Почему два континента выпали из дипломатической географии Армении ? - «Новости Армении»

  • 15:16, 11-янв-2019
  • Армения
  • Creighton
  • 0


11 января 2019, 13:00 - NovostiNKОдин из ключевых канонов дипломатии гласит: главная цель установления отношений между государствами заключается в налаживании и развитии дружественных, политических, экономических, военных, культурных и других связей. Так объясняют это учебники и энциклопедии. В действительности же руководитель государства перед тем как подписать то или иное соглашение тысячу раз взвешивает все «за» и «против»: а что это даст моей стране и народу? Ведь осуществление любой международной сделки, открытие и содержание любого представительства требует немалых расходов и человеческого потенциала.

Куда сложнее выполнять эти функции государству, только обретшему независимость, у которого нет опыта, необходимых финансовых средств и соответствующих кадров.

Армения не является исключением. Главнейшей нашей задачей в годы независимости было создание за рубежом дипломатической инфраструктуры – посольств, консульств. Ее решение требовало больших денег, которых у Еревана не было. Россия, ставшая субъектом международного права, сделала нам, как и другим бывшим советским республикам, следующее предложение: либо берите долю советской недвижимости, зданий за рубежом, либо откажитесь от вашего долга Советскому Союзу. Долг Армении составлял всего 700 миллионов долларов. Мы выбрали второй вариант – аннулирование долга. С подробностями переговоров я не знаком, но потери, могу сказать, были колоссальными.

А трудности, с которыми Армения столкнулась при создании своих дипломатических представительств за рубежом, мы ощущаем по сей день. Дефицит опыта и финансов, а в отдельных случаях их полное отсутствие, сыграли отрицательную роль в этом важном процессе государственного строительства. Диаспора не везде могла оказывать равнозначную помощь отечественным дипломатам. В разных странах возникали разного рода проблемы с армянскими организациями и частными благотворителями. Кто платит, тот и заказывает музыку. Эта народная мудрость в точности подходит к этапу становления нашей дипломатии тех лет.

Объективные и субъективные трудности оказали пагубное влияние на дипломатическую службу Армении. Как следствие, во внешнеполитической системе, в особенности в последние десятилетия, стали процветать непотизм (кумовство), дилетантизм, политический нигилизм и профессиональное безразличие. Постыдные случаи бегства послов и дипломатов более низкого ранга из страны, что равносильно измене родине, исчисляются десятками. Невесть откуда появились деловые люди, которые на собственные средства открывали диппредставительства и становились послами, ставя личный бизнес выше государственной работы.

Информация об аппарате МИД почему то считается государственной тайной. По некоторым сведениям, он достигает порядка 300 человек, что равнозначно аппарату МИД среднего европейского государства. Однако при столь раздутом составе дипломатическому корпусу Армении не удалось в минувшие годы обеспечить осуществление эффективной внешней политики. Наша дипломатическая служба десятилетиями была инертной и пассивной.

Кроме того, МИД работал в условиях абсолютного отсутствия какой-либо отчетности и контроля со стороны общества и парламента, отгородившись от налогоплательщиков плотной завесой тайны.

О какой отчетности могла идти речь, если в МИД со времен Вардана Осканяна была упразднена министерская коллегия? Следствием этого стало установление в ведомстве единоличной власти министра. В числе прочего, повод для недовольства давали нескончаемые дорогостоящие зарубежные вояжи министра и его близкого окружения, которые бросались в глаза на фоне скромных зарплат дипломатов. Не выдерживала никакой критики действовавшая в системе МИД практика избирательного, «а ля Брежнев» награждения.

Вызывало удивление обилие армянских посольств, выраставших как грибы после дождя, по всей территории Европы. Помимо ключевых европейских государств – Англии, Франции, Германии, Испании, Бельгии, Италии, Греции, - мы присутствуем также в Голландии, Дании, Швеции, Швейцарии и Финляндии.

Неужели мы так богаты, чтобы содержать такое количество представительств? Между тем можно было открыть одно посольство на всю Скандинавию. Это логичнее и рентабельнее, нежели «веерная практика». Можно было даже открыть одно посольство на Болгарию, Румынию, Польшу и Молдову. Во всяком случае такой путь избирают более крупные и богатые государства.

Теперь отправимся из Европы в Африку. Здесь нас вовсе нет. Как ни странно, это так. На африканском континенте у нас только одно посольство – в Египте, являющемся больше арабской, нежели африканской страной.
(Может, наши министры иностранных дел прислушались к совету доктора Айболита: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке акулы, в Африке гориллы. В Африке большие, злые крокодилы»?

А может, наши толстосумы выбирают себе «теплые края», предпочитая Европу, а не Африку, ну в крайнем случае страны Персидского залива?

К слову, ельцинская Россия в какой-то момент проигнорировала Африку и потеряла ее. На черном континенте появился Китай, приобрел там 15% недр и сегодня выкачивает миллиарды.)

Если мы в свое время из каких-то соображений отказались открывать посольство в Тель-Авиве и не стали поднимать с нулевого уровня армяно-израильские отношения, то игнорирование нами Африки не вписывается в рамки логики.

Материк площадью 30,3 миллиона квадратных километров с населением более миллиарда человек и несметными богатствами. Неужели нашим дипломатам неизвестно, что работать здесь во многих смыслах выгоднее, чем где-либо еще? Не стоит забывать и о том, что налаживание отношений с мусульманской Африкой имеет для нас важное политическое значение.

Происходящие в Армении глубокие перемены не могут не вбирать в себя и сферу внешней политики. Одним из проявлений этого стал саммит Франкофонии в Ереване, в ходе которого было послано немало мессиджей о необходимости развития армяно-африканских отношений. Важность форума заключалась и в том, что в Армению прибыл ряд лидеров африканского континента.

Именно в те дни, в ходе встречи с президентом Руанды Полом Кагамеи, в центральной штаб-квартире ООН премьер-министр Никол Пашинян выразил уверенность, что «саммит Франкофонии откроет новую страницу в отношениях Армении с африканскими странами-членами организации и будет способствовать развитию и углублению сотрудничества». А министр иностранных дел Зограб Мнацаканян отметил, что «расширение связей с государствами африканского континента является одним из внешнеполитических приоритетов Армении, и армянская сторона готова предпринять практические шаги по более эффективному использованию имеющегося потенциала».

Другой аномалией периода стагнации и застоя в республике и МИД можно считать факт отсутствия наших посольств в Австралии и Новой Зеландии, где сформировалась крупная армянская община, по разным оценкам достигающая 60 тысяч. (Зато у нас есть посольство во Вьетнаме. С чего бы это?)

... В условиях сложной геополитической ситуации и напряженности в международных отношениях нынешние власти Армении взяли на вооружение новый политический курс. Эта политика декларирована как многовекторная, а по сути – ориентированная на армянские интересы и Армению. Успех в осуществлении столь амбициозной программы зависит не только от внешней политики, активной, взвешенной, проработанной до последней детали и отшлифованной, но и от дипломатической службы, которая является ее(внешней политики) инструментом.

А ей досталось тяжелое наследство.

Будем надеяться, что положение исправится и у нашего государства будет отвечающая его целям и задачам дипломатия.
Арман Навасардян
Поделитесь с друзьями:

11 января 2019, 13:00 - NovostiNKОдин из ключевых канонов дипломатии гласит: главная цель установления отношений между государствами заключается в налаживании и развитии дружественных, политических, экономических, военных, культурных и других связей. Так объясняют это учебники и энциклопедии. В действительности же руководитель государства перед тем как подписать то или иное соглашение тысячу раз взвешивает все «за» и «против»: а что это даст моей стране и народу? Ведь осуществление любой международной сделки, открытие и содержание любого представительства требует немалых расходов и человеческого потенциала. Куда сложнее выполнять эти функции государству, только обретшему независимость, у которого нет опыта, необходимых финансовых средств и соответствующих кадров. Армения не является исключением. Главнейшей нашей задачей в годы независимости было создание за рубежом дипломатической инфраструктуры – посольств, консульств. Ее решение требовало больших денег, которых у Еревана не было. Россия, ставшая субъектом международного права, сделала нам, как и другим бывшим советским республикам, следующее предложение: либо берите долю советской недвижимости, зданий за рубежом, либо откажитесь от вашего долга Советскому Союзу. Долг Армении составлял всего 700 миллионов долларов. Мы выбрали второй вариант – аннулирование долга. С подробностями переговоров я не знаком, но потери, могу сказать, были колоссальными. А трудности, с которыми Армения столкнулась при создании своих дипломатических представительств за рубежом, мы ощущаем по сей день. Дефицит опыта и финансов, а в отдельных случаях их полное отсутствие, сыграли отрицательную роль в этом важном процессе государственного строительства. Диаспора не везде могла оказывать равнозначную помощь отечественным дипломатам. В разных странах возникали разного рода проблемы с армянскими организациями и частными благотворителями. Кто платит, тот и заказывает музыку. Эта народная мудрость в точности подходит к этапу становления нашей дипломатии тех лет. Объективные и субъективные трудности оказали пагубное влияние на дипломатическую службу Армении. Как следствие, во внешнеполитической системе, в особенности в последние десятилетия, стали процветать непотизм (кумовство), дилетантизм, политический нигилизм и профессиональное безразличие. Постыдные случаи бегства послов и дипломатов более низкого ранга из страны, что равносильно измене родине, исчисляются десятками. Невесть откуда появились деловые люди, которые на собственные средства открывали диппредставительства и становились послами, ставя личный бизнес выше государственной работы. Информация об аппарате МИД почему то считается государственной тайной. По некоторым сведениям, он достигает порядка 300 человек, что равнозначно аппарату МИД среднего европейского государства. Однако при столь раздутом составе дипломатическому корпусу Армении не удалось в минувшие годы обеспечить осуществление эффективной внешней политики. Наша дипломатическая служба десятилетиями была инертной и пассивной. Кроме того, МИД работал в условиях абсолютного отсутствия какой-либо отчетности и контроля со стороны общества и парламента, отгородившись от налогоплательщиков плотной завесой тайны. О какой отчетности могла идти речь, если в МИД со времен Вардана Осканяна была упразднена министерская коллегия? Следствием этого стало установление в ведомстве единоличной власти министра. В числе прочего, повод для недовольства давали нескончаемые дорогостоящие зарубежные вояжи министра и его близкого окружения, которые бросались в глаза на фоне скромных зарплат дипломатов. Не выдерживала никакой критики действовавшая в системе МИД практика избирательного, «а ля Брежнев» награждения. Вызывало удивление обилие армянских посольств, выраставших как грибы после дождя, по всей территории Европы. Помимо ключевых европейских государств – Англии, Франции, Германии, Испании, Бельгии, Италии, Греции, - мы присутствуем также в Голландии, Дании, Швеции, Швейцарии и Финляндии. Неужели мы так богаты, чтобы содержать такое количество представительств? Между тем можно было открыть одно посольство на всю Скандинавию. Это логичнее и рентабельнее, нежели «веерная практика». Можно было даже открыть одно посольство на Болгарию, Румынию, Польшу и Молдову. Во всяком случае такой путь избирают более крупные и богатые государства. Теперь отправимся из Европы в Африку. Здесь нас вовсе нет. Как ни странно, это так. На африканском континенте у нас только одно посольство – в Египте, являющемся больше арабской, нежели африканской страной. (Может, наши министры иностранных дел прислушались к совету доктора Айболита: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке акулы, в Африке гориллы. В Африке большие, злые крокодилы»? А может, наши толстосумы выбирают себе «теплые края», предпочитая Европу, а не Африку, ну в крайнем случае страны Персидского залива? К слову, ельцинская Россия в какой-то момент проигнорировала Африку и потеряла ее. На черном континенте появился Китай, приобрел там 15% недр и сегодня выкачивает миллиарды.) Если мы в свое время из каких-то соображений отказались открывать посольство в Тель-Авиве и не стали поднимать с нулевого уровня армяно-израильские отношения, то игнорирование нами Африки не вписывается в рамки логики. Материк площадью 30,3 миллиона квадратных километров с населением более миллиарда человек и несметными богатствами. Неужели нашим дипломатам неизвестно, что работать здесь во многих смыслах выгоднее, чем где-либо еще? Не стоит забывать и о том, что налаживание отношений с мусульманской Африкой имеет для нас важное политическое значение. Происходящие в Армении глубокие перемены не могут не вбирать в себя и сферу внешней политики. Одним из проявлений этого стал саммит Франкофонии в Ереване, в ходе которого было послано немало мессиджей о необходимости развития армяно-африканских отношений. Важность форума заключалась и в том, что в Армению прибыл ряд лидеров африканского континента. Именно в те дни, в ходе встречи с президентом Руанды Полом Кагамеи, в центральной штаб-квартире ООН премьер-министр Никол Пашинян выразил уверенность, что «саммит Франкофонии откроет новую страницу в отношениях Армении с африканскими странами-членами организации и будет способствовать развитию и углублению сотрудничества». А министр иностранных дел Зограб Мнацаканян отметил, что «расширение связей с государствами африканского континента является одним из внешнеполитических приоритетов Армении, и армянская сторона готова предпринять практические шаги по более эффективному использованию имеющегося потенциала». Другой аномалией периода стагнации и застоя в республике и МИД можно считать факт отсутствия наших посольств в Австралии и Новой Зеландии, где сформировалась крупная армянская община, по разным оценкам достигающая 60 тысяч. (Зато у нас есть посольство во Вьетнаме. С чего бы это?) . В условиях сложной геополитической ситуации и напряженности в международных отношениях нынешние власти Армении взяли на вооружение новый политический курс. Эта политика декларирована как многовекторная, а по сути – ориентированная на армянские интересы и Армению. Успех в осуществлении столь амбициозной программы зависит не только от внешней политики, активной, взвешенной, проработанной до последней детали и отшлифованной, но и от дипломатической службы, которая является ее(внешней политики) инструментом. А ей досталось тяжелое наследство. Будем надеяться, что положение исправится и у нашего государства будет отвечающая его целям и задачам дипломатия. Арман Навасардян Поделитесь с друзьями:


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!