© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкВ основе систематических проблем, из-за которых страдают отношения России и некоторых других государств с США и многими европейскими странами, лежат такие факторы, как вера Соединенных Штатов и некоторых европейских держав в свою «исключительность», в свое надуманное цивилизационное превосходство. Автор рассуждает о том, как можно выбраться из этого тупика.
1 сентября 2019 года будет отмечаться 80-я годовщина начала Второй мировой войны, которая стала большой катастрофой для многих государств Европы и всего мира в целом. Даже сухая статистика о погибших в этой войне сама по себе шокирует людей. Война унесла жизни 55 миллионов человек, в том числе 26,6 миллиона граждан СССР.
С точки зрения мировой истории 80 лет — это немного. Но, судя по всему, это достаточный срок для того, чтобы понять, что международное сообщество, а вернее, его часть до сих пор не извлекла или не захотела извлечь уроки как из трагедии Второй мировой войны, так и из последовавшей за ней холодной войны.
А из этой войны следует вынести следующие важнейшие уроки: необходимо отказаться от усилий по установлению глобальной гегемонии, политики обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других ради своих ограниченных национальных интересов или интересов определенных блоков, попыток раздела и международной изоляции определенных государств, обращения к таким бессовестным геополитическим методам, как сталкивание государств и народов друг с другом.
Похожие методы использовались и накануне Второй мировой войны. Реальные факты, подтвержденные большим количеством документов, с которых был снят гриф секретности, показывают, что европейские элиты того времени пытались отвести от себя атаки фашистской Германии и направить эту угрозу на восток, прежде всего на советскую Россию. Результатом этой политики стало подписание правительствами Великобритании и Франции 30 сентября 1938 года Мюнхенского соглашения (о присоединении Судетской области Чехословакии к Германии).
Предложения остались без внимания
В этих условиях советское руководство все равно не прекращало усилий по созданию системы коллективной безопасности вместе с Лондоном и Парижем при участии Варшавы, и после оккупации гитлеровской армией Чехословакии в марте 1939 года потребность в такой системе стала еще выше. Париж и Лондон, затягивая переговоры с нашей страной, пренебрегали нашими предложениями о создании системы коллективной безопасности. Весной 1939 года, когда во многом стало понятно, что война неизбежна, эти страны, наивно полагая, что они не будут участвовать в войне, вели двойную игру и пытались направить атаки Гитлера на восток.
В период, когда, с одной стороны, стал очевиден провал советско-британо-французских переговоров, а вероятность сближения Великобритании и Франции с Германией стала еще выше, с другой стороны, возросла военная напряженность между СССР и милитаристской Японией, Москва была вынуждена сделать исключительный и не особенно желательный для себя дипломатический маневр. Советское правительство, руководствуясь соображениями безопасности своего государства, в начале августа 1939 года дало положительный ответ на предложение Берлина о переговорах и 23 августа подписало Договор о ненападении, как к тому моменту сделали несколько европейских государств.
Двери открыты
Договор, называемый «пактом Молотова — Риббентропа», впоследствии послужил поводом для спекуляций и обвинений со стороны некоторых западных историков и политиков. Чтобы стереть позорные события в своей истории, с одной стороны, и очернить Советский Союз, а в дальнейшем его наследницу — Российскую Федерацию, с другой, они рассматривали этот договор в отрыве от общей ситуации того времени. А некоторые заходили еще дальше и неоднократно пытались изобразить СССР если не главным зачинщиком войны, то по крайней мере агрессивной силой, ставя его в один ряд с фашизмом — врагом человечества. Таким «экспертам» следует напомнить, что важнейший и решающий вклад в разгром гитлеровской Германии и освобождение Европы и мира от нацистской угрозы внесли Россия и другие бывшие советские республики.
Окончание холодной войны и связанной с ней биполярной беспощадной идеологической борьбы в конце 1980-х — начале 1990-х годов создало беспрецедентные возможности для реконструкции европейского и мирового порядка на основе единой системы безопасности и широкого сотрудничества. В этом контексте, например, могло бы иметь смысл создание новых основ европейской безопасности благодаря укреплению военно-политической части Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Поскольку Россия выдвинула множество предложений и инициатив по этому вопросу, она все еще держит двери открытыми.
Западные партнеры, к сожалению, выбрали другой путь и предпочли действовать в направлении конфронтации, такой как расширение НАТО на восток и приближение альянса к границам России. Предпринимаются последовательные шаги по созданию точек нестабильности на российских границах и постсоветском пространстве. При этом применяются разные методы. Используются технологии «цветных революций», с помощью марионеточных лидеров пытаются реанимировать военными путями «замороженные» проблемы, создаются новые кризисы путем организации антиконституционных переворотов и обеспечения крена в сторону антироссийскости правительств или некоторых групп в странах, народы которых имеют многовековые братские узы с Россией и русскими. Такие сценарии привели к известным событиям в Грузии в августе 2008 года и на Украине в 2013-2014 годах.
Сознательное искажение
Между тем западные лидеры и политические эксперты сознательно искажают происходящие события. Ведется широкомасштабная информационная война, нагнетается антироссийская истерия, задействуется механизм односторонних, безосновательных экономических санкций. В отношении России пытаются создать образ агрессивной страны, которая возрождает свою былую военную мощь и геополитическое превосходство СССР. Однако именно США, а не Россия, создали обширную сеть военных баз, чтобы весь мир держать под контролем. Именно США и НАТО, а не Россия, ежегодно увеличивают свои расходы на военные нужды. В 2018 году бюджет, выделенный США на вооружение, был в 14 раз больше российского, а бюджет НАТО — в 20 раз больше, чем у России.
Выход
Вашингтон планомерно действует в направлении разрушения всех основных элементов системы контроля над стратегическими вооружениями, которая создавалась десятки лет: прежде всего США вышли из Договора по противоракетной обороне в 2002 году, а теперь и из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. За этими опасными шагами следуют заявления американских официальных лиц о наращивании ядерных вооружений. В этом же контексте следует рассматривать отказ администрации США от начала переговоров о продлении Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истекает в феврале 2021 года.
В основе систематических проблем, из-за которых страдают отношения России и некоторых других государств с США и многими европейскими странами, лежит ряд следующих факторов: США и некоторые европейские страны считают себя «исключительными», верят в свое надуманное цивилизационное превосходство и расценивают «традиционные западные демократические ценности» как уникальные. Выбраться из этого тупика можно только с помощью осознания необходимости вести диалог на основе общепринятых принципов и норм международного права, на которые опирается и созданная сразу после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций. Долгосрочный успех может быть достигнут только в том случае, если будет поддерживаться партнерство цивилизаций, основанное на сотрудничестве и взаимодействии разных культур в рамках взаимоуважения.
Одним из важнейших примеров межгосударственного диалога, развивающегося в рамках взаимоуважения, являются современные российско-турецкие отношения. Время от времени, когда в связи с некоторыми региональными проблемами возникают разные подходы и разногласия, наши страны всегда показывают, что готовы к равноправному и целесообразному диалогу, пытаются найти общий язык даже по самым сложным вопросам.
Россия ни с кем не хочет конфликтовать. Наоборот, мы готовы развивать самое широкое сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с США, НАТО и ЕС. Руководство Российской Федерации неоднократно говорило об этом. Перед лицом новых общих угроз необходимо возвращение к неустанным работам в направлении создания равноправной, неделимой архитектуры безопасности в Европе — Атлантике и Евразии, а также к многостороннему сотрудничеству независимых стран.
© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкВ основе систематических проблем, из-за которых страдают отношения России и некоторых других государств с США и многими европейскими странами, лежат такие факторы, как вера Соединенных Штатов и некоторых европейских держав в свою «исключительность», в свое надуманное цивилизационное превосходство. Автор рассуждает о том, как можно выбраться из этого тупика.1 сентября 2019 года будет отмечаться 80-я годовщина начала Второй мировой войны, которая стала большой катастрофой для многих государств Европы и всего мира в целом. Даже сухая статистика о погибших в этой войне сама по себе шокирует людей. Война унесла жизни 55 миллионов человек, в том числе 26,6 миллиона граждан СССР. С точки зрения мировой истории 80 лет — это немного. Но, судя по всему, это достаточный срок для того, чтобы понять, что международное сообщество, а вернее, его часть до сих пор не извлекла или не захотела извлечь уроки как из трагедии Второй мировой войны, так и из последовавшей за ней холодной войны. А из этой войны следует вынести следующие важнейшие уроки: необходимо отказаться от усилий по установлению глобальной гегемонии, политики обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других ради своих ограниченных национальных интересов или интересов определенных блоков, попыток раздела и международной изоляции определенных государств, обращения к таким бессовестным геополитическим методам, как сталкивание государств и народов друг с другом. Похожие методы использовались и накануне Второй мировой войны. Реальные факты, подтвержденные большим количеством документов, с которых был снят гриф секретности, показывают, что европейские элиты того времени пытались отвести от себя атаки фашистской Германии и направить эту угрозу на восток, прежде всего на советскую Россию. Результатом этой политики стало подписание правительствами Великобритании и Франции 30 сентября 1938 года Мюнхенского соглашения (о присоединении Судетской области Чехословакии к Германии). Предложения остались без внимания В этих условиях советское руководство все равно не прекращало усилий по созданию системы коллективной безопасности вместе с Лондоном и Парижем при участии Варшавы, и после оккупации гитлеровской армией Чехословакии в марте 1939 года потребность в такой системе стала еще выше. Париж и Лондон, затягивая переговоры с нашей страной, пренебрегали нашими предложениями о создании системы коллективной безопасности. Весной 1939 года, когда во многом стало понятно, что война неизбежна, эти страны, наивно полагая, что они не будут участвовать в войне, вели двойную игру и пытались направить атаки Гитлера на восток. В период, когда, с одной стороны, стал очевиден провал советско-британо-французских переговоров, а вероятность сближения Великобритании и Франции с Германией стала еще выше, с другой стороны, возросла военная напряженность между СССР и милитаристской Японией, Москва была вынуждена сделать исключительный и не особенно желательный для себя дипломатический маневр. Советское правительство, руководствуясь соображениями безопасности своего государства, в начале августа 1939 года дало положительный ответ на предложение Берлина о переговорах и 23 августа подписало Договор о ненападении, как к тому моменту сделали несколько европейских государств. Двери открыты Договор, называемый «пактом Молотова — Риббентропа», впоследствии послужил поводом для спекуляций и обвинений со стороны некоторых западных историков и политиков. Чтобы стереть позорные события в своей истории, с одной стороны, и очернить Советский Союз, а в дальнейшем его наследницу — Российскую Федерацию, с другой, они рассматривали этот договор в отрыве от общей ситуации того времени. А некоторые заходили еще дальше и неоднократно пытались изобразить СССР если не главным зачинщиком войны, то по крайней мере агрессивной силой, ставя его в один ряд с фашизмом — врагом человечества. Таким «экспертам» следует напомнить, что важнейший и решающий вклад в разгром гитлеровской Германии и освобождение Европы и мира от нацистской угрозы внесли Россия и другие бывшие советские республики. Окончание холодной войны и связанной с ней биполярной беспощадной идеологической борьбы в конце 1980-х — начале 1990-х годов создало беспрецедентные возможности для реконструкции европейского и мирового порядка на основе единой системы безопасности и широкого сотрудничества. В этом контексте, например, могло бы иметь смысл создание новых основ европейской безопасности благодаря укреплению военно-политической части Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Поскольку Россия выдвинула множество предложений и инициатив по этому вопросу, она все еще держит двери открытыми. Западные партнеры, к сожалению, выбрали другой путь и предпочли действовать в направлении конфронтации, такой как расширение НАТО на восток и приближение альянса к границам России. Предпринимаются последовательные шаги по созданию точек нестабильности на российских границах и постсоветском пространстве. При этом применяются разные методы. Используются технологии «цветных революций», с помощью марионеточных лидеров пытаются реанимировать военными путями «замороженные» проблемы, создаются новые кризисы путем организации антиконституционных переворотов и обеспечения крена в сторону антироссийскости правительств или некоторых групп в странах, народы которых имеют многовековые братские узы с Россией и русскими. Такие сценарии привели к известным событиям в Грузии в августе 2008 года и на Украине в 2013-2014 годах. Сознательное искажение Между тем западные лидеры и политические эксперты сознательно искажают происходящие события. Ведется широкомасштабная информационная война, нагнетается антироссийская истерия, задействуется механизм односторонних, безосновательных экономических санкций. В отношении России пытаются создать образ агрессивной страны, которая возрождает свою былую военную мощь и геополитическое превосходство СССР. Однако именно США, а не Россия, создали обширную сеть военных баз, чтобы весь мир держать под контролем. Именно США и НАТО, а не Россия, ежегодно увеличивают свои расходы на военные нужды. В 2018 году бюджет, выделенный США на вооружение, был в 14 раз больше российского, а бюджет НАТО — в 20 раз больше, чем у России. Выход Вашингтон планомерно действует в направлении разрушения всех основных элементов системы контроля над стратегическими вооружениями, которая создавалась десятки лет: прежде всего США вышли из Договора по противоракетной обороне в 2002 году, а теперь и из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. За этими опасными шагами следуют заявления американских официальных лиц о наращивании ядерных вооружений. В этом же контексте следует рассматривать отказ администрации США от начала переговоров о продлении Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), срок действия которого истекает в феврале 2021 года. В основе систематических проблем, из-за которых страдают отношения России и некоторых других государств с США и многими европейскими странами, лежит ряд следующих факторов: США и некоторые европейские страны считают себя «исключительными», верят в свое надуманное цивилизационное превосходство и расценивают «традиционные западные демократические ценности» как уникальные. Выбраться из этого тупика можно только с помощью осознания необходимости вести диалог на основе общепринятых принципов и норм международного права, на которые опирается и созданная сразу после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций. Долгосрочный успех может быть достигнут только в том случае, если будет поддерживаться партнерство цивилизаций, основанное на сотрудничестве и взаимодействии разных культур в рамках взаимоуважения. Одним из важнейших примеров межгосударственного диалога, развивающегося в рамках взаимоуважения, являются современные российско-турецкие отношения. Время от времени, когда в связи с некоторыми региональными проблемами возникают разные подходы и разногласия, наши страны всегда показывают, что готовы к равноправному и целесообразному диалогу, пытаются найти общий язык даже по самым сложным вопросам. Россия ни с кем не хочет конфликтовать. Наоборот, мы готовы развивать самое широкое сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с США, НАТО и ЕС. Руководство Российской Федерации неоднократно говорило об этом. Перед лицом новых общих угроз необходимо возвращение к неустанным работам в направлении создания равноправной, неделимой архитектуры безопасности в Европе — Атлантике и Евразии, а также к многостороннему сотрудничеству независимых стран.
Комментарии (0)