Helsingin Sanomat (Финляндия): финский художник получил уникальную возможность наблюдать за жизнью российской императорской семьи - «История»
- 20:13, 24-сен-2019
- Россия / Интернет / Здоровье / Общество / Культура / Новости дня
- Novosti-Dny
- 0
Санкт-Петербург — Малоизвестные работы финского художника Альберта Эдельфельта (Albert Edelfelt, 1854-1905), на которых запечатлены дети российской императорской семьи, будут представлены публике в феврале на уникальной выставке Художественного музея Синебрюхова в Хельсинки.
Цикл картин художника Альберта Эдельфельта, состоящий из трех работ, на которых запечатлены дети рода Романовых, впервые будет выставляться в Финляндии.
Произведения оказались в разных российских и финских коллекциях. В России они в последний раз выставлялись вместе в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
В 2017 году Сани Контула-Вебб (Sani Kontula-Webb) обнаружила в Рыбинском музее-заповеднике работу Эдельфельта «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» (Suuriruhtinaat Boris ja Kirill Vladimirovit? lapsina, племянники Александра III, прим. перев.). В 2019 году эта картина впервые окажется в Финляндии.
Это первая работа Эдельфельта, в которой он запечатлел детей российской императорской семьи. И именно она послужила импульсом для создания целой выставки.
«Когда я нашла эту картину, то подумала, что было бы здорово привезти ее в Финляндию и показать финской аудитории. Я решила сделать выставку, на которой можно было бы увидеть все произведения этого цикла вместе», — говорит Сани Контула-Вебб, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге.
(Полотно было перевезено в Рыбинск в 1920-е годы и утратило свое первоначальное название. Сюжет картины под условным названием «Дети» оставался неизвестным в том числе потому, что юные князья были запечатлены на ней в платьях и с длинными кудрявыми волосами в соответствии с модой того времени, прим. перев.)
Выставка будет проводиться Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Художественным музеем Синебрюхова.
Альберт Эдельфельт стал придворным художником императорской семьи после того, как великий князь Владимир Александрович (младший брат Александра III, прим. перев.) пришел в восторг от его картины «Добрые друзья» (Hyv?t yst?v?t), которая была представлена на выставке Императорской Академии художеств осенью 1881 года.
Позже Эдельфельт написал портреты Андрея (1881 год), младшего сына князя Владимира, а также запечатлел детей Александра III, великого князя Михаила и великую княгиню Ксению (1882 год).
Владелец работы случайно увидел в интернете статью, в которой рассказывалось о том, как Контула-Вебб нашла картину Эдельфельта. Он отыскал Контулу-Вебб в интернете и связался с ней.
Во время телефонного разговора поляк сообщил, что нашел картину Эдельфельта, свернутую в рулон, на чердаке дома своего покойного родственника. Контула-Вебб не могла поверить своим ушам.
«Я была ошеломлена. Честно говоря, сначала я отнеслась к ситуации с недоверием. Это казалось мне настолько невероятным. Владелец тоже был поражен своей находкой», — рассказывает Контула-Вебб.
Картина, найденная в плохом состоянии, была отреставрирована в Национальном музее Польши, и польские специалисты подтвердили ее подлинность. До открытия выставки в Художественном музее Синебрюхова картина будет изучена в Финляндии.
Эту картину заказала у Эдельфельта супруга Александра III Мария Федоровна. Работа изначально находилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, но позже была перевезена в один из императорских дворцов в Польше.
В августе Контула-Вебб ездила смотреть картину к польским владельцам в город Лодзь. Она изучила этапы создания работы и попыталась выяснить, как она попала из Санкт-Петербурга в Польшу, а потом и вовсе была обнаружена на чердаке частного дома.
В Польше было три императорских резиденции: дворец в Беловеже, дворец в Скреневице и охотничья резиденция в Спале.
Императорская семья с удовольствием проводила время в Спале. Сохранилось несколько фотографий, на которых члены императорской семьи и их близкие сидят в тенистой роще.
«Я подумала, что „Под березами" могли перенести из Аничкова дворца в Спалу по личной просьбе Марии Федоровны. По своей тематике произведение хорошо подходило для резиденции, находящейся в окружении природы, и отражало проведенное там время», — рассуждает Контула-Вебб.
В Санкт-Петербурге произведение «Под березами» выставляться не будет, но выставка работ Эдельфельта все равно будет уникальной для города.
«Эта выставка откроет очень интересную страницу общей истории и культуры наших стран. Эдельфельта в России плохо знают, хотя он писал членов императорской семьи и написал портрет Николая II», — говорит Контула-Вебб.
Контула-Вебб специализируется на творчестве финских художников, которые писали картины по российской тематике в период существования Великого княжества Финляндского. По ее словам, Эдельфельт получил редкую возможность наблюдать за жизнью императорской семьи.
Например, Эдельфельт жил в Гатчине, когда писал портреты детей Александра III. В своих письмах он очень подробно рассказывал об атмосфере во дворце, условиях жизни и особенностях поведения детей.
«Император Николай II лично позировал Эдельфельту в Зимнем дворце в 1896 году. Обычно официальные портреты писались по образцу уже существовавших портретов и по фотографиям. То, что Эдельфельту посчастливилось провести время наедине с Николаем — уникальный случай», — отмечает Контула-Вебб.
Обнаруженные работы Эдельфельта
В 2017 году Рыбинском музее-заповеднике была найдена картина Альберта Эдельфельта, которая известна финнам под названием «Великие князья Кирилл и Борис в детстве, групповой портрет». Произведение числилось в музее города с 1921 года, но в Финляндии об этом не знали.
Картина Эдельфельта «Под березами» была найдена в Польше в 2018 году. Ее заказала Эдельфельту супруга Александра III Мария Федоровна.
Комментарии (0)