 1946 году. На ней видно название Национального завода морских котиков, а также что-то, по форме напоминающее это животное, однако интересно то, что среди радостных русских нет ни одного улыбающегося японца. Это заставляет задуматься о жестокости их судеб. Сахалинский государственный областной краеведческий музей я посетил еще раз в 2018 году, и этой фотографии уже не было. Возможно, той выставки уже нет. Памятник высадки экспедиционного корпуса Это случилось, когда я поехал осмотреть СПГ-завод проекта «Сахалин-2», который находится в Пригородном недалеко от Корсакова (японское название — Отомари). Я взобрался на холм неподалеку и увидел памятник с японскими иероглифами (на фотографии ниже). Надпись на упавшем памятнике гласит: «Памятник высадки экспедиционного корпуса». Дату мне разобрать не удалось, однако потом в генеральном консульстве Японии мне сказали, что там также указан 1905 год. Другими словами, памятник был установлен в честь высадки войск на остров, когда Япония победила Российскую империю и получила Сахалин. Кстати, сейчас это место популярно среди местных жителей в качестве пляжа. Холм был заставлен припаркованными автомобилями. Пейзаж весьма сюрреалистичный: поваленный японский памятник, пляж, наполненный беззаботными отдыхающими, и крупнейший в мире СПГ-завод, виднеющийся на горизонте. Отделение в Отомари бывшего банка «Хоккайдо Такусёку» В центре Корсакова есть архитектурное наследие Японии. Это — отделение в Отомари бывшего банка «Хоккайдо Такусёку». Я там не был, но публикую фотографию, которую сделал мой коллега. Отделение открылось на Карафуто в 1905 году, вскоре после окончания Русско-японской войны. «Такусёку» направил туда сотрудников по доверенности от Банка Японии. В 1907 году отделение получило официальную лицензию. Банк частично открывал депозиты в иностранной валюте. Когда СССР завоевал Сахалин, отделение в Отомари закрылось, однако здание сохранилось. По слухам, в последние годы строение арендует секция каратэ Кёкусинкай. Интерьер оформлен в современном стиле: мраморные колонны и так далее, однако, судя по фотографии, здание давно не ремонтировалось. По последней информации, там установили леса, и ведутся реставрационные работы. Следовательно, это японское наследие избежит исчезновения и продолжит напоминать о японском периоде правления.
Комментарии (0)