© РИА Новости, Соломон Лулишов | Перейти в фотобанкДаже огромная транспортная компания Maersk, несмотря на прошлогодний успешный эксперимент, не хочет отправлять свои корабли через арктические воды и заявляет, что пока не рассматривает Северный морской путь как альтернативу традиционным трассам.
Нигде глобальное изменение климата не заметно так, как в Арктике. Все последние годы в конце лета лед там тает значительно быстрее, чем нарастает зимой. На Дальнем Севере потепление происходит в два раза быстрее, чем в среднем на планете. Ведь когда арктический лед тает в одном месте, это ускоряет таяние вокруг. В физике это объясняется довольно просто: вода в океане темная и поглощает намного больше тепла, чем лед. Разница по-настоящему значительна: если альбедо морской воды, то есть соотношение отраженного излучения к его общему количеству, достигает около 0,06, то альбедо льда составляет 0,5-0,7. То есть на порядок больше. Таким образом, лед отражает от 50 до 70 процентов солнечной энергии, а вода, напротив, почти всю ее поглощает. Закономерность, которая проще и понятнее, чем сложные глобальные изменения климата, принципиально влияет на экономику и политику.
Поэтому сегодня Арктика вызывает интерес даже у тех государств, которые долго не принимали ее во внимание. Уже ясно, что открывается новая трасса для международной торговли, которая соединит быстро растущие азиатские экономики во главе с Китаем и богатые европейские государства. По сравнению с трассой через Суэцкий канал (за пользование которым надо еще и платить) Северный путь сократит рейсы транспортных судов на 10-15 дней. А это очень привлекательная перспектива для морских перевозчиков.
Это подтвердило прошлогоднее путешествие контейнерного корабля «Venta Maersk» из Владивостока через Берингов пролив в Санкт-Петербург. Значительную часть пути судно, которое может транспортировать 3,6 тысячи контейнеров, сопровождал ледокол под названием «50 лет Победы». Однако его помощь понадобилась всего на три дня. Если правильно рассчитать время и погоду, этот путь можно пройти и без ледоколов. С 2017 года подобных переходов совершено уже несколько. Но это не снижает потребность в кораблях, способных колоть ледяной панцирь.
Дело в том, что россияне планируют поддерживать проходимость Северного морского пути круглый год. Они считают, что это станет возможным уже в ближайшие десять лет. Для этого потребуется целая флотилия новых ледоколов. Атомных ледоколов. Россия специализируется на них еще со времен холодной войны, а теперь планирует построить сразу четыре. Первый из них, «Арктика», уже совершил одно пробное плавание, хотя был спущен на воду с опозданием в несколько лет. Таким образом, идея отправлять через Берингов пролив конвои кораблей становится все более реальной.
Однако Северный морской путь не для всех. Корабль «Venta Maersk» приспособлен для плаваний в ледяных водах (до минус 25 градусов), но таких среди грузовых судов немного. А что касается самых больших, то среди них вообще нет подобных кораблей. На фоне экономии топлива и времени это создает определенную проблему. Кроме того, интенсивное использование пути вдоль неприветливого сибирского побережья требует новой инфраструктуры. Но пока Россия не торопится ее создавать.
Другой аспект — это военные базы. Своей мечты о собственном Суэцком канале Россия хочет достичь благодаря нескольким опорным точкам вдоль морской трассы. С тех пор как Владимир Путин вернулся в Кремль, Россия построила (или полностью модернизировала) сразу семь арктических военных баз. Там установлены радары, которые способны распознавать передвижения на больших расстояниях, а также размещены противокорабельные и зенитные ракеты и, несмотря на суровый климат, тысячи солдат.
Для русских это долгосрочная инвестиция. «Северный морской путь — это наша национальная артерия», — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. На трассу, которую открыло глобальное потепление, претендует и Китай, рассуждающий о Полярном шелковом пути. Но обратить потенциал в прибыль будет непросто. Ведь даже огромная транспортная компания Maersk, несмотря на прошлогодний успешный эксперимент, не хочет отправлять свои корабли через арктические воды и заявляет, что пока не рассматривает его как альтернативу традиционным трассам.
© РИА Новости, Соломон Лулишов | Перейти в фотобанкДаже огромная транспортная компания Maersk, несмотря на прошлогодний успешный эксперимент, не хочет отправлять свои корабли через арктические воды и заявляет, что пока не рассматривает Северный морской путь как альтернативу традиционным трассам.Нигде глобальное изменение климата не заметно так, как в Арктике. Все последние годы в конце лета лед там тает значительно быстрее, чем нарастает зимой. На Дальнем Севере потепление происходит в два раза быстрее, чем в среднем на планете. Ведь когда арктический лед тает в одном месте, это ускоряет таяние вокруг. В физике это объясняется довольно просто: вода в океане темная и поглощает намного больше тепла, чем лед. Разница по-настоящему значительна: если альбедо морской воды, то есть соотношение отраженного излучения к его общему количеству, достигает около 0,06, то альбедо льда составляет 0,5-0,7. То есть на порядок больше. Таким образом, лед отражает от 50 до 70 процентов солнечной энергии, а вода, напротив, почти всю ее поглощает. Закономерность, которая проще и понятнее, чем сложные глобальные изменения климата, принципиально влияет на экономику и политику. Поэтому сегодня Арктика вызывает интерес даже у тех государств, которые долго не принимали ее во внимание. Уже ясно, что открывается новая трасса для международной торговли, которая соединит быстро растущие азиатские экономики во главе с Китаем и богатые европейские государства. По сравнению с трассой через Суэцкий канал (за пользование которым надо еще и платить) Северный путь сократит рейсы транспортных судов на 10-15 дней. А это очень привлекательная перспектива для морских перевозчиков. Это подтвердило прошлогоднее путешествие контейнерного корабля «Venta Maersk» из Владивостока через Берингов пролив в Санкт-Петербург. Значительную часть пути судно, которое может транспортировать 3,6 тысячи контейнеров, сопровождал ледокол под названием «50 лет Победы». Однако его помощь понадобилась всего на три дня. Если правильно рассчитать время и погоду, этот путь можно пройти и без ледоколов. С 2017 года подобных переходов совершено уже несколько. Но это не снижает потребность в кораблях, способных колоть ледяной панцирь. Дело в том, что россияне планируют поддерживать проходимость Северного морского пути круглый год. Они считают, что это станет возможным уже в ближайшие десять лет. Для этого потребуется целая флотилия новых ледоколов. Атомных ледоколов. Россия специализируется на них еще со времен холодной войны, а теперь планирует построить сразу четыре. Первый из них, «Арктика», уже совершил одно пробное плавание, хотя был спущен на воду с опозданием в несколько лет. Таким образом, идея отправлять через Берингов пролив конвои кораблей становится все более реальной. Однако Северный морской путь не для всех. Корабль «Venta Maersk» приспособлен для плаваний в ледяных водах (до минус 25 градусов), но таких среди грузовых судов немного. А что касается самых больших, то среди них вообще нет подобных кораблей. На фоне экономии топлива и времени это создает определенную проблему. Кроме того, интенсивное использование пути вдоль неприветливого сибирского побережья требует новой инфраструктуры. Но пока Россия не торопится ее создавать. Другой аспект — это военные базы. Своей мечты о собственном Суэцком канале Россия хочет достичь благодаря нескольким опорным точкам вдоль морской трассы. С тех пор как Владимир Путин вернулся в Кремль, Россия построила (или полностью модернизировала) сразу семь арктических военных баз. Там установлены радары, которые способны распознавать передвижения на больших расстояниях, а также размещены противокорабельные и зенитные ракеты и, несмотря на суровый климат, тысячи солдат. Для русских это долгосрочная инвестиция. «Северный морской путь — это наша национальная артерия», — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. На трассу, которую открыло глобальное потепление, претендует и Китай, рассуждающий о Полярном шелковом пути. Но обратить потенциал в прибыль будет непросто. Ведь даже огромная транспортная компания Maersk, несмотря на прошлогодний успешный эксперимент, не хочет отправлять свои корабли через арктические воды и заявляет, что пока не рассматривает его как альтернативу традиционным трассам.
Комментарии (0)