Остановить отток рабочих рук Армения сможет только с помощью ЕАЭС — эксперт - «Европа»

  • 20:00, 09-май-2018
  • Европа
  • Юлиан
  • 0

При новом премьер-министр Николе Пашиняне Армения не откажется от евразийской интеграции и стратегического партнерства с Россией, но выработка долгосрочной экономической политики сегодня остается одним из главных вызовов для властей страны, считает кандидат политических наук, заведующий сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина. По ее мнению, и бизнес, и население Армении уже ощутили первые положительные эффекты от вступления страны в ЕАЭС, но основная работа по интеграции Армении в евразийское пространство еще только предстоит. В конечном итоге, в социально-экономической жизни перед любыми властями Армении еще долго будет стоять один главный вопрос — удержание экономически активного населения в своей стране, и вне ЕАЭС его решение невозможно, уверена Елена Кузьмина.
Как вы оцениваете роль фактора членства Армении в ЕАЭС в тех высоких темпах экономического роста, который был отмечен в стране в прошлом году? Есть ли основания ожидать, что столь же высокую динамику ВВП Армении покажет и в этом году (если, конечно, политический кризис не распространится на экономику)?
Конечно, роль ЕАЭС в экономическом развитии Армении существенна. Но давайте сначала посмотрим, что Армения хочет от ЕАЭС. Основные отрасли экономики, которые развиваются в стране, — это промышленность и экспортно-ориентированные сегменты (обработка алмазов, ювелирные украшения, производство часов, фармацевтических препаратов, товаров легкой промышленности и биотехнологий, технической/точной разработки, обработки неметаллических минералов), туризм, информационные технологии, сельское хозяйство и АПК (производство коньяка и вина, консервов, сухофруктов, минеральных вод и соков), а также различный малый и средний бизнес (МСБ). Это отражено в Стратегии развития страны на 2014–2025 годы, в которой определено 11 соответствующих отраслевых кластеров. В этом документе сотрудничество со странами ТС/ЕАЭС очерчивается в рамках внешних факторов, которые будут влиять на развитие национальной экономики и качественного изменения ее структуры, а также интеграции в мировую экономику.
По мнению разработчиков стратегии, членство в ТС/ЕАЭС предоставит армянским производителям более легкий доступ к потребительскому рынку с населением более чем 170 миллионов человек. Учитывая качество армянской продукции и возможности его улучшения, возможно довольно быстрое вхождение ряда армянских товаров и услуг на евразийский рынок. С другой стороны, членство в Таможенном союзе позволит республике получить более дешевый импорт энергетических ресурсов, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению конкурентоспособности национальных товаров. При этом авторы стратегии предполагают сочетать возможности благоприятного торгового режима, предоставленного Европейским союзом, с одной стороны, и преимущества членства в Таможенном союзе, с другой стороны. Это будет создавать важные предварительные условия для экономического становления страны как определенного перекрестка для торгового взаимодействия двух союзов, а также увеличения армянского экспорта за счет значительного увеличения объемов экспортно-ориентированного промышленного производства. Однако в стратегии не говорится ни о каких конкретных шагах по претворению в жизнь этих задач или определению конкретных совместных производств или направлений сотрудничества.
А теперь посмотрим, что произошло в 2017 году. Начнем с торговли. Последние два года Армения резко наращивала объемы торговли со странами ЕАЭС: в 2016 году — на 53%, в 2017 году — еще на 41%, причем в основном за счет увеличения торговли с Россией. Торговля с третьими странами также увеличивалась, но выросла значительно меньше: в 2016 году — на 3,3%, в 2017 году — на 22,7%.
Еще один момент — рост ВВП Армении в прошлом году произошел в основном за счет роста промышленности на 12,6%. Для сравнения, в 2016 году промышленный рост составил 6,7%. А для развития промышленности нужны энергоресурсы, которые Армения получает от России.


Какие сегменты экономики Армении уже наиболее явным образом выиграли от вступления страны в ЕАЭС?
Это видно по товарной структуре экспорта Армении в страны ЕАЭС. В 2017 году продажи продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличились по сравнению с предыдущим годом на 23,7% (57,6% общего объема экспорта республики во взаимной торговле), текстиля, текстильных изделий и обуви — в 1,5 раза (на них приходится 13,7% экспорта Армении в рамках ЕАЭС), машин, оборудования и транспортных средств — в 1,6 раза (5% экспорта).
Известны ли вам инвестиционные проекты в Армении или проекты, инициированные армянскими предпринимателями в России, которые были начаты именно в связи с вступлением Армении в ЕАЭС? Есть ли основания рассчитывать на то, что интеграция в ЕАЭС будет способствовать диверсификации экономики Армении и армянского экспорта?
Можно напомнить, что в Армении действует более двух тысяч предприятий с российским капиталом, развивается сотрудничество в области энергетики, в том числе ядерной, в сферах транспорта, горнодобывающей промышленности, инновационных технологий и во многих других областях. Конечно, в часть этих предприятий инвестируют российские армяне. Учитывая российские интересы, о которых говорилось выше, у России и Армении есть планы расширять совместное промышленное производство и инновационные проекты.
При оценке долгосрочных перспектив экономики Армении армянские эксперты часто акцентируют высокий уровень человеческого капитала страны. В какой мере сохранению этот капитал востребован в рамках интеграции Армении к ЕАЭС? Способна ли Армения стать для ЕАЭС чем-то более значимым, чем поставщиком пищевых продуктов?
Этот аспект востребован. Но сегодня для Армении более важной задачей, с моей точки зрения, является необходимость сохранения человеческого потенциала внутри страны. Для того, чтобы сократить отток трудовых ресурсов из республики, и необходимо создание рабочих мест. А сделать это сегодня армянское правительство может лишь с помощью ЕАЭС.
В ряде своих последних выступлений новоназначенный премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в отношениях между Арменией и ЕАЭС есть ряд вопросов, которые необходимо решать, хотя и не конкретизировал их содержание. Какую повестку, по вашему мнению, Пашинян предложит для Армении в ЕАЭС, если он станет премьером и закрепится во власти? Можно ли верить его утверждениям, что Армения не будет выходить из ЕАЭС?
Я думаю, что новый премьер-министр Армении понимает важность для своей страны тех возможностей, которые дает единое экономическое пространство ЕАЭС. Значимым для республики является и тот диалог, который выстраивается у ЕАЭС с Ираном. Для Армении это и развитие гидроэнергетики, и транспортный прорыв, и ряд важных производственных возможностей. Именно поэтому в своем выступлении в парламенте на втором раунде выборов премьер-министра Пашинян заострил внимание на сотрудничестве с Россией — крупнейшем торговым партнером Армении — и на ЕАЭС. Немалую роль при этом сыграли вопросы безопасности страны. Так что, я думаю, мы не теряем Армению как партнера в экономике.
Просматривается ли у «народного премьера» какая-то собственная линия будущей экономической политики, или же его действия в этой сфере слабо предсказуемы? Какие в связи с этим существуют риски для экономики Армении в ближайшей перспективе?
Пока сделаны только первые заявления. Никакой экономической конкретики пока нет. Но для этого необходим серьезный анализ внутриэкономических проблем, а также возможности их преодоления — как своими силами, так и внешнеэкономическим сотрудничеством. А значит, нужно время, чтобы говорить о конкретных действиях новой экономической политики.
Удастся ли Армении «усидеть на двух стульях», одновременно включаясь в евразийскую интеграцию и в то же время развивая партнерство с Евросоюзом в рамках недавно подписанного соглашения? Можно ли в этой экономической многовекторности обойтись без политического выбора или/или?
По моему мнению, Армения уже значительно продвинулась на этом пути. Соглашение о всестороннем сотрудничестве ЕС с Арменией, подписанное в ноябре 2017 года, позволяет ей получить «средства на развитие гражданского общества, борьбу с коррупцией, развитие альтернативных источников энергии». Документ предусматривает допуск на европейские рынки некоторых товаров из Армении. ЕАЭС против этого соглашения не выступал. Более того, Евразийский союз не намерен замыкаться внутри самого себя и сам ищет варианты сотрудничества с ЕС, равно как и с другими региональными объединениями.
Ощутило ли уже население Армении плюсы от евразийской интеграции? Какие меры должны предпринимать новые власти страны, чтобы этот процесс оказался выгоден для как можно большего числа граждан?
Конечно. Это и облегченная законодательная база для трудовых мигрантов, всплеск въездного туризма из стран ЕАЭС, укрепление АПК республики и расширение торговли. Власти сегодня должны способствовать созданию новых рабочих мест в республике, необходимо работать и в сфере кооперации. Причем это не вопрос пары лет: кооперация формируется постепенно, требует времени — представители бизнеса разных стран должны познакомиться между собой, а власти — обеспечить необходимую информацию для налаживания сотрудничества.
Николай Проценко

При новом премьер-министр Николе Пашиняне Армения не откажется от евразийской интеграции и стратегического партнерства с Россией, но выработка долгосрочной экономической политики сегодня остается одним из главных вызовов для властей страны, считает кандидат политических наук, заведующий сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина. По ее мнению, и бизнес, и население Армении уже ощутили первые положительные эффекты от вступления страны в ЕАЭС, но основная работа по интеграции Армении в евразийское пространство еще только предстоит. В конечном итоге, в социально-экономической жизни перед любыми властями Армении еще долго будет стоять один главный вопрос — удержание экономически активного населения в своей стране, и вне ЕАЭС его решение невозможно, уверена Елена Кузьмина. Как вы оцениваете роль фактора членства Армении в ЕАЭС в тех высоких темпах экономического роста, который был отмечен в стране в прошлом году? Есть ли основания ожидать, что столь же высокую динамику ВВП Армении покажет и в этом году (если, конечно, политический кризис не распространится на экономику)? Конечно, роль ЕАЭС в экономическом развитии Армении существенна. Но давайте сначала посмотрим, что Армения хочет от ЕАЭС. Основные отрасли экономики, которые развиваются в стране, — это промышленность и экспортно-ориентированные сегменты (обработка алмазов, ювелирные украшения, производство часов, фармацевтических препаратов, товаров легкой промышленности и биотехнологий, технической/точной разработки, обработки неметаллических минералов), туризм, информационные технологии, сельское хозяйство и АПК (производство коньяка и вина, консервов, сухофруктов, минеральных вод и соков), а также различный малый и средний бизнес (МСБ). Это отражено в Стратегии развития страны на 2014–2025 годы, в которой определено 11 соответствующих отраслевых кластеров. В этом документе сотрудничество со странами ТС/ЕАЭС очерчивается в рамках внешних факторов, которые будут влиять на развитие национальной экономики и качественного изменения ее структуры, а также интеграции в мировую экономику. По мнению разработчиков стратегии, членство в ТС/ЕАЭС предоставит армянским производителям более легкий доступ к потребительскому рынку с населением более чем 170 миллионов человек. Учитывая качество армянской продукции и возможности его улучшения, возможно довольно быстрое вхождение ряда армянских товаров и услуг на евразийский рынок. С другой стороны, членство в Таможенном союзе позволит республике получить более дешевый импорт энергетических ресурсов, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению конкурентоспособности национальных товаров. При этом авторы стратегии предполагают сочетать возможности благоприятного торгового режима, предоставленного Европейским союзом, с одной стороны, и преимущества членства в Таможенном союзе, с другой стороны. Это будет создавать важные предварительные условия для экономического становления страны как определенного перекрестка для торгового взаимодействия двух союзов, а также увеличения армянского экспорта за счет значительного увеличения объемов экспортно-ориентированного промышленного производства. Однако в стратегии не говорится ни о каких конкретных шагах по претворению в жизнь этих задач или определению конкретных совместных производств или направлений сотрудничества. А теперь посмотрим, что произошло в 2017 году. Начнем с торговли. Последние два года Армения резко наращивала объемы торговли со странами ЕАЭС: в 2016 году — на 53%, в 2017 году — еще на 41%, причем в основном за счет увеличения торговли с Россией. Торговля с третьими странами также увеличивалась, но выросла значительно меньше: в 2016 году — на 3,3%, в 2017 году — на 22,7%. Еще один момент — рост ВВП Армении в прошлом году произошел в основном за счет роста промышленности на 12,6%. Для сравнения, в 2016 году промышленный рост составил 6,7%. А для развития промышленности нужны энергоресурсы, которые Армения получает от России. Какие сегменты экономики Армении уже наиболее явным образом выиграли от вступления страны в ЕАЭС? Это видно по товарной структуре экспорта Армении в страны ЕАЭС. В 2017 году продажи продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличились по сравнению с предыдущим годом на 23,7% (57,6% общего объема экспорта республики во взаимной торговле), текстиля, текстильных изделий и обуви — в 1,5 раза (на них приходится 13,7% экспорта Армении в рамках ЕАЭС), машин, оборудования и транспортных средств — в 1,6 раза (5% экспорта). Известны ли вам инвестиционные проекты в Армении или проекты, инициированные армянскими предпринимателями в России, которые были начаты именно в связи с вступлением Армении в ЕАЭС? Есть ли основания рассчитывать на то, что интеграция в ЕАЭС будет способствовать диверсификации экономики Армении и армянского экспорта? Можно напомнить, что в Армении действует более двух тысяч предприятий с российским капиталом, развивается сотрудничество в области энергетики, в том числе ядерной, в сферах транспорта, горнодобывающей промышленности, инновационных технологий и во многих других областях. Конечно, в часть этих предприятий инвестируют российские армяне. Учитывая российские интересы, о которых говорилось выше, у России и Армении есть планы расширять совместное промышленное производство и инновационные проекты. При оценке долгосрочных перспектив экономики Армении армянские эксперты часто акцентируют высокий уровень человеческого капитала страны. В какой мере сохранению этот капитал востребован в рамках интеграции Армении к ЕАЭС? Способна ли Армения стать для ЕАЭС чем-то более значимым, чем поставщиком пищевых продуктов? Этот аспект востребован. Но сегодня для Армении более важной задачей, с моей точки зрения, является необходимость сохранения человеческого потенциала внутри страны. Для того, чтобы сократить отток трудовых ресурсов из республики, и необходимо создание рабочих мест. А сделать это сегодня армянское правительство может лишь с помощью ЕАЭС. В ряде своих последних выступлений новоназначенный премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в отношениях между Арменией и ЕАЭС есть ряд вопросов, которые необходимо решать, хотя и не конкретизировал их содержание. Какую повестку, по вашему мнению, Пашинян предложит для Армении в ЕАЭС, если он станет премьером и закрепится во власти? Можно ли верить его утверждениям, что Армения не будет выходить из ЕАЭС? Я думаю, что новый премьер-министр Армении понимает важность для своей страны тех возможностей, которые дает единое экономическое пространство ЕАЭС. Значимым для республики является и тот диалог, который выстраивается у ЕАЭС с Ираном. Для Армении это и развитие гидроэнергетики, и транспортный прорыв, и ряд важных производственных возможностей. Именно поэтому в своем выступлении в парламенте на втором раунде выборов премьер-министра Пашинян заострил внимание на сотрудничестве с Россией — крупнейшем торговым партнером Армении — и на ЕАЭС. Немалую роль при этом сыграли вопросы безопасности страны. Так что, я думаю, мы не теряем Армению как партнера в экономике. Просматривается ли у «народного премьера» какая-то собственная линия будущей экономической политики, или же его действия в этой сфере слабо предсказуемы? Какие в связи с этим существуют риски для экономики Армении в ближайшей перспективе? Пока сделаны только первые заявления. Никакой экономической конкретики пока нет. Но для этого необходим серьезный анализ внутриэкономических проблем, а также возможности их преодоления — как своими силами, так и внешнеэкономическим сотрудничеством. А значит, нужно время, чтобы говорить о конкретных действиях новой экономической политики. Удастся ли Армении «усидеть на двух стульях», одновременно включаясь в евразийскую интеграцию и в то же время развивая партнерство с Евросоюзом в рамках недавно подписанного соглашения? Можно ли в этой экономической многовекторности обойтись без политического выбора или/или? По моему мнению, Армения уже значительно продвинулась на этом пути. Соглашение о всестороннем сотрудничестве ЕС с Арменией, подписанное в ноябре 2017 года, позволяет ей получить «средства на развитие гражданского общества, борьбу с коррупцией, развитие альтернативных источников энергии». Документ предусматривает допуск на европейские рынки некоторых товаров из Армении. ЕАЭС против этого соглашения не выступал. Более того, Евразийский союз не намерен замыкаться внутри самого себя и сам ищет варианты сотрудничества с ЕС, равно как и с другими региональными объединениями. Ощутило ли уже население Армении плюсы от евразийской интеграции? Какие меры должны предпринимать новые власти страны, чтобы этот процесс оказался выгоден для как можно большего числа граждан? Конечно. Это и облегченная законодательная база для трудовых мигрантов, всплеск въездного туризма из стран ЕАЭС, укрепление АПК республики и расширение торговли. Власти сегодня должны способствовать созданию новых рабочих мест в республике, необходимо работать и в сфере кооперации. Причем это не вопрос пары лет: кооперация формируется постепенно, требует времени — представители бизнеса разных стран должны познакомиться между собой, а власти — обеспечить необходимую информацию для налаживания сотрудничества. Николай Проценко


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!