Yle (Финляндия): литр бензина в России по-прежнему стоит дешево, изменение климата по словам руководства страны - тайный заговор Запада; большинство россиян все же считают, что изменение климата имеет место - «Новости»
- 16:36, 18-мар-2019
- Россия / Большой Кавказ / Технологии / Общество / Мир / Экономика / Политика / Мнения / Статистика / Мероприятия / Энергетика / Ростов-на-Дону / Новости дня
- Edgarpo
- 0
Москва — Москвич, организатор мероприятий в защиту природы Алексей Бахрушин задумчиво смотрит на улицу родного города. Кругом грязь и лужи. Бахрушин погружен в мрачные мысли — это свойственно русским.
«Снега больше нет, как нет и наших традиционных пейзажей. С этими лужами мы оказались в каком-то странном состоянии, мы больше не видим красоту. Снег радует глаз больше», — рассуждает он.
От московской зимы не осталось и следа. Вместо знакомого льда и снега улицы залиты лужами, температура поднялась до рекордных показателей.
«Последнее время погода в России стала гораздо теплее, чем раньше», — говорит студентка Даня Волконская.
«Если ничего не предпринимать, мир столкнется с масштабным потрясением», — мрачно предрекает она.
Бахрушин и Волконская не одиноки в своих взглядах.
Большая часть россиян согласны с тем, что климатические изменения имеют место. Согласно исследованию, проведенному в 2017 году, обеспокоены изменением климата больше 80% россиян, и больше половины из них считают причиной изменения климата действия человека.
«Наш дом — это не только квартира, в которой мы живем. Это весь мир. Если хочешь изменить мир, начни с себя», — говорит друг Волконской Алекс Хамаев.
Монополии диктуют свои условия
Несмотря на беспокойство граждан, в России об изменении климата особо не говорят. Россия производит примерно 4% тепличных газов всего мира.
Изменение климата не стоит в политической повестке дня России, хотя на Западе эта тема активно обсуждается.
Тема стала популярнее благодаря шведской девочке-подростку и докладу, опубликованному в 2018 году Межправительственной группой экспертов по изменению климата.
«В России проблема изменения климата практически не обсуждается, а если и обсуждается, то во всем начинают обвинять другие страны», — говорит руководитель энергетической программы природоохранной организации «Гринпис» в России Владимир Чупров.
Причина кроется в том, что экономика России опирается на ископаемое топливо — например, на производство нефти, газа и угля. Производство нефти и газа приносит стране примерно половину всех доходов. В России находятся крупнейшие в мире запасы газа, страна является одним из крупнейших производителей сырой нефти в мире.
Производство ископаемого топлива в стране находится под контролем крупных монополий, таких как «Роснефть», «Газпром» и сибирской энергетической компании «Суэк».
«Они заинтересованы в получении прибыли в короткий срок и не готовы вкладывать средства в модернизацию», — рассказывает Чупров.
Таким образом, у климатической политики есть прямое влияние как на доходы страны, так и на популярность президента Владимира Путина. Поэтому об этом чаще всего молчат.
Внешняя угроза
В российских СМИ изменение климата, как и многие другие вопросы, часто рассматривается как тайный заговор Запада против России и его «климатическое оружие». Таким образом, например, снижение выбросов тепличных газов воспринимается как угроза национальной безопасности России.
Согласно самым странным теориям, виновны созданные немцами ветропарки и антенны, установленные Америкой на Аляске.
«Вместо Запада обвиняли бы Китай, ведь он развивает возобновляемую энергию», — смеется Чупров из «Гринписа».
Свою лепту вносят и скептически настроенные ученые и исследователи, которые считают изменение климата нормальной сменой погодных условий или следствием изменений, происходящих в космосе, и отрицают роль человека в данном процессе. Как и государство,они молчат о проблеме, по очень простой причине.
«Они боятся за финансирование», — говорит Чупров.
Но ученые, проводящие критические исследования, есть.
Россия подписала Парижский договор о климате
Математический институт РАН разработал сложную модель изучения климата. В ней подробно рассматриваются факторы, влияющие на изменение климата, включая изменения в океанах и атмосфере и химическую реакцию почвы.
«Мы понимаем, что изменения в климате, которые произошли в этом столетии, на 90% связаны с деятельностью человека», — подтверждает ведущий научный сотрудник Евгений Володин.
Россия подписала Парижский договор по климату, но так его и не ратифицировала. Договор нацелен на то, чтобы затормозить изменение климата, и должен ограничить рост температуры на 1,5 градуса по сравнению с допромышленным временем.
Летом 2017 года президент Дональд Трамп сообщил, что США выходят из Договора. Россия думает поступить так же.
«Речь идет о том, насколько прибыльным этот Договор является для России. К сожалению, этот Договор стал политическим вопросом, хотя в первую очередь он должен быть вопросом науки», — негодует Володин.
Он напоминает: если объем выбросов будет увеличиваться экспоненциально, как было до этих пор, климат потеплеет на 4-6 градусов к концу этого тысячелетия.
«Каждый москвич говорит, что в детстве зимы были холоднее. Думаю, такое можно услышать по всему миру», — говорит Володин.
Лесные пожары загрязняют воздух
Москва известна, в том числе, автомобильным движением и пробками. За десять лет число автомобилей в России возросло практически в два раза.
Однако автопарк был обновлен, и выбросы находятся на том же уровне, как и в 1990-е годы. Автомобиль остается в России символом статуса, несмотря на развитие общественного транспорта.
«В России есть поговорка: если не можешь победить, приспосабливайся. Нынешняя жизнь стала настолько стремительной, что автомобиль стал необходимостью», — говорит водитель Сергей Перцев. Он остановил машину в Стремянном переулке и ждет своего клиента.
Перцев водит машину, работающую на бензине, но в последнее время он начал интересоваться и электромобилями. Однако их на российских дорогах особо не видно, и специальные места для заправки встречаются редко.
«Я сразу купил бы такую, если бы у меня хватало денег. Здесь в Москве надо организовать предназначенные для них места для остановок и для зарядки», — говорит Перцев.
По сравнению с Европой, цены на топливо остаются в России очень выгодными. Литр бензина обойдется примерно в 50 евроцентов.
Низкие цены гарантируют в России спокойствие в обществе — в отличие, к примеру, от Франции, где повышение цен заставило «желтые жилеты» выйти на улицы.
Путину, борющемуся с падением популярности и опасающемуся цветных революций, такое беспокойство в обществе ни к чему.
На возобновляемые источники энергии упора не делают
Но что же может делать могущественная Россия?
В России крупным источником загрязнений является не только промышленность, но и ежегодные крупные пожары. Одно взятие их под контроль уже стало бы большим шагом в вопросе очищения воздуха.
Затем стоило бы постепенно отказываться от использования ископаемой энергии. По подсчетам российского отделения «Гринпис», на один только обогрев сел в самых северных участках страны и на их снабжение электричеством уходит в целом 20 миллионов тонн угля и дизельного топлива в год.
У России есть значительный потенциал для использования биоэнергетики, ветра и солнца. Однако в развитие этих идей средства не вкладывают.
«Путин находится в патовой ситуации. Граждане не готовы платить еще и за зеленую энергию, а олигархи не хотят вкладываться в новые технологии на своих производствах, поскольку уже получают прибыль», — говорит Чупров из «Гринписа».
Несмотря на противоречивое отношение, администрация президента Путина поддерживает экологичные технологии — правда, не только по причинам, связанным с климатическими изменениями.
В вопросе технологий Россия отстает от Запада, и это мешает в том числе и повышению уровня жизни граждан.
Увеличение продолжительности жизни и улучшение инфраструктуры в целях повышения качества жизни россиян — одни из любимых тем Путина. А ведь новые технологии заведомо экологичны.
«Администрация Путина знает, что в зеленой модернизации экономики страны есть необходимость», — говорит Чупров из «Гринписа».
ЕС может установить ограничения на объем выбросов
Второй стимул — экспорт страны. Экономике России нужны доходы, которые она получает от экспорта, оставшегося вне санкций.
А в ЕС обращают больше внимания на производства, учитывающие изменение климата и вопросы окружающей среды.
«Кремль начал понимать, что, например, по объему выбросов ЕС может наложить на российскую торговлю ограничения», — поясняет Чупров.
Это угрожает, в частности, российским компаниям по производству стали, углеродный след от которых во много раз превышает показатели европейских фирм. Если их производство не будет отвечать требованиям ЕС по выбросам, то они больше не смогут сотрудничать с европейским рынком.
Обеспокоенность чувствуется и на улицах Москвы. Елена Кошечкина крепко держит свою дочь за руку и вздыхает.
«Подумайте о детях, подумайте о будущем. В какой стране, в каком мире им придется жить, — говорит она. — Решения нужно принимать сейчас».
Комментарии (0)